Леонардо да Винчи как анатом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:28, реферат

Описание

Изучив и проанализировав предложенные темы, я без колебаний решила выбрать тему реферата - Леонардо да Винчи.
Аргументируя свой выбор, считаю обязательным упомянуть, что эпоха Возрождения, в моем понимании, - alma mater, она является фундаментом и опорой цивилизации как таковой. Это яркий период жизни человечества, который описывается во многих сферах деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ: 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 4
БИОГРАФИЯ 4
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ КАК АНАТОМ 6
ДНЕВНИКИ ЛЕОНАРДО 14
КОНЕЦ ЖИЗНИ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Работа состоит из  1 файл

Леонардо да Винчи.docx

— 259.10 Кб (Скачать документ)

Леонардо пытался понять и представить, что есть чувства, которые позволяют  человеку воспринимать окружающий мир. Свидетельством того, что этому Леонардо придавал большое значение, являются его дневниковые записи: "Общее  чувство есть то, которое судит  о вещах, данник ему другими чувствами. Общее чувство приводится в движение посредством вещей, данных ему другими  пятью чувствами. И чувства эти  приводятся в движение посредством  предметов, посылающих изображения  свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а  от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более  или менее.

В рисунках Леонардо большое внимание обращает на суставы позвонков - лишнее подтверждение желания исследовать  двигательные функции человека. Поражает точная передача строения позвоночника - сравнимая с данными КТ- и МРТ- исследований. Леонардо первый определил точное число позвонков и первый наиболее точно воспроизвел форму позвоночного столба. Отдельно изображены шейный отдел позвоночника, первый шейный позвонок - атлант (atlas), второй - осевой (axis) и третий. Схематично представлен спинной мозг, а также один из нервов каудальной группы. Леонардо да Винчи также первым предположил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника наподобие канатов, удерживающих мачту корабля.

Начиная с зарисовки смеющихся  голов, могучих и немощных торсов, рук, ног, художник увлекся медициной. Вазари вскользь упоминал о «Книге по анатомии лошадей, составленной мастером для своих научных занятий». Анатомическим исследованиям Леонардо да Винчи способствовала дружба с философом Маркантониоделла Торе, читавшим лекции по анатомии в местном университете. Профессор сам писал книги, а художник помогал ему их иллюстрировать. Подобно другу, Леонардо «видел медицину в свете учения Галена», однажды решив представить анатомию образно. На подготовительном этапе мастер готовил модели для рисунков, собственноручно очищая трупы от кожи и мышц. Обобщив результаты вскрытий в детализированных рисунках, художник заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, он рассматривал человеческий организм как образец «природной механики». Атлас по анатомии в исполнении великого Леонардо включал в себя 7000 листов текста, сопровождавшегося великолепными рисунками красным карандашом. На иллюстрациях представлены трупы, отдельно мышцы и кости, череп в различных пропорциях, скелет человека целиком и отдельные его части. «С величайшей тщательностью, — писал Вазари, — на этих рисунках, заштрихованных пером, изображались все кости, а затем по порядку соединялись сухожилиями и покрывались мышцами. Первыми рисовались те, которые прикреплены к костям, вторыми те, которые служат опорными точками. Третьими мышцами были те, которые управляют движениями. Тут же в разных местах он вписывал буквы неразборчивым почерком, левой рукой и навыворот так, что нельзя их разобрать, ибо читать нужно не иначе как с зеркалом». Большая часть листов с зарисовками человеческой анатомии долгое время находилась в архиве миланского дворянина Франческо Мельци. В молодости он был близко знаком с Леонардо да Винчи и счел долгом сохранить для потомков труды своего кумира. Сеньор Мельци очень дорожил этими листами и хранил их как реликвию наряду с портретом самого автора. Все, кому посчастливилось общаться с мастером, удивлялись разносторонности его таланта, представляя невозможным, чтобы «божественный дух» так обстоятельно рассуждал о костях, мышцах и сухожилиях.

