Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:42, контрольная работа
К середине XIX в. четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области.
Введение……………………………………………………………………...............3
Глава I. Личность Александра II … …..…………………........................................5
Глава II. Либеральные реформы 60 – 70-х годов…...………..…….…………..….7
2.1. Предпосылки реформ………………………………………………………...…7
2.2. Отмена крепостного права………………………………………………...........9
2.3. Либеральные реформы………………………………………………………...12
Заключение ……………………………………………………………………...….17
Список использованной литературы……….......................………...………....…18
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава
I. Личность Александра II … …..…………………....................
Глава II. Либеральные реформы 60 – 70-х годов…...………..…….…………..….7
2.1.
Предпосылки реформ………………………………
2.2.
Отмена крепостного права………………
2.3.
Либеральные реформы……………………………
Заключение
……………………………………………………………………...…
Список
использованной литературы……….................
ВВЕДЕНИЕ
К середине XIX в. четко выразилось отставание
России в экономической и социально-политической
сферах, от передовых капиталистических
стран. Ряд международных событий обнаружили
существенное ослабление Российского
государства во внешнеполитической области.
В полной мере это обличила Крымская война
(1853-1856), которая выявила всю внутреннюю
несостоятельность нашего отечества,
и нашего прежнего быта. И как следствие,
проявилась необходимость провести полное
преобразование многих сфер государственной
жизни. Данная потребность в реформах,
с каждым днем становилась все более и
более ощутимой и неотложной. Но на пути
всякого улучшения непреодолимой преградой
стояло - крепостное право. Поэтому главной
целью внутренней политики правительства
во второй половине XIX в. было приведение
экономической и социально-политической
системы России в соответствие с потребностями
времени. Одновременно не менее важной
задачей было сохранения самодержавия
и господствующего положения дворянства.
Царствование императора Александра II
(1855-1881)ознаменовалось рядом «великих
реформ», значительно продвинувших вперед
русскую жизнь. Из этих преобразований
важнейшими являются: освобождение крестьян,
в 1861 году и издание «положения об устройстве
крестьян», дарование подданным в 1864 году
суда гласного, правого, скорого, милостивого
и родного для всех, земское и городское
самоуправление, издание в 1874 году устава
о воинской повинности, обязательной для
всех сословий государства, учреждение
ряда университетов открытие женских
гимназий и прогимназий, улучшение путей
сообщения. Деятельность Александра II
прекратилась из-за его погибели, 1 марта
1881 года от руки убийц, но в истории за
ним закрепилось имя «Освободитель».
После Крымской войны в истории России
началась новая полоса. Современники называли
ее эпохой Освобождения, или эпохой Великих
реформ. Этот период прочно связано с именем
Александра II. Вступив на престол
в 1855
году,
он получил тяжёлое наследие. Ни один из
вопросов 30-летнего царствования его отца
(крестьянский, восточный, польский и др.)
решён не был.
ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ АЛЕКСАНДРА II
Александр II - император всероссийский,
старший сын императора Николая Павловича
и императрицы Александры Федоровны, родился
в Москве 17 апреля 1818г. Неожиданная кончина
императора Николая Павловича послужила
началом важных перемен в жизни Русского
государства. Преемник императора во многом
являлся полной противоположностью своего
отца. Отец отличался суровым и непреклонным
характером, сын был мягок и подвержен
влияниям. Отец в свое время не получил
хорошего образования, сын же был тщательно
воспитании подготовлен к предстоящему
правлению государством. Александр вступил
на престол в 36-летнем возрасте, зрелым
человеком, достаточно опытным в делах.
Русские люди ждали от него много доброго
- и не ошиблись. Воспитание императора
Александра было поставлено прекрасно.
