Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 22:00, реферат
Крещение Руси -- введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).
1.
Летописные свидетельства о крещении Руси
2.
Крещение других Русских Земель
3.
Летописные свидетельства о происхождении Русских Славян
4.
Список литературы
высшего профессионального образования
Новгородский
филиал
Факультет Международного менеджмента и туризма
Специальность
080507 «Менеджмент организации»
РЕФЕРАТ
По дисциплине: История Великого Новгорода
на тему:
Летописные свидетельства.
Выполнила студентка:
Нехаева Светлана Ивановна
Отделения Международного менеджмента и туризма_________________
Курс 1__________________
Группа
_________________
Проверил
преподаватель: Егорова Маргарита Анатольевна
Великий Новгород
2010
№ |
Содержание |
стр. |
1. |
Летописные свидетельства о крещении Руси |
|
2. | Крещение других Русских Земель |
|
3. |
Летописные свидетельства о происхождении Русских Славян |
|
4. |
Список литературы |
1.Летописные
свидетельства о крещении Руси
Крещение Руси -- введение в Киевской Руси христианства как государственной религии, осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем. Источники дают противоречивые указания на точное время крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году и считать началом официальной истории Русской Церкви (некоторые исследователи полагают, что крещение Руси состоялось позже: в 990 или 991 году).
Предыстория:
Считается вполне установленным фактом, что князья Аскольд и Дир c "болярами" и некоторым количеством народа приняли крещение в Киеве от епископа, посланного Константинопольским Патриархом Фотием I в начале или средине 860-х, вскоре после похода россов на Константинополь в 860 году. В конце IX века Русская епархия уже числится в списках константинопольских епископий сначала на 61-м, потом на 60-м месте. Эти события иногда именуют первым (Фотиевым, или Аскольдовым) крещением Руси.
Христианкой была супруга князя Игоря -- бабка князя Владимира, княгиня Ольга. Хотя о точном времени и месте принятия ею крещения существуют различные мнения, принято считать, согласно позднейшим исследованиям, что она крестилась в Константинополе в 957 году. Достоверные сведения о приёме императором Константином Багрянородным, которого принято считать её восприемником, содержатся в его трактате «О придворных церемониях». Отсутствие в трактате упоминания о её крещении даёт основание некоторым исследователям предполагать, что она могла уже быть к тому времени христианкой; трактат упоминает некого «пресвитера Григория» в её свите, в лице которого некоторые склонны усматривать её духовника.
Согласно В. Н. Татищеву (на основе спорной Иоакимовской летописи), симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святого.
Согласно «Повести временных лет», до крещения князя Владимира имело место «испытание вер»: Владимиру предлагались, в частности, ислам из Волжской Булгарии, иудаизм от хазар и латинство. Все они были отвергнуты князем по различным причинам.
Крещение
князя Владимира и киевлян
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) Киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После чего, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. Согласно русской летописи Повесть временных лет, князь во время крещения своего народа вознёс следующую молитву:
Боже великий, сотворивый небо и землю! При́зри на новыя люди сия и даждь им, Господи, уведети Тебе, истиннаго Бога, якоже уведеша Тя страны христианския, и утверди в них веру праву и несовратну, и мне помози, Господи, на супротивнаго врага, да надеяся на Тя и Твою державу, побежю козни его! |
Многие историки
относят крещение самого Владимира к 987
году. По византийским и арабским источникам,
в 987 году Константинополь заключает с
Русью союз для подавления мятежа Варды
Фоки. Условием князя была рука Царевны
Анны, сестры Императоров Василия и Константина, --
требование крайне унизительное для Ромейских
василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой
Фокой Владимир напал на Корсунь и овладел
им, угрожая Царьграду. Императоры соглашаются
отдать Анну за князя при условии предварительного
крещения Владимира, который нарекается
именем Василия -- в честь своего восприемника
Императора Василия II; Владимир же «вдасть
же за вено Корсунь греком царицы деля»
Последнее сообщение, вероятно, -- обратный
перевод из «Повести временных лет». В
целом, в византийской литературе событие
988 года осталось практически незамеченным,
поскольку, по представлениям греков,
обращение Руси произошло столетием раньшеhttp://ru.wikipedia.org/
Первый русский
по происхождению митрополит Киевский
Иларион (XI) так объясняет мотивы князя
Владимира: «<…> и въсиа разумъ въ сердци
его, яко разумѣти суету идольскыи
льсти и възыскати единого Бога, сътворьшааго
всю тварь видимую и невидимую. Паче же
слышано ему бѣ всегда о благовѣрьнии
земли Гречьскѣ, христолюбиви же и
сильнѣ вѣрою, како единого Бога
въ Троици чтуть и кланяются, како въ них
дѣются
силы и чюдеса и знамениа, како церкви
людии исполнены, како веси и гради благовѣрьни
вси въ молитвах предстоять, вси Богови
прѣстоять.
И си слышавъ, въждела сердцемь, възгорѣ
духомъ, яко быти ему христиану и земли
его.»http://ru.wikipedia.org/
Лаврентьевская летопись.
Древний текст см:
ПСРЛ, т.1, в.1, М., 1962; повторение изд. ПСРЛ,
Л" 1926; или в кн. "Литература Древней
Руси 1Х-ХП ев". М., 1978. Перевод Б. Кресеня.
6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве
один, и поставил кумиры на холме вне двора
теремного: Перуна деревянного - главу
серебряну, а ус злат, и Хорса-Дажьбога,
и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь... Владимир
посадил Добрыню, дядю своего, в Новгороде.
И, придя в Новгород, Добрыня поставил
кумира над рекою Волховом, и приносили
ему жертвы новгородцы как богу <...>.
Был же Владимир побежден похотью женскою,
и вот какие были у него супруги: Рогнеда,
которую посадил на Лыбеди <...>, от нее
имел четырех сыновей: Изеслава, Мстислава,
Ярослава, Всеволода, и две дочери; от гречанки
имел - Святополка; от чехини - Вышеслава;
от другой - Святослава и Мстислава; а от
болгарыни -Бориса и Глеба, а наложниц
у него было 300 - в Вышгороде, 300 - в Белгороде
и 200 на Берестове <...>. И был он ненасытен
в блуде, приводил к себе и замужних жен
и растлял девиц. Был он такой же женолюбец,
как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона
было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а
в конце концов погиб. Этот же был невежда,
а под конец обрел спасение.
В год 6496 (988) пошел Владимир с войском на
Корсунь, град греческий. <...> И послал
к царям Василию и Константину, и так им
передал: "Вот взял ваш город славный;
слышал же то, что имеете сестру девою;
если не отдадите ее за меня, то сотворю
городу вашему (столице) то же, что и этому
городу сотворил". И услышав это, они
(Василий и Константин) опечалились, и
послали ему весть, и так ответили: "Не
пристало христианам выдавать жен за неверных.
Если крестишься, то и ее получишь, и царство
небесное примешь, и с нами единоверен
будешь".