Впервые описав кости и нервы, Леонардо да Винчи особое внимание уделил проблемам  эмбриологии и сравнительной  анатомии, кроме того, стремился  ввести экспериментальный метод  в биологию. Пользуясь покровительством флорентийского герцога Джулиано Медичи, питавшего пристрастие к наукам, художник дополнил анатомические опыты занятием алхимией. Разработал способы полировки зеркал, изготавливал масла и лаки, предназначенные для большей сохранности своих картин.

Следствием увлечения биологией  стало утверждение ботаники как  самостоятельной науки. Художник представил классические описания расположения листьев, явлений гелио — и геотропизма (ростовых движений), корневого давления и движения соков растений. Однако даже в этой серьезной области  мастер не отказывался от забав. Пользуясь  особой восковой мазью собственного изготовления, он сделал «тончайших зверушек». Наполняя фигурки воздухом, надувал  и отпускал, весело наблюдая за полетом. Вазари рассказал, каким образом  была преображена обычная ящерица, найденная садовником в парке. Леонардо прикрепил к ней крылья из чешуек кожи, содранной с других ящериц, и наполнил чешуйки ртутным составом так, что они затрепетали. Затем  приделал ящерице глаза, рога, бороду и держал животное в коробке, пугая  домашних.

Впрочем, Леонардо часто любил пошутить, используя  для этого свои научные познания. Однажды он очистил от жира бараньи  кишки настолько тщательно, что  тонкие органы полностью уместились на ладони. Поместив в соседней комнате  кузнечные меха, прикрепил к ним  один конец кишок и надул, предварительно пригласив гостей. Постепенно внутренности полностью заполнили комнату, а  перепуганные зрители забились в  угол. В это время Леонардо сопровождал  опыт рассказом о том, что «прозрачные  и полные воздухом кишки, занимавшие вначале мало места, могут занять очень много места только благодаря  его таланту».

Дневники  Леонардо

На  сегодняшний день от дневников Леонардо уцелело около 7000 страниц, находящихся  в разных коллекциях. Сначала бесценные  заметки принадлежали любимому ученику  мастера, Франческо Мельци, но когда тот умер, рукописи исчезли. Отдельные фрагменты начали «всплывать» на рубеже XVIII—XIX вв. Поначалу они не встретили должного интереса. Многочисленные владельцы даже не подозревали, какое сокровище попало к ним в руки. Но когда учёные установили авторство, выяснилось, что и амбарные книги, и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и странные чертежи, и исследования по геологии, архитектуре, гидравлике, геометрии, боевым фортификациям, философии, оптике, технике рисунка — плод одного человека. Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении.

Конец жизни

Леонардо присутствовал на свидании короля Франциска I с папой Львом X в Болонье 19 декабря 1515 года. Франциск поручил мастеру сконструировать механического льва, способного ходить, из груди которого появлялся бы букет лилий. Возможно, этот лев приветствовал короля в Лионе или использовался во время переговоров с папой.В 1516 году Леонардо принял приглашение короля и поселился в замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Здесь он провёл последние три года жизни со своим другом и учеником Франческо Мельци, получая пенсию порядка 10000 скудо.

Во Франции Леонардо почти не рисовал. У мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год  жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Эта малодостоверная, но распространённая во Франции легенда нашла отражение в полотнах Энгра, Ангелики Кауфман и многих других живописцев. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Его основным наследником был Франческо Мельци: кроме денег, он получил картины, инструменты, библиотеку и др. Салаи и его слуге досталось по половине виноградников Леонардо.

Заключение:

 Леонардо да Винчи принадлежат ценные технические изобретения в области военно-инженерного дела и гидротехники; своими открытиями он обогатил физику, геометрию, механику, астрономию, геологию, ботанику, анатомию. Утверждая опытный метод в науке, Леонардо да Винчи одним из первых в Европе стал вскрывать человеческие трупы и систематически изучать их строение, внедряя новые методы исследования (промывание органов проточной водой, инъецирование воском желудочков мозга и сосудов, распилы костей и матки.