С ранних лет воспитателем его был гуманный
умный человек генерал Мердер. Мердер
привлек к себе внимание, как командир
роты в основанной 18 августа 1823г. школе
гвардейских подпрапорщиков. Николай
Павлович, тогда еще являясь Великим Князем,
узнав про его педагогические способности,
мягкий характер и исключительный ум,
решился доверить ему воспитание своего
сына Александра. На этот пост Мердер вступил
12 июня 1824г., когда Великому Князю Александру
едва исполнилось 6 лет, и ревностно исполнял
свои обязанности в течение 10 лет. Другим
наставником Александра II был поэт В.А.Жуковский,
который приступил к обязанностям, когда
Великому Князю исполнилось 9 лет. Жуковский
предварительно составил «План учения»
цесаревича, который был сосредоточен
на «образование для добродетели». По
плану целью всего обучения было сделать
будущего государя человеком просвещенным
и всесторонне образованным, оградив его
от преждевременного увлечения военным
искусством. Нравственные убеждения, заложенные
В.А.Жуковским, существенно сказались
на организации личности будущего монарха.
Но уберечь будущего государя от военной
«муштры» наставнику не удалось. Как и
все российские самодержцы Александр
II с малолетства приобщался к военному
искусству, и к 26-и годам стал «полным генералом».
Таким образом, когда царский престол
перешел к Александру II (бывшему уже в
возрасте 36 лет) он уже был подготовлен
к управлению государством. Император
Николая I за время своего правления все
делал для ознакомления цесаревича с разными
отраслями государственного управления
и даже поручал ему общее руководство
делами на время своих отъездов из столицы.
Так с разрешения отца, императора Николая
I, цесаревич был введен в Государственный
совет и Комитет министров, руководил
деятельностью Секретных комитетов по
крестьянскому делу. Александр Николаевич,
старший сын императора Николая I и его
супруги императрицы Александры Федоровны
вступил на престол 18 февраля 1855 года.
Короновали его 26 августа 1856 года в Успенском
соборе Московского Кремля. Вхождение
Александра II на трон произошло при очень
тяжких обстоятельствах. По словам умиравшего
императора Николая I, Александр II получил
«команду не в добром порядке», и первые
годы правления нового государя были посвящены
ликвидации Восточной войны и тяжелых
порядков николаевского времени. Общество
недовольное деспотическим и бюрократическим
правлением Николая I, искало причины провала
его внешней политики. Участились крестьянские
восстания. Активизировали свою деятельность
радикалы. Все это не могло не вынудить
нового собственника Зимнего дворца задуматься
о курсе своей внутренней политики. Но,
так как вступление Александра Николаевича
на трон происходило в период Крымской
войны, где России приходилось иметь дело
с объединенными силами почти всех главных
европейских государств, и война приобрела
неблагоприятный для страны оборот. Новый
император, несмотря, на свое миролюбие,
которое было известно даже в Европе, обнаружил
стойкую решимость продолжить борьбу
и добиться почетного мира.
ГЛАВА II. ВАЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70-Х ГОДОВ
2.1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ
По окончании Крымской войны обнаружились
многие внутренние недостатки Российского
государства. Нужны были перемены, и страна
с нетерпением ожидала их. На первом месте,
конечно же, была идея освобождения крепостных.
В своей речи перед представителями московского
дворянства Александр II сказал: «лучше
отменить его сверху, чем ждать, когда
оно само будет отменено снизу». Другого
выхода не было, так как крестьяне с каждым
годом все сильнее выражали недовольство
существующей системой. Расширялась барщинская
форма эксплуатации крестьянина, что и
вызывало кризисные ситуации. В первую
очередь начала снижаться производительность
труда крепостных, так как помещики хотели
производить больше продукции и этим подрывали
силы крестьянского хозяйства. Наиболее
дальновидные помещики осознавали, что
подневольный труд намного уступает по
производительности наемному. Но наем
работников требовал немалых затрат от
помещика в то время, когда крепостной
труд был даровым. Многие помещики пытались
вводить новые системы ведения хозяйства,
применять новейшую технику, закупать
улучшенные сорта породистый скот и т.д.
К сожалению, такие меры приводили их к
разорению и, соответственно, к усилению
эксплуатации крестьян. Росли задолженности
помещичьих имений перед кредитными учреждениями.
Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной
системе было невозможным. К тому же оно,
просуществовав в России значительно
дольше, чем в европейских странах приняло
очень жесткие формы. Под влиянием государственного
роста, завоеваний XVIII веке и успехов внешней
торговли Россия первой половины XIX века
разрывала с натуральным строем прежнего
времени, в котором обмен и обрабатывающая
промышленность играли незначительную
роль, и быстро переходила к расширению
обмена и к увеличению фабрично-заводского
производства. В этой экономической эволюции
землевладельческое дворянство приняло
свое участие. Оно увеличило запашки в
целях хлебного экспорта и испытывало
разные виды фабричного производства.