<...> По божьему промыслу в это время
разболелся Владимир глазами, и не видел
ничего, и скорбел сильно, и не знал, что
делать. И послала к нему царица (Анна)
и передала: "Если хочешь избавиться
от болезни сей, то крестись скорее; иначе
не избудешь недуга сего". Услышав, Владимир
сказал: "Если воистину исполнится это,
то поистине велик будет бог христианский".
И повелел крестить себя. Епископ же корсунский
с царицыными попами, огласив, крестил
Владимира. И когда возложил руку на него,
тотчас прозрел он. Владимир же, ощутив
свое внезапное исцеление, прославил бога:
"Теперь узрел я бога истинного:"
<...> После этого Владимир взял царицу
и попов -корсунских с мощами святого Климента
<...>, взял и сосуды церковные, и иконы
на благословение себе. <...> Забрал и
двух медных идолов, и четырех медных коней,
что и сейчас стоят за церковью св. Богородицы.
Корсунъ же отдал грекам как вено за царицу,
а сам пришел в Киев. И когда пришел, повелел
кумиры опрокинуть - одних изрубить, а
других - предать огню. Перуна же повелел
привязать к хвосту коня и волочить его
с горы по Боричеву взвозу к Ручью, и приставил
двенадцать мужей колотить его жезлами.
Делалось это не потому, что дерево чувствует,
но для поругания беса <:>. Вчера был
чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда
влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали
его неверные люди <...>. И, притащив,
сбросили его в Днепр. И сказал Владимир
сопровождающим: "Если он где пристанет,
вы отпихивайте его от берега, до тех пор,
пока не пройдет пороги, тогда лишь оставьте
его". Они так и сделали, как он велел.
Как только оставили его за порогами, так
принес его ветер на мель, которую потом
прозвали Перунья Мель, так она и до сего
дня называется. Затем послал Владимир
по всему городу сказать: "Если не обратится
кто завтра на реке - будь то богатый, или
бедный, или нищий, или раб, - противен будет
мне".
Мазуринский летописец. ПСРЛ. т. 34,
М., 1968. Перевод Б. Кресеня.
6498 (992). Добрыня, Дядя Владимира, отправился
в Великий Новгород, и все идолы сокрушил,
и требища разорил, и многих людей крестил,
и церкви воздвиг, и священников поставил
по городам и селам новгородского предела.
Кумира же Перуна посекли, и низвергли
на землю, и, привязав веревки, повлекли
его по калу, бив жезлами и топча. И в это
время вошел бес в того бездушного кумира
Перуна и в нем возопил, как человек: "О
горе мне! Ох мне! Достался я немилостивым
рукам". И сбросили его люди в реку Волхов
и заповедали, чтобы никто его не перенял.
Он" же, проплывая сквозь великий мост,
ударил по мосту своей палицей и сказал:
"Здесь пусть тешатся люди новгородские,
вспоминая меня", и тут творили безумные
люди многие годы, сходились в некие праздники
и устраивали представления, и творили
бои.
Иоакимовская летопись. Древний текст
в кн. Татищев В.Н. История Российская,
1т. М., 1963. Перевод Б. Кресеня.
6499 (991). В Новгороде люди, увидев, что Добрыня
идет крестить их, учинили вече и заклялись
все не пустить их в город и не дать опровергнуть
идолов. И когда он пришел, они, разметав
мост великий, вышли с оружием, и какими
бы угрозами или ласковыми словами их
Добрыня ни увещевал, они и слышать не
хотели, и вывели два самострела больших
со множеством камней, и поставили их на
мосту, как на настоящих своих врагов.
Высший же над славянскими жрецами Богомил,
который из-за своего красноречия был
наречен Соловьем, запрещал людям покоряться.
Мы же стояли на торговой стороне, ходили
по торжищам и улицам, и учили людей, как
могли. Но гибнущим в нечестии слово крестное,
которое апостол сказал, явилось безумием
и обманом. И так мы пребывали два дня и
крестили несколько сот людей.
Тоща тысяцкий новгородский Угоняй, ездил
повсюду и кричал: "Лучше нам помереть,
нежели богов наших дать на поругание."
Народ же оной страны, рассвирипев, дом
Добрыни разорил, имение разграбил, жену
и родных его избил. Тысяцкий же Владимиров
Путята, муж смышленый и храбрый, приготовив
ладью и избрав от ростовцев 500 человек,
ночью переправился выше города на ту
сторону и вошел в город, и никто не остерегся,
так как все видевшие их думали, что видят
своих воинов. Он же, дойдя до двора Угоняя,
его и других первых мужей тотчас послал
к Добрыне за реку. Люди же той страны,
услышав про это, собрались до 5000, обступили
Путяту, и была между ними злая сеча. Некоторые
пошли и церковь Преображения Господня
разметали и дома христиан стали грабить.
А на рассвете подоспел Добрыня с бывшими
с ним воинами, и повелел он у берега некоторые
дома поджечь, чем люди были весьма устрашены,
и побежали они тушить огонь; и тотчас
перестали сечь, и тоща первые мужи, придя
к Добрыне, стали просить мира.
Добрыня же, собрав воинов, запретил грабеж,
и тотчас сокрушил идолов, деревянные
сжег, а каменные, изломав, низверг в реку;
и была нечестивым великая печаль. Мужи
и жены, видев это, с воплем великим и слезами
просили за них, будто за настоящих богов.
Добрыня же, насмехаясь, им говорил: "Что,
безумные, сожалеете о тех, которые себя
оборонить не могут, какую пользу вы от
них чаять можете". И послал всюду, объявив,
чтоб все шли ко крещению. <...> И пришли
многие, а не хотящих креститься воины
притаскивали и крестили, мужчин выше
моста, а женщин ниже моста. <...> И так
крестя, Путята шел к Киеву. Потому люди
и поносят новгородцев, мол, их Путята
крестил мечем, а Добрыня огнем.
Лаврентьевская летопись. Перевод
Б. Кресеня.
6532 (1024). В тот же год восстали волхвы в
Суздале, избивали они старую чадь по дьявольскому
наущению и бесованью, говоря, что они
прячут запасы. Был мятеж великий и голод
по всей стране <...>. Ярослав же, услышав
о волхвах, пришел к Суздалю; захватив
волхвов, одних изгнал, а других казнил,
говоря так: "Бог за грехи насылает на
всякую страну голод, или мор, или засуху,
или иную казнь, человек же не ведает за
что".
6779 (1071). <...> В те же времена пришел волхв,
обольщенный бесом; придя в Киев, он говорил
и то поведал людям, что на пятый год Днепр
потечет вспять и что земли начнут меняться
местами, что Греческая земля станет на
место Русской, а Русская - на место Греческой,
и прочие земли изменятся. Невежды слушали
его, верные же смеялись, говоря ему: "Бес
тобою играет на погибель тебе". Что
и сбылось с ним: в одну из ночей пропал
без вести.
6579 (1071). Был голод в Ростовской области,
и тогда восстали два волхва близ Ярославля
<...>. И пришли на Белозеро, и было с ними
людей 300. В то же время случилось прийти
от Святослава собирающему дань Яню, сыну
Вышатину <...>. Янь же повелел бить их
и вырывать у них бороды. Когда их били
и выдирали расщепом бороды, спросил их
Янь: "Что же вам молвят боги?" Они
же ответили: "Стать нам пред Святославом!"