Работы Леонардо да Винчи на полвека  опередили исследования основоположника  современной научной анатомии Андреаса Везалия, но остались неизвестными современникам. После его смерти все рукописи, объемом около семи тысяч листов унаследовал его ученик, друг и  компаньон Франческо Мельци, который систематизировал только то, что имело отношение к искусству. Остальное различными путями попало в частные коллекции и библиотеки Италии и других стран Западной Европы и долгое время не публиковалось.

Со временем рукописи Леонардо стали  собирать и во второй половине XVIII в. из его записей и рисунков было составлено 13 книг. Среди них: «Книга о животных», «О полете птиц», «Анатомические тетради» («Quadernid'Anatomia») и др. Таким образом труды Леонардо да Винчи по анатомии получили известность только в XVIII в. (уже после выхода в свет основополагающего труда Везалия), а изданы еще позднее (Турин, 1901).Леонардо да Винчи занимался математикой (по словам Вазари, он уже в детстве настолько преуспел в арифметике, что своими вопросами ставил в затруднительное положение преподавателей), гидромеханикой, геологией и физической географией, метеорологией, химией, астрономией, ботаникой, а также анатомией и физиологией человека и животных. Им написаны такие работы как: "О летании и движении тел в воздухе", "О свете, зрении и глазе".

Труды Леонардо представляют собой  дневники или рабочие тетради. Полностью  преобразовать и систематизировать  свои рукописи мастер не успел. Все  записи Леонардо сопровождаются гениальными  рисунками.

Поскольку труды Леонардо представляют собой дневники, то записи в них  весьма своеобразны. Это своего рода диалоги с воображаемым собеседником, в которых Леонардо отстаивает свое мнение, приводя веские доказательства; также в рукописях содержаться  указания автора самому себе и рассуждения, которые можно напрямую связать  с философией. Леонардо высоко ценил  опыт, так как практически обучался всему самостоятельно, изучал книги  и проверял свои теории на практике: "…каждый инструмент должен быть сделан на основе опыта".

Природное дарование дает человеку возможность достичь намеченной цели. Во всех вопросах, которые рассмотрел Леонардо, прослеживается поиск единственного, верного ответа. Леонардо да Винчи  считал, что к истине можно прийти, руководствуясь только логикой и  научными наблюдениями. Леонардо не признавал "умозрительных" теорий. В основу всего, в том числе самого познания, он ставил такую науку, как математика: "…ни одно человеческое исследование не может назваться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства".

Обширны и разнообразны интересы мастера  к книгам, среди прочих авторов  он изучал Авиценну, Аристотеля, Архимеда, Цельса, а приступив к анатомированию, ознакомился с трудами Галена и Гиппократа. "Величайшие достоинства, которыми когда-либо обладал человек, как ниспосланные свыше, так и врожденные, - или нет, все же сверхъестественные, чудесным образом соединившиеся в одном человеке: красота, грация, талант - были таковы, что, к чему бы этот человек, столь счастливо одаренный, ни обращался, любое его действие было божественно; он всегда оставлял всех других людей позади, и это воочию доказывало, что он ведом рукой самого Господа" (Джорджо Вазари).

До  сих пор многие грани этого  человека, бесконечно одаренного Богом, остаются загадкой.

 

Список литературы

[Электронный ресурс] Режим  доступа: http://region.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=215 http://ru.wikipedia.org/wiki/Леонардо да Винчи

http://worldgenius.ru/Anatomy.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/Возрождение

http://www.bibliotekar.ru История медицины Сорокина Т.С.

http://leonardo-davinchi.com/

Новосибирск 2011г.

 


Информация о работе Леонардо да Винчи как анатом