Вся тяжесть усиленного землепашества
и новых форм труда пала на крепостное
крестьянство и истощала его физические
силы. Прирост крепостного населения в
северной половине государства стал падать,
а с 1835 г. вместо прироста уже наблюдалась
убыль, объясняемая не только перемещением
населения на юг, но также и истощением
его на непосильной работе. Вместе с тем
становилось явным обеднение и оскудение
крепостного крестьянства, и росло в его
среде острое недовольство своим положением.
Таким образом, рост торгово-промышленного
оборота в стране ухудшил и обострил крепостные
отношения и возбуждал в помещиках опасения
за будущее. В то же время попытки усовершенствования
и усложнения помещичьего хозяйства не
содействовали увеличению материального
благополучия самих помещиков. Водворение
новых форм хозяйства далеко не всегда
удавалось; помещичьи фабрики обычно не
выдерживали конкуренции с купеческими,
более богатыми и технически совершенными.
Подневольный барщинный труд оказывался
непригодным для улучшенных способов
производства. Поэтому среди крепостных
владельцев к середине XIX в. выросло разочарование
в успехе их земельного и фабричного хозяйства
и сознание того, что они попали в кризис.
Существует и другая точка зрения относительно
этой реформы, согласно которой к середине
XIX века крепостное хозяйство еще далеко
не исчерпало своих возможностей и выступления
против правительства были очень слабы.
Ни экономическая, ни социальная катастрофы
России не грозили, но, сохраняя крепостное
право, она могла выбыть из числа великих
держав. Крестьянская реформа повлекла
за собой преобразование всех сторон государственной
и общественной жизни. Был предусмотрен
ряд мер по перестройке местного управления,
судебной системы, образования и, позднее,
армии. Это были действительно крупные
изменения, сравнимые разве что только
с реформами Петра I.
2.2. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА
3 января 1857 года был принят первый значимый
шаг, послуживший началом реформирования:
создание Секретного комитета под непосредственным
ведением и председательством самого
императора. В него вошли: князь Орлов,
граф Ланской, граф Блудов, министр финансов
Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков,
министр государственных имуществ М.Н.
Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А.
Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была
обозначена как «обсуждение мер по устройству
быта помещичьих крестьян». Таким образом,
правительство пыталось добиться от дворянства
инициативы в решении этого вопроса. Слово
«освобождение» еще не произносилось.
Но комитет действовал очень вяло. Более
четкие действия начали осуществляться
позднее. В феврале 1858 года. Секретный
комитет был переименован в «Главный комитет
о помещичьих крестьянах, выходящих их
крепостной зависимости», а еще спустя
год (4 марта 1859 года) при комитете были
учреждены Редакционные комиссии, которые
занимались рассмотрением материалов,
подготовленных губернскими комитетами
и составлением проекта закона об освобождении
крестьян. Здесь сложилось два мнения:
большинство помещиков предлагало освободить
крестьян совсем без земли или с маленькими
наделами, либеральное же меньшинство
предлагало освободить с землей на выкуп.
Поначалу Александр II разделял точку зрения
большинства, но затем пришел к выводу
о необходимости выделения крестьянам
земли. Обычно такое решение историки
связывают с усилением крестьянского
движения: Царь боялся повторения «пугачевщины».
Но не менее важную роль здесь сыграло
наличие в правительстве влиятельной
группировки, получившей название «либеральной
бюрократии». Проект «Положений о крестьянах»
был практически подготовлен в конце августа
1859 года, но какое-то время подвергался
небольшим исправлениям и уточнениям.
В октябре 1860 года Редакционные комиссии,
завершив свою работу, передали проект
в Главный комитет, где он снова обсуждался
и претерпел еще изменения, но уже в пользу
помещиков. 28 января 1861 года проект поступил
на рассмотрение последней инстанции
- Государственного совета, который принял
их с некоторыми изменениями, в смысле
уменьшения размеров крестьянского надела.
Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах,
вышедших из крепостной зависимости»,
включающие в себя 17 законодательных актов,
были подписаны Александром II. В тот же
день последовал манифест «О всемилостивейшем
даровании крепостным людям прав состояния
свободных сельских обывателей», в котором
было провозглашено об освобождении 22,6
миллионов крестьян от крепостной зависимости.
«Положения» распространялись на 45 губерний
Европейской России, в которых насчитывалось
112 000 помещичьих имений. Прежде всего была
объявлена обязательность для помещика
наделить бывших его крестьян, кроме усадебной
земли, пахотной и сенокосной в определенных
размерах. Во-вторых, объявлена обязательность
для крестьян принять надел и держать
в своем пользовании, за установленные
в пользу помещика повинности, отведенную
им мирскую землю в течение первых девяти
лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии
же девяти лет отдельным членам общины
предоставлено право как выхода из нее,
так и отказа от пользования полевыми
землями и угодьями, если выкупят свою
усадьбу; само общество также получает
право не принимать в свое пользование
таких участков, от которых откажутся
отдельные крестьяне. В-третьих что касается
размера крестьянского надела и соединенных
с ним платежей, по общим правилам принято
основываться на добровольных между землевладельцами
и крестьянами соглашениях, для чего заключать
уставную грамоту при посредничестве
учрежденных положением мировых посредников,
съездов их и губернских по крестьянским
делам присутствий, а в западных губерниях
- и особых поверочных комиссий. Но в результате
этого крестьянство остались связанным
рамками общины, а выделенной ему земли
оказалось явно недостаточно для того,
чтобы удовлетворить нужды постоянно
растущего населения. Крестьянин остался
в полной зависимости от сельской общины
(прежнего «мира»), которая, в свою очередь,
полностью контролировалась властями;
личные наделы передавались в собственность
крестьянским обществам, которые периодически
«уравнительно» их перераспредели. Весной-летом
1861 года крестьяне, не получившие, как
ожидали «полной воли», организовали множество
восстаний. Возмущение вызывали такие
факты, как, например: на два года крестьяне
оставались в подчинении у помещика, были
обязаны платить оброк и исполнять барщину,
лишались значительной части земли, а
те наделы, которые предоставляли им в
собственность, должны были выкупать у
помещика. В течение 1861 года произошло
1860 крестьянских восстаний. Одними из
крупнейших считаются выступления крестьян
в деревне Бездна Казанской губернии.
В последующее время растет разочарование
непоследовательностью реформы не только
бывших крепостных.
2.3. ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ
Земская реформа. После крестьянского
«Положения» в ряду административных
реформ одно из важнейших мест занимает,
без всякого сомнения, «Положение о губернских
и уездных земских учреждениях», которое
было издано 1 января 1864 года. Согласно
положению вводились бессословные выборные
органы местного самоуправления - земства.
Они избирались всеми сословиями на трехлетний
срок и состояли из распорядительных органов
(уездных и губернских земских собраний)
и исполнительных (уездных и губернских
земских управ). Выборы в земские распорядительные
органы - собрания гласных (депутатов)
- проводились на основе имущественного
ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая)
состояла из владельцев земли от 200 до
800 десятин или недвижимости, стоимостью
от 15 000 рублей. Вторая курия (городская)
объединяла собственников городских промышленных
и торговых заведений с годовым оборотом
не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости
не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по
третьей курии (сельских крестьянских
обществ) были многостепенными. Земские
собрания избирали исполнительные органы
- земские управы - в составе председателя
и нескольких членов. Земства были лишены
каких-либо политических функций, их деятельность
ограничивалась, в основном, решением
местных вопросов. Они несли ответственность
за народное образование, за народное
здоровье, за своевременные поставки продовольствия,
за качество дорог, за страхование, за
ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало больших средств, поэтому
земствам было позволено вводить новые
налоги, облагать население повинностями,
образовывать земские капиталы. При своем
полном развитии земская деятельность
должна была охватить все стороны местной
жизни. Новые формы местного самоуправления
не только сделали его всесословным, но
и расширили круг его полномочий. Самоуправление
получило столь широкое распространение,
что многими было понято, как переход к
представительному образу правления,
поэтому со стороны правительства вскоре
стало заметно стремление удержать деятельность
земств на местном уровне, и не позволять
общаться между собой земским корпорациям.
В конце 70-х годов земства были введены
в 35 из 59 российских губерний.