И повелел им Янь вложить рубли в уста
и привязать их к мачте лодки и пустил
их пред собою в ладье, а сам пошел за ними.
Остановились на устье Шексны, и сказал
им Янь: "Что же вам теперь боги молвят?"
Они же ответили: "Так нам боги молвят:
не быть нам живыми от тебя". И сказал
им Янь: "То они вам правду поведали".
<...> Они же, схватив их, убили их и повесили
на дубе.
6579 (1071) Такой волхв появился при Глебе
в Новгороде; говорил людям, притворяясь
богом, и многих обманул, чуть не весь город,
уверяя, будто "все ведает и предвидит",
и хуля веру христианскую, уверял, что
"перейдет Волхов перед всеми". И
был мятеж в городе, и все поверили ему
и хотели погубить епископа. Епископ же
взял крест и облекся в ризы, встал и сказал:
"Кто хочет верить волхву, пусть идет
за ним, кто же верует, пусть ко кресту
идет". И разделились люди надвое: князь
Глеб и дружина его пошли и встали около
епископа, а люди все пошли за волхва. И
начался мятеж великий между ними. Глеб
же взял топор под плащ, подошел к волхву
и спросил: "Ведаешь ли, что завтра утром
случится и что сегодня до вечера?" -
"Все предвижу". И сказал Глеб: "А
знаешь ли, что будет с тобою сегодня?"
- "Чудеса великие сотворю", - сказал.
Глеб же, вынув топор, разрубил волхва,
и пал он мертв <...>.
Никоновская летопись. ПСРЛ, т. 10., М.,
1965; поет. Спб., 1862. Перевод Б. Кресеня.
6735 (1227) Явились в Новгороде волхвы, ведуны,
потворницы, и многие волхвования, и потворы,
и ложные знамения творили, и много зла
сделали, и многих прельстили. И собравшиеся
новгородцы поймали их и привели на двор
архиепископа. И мужи князя Ярослава вступились
за них. Новгородцы же привели волхвов
на двор мужей Ярослава, и сложили великий
огонь на дворе Ярослава, и связали волхвов
всех, и бросили в огонь, и тут они все сгорели.
2.Крещение
других Русских Земель
Известно, что первыми епископскими кафедрами, кроме Киева, была Новгородская, а также, возможно, Черниговская и Владимир-Волынская и Белгородская (ныне селение Белогородка под Киевом).
На части территорий христианство насаждалось силой; при этом уничтожались культовые сооружения язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
Согласно некоторым летописным свидетельствам, Новгород оказал активное сопротивление введению христианства: он был крещён в 990 году епископом Иоакимом при военной помощи киевского воеводы Добрыни (брат матери князя Владимира -- Малуши) и тысяцкого Путяты
В Ростове и Муроме сопротивление введению христианства, согласно традиционной церковной истории, продолжалось до XII века: два первых епископа, посланные в Ростов, были изгнаны, а третий -- св. Леонтий -- погиб от рук язычников в 1073 (согласно прологу, в 993) Ростовчане были крещены только лишь епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078 году. К 1070-м, видимо, относятся и события, описанные в «Житии» Авраамия Ростовского, в частности сокрушение им идола Велеса, на месте которого был воздвигнут Богоявленский монастырь.
Крещение Руси произошло до окончательного раскола Западной и Восточной церквей, но в период, когда он уже вполне вызрел и получил своё выражение как в вероучении, так и во взаимоотношении церковной и светской властей.
В византийском церковно-государственном правосознании Император мыслился как Хранитель и Верховный Защитник православия (эпистимонарх), а следовательно, и единый самодержец (автократор) всех православных народов. Правители прочих христианских народов (государств) получали от него титулы архонтов, князей, стольников. Таким образом, приняв крещение от Ромеев (византийцев), Владимир включил Русь в орбиту византийской государственности.
Так, Киевскому великому князю в XII в Константинополе усвоялся скромный придворный титул стольника. Киевская же митрополия в Константинопольских диптихах занимала место в ряду последних: в древнейшем из них -- 61-е, а в более позднем, составленном при Андронике II Палеологе (1306--1328) -- 77-е.
Митрополит Платон
(Левшин) в начале XIX века видел особое
значение в принятии христианства из Константинополя
(а не Рима): «Великое благодарение обязана
Россия воссылать Пастыреначальнику Христу,
что не объял её мраком запада, то есть,
что не подверглась она игу западныя Римския
церкви, где уже в сие время, по многим
суевериям и присвоениям Пап себе неограниченной
власти, и по духу во всём мирскому, а не
Евангельскому, всё почти было превращенно.
Свободил нас Господь от сих сетей; хотя
запад Антихристовым усилием всемерно
тщался нас себе покорить, как впоследствии
сие будет более видимо.»http://ru.wikipedia.
Принятие христианства содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции.
Принятие христианства как государственной религии влекло с неизбежностью ликвидацию языческих культов, пользовавшихся до того великокняжеским патронатом.
Духовенство осуждало языческие обряды и празднества (некоторые из них сохранялись долгое время вследствие того, что некоторыми исследователями квалифицируется как религиозный синкретизм или двоеверие).
Разрушались культовые сооружения -- идолы, капища. Уничтожались представители русской духовной элиты: волхвы и ведуны.
По мнению некоторых исследователей, опирающихся на «Повесть временных лет», «восстание волхвов» во Владимиро-Суздальской Руси в 1024 (а также в 1071 году) сопровождалось действиями и убийствами, имевшими ритуальный характер. Ярослав Мудрый «жестоко расправился с волхвами, наведя порядок в даннических областях»; в 1070-х годах в Новгороде волхв был убит дружиной князя Глеба («это был религиозный и бытовой конфликт, переплетавшийся с борьбой против власти Киева») . (См. Суздальское восстание 1024 года)
Предполагают, что
начало года по принятии христианства
в Киеве начали считать от 1 марта, а не
с новолуния после дня весеннего равноденствия,
как раньше.
3.Летописные
свидетельства о происхождении Русских
Славян
В северных источниках,
как известно, Русь называют страной городов
- Гардарики. С таким названием вполне
совпадают известия анонимного баварского
географа IX в. (866 - 890 гг.). Отрывок из его
работы сохранился в рукописи конца XI
в., и сведения его тем более ценны, что
они относятся ко времени более раннему,
чем свидетельства нашей летописи и византийского
императора Константина Багрянородного.
Баварский географ упоминает об отдельных
славянских племенах и количестве их городов.
Бужане (busani) имели 230 городов, уличи (unlizi),
«народ многочисленный», - 318 городов, волыняне
(velunzeni) - 70 городов и т. д. Неизвестно, откуда
баварский географ заимствовал свои сведения,
но, возможно, они восходят к какому-либо
византийскому источнику, так как включают
«описание городов и областей на северном
берегу Дуная» (descriptio civitatum et regionum ad septentrionalem
plagam Danubium), а берег Дуная был рубежом византийских
владений. К северу от этого рубежа находилась
обширная область, заселённая многочисленными
племенами антов, враждовавших с Византийской
империей.
