Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:35, статья
Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения.
Егорова Варвара Александровна ПФ104-1гр
Время хрущевской «оттепели», сопровождавшееся борьбой против «культа личности» Сталина, отнюдь не было таким уж теплым. Многие деятели культуры были реабилитированы, вернулись к читателю и зрителю многие ранее запрещённые произведения. С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»). Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942 г.), А. А. Пластова «Фашист пролетел» (1942 г.), С. В. Герасимова «Мать партизана» (1943 г.). В конце 50-х в литературу вошло поколение лейтенантов. Не столько военные подвиги, сколько попытки нравственного осмысления итогов и уроков войны, через призму взглядов простого человека привлекали в военной теме. Самым известным произведением о войне в это время стала трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые», «Солдатами не рождаются». В это время были написаны и важнейшие произведения оппозиционной литературы, ходившие в перепечатках по рукам и опубликованные только во второй половине 80-х годов («Гулаг» А. Солженицына, рассказы В. Шаламова, «Новое назначение» А. Бека).