Города, упомянутые в сочинении баварского
географа, несомненно, обладали незначительными
размерами, что
доказывается следующими соображениями.
Для племени attorosi, под которым Шафарик
с основанием понимает тиверцев, географ
указывает 148 городов. Даже в позднейшее
время такое количество более или менее
значительных городских поселений не
уместилось бы по течению Днепра и Буга,
где, по летописи, жили тиверцы и уличи.
Говоря об этих племенах в прошедшем времени,
летописец замечает: «И суть города их
и до сего дня». Эта несколько неясная
фраза должна быть понята в том смысле,
что остатки городов тиверцев и уличей
ещё сохранились во времена летописца
(т. е. в XI в.).
Что же представляли собой славянские
города IX в., о которых говорит баварский
географ?
Наиболее достоверные письменные источники,
сообщающие сведения о восточных и южных
славянах VI - VII вв., принадлежат Прокопию
и другим византийским авторам. Они дают
такую характеристику славянских поселений:
«Живут они, - пишет Прокопий о славянах
и антах, - в жалких хижинах, на большом
расстоянии друг от друга, и все они часто
меняют места жительства» 1). Конечно, в
этих словах выражено явное пренебрежение
к славянским жилищам, типичное для византийца,
привыкшего к богатым и обстроенным городам
Восточно-Римской империи. Из показаний
другого византийского автора, почти современного
Прокопию, видно, что славянские посёлки
не были столь жалкими, как говорит Прокопий.
Давая совет, как надо грабить славянские
посёлки, автор указывает: войско должно
быть разделено на две части и двигаться
по двум дорогам, грабя ближайшие окрестности.
Некоторые посёлки могут оказаться большими,
но в этом случае не надо выделять слишком
много воинов, часть которых должна грабить,
а другая охранять грабящих 2).
Славянские посёлки находились близко
один к другому, но были слабо укреплены.
Это и есть «города» баварского анонима,
насчитывающего их сотнями для некоторых
славянских племён.
Археологические наблюдения последних
лет подтверждают выводы, сделанные на
основании письменных источников. В бассейне
Днестра были найдены различные предметы,
указывающие на существование здесь ремесленного
производства в первые века нашей эры.
Исследователи Поднестровья указывают
на преемственную связь культуры этого
района с культурой Киевской Руси. Некоторые
городища были хорошо укреплены, но и они
отличались небольшими размерами. Это
пока ещё только зачатки будущих городов,
куда окрестное население скрывалось
во время набегов врагов.
Отсутствие значительных славянских городищ
до IX в. привело даже М. Ю. Брайчевского
к выводу, что «в эпоху, предшествующую
сложению (Киевской Руси, т. е. антскую
(II век - половина VII в. н. э.) на территории
Среднего Приднепровья, Поднестровья
и Побужья укреплённых поселений (городищ)
не существовало» 2). Брайчевский объясняет
это существованием Антского государства.
Нечего и говорить, чте такое объяснение
стоит в резком противоречии с историческими
фактами, так как наличие государства
само по себе говорит уже о зарождении
городов как укреплённых административных
пунктов. Ведь государство даже в зачаточном
виде имеет органы государственной власти,
иначе оно не было бы государством. К тому
же государство возникает не при первобытно-общинном,
а при рабовладельческом или феодальном
строе. Кто же, спрашивается, стоял во главе
Антского государства, если таковое существовало
у антов, а не было просто союзом племён?
Ответа на этот вопрос у М. Ю. Брайчевского
мы не найдём.
Отметим тут же интересное и обоснованное
другое наблюдение того же автора, согласно
которому «древнейшие русские городища
появляются в VIII-IX вв.». К этому времени
в Среднем Поднепровье, Поднестровье и
Побужье «происходит трансформация основного
типа поселений: от расположенных в низких
местах незащищённых селищ - к городищам
на высоких, естественно защищённых местах».
Среди таких городищ далеко не все имели
постоянное население. Некоторые были
типичными городищами-убежищами.
Такой тип городищ археологи указывают
и для Верхнего Поднестровья.
История такого типа городков - «твердей»
- заслуживает особого внимания, но выходит
за пределы нашей темы. Нас интересует
прежде всего вопрос о городах как постоянных
населённых пунктах, сделавшихся центрами
ремесла и торговли. Особенно важен и интересен
вопрос о времени появления новых городов
и возникновения в них постоянного ремесленного
и торгового населения. Конечно, возникновение
городов нового типа произошло не сразу
и не везде одинаково. В период расцвета
городской жизни Киева и Новгорода в глухой
земле вятичей ещё существовали городки,
напоминавшие старые убежища антов, описанные
Прокопием, но такие городки были уже характерны
только для отдалённых уголков. Городская
жизнь на Руси к этому времени шагнула
далеко вперёд.
Какой же период времени надо считать
эпохой постоянных городских поселений
на Руси и какие этапы претерпели города
в своём развитии? Ответ на этот вопрос
мы постараемся дать на основании письменных
и археологических памятников.
Туман, окутывающий историю Руси VIII в.,
при полном почти отсутствии письменных
источников по этому периоду, рассеивается,
как только мы вступаем в IX-X вв., когда
на помощь нам приходят летописные свидетельства.
Тем не менее и для этого времени количество
древнейших русских городов не может быть
установлено с какой-либо, даже приблизительной,
точностью, потому что наш основной источник,
летопись, сообщает о них лишь случайные
и мимолётные сведения. (Кроме того, летопись,
как правило, говорит только о сравнительно
крупных городских пунктах, наряду с которыми
следует предполагать существование более
мелких.
По летописи можно установить существование
в IX- X вв. свыше двух десятков русских городов.
Назовём их с показанием года основания
или первого упоминания данного города
в источниках: Белгород (980) 1), Белоозеро
(по летописи относится к древнейшим временам)
(862) 2), Василев (988) 3), Вышгород (946) 4), Вручий
(977) 5), Изборск (862) 6), Искоростень (946) 7),
Киев (по летописи относится к древнейшим
временам) 8), Ладога (862) 9), Любеч (882) 10), Муром
(862) 11), Новгород (по одним сведениям был
основан в незапамятное время, по другим
- в 862 г.) 12), Пересечен (922) 13), Перемышль
(981) 14), Переяславль (907) 15), Полоцк (862) 16),
Псков (903) 17), Родня (980) 18), Ростов (862) 19),
Смоленск (упомянут в числе древнейших
русских городов) 20), Туров (980) 21), Червень
(981) 22), Чернигов (907) 23) в летописи под 1024
г. как город, явно существовавший значительно
ранее 1). В неполноте списка русских городов,
составленного нами по летописям, убеждает
нас трактат об управлении империей Константина
Багрянородного. В испорченных названиях
русских городов, упоминаемых Багрянородным,
угадываются города, тесно связанные с
великим водным путём «из Варяг в Греки».
Византийский император знает Немогардас,
или Новгород, Милиниска - Смоленск, Телюцы
- Любеч, Чернигога - Чернигов, Вышеград
- Вышгород, Витичев. В поле внимания византийского
императора были города, группировавшиеся
вокруг Киева, который был важнейшим отпускным
центром в торговле Руси с Византией на
великом водном пути «из Варяг в Греки».
Начальным пунктом движения торговых
караванов из Руси в Константинополь у
Константина Багрянородного назван Новгород,
тогда как не упомянуты многие города,
известные по летописи. Назван и Витичев,
появляющийся в летописи только с конца
XI в., да и то под названием Витичева холма,
что указывает на запустение города. Упоминание
византийским автором такого города, как
Витичев, весьма ценно для историка. Оно
показывает, что в X в. существовали города,
почему-либо не упомянутые в летописи.
Следовательно, летописный список русских
городов можно считать неполным даже для
относительно крупных городских пунктов.
Наше внимание привлекает ещё другое обстоятельство:
Константин Багрянородный даёт явно испорченные
названия русских городов, что, повидимому,
зависело не от самого автора, а от источника,
которым он пользовался. Так, наше внимание
привлекает название Новгорода, данное
Константином Багрянородным в транскрипции:
Немогардас (Nemogardas). В такой примерно форме
название Новгорода известно в скандинавских
источниках, что заставляет считать источником
информации византийцев устные рассказы
норманнов, прибывавших в Константинополь
2).
Поражает отсутствие каких-либо названий,
которые могут быть отнесены к названиям
скандинавского или хазарского происхождения.
Даже Ладога не может считаться построенной
скандинавскими выходцами, так как в самих
скандинавских источниках этот город
известен под другим названием (Альдейгаборга).
Предание о Туре, пришедшем из заморья,
как строителе города Турова («от него
же и Туровци прозвашася» 1)повидимому,
является позднейшим домыслом, так как
имя «Тур» славянского происхождения.
Например, Слово о полку Игореве знает
«Буй тур Всеволода». В дремучих лесах
по Припяти, где водились дикие туры, это
имя могло иметь большое распространение.
Напомним о существовании в Киеве Туровой
божницы, т. е. церкви, строителем или владельцем
которой был некий Тур, если только божница
не получила своего названия от урочища
Турова 2).
Анализируя составленный нами список
русских городов, общее число которых
с включением Суздаля и Витичева достигает
25, мы приходим к выводу, что часть их по
своему происхождению, безусловно, восходит
ещё к IX в. Таковы Белоозеро, Изборск, Киев,
Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Полоцк,
Ростов, Смоленск и, вероятно, Чернигов.
Всего замечательнее, что в этот список
попадают не только древнейшие, но и самые
значительные русские города, о начале
которых сами летописцы имели смутное
представление. Из этих городов только
Изборск рано потерял своё значение, уступив
его соседнему Пскову. Конечно, ничто не
даёт права думать, что все остальные города
из названных нами 25 пунктов возникли
только в X в., но нами выделены те города,
происхождение которых бесспорно должно
быть отнесено к более раннему периоду.
Кто же явился строителем первых русских
городов? Вот тот вопрос, который естественно
поставить, имея в виду существование
клеветнических теорий, стремящихся представить
восточных славян дикими людьми, начатки
культуры у которых возникли только после
появления в Восточной Европе норманнов
на севере или хазар на юге. Исследование
названий русских городов убеждает нас
в том, что подавляющее большинство их
носит славянские названия. Таковы Белгород,
Бело-озеро, Василев, Витичев, Вышгород,
Вручий, Изборск, Искоростень, Любеч, Новгород,
Перемышль, Пересечен, Переяславль, Полоцк,
Псков, Родня, Смоленск и Червень. С большой
вероятностью к городам с русскими названиями
могут быть отнесены Чернигов, Ростов
и Туров. Так, на Украине встречаем несколько
сёл с названием Черняхов, близким к Чернигову,
в бывших Полтавской, Черниговской, Волынской
и Киевской губерниях. Название «Ростов»
производится от личного имени «Рост»,
или «Раст» (А. И. Соболевский), такого же
происхождения и название «Туров». Русское
окончание на «ев» (ов) находим также в
названии города Киева, которое ещё древним
летописцем возводилось к некоему Кию
(славянское «кий» - молот). Таким образом,
видимо, неславянские названия носят только
два города - Ладога и Муром. Последнее
название является племенным, так как
летописец указывает, что существовал
особый народ («язык свой Мурома»). Возможно,
такого же племенного происхождения было
название Суздаля, или Суждаля. Впрочем,
у нас нет полной уверенности, что даже
Ладога, Муром и Суздаль не были построены
славянами, лишь получив свои названия
от более ранних поселений.
Приведённое выше наблюдение приводит
к естественному выводу, что древнейшие
русские города были основаны восточными
славянами, а не каким-либо другим народом.
Следовательно, восточные славяне являются
первыми и главными создателями городов
и городской жизни на территории Киевской
Руси, а так как города являются носителями
культуры, то и развитие русской культуры
надо отнести в основном за счёт славянского
элемента.
Таким образом, изучение истории русских
городов наносит решительный удар разного
рода построениям о норманнах, хазарах,
готах и т. д. как создателях русской государственности
и культуры.
Развитие древнейших русских городов
легче всегда проследить на примере крупных
центров Древней Руси, о которых сохранились
некоторые, хотя бы и отрывочные письменные
свидетельства. К числу этих городов принадлежат:
Киев, Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков,
Новгород, Ладога. Существование их в IX-X
вв. засвидетельствовано летописью, византийскими
(Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород) и
скандинавскими (Новгород, Полоцк, Ладога)
источниками. Громадный материал по ранней
истории этих городов дают находки советских
археологов за последние годы.
Следует, впрочем, заранее оговориться,
что материалы раскопок, относящихся к
ранней истории городов, несколько своеобразны.
Они получены по преимуществу из могильников,
примыкающих к древним городам, а не из
раскопок на территории самих городов.
Так, для суждения о древнем Киеве даёт
материал обширный Киевский некрополь,
о Чернигове - окрестные курганы, о Смоленске
- Гнездовские курганы, о Ладоге - курганы
Приладожья. В некоторых случаях древние
погребения занимают часть территории
самих городов (Киев, Чернигов), в других
они расположены в некотором отдалении
от них (Ладога, Смоленск), что связано
с какими-то местными особенностями, вероятно
культового характера. Приладожские и
Гнездовские курганы, расположенные в
некотором отдалении от города, сосредоточены
в местностях с характерными названиями:
Плакун (в Приладожье) и Гнездово. Первое
название связывается с древнерусским
«плакати» - оплакивать умерших («мертвеца
плачются» - в Изборнике 1073 г.). По словарю
Даля, «плакуша» - плакальщица по умершим.
Название «Гнездово» связывается с понятием
«гнезда», по-древнерусски - рода. Вероятно,
такого же происхождения и название одного
из древнейших польских городов - Гнезно.
Таким образом, устанавливается крайне
своеобразный факт: существование больших
некрополей вокруг древнейших русских
городов или в непосредственной близости
к ним. Такие некрополи служили местом
погребения, главным образом верхушки
общества. Этим объясняется обилие в погребениях
оружия и украшений. Тем не менее материал
некрополей позволяет составить некоторые
суждения о ремесле и торговле русских
городов IX-X столетий.
Наиболее полные, как письменные, так и
археологические, сведения имеются по
истории древнего Киева. Даже летопись,
отнюдь не склонная прибеднять прошлое
Киева, помнила о том времени, когда на
его месте стояли только три городка. В
них будто бы сидели три брата: Кий, Щек
и Хорив. Они «сотворили град во имя брата
своего старейшаго и нарекли имя ему Киев.
Был около града лес и бор велик, и они
ловили зверей».
Перед нами три небольших городка, находящихся
в близком соседстве друг с другом, из
которых выделяется один, более удобно
расположенный над Днепром. Летописец
ещё знал, что во времена существования
этих городков поляне «жили каждый со
своим родом и на своих местах». Раскопки
последних лет на горе Киселёвке в районе
Киева действительно показали, что поселения
на этой горе с древнейшего периода существовали
одновременно с киевским городком.
Исследователь киевских археологических
памятников М. К. Каргер отмечает, что в
соответствии с легендой о трёх братьях
существовали на территории города несколько
(не менее трёх) «самостоятельных поселений
VIII-X вв.» 2). Эти самостоятельные поселения
лишь в конце X в. объединились в один город.
Последнее наблюдение, конечно, требует
дополнительной проверки, так как уже
летописные известия о Киеве X в. говорят
о нём, как о значительном городе.
Город, основанный Кием и его братьями,
был незначительным поселением. Летописец
называет Киев даже не городом, а городком
(«градок»), подчёркивая этим его незначительные
размеры.
Иное значение Киева выясняется из рассказа
о захвате его Аскольдом и Диром, которые
распространили свою власть на окрестных
полян. В этом рассказе Киев выступает
в роли главного города земли полян, центра
«Польской земли». Летописец с этого времени
называет Киев уже не городком, а «градом».
Известие о смерти Аскольда и Дира ещё
реальнее рисует новое значение Киева.
Посланные Олега говорят киевским князьям:
«мы купцы, идем в Грецию от Олега и от
Игоря княжича». Посещение гостей - купцов
- не вызывает никаких подозрений у Аскольда
и Дира, значит рассматривается как явление
обычное для Киева, выступающего в качестве
политического и торгового центра земли
полян.
Когда Киев приобрёл новое значение? Конечно,
не при Аскольде и Дире, которые княжили
в Киеве в конце IX в., а раньше. Свидетельством
этому является то обстоятельство, что
Аскольд и Дир сами выбирают центром своего
княжества Киев, откуда легко спуститься
по Днепру до Чёрного моря. Значит, своё
новое значение - торгового центра - Киев
получил по крайней мере в первой половине
IX в., а возможно, и ранее. Смутное сказание
летописи о дани, которую киевляне платили
хазарам, напоминает о связи Киева с хазарской
торговлей. Торговое значение Киева имело
следствием знакомство с ним арабских
писателей, один из которых считает Куйаб
(Киев) большим городом, чем Великий Булгар.
Однако арабы были знакомы с Киевом, видимо,
при посредстве хазар. Отсюда проистекает
сказание Аль Джай-гани о том, что в Киеве
убивают приезжих чужеземцев, - рассказ,
вероятно пущенный в оборот хазарскими
купцами, чтобы напугать соперничающих
с ними купцов.
Отдельные замечания летописи, относящиеся
к топографии Киева X в., не оставляют сомнения
в том, что город в это время располагался
на высотах над Днепром и не имел ещё прибрежного
квартала - «Подола». Тем не менее это был
уже настоящий город - с княжеским дворцом,
языческими святилищами и христианской
церковью. В таком бесспорном документе,
как договор Игоря с византийскими императорами
в 945 г., говорится о холме, «где стоял Перун».
Перед его идолом «поклали оружие свое
и щиты и золото и ходил к присяге Игорь
и люди его, из числа язычников». Русские
же христиане ходили к присяге в церкви
св. Ильи, «яже есть над Ручаем, конець
Пасынъче беседы». Не входя в обсуждение
спорного вопроса о том, где находилась
Пасынча беседа, отметим только, что название
этого урочища связывается со словами
«пасынок» - дружинник, «беседа» - место
собраний, встреч, разговоров, бесед, небольшое
строение. Летописец прибавляет, что многие
варяги были христианами, а варяги составляли
-значительную прослойку в княжеской дружине.
Краткие летописные заметки о древней
топографии Киева, занесённые в летопись
в 60-х и 70-х годах XI в., позволяют судить
о Киеве более раннего времени, по крайней
мере X столетия. Говоря о прибытии древлян
к Ольге, летописец делает к своему рассказу
такое топографическое пояснение: «Тогда
ведь вода текла возле горы Киевской и
на Подоле не жили люди, но на горе. Город
же Киев был там, где ныне двор Гордятин
и Никифоров, а двор княжий был в городе,
где ныне двор Воротиславль и Чюдин, а
перевесище было вне города, и был вне
города двор другой, где двор деместика
за святой Богородицей над горою, двор
теремный, потому что тут был терем каменный».
Эта краткая летописная заметка по существу
даёт ясное понятие о Киеве X в. Прежде
всего устанавливается важный факт - позднее
заселение Подола, лежавшего у подножия
киевских высот. «Люди» - городское население
- жили на горе, где был расположен город.
B городе находился княжеский двор. Другой
княжеский двор стоял «вне града». Тут
же был и каменный терем. Место его указывается
«за святой Богородицей», т. е. за Десятинной
церковью. «Двор теремный вне града» известен
и по рассказу о мести Ольги древлянам.
Из летописных известий становится совершенно
ясным, что укреплённое место, или собственно
«город», занимало совсем незначительную
территорию. Киев был расширен только
при Ярославе, заложившем в 1037 г. «город
великий Кыев» с Золотыми воротами. До
этого местность, на которой был позже
воздвигнут Софийский собор, была полем
«вне града», так же как и Подол в низине
у Днепра оставался незаселённым.
Археологические наблюдения, сделанные
на территории Киева, подтверждают наше
представление о небольших размерах первоначального
города. Об этом свидетельствуют остатки
древнего рва поблизости от Десятинной
церкви. Этот ров и предполагаемый земляной
вал ограждали Киев VIII-IX вв. 1)В этом же
районе были обнаружены плохо сохранившиеся
землянки того же времени. Территория
древнего Киева была незначительной, что
свидетельствует о первоначальном этапе
в его развитии. Киев уже перестал быть
городком - твердью - и сделался «матерью
русских городов». Он уже доминирует над
другими русскими городами, тем не менее
рост города как центра торговли и ремесла
целиком падает на позднейшее время и
только начинается в IX-X вв.
Краткие, отрывочные и запутанные летописные
свидетельства о Киеве IX-X вв. дополняются
материалами обширного Киевского некрополя.
«Киевские некрополи охватывают огромную
территорию от возвышенностей над Кирилловской
церковью на севере до Печерска - на юге;
на западе они уходят за черту древнего
города, доходя до Батыевых гор над Лыбедью,
на востоке их естественной границей является
обрыв киевских возвышенностей над Днепром.
По своим размерам Киевский некрополь
превосходил когда-то все наиболее крупные
из дошедших до нас курганных кладбищ»
2).
Наиболее ранней датой киевских курганов
считается IX в. В мужских погребениях в
грунтовых могилах имеются железные ножи
с костяными рукоятками, наконечники копий
и стрел, шпоры и пр. В женских погребениях
находят различного рода серебряные и
медные украшения, реже золотые, а также
ожерелья и крестики. Значительно богаче
погребения в срубных гробницах. «Обилие
и особое богатство украшений, изящество
ювелирных изделий из золота и серебра,
роскошные одежды, наличие большого количества
диргемов в составе инвен-тарей резко
подчёркивают принадлежность их владельцев
к высшим кругам киевского общества» 3).
Погребения датируются по византийским
монетам и арабским диргемам IX-X столетий.
Ряд предметов, найденных в грунтовых
могилах и в срубных погребениях, носит
черты местного происхождения. Такова
«серебряная серьга с надетыми на дужку
тремя шариками, покрытыми грубой зернью».
Это прототип так называемой серьги киевского
типа, сложившегося уже в XI в. Другие серьги
близки к серьгам так называемого Волынского
типа, также местного происхождения. К
местной продукции Л. А. Голубева, .исследовавшая
Киевский некрополь, причисляет и скорлупообразные
бронзовые фибулы. Число местных ремесленных
изделий IX-X вв. может быть значительно
увеличено, если к ним отнести различного
рода бытовые предметы вроде железных
ножичков, кресал (для зажигания) , наконечников
копий, стрел и т. д. Тогда ясна станет и
основная продукция киевских ремесленников
IX- X вв.: производство из металла изделий
быта, оружия и примитивных украшений
из серебра и меди, реже из золота. Находки
весов и гирь вместе с монетой Константина
Багрянородного (913-954 гг.) говорят о торговле
Киева с Византией, о тех «гостях», которые
приходили в Константинополь и жили в
предместья св. Мамы. Крестики, привески,
найденные в погребениях, свидетельствуют
о распространении христианства в Киеве
IX- Хвв.
В целом Киев
этого времени рисуется как город с ремесленным
производством и торговлей, но едва ли
со значительным ремесленным населением.
Это по преимуществу город князей с их
дружиной. «Люди» - горожане - уже составляют
в Киеве значительную прослойку, но ещё
близко связаны с княжеским двором и дружиной,
а сами ремесленники по преимуществу являются
зависимыми людьми.
Аналогичные наблюдения можно сделать
и над территорией других древнерусских
городов, в первую очередь Новгорода.
Летописи знали две версии о происхождении
Новгорода, приписывая его создание как
славенам, так и Рюрику. Впрочем, одна версия
не противоречит другой, так как легенда
о построении города Рюриком может относиться
к Городищу, которое так и носит название
Рюрикова городища. Действительно, летопись
говорит о построении Рюриком города над
озером Ильмень, а это мало подходит к
топографии Новгорода и более соответствует
местоположению Городища, стоящего на
Волхове поблизости от его впадения в
Ильмень. Правда, А. В. Арциховский скептически
смотрит на возможность раннего возникновения
Городища, считая его основанным князьями,
выселившимися из Новгорода в XII в., но
этот вывод ещё требует проверки, поскольку
в районе Городища были найдены предметы
конца X или начала XI в., например золотая
эмалевая пластинка византийской работы
1). На особую древность этого района указывают
также раскопки М. К. Кaprepa, открывшие фрагменты
керамики IX-X вв.
Что касается самого Новгорода, то некоторый
свет на его происхождение бросают раскопки
последних лет, проведённые А. В. Арциховским.
На месте Ярославля дворища в X в. существовал
дохристианский могильник; значит, этот
район ещё не был заселён. При раскопках
на Славенском холме найден был помост,
под которым оказался арабский диргем
X в. О существовании поселений на Славенском
холме, по мнению А. В. Арциховского, говорить
можно, «но и то без особой уверенности»
2). Следовательно, по имеющимся археологическим
данным, Торговая сторона Новгорода стала
заселяться только в X в., причём древнейшая
часть поселений была расположена на возвышенном
Славенском холме.
Запутанная и до сих пор окончательно
не разрешённая археологическими исследованиями
топография Торговой стороны Новгорода
всё-таки позволяет заключить, что рост
этого района падает на X в. Впрочем, начало
поселений на Торговой стороне могло восходить
и к гораздо более раннему времени. В частности,
в Новгороде держалось упорное предание
о существовании древнего города Словенска.
«И поиде по Днепру горе, - говорит одна
поздняя новгородская летопись об апостоле
Андрее, - и прииде в Словенск, идеже ныне...
стоит град Великий Новгород» 3). Название
города «Словенском» связывает его с племенным
названием ильменских сло-вен, которое
сохранялось на Руси длительное время.
Город «Словенск» упомянут в списке русских
городов начала XV в. как находившийся по
соседству с Серпейском и Козельском.
Отсутствие же указаний на древнее поселение
в районе Славенского холма само по себе
не является ещё доказательством того,
что старое предание о существовании Словенска
на месте Новгорода недостоверно: ведь
территория древнего города изучена пока
ещё недостаточно.
Что касается Софийской стороны и Детинца,
то наблюдения над временем возникновения
поселений в этом районе сделаны только
в последнее время. Раскопки на территории
бывшего Неревского конца к северу от
Детинца (Кремля) подтвердили, что этот
район Новгорода был заселён с древнего
времени. Так, в нижних земляных слоях
оказались лимоновидные бусы, по словам
А. В. Арциховского, появившиеся ещё в IX
в., «а в XI в. не заходящие». Они могут считаться
«надёжным признаком X в.». Ещё замечательнее
находка в Неревском конце сердоликовых
шарообразных бус; «в X в. этот тип является
уже исключением, хотя и не редким, в XI
веке и позже - редчайшим исключением».
Таким образом, выясняется существование
поселений на территории Неревского конца
в Новгороде уже в IX- X столетиях. Поселения
эти возникли в непосредственной близости
к северной, наиболее древней части Детинца,
где помещался дом новгородского епископа
и собор св. Софии. Они были зародышами
новгородского посада, быстро разросшегося
в позднейшие столетия. Такие посады, как
правило, основывались и развивались в
непосредственной близости и под защитой
городских замков.
Во всяком случае, история первоначального
Новгорода рисуется нам аналогично истории
Киева. Вначале на месте Новгорода находим
небольшой городок, один из племенных
центров (безразлично, назывался ли этот
городок Словенском или как-либо по-иному),
позже возникает город-замок одного из
князей. Усиленное развитие городской
жизни в Новгороде, как и в Киеве, происходит
в определённое время - в IX-X столетиях.
Сказанное можно проследить на примере
других древних городов - Полоцка, Пскова,
Суздаля.
Раскопки, произведённые А. Н. Лявданским
на территории древнего Полоцка, привели
к исключительно ценным выводам. Они установили,
что на территории Верхнего замка, в Полоцке,
где стоит каменная церковь св. Софии,
не было городища, хотя, может быть, существовало
поселение, судя по обломкам посуды, относящееся
к концу X - началу XI в. Ещё позднее возник
Нижний замок. Первоначальное ядро города
надо искать на правом берегу реки Полоты,
где находится древнее городище. Предметы,
найденные на городище, относятся к XI-XII
вв., позолоченную бляшку и гончарную посуду
можно датировать X в., а некоторые обломки
посуды - даже IX в. Лявданский отмечает
присутствие более ранних остатков посуды,
которые можно отнести «до часу раней
IX-X ст.» 1). Исследование обрыва у Западной
Двины в Заполотье, или «старом городе»
Полоцка, обнаружило, что Заполотье было
заселено с самых древних времён, может
быть и с X столетия.
По мнению названного исследователя полоцкой
старины, первоначально укрепление находилось
на Полоцком городище. Оно возникло приблизительно
в VIII- IX вв., судя по находкам в нижнем и
наиболее раннем культурном слое. В верхнем,
более богатом культурном слое городища
найдена гончарная посуда X-XII вв. «Верхний
слой значительно богаче находками, чем
нижний. Это свидетельствует о том, что
и жизнь на городище в этот период шла
более интенсивно (особенно в XI-XII вв.)».
А. Н. Лявданский делает вывод, что в это
время городище служило укреплённым центром,
своего рода Кремлём города Полоцка. Поселения
же полоцких жителей находились ниже реки
Полоты, около Двины, на месте Заполотья,
Верхнего и, может быть, Нижнего замков.
Название «старый город», которое встречается
в документах уже XIV в., по мнению того же
исследователя, первоначально относилось
к городищу, а теперешнее название Заполотья
«старым городом» возникло, возможно,
значительно позднее 2).
Отмечая исключительную ценность раскопок
А. Н. Лявданского, нельзя не обратить внимания
на некоторую неясность в представленной
им попытке воссоздать историю древнего
Полоцка. Во всех известных нам городах
соборные храмы стояли в кремле, поблИ
зости от княжеского двора. Современный
Софийский собор в Полоцке построен не
позднее XII в., а с большой вероятностью
может быть отнесён и к XI в. Немыслимо представить
себе, что собор был сооружён вне городских
стен, так как древнерусские соборы являлись
внутренними крепостями, библиотеками
и хранилищами казны. Повидимому, историю
древнего Полоцка надо представить себе
несколько иначе, чем это рисуется А. Н.
Лявданскому.
Первоначальный городок, как и предполагает
названный учёный, был основан на месте
городища, расположенного несколько в
отдалении от Западной Двины, как лежал
и древнейший Киев, тоже основанный на
горах над Днепром. Позже, примерно в X
в., стало заселяться низменное Заполотье,
или территория «старого города», игравшее
роль киевского «Подола» с его ремесленным
населением. Это потребовало переноса
городских укреплений ближе к Двине и
вызвало появление Верхнего замка, тогда
как на городище осталось поселение, возможно
- даже особый княжеский двор. При всех
условиях начало Полоцка как города восходит
к VIII-IX вв., а рост ремесленной его части
- к X в.
Приблизительно к тому же времени восходит
начало Витебска. Городище на месте Верхнего
замка в Витебске, по исследованию того
же А. Н. Лявданского, возникло не позднее
IX в. Кроме того найдены следы культуры
X в., а главным образом XI-XII столетий. Поселения
на месте Нижнего замка также существовали
в IX-X вв.
Интересно, что подобного же рода выводы
сделаны были Н. Н. Ворониным, исследовавшим
территорию Суздальского кремля. В результате
раскопок было найдено немало интересных
предметов, в том числе три рубленых гривны
второй половины X - начала XI в. Общий вывод
Н. Н. Воронина сводится к тому, что «раскопы
позволяют говорить о заселении кремлёвской
территории в конце IX и начале X в.». Нельзя,
впрочем, не посетовать на автора цитируемых
слов, который снижает свои выводы общим
замечанием, что вещи, найденные в нижнем
горизонте культурного слоя Суздальского
кремля, характеризуются довольно однородным
комплексом вещей, характерных для среднерусских
городищ X-XIV вв.
Несколько иную картину дают археологические
наблюдения, сделанные в Пскове. В итоге
работ, проведённых под руководством Н.
Н. Чернягина на территории Псковского
кремля («Крома»), была установлена целость
напластований Псковского кремля и наличие
ряда последовательных культурных слоев,
датируемых начиная с VIII-IX вв. и кончая
XII, быть может, XIII в. Таким образом, Псков
возник раньше, чем Новгород, и в этом нет
ничего невероятного, так как торговая
дорога по реке Великой восходит к очень
раннему времени. Характерно, что в древнейшем
слое был найден костяной гребень с резным
изображением ладьи с парусом и сильно
приподнятыми, загнутыми кормой и носом
2). Ладья по своей форме напоминает типичную
древнерусскую ладью, как она нам известна
по миниатюрам. Рисунок украшал вещь, принадлежавшую
какому-либо купцу-воителю.
Новые раскопки на территории Пскова подтвердили,
что Псков уже в IX столетии был значительным
городским пунктом. В Детинце найдены
были мостовые X в. и остатки жилого дома
VIII-IX столетий.
Интересные соображения о времени возникновения
и развития городской жизни в Пскове высказала
С. А. Тараканова. Как и многие другие города,
Псков стоял на месте древнего поселения.
«Изучение остатков материальной культуры
древнего Пскова, а также его крепостных
стен, в особенности первоначальных, позволяет
отнести возникновение Пскова как собственно
города к VIII в. н. э.», - пишет С. А. Тараканова.
Особенно ценно наблюдение С. А. Таракановой,
что слои земли в Псковском кремле VIII-X
вв. по своим материальным остаткам принципиально
отличаются от слоев II-VIII столетий. Так,
лепная посуда, производившаяся раньше
домашним способом, заменяется посудой,
сделанной на гончарном круге. На новой
технической основе развивается кузнечно-литейное
ремесло. Вместо полуземлянок появляются
наземные дома с деревянными полами и
т. д. Все эти новые явления обозначают
переломное время - переход к качественно
иной форме городского поселения от городка
родоплеменного времени к городу феодального
времени. «Найденные при раскопках разнообразные
железные вещи (железные ножи, рыболовные
крючки, тёсла, сошники, топоры, скобель,
косы, серпы, молоток, кованые гвозди со
шляпками, наконечники стрел, славянские
цилиндрические замки и ключи, «древолазные
шипы», лодочные заклёпки и многие другие
вещи) характеризуют деятельность кузнецов-ремесленников».
В IX-X столетиях Псков уже втягивается
в торговые отношения с Востоком и Западом.
Об этом свидетельствуют находки саманидского
диргема 940-955 гг. и западноевропейской
монеты 1068-1090 гг. и пр.
Псков начал развиваться в VIII в., а в IX-X
столетиях становится значительным городским
центром.