Ливонская война

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 00:34, реферат

Описание

В своей работе я попытаюсь раскрыть тему историографии Ливонской войны. Это событие произошло очень давно, поэтому первоначальные источники, повествующие об этом событии в своем большинстве изменялись с течением времени. А так как историю нужно рассматривать с самого начала, посмотрим как возникла Ливония.

Работа состоит из  1 файл

ливонская война.doc

— 419.50 Кб (Скачать документ)

Перевод

"Ради князя Александра  и пришел некто знатный из  Западной страны, от тех, что зовут себя "слуги божии", желая повидать его в расцвете сил так же, как в древности царица Ужская приходила к Соломону, желая наслушаться мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреяш, увидел князя Александра, возвратился к своим и сказал: "Прошел я много стран и видел многие народы, но не встретил ни такого царя среди царей, ни князя среди князей".

[Описание Невской битвы  с королем римской веры из  Полуночной страны в воскресение, 15 июля, в день памяти 630 святых  отцов бывшего в Халкидоне  собора и святых мучеников Кирика и Улиты]

На следующий год после  возвращения князя Александра с  победой [в Невской битве] пришли опять те же из Западной страны и  построили город на земле Александровой. Князь же Александр немедля вышел  и срыл город их до основания, а их самих – одних повесил, а других с собою повел, а иных, помиловав, отпустил, ибо был он милостив свыше меры.

На третий год после  победы Александра над королем в  зимнее время пошел Александр  на землю Немецкую с большим войском, чтобы не похвалялись они, говоря: "Подчиним себе словенский народ".

Ведь уже взяли город  Псков и тиунов своих посадили. Тиунов князь Александр схватил, город Псков освободил от пленения. А землю их разорил и пожег, и пленных взял без числа, а  других поубивал. Иные же немецкие города заключили союз и решили: "Пойдем, и победим Александра, и возьмем его руками".

Когда же приблизились враги, узнали об этом дозорные Александра. Князь  же Александр поставил полки и  пошел навстречу, и покрылось  озеро Чудское множеством воинов той и другой стороны. Отец же его Ярослав прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. У князя Александра было также много храбрых мужей, как в древние времена у Давида царя было сильных и крепких воинов. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ибо сердца их были как у львов, и сказали они: "О княже наш славный! Ныне настало нам время положить свои головы за тебя". Князь же Александр, воздев руки к небу, воскликнул: "Суди меня, боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, боже, как ты помог в древние времена Моисею победить Амалика и прадеду моему Ярославу победить окаянного Святополка".

Была же тогда суббота. Когда взошло солнце, сошлись оба  войска. И была злая сеча, и раздавался такой треск от ломающихся копий  и звон от мечей, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо покрылся он кровью.

И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел  воинство божие в воздухе, пришедшее  на помощь Александру. И так победил  их помощью божьей, и обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно неслись они по воздуху; и некуда было им бежать. Здесь же прославил бог Александра перед всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона. А того, кто говорил: "Поймаем Александра руками", – предал бог ему и в руки. И не нашлось никого, кто мог бы воспротивиться ему в битве.

И возвратился князь Александр  с победою славною. И шло многое множество пленных в войске его, вели босыми подле коней тех, кто  называл себя "божьи рыцари".

И когда подошел князь  к городу Пскову, игумены и попы в ризах и весь народ встретили его перед городом, воздавая хвалу богу и славу господину князю Александру, воспевая песнь: "Помог ты, господи, кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему освободить город Псков от иноязычных рукою Александровою.

О неразумные псковичи! Если забудете об этом и до правнуков  Александровых, то уподобитесь тем  иудеям, которых накормил господь  в пустыне манною небесною и жареными перепелами и которые обо всем этом забыли, как забыли они и бога, освободившего их из египетской неволи." 

Новым по сравнению с НПЛ  являются свообщения:

1. Немцы объединяются с  целью пленения Александра.

2. Русский дозор замечает  врага, хотя это известие может  быть измененным рассказом о  поражении отряда Домаша и Кербета.

3. Битва произошла на  восходе солнца.

4. Андрей присоединяется  к брату перед битвой, а не  перед походом на Псков. 

5. О пленении человека, хваставшего, что захватит Александра.

6. Рассказ о возвращении  в Псков в сопровождении босых  рыцарей, о встрече победителей и об укоризне псковичам.

3.3. Псковские  летописи

Самостоятельное псковское  летописание развивается с 14 века, хотя разрозненные записи делались и  раньше. Псковские летописи делят  на три группы: 1-ю, 2-ю и 3-ю Псковские  летописи . Наиболее раннюю версию 1-й Псковской летописи (ППЛ) отражает Тихоновский список, доведенный до 1469 года. Он сохранился в рукописи 1-й половины 17 века. По палеографическим данным, она была скопирована с рукописи 15 века. 2-я Псковская летопись представлена Синодальным списком кон. 15 века, излагающим события до 1486 года. Ее данные восходят к общему источнику с ППЛ. В ней также содержится одна из версий Жития, но она не вставлена в погодные записи о войне 1240-1242 гг. 3-я Псковская летопись использовала данные ППЛ и дополнительные материалы. Наиболее ранняя версия отражена в Строевском списке, написанном почерком сер. 16 века и доведенном до 1556 года. Они излагают события войны 1240-1242 гг. кратко, часто сообщая только о событиях вокруг Пскова и о Ледовом побоище. В Псковской 1 летописи по Тихоновскому списку скомпилированы две группы записей. Во второй из них, на листе 22 об. содержатся оригинальные псковские известия, соединенные с элементами "Жития Александра Невского". Текст приводится по изданию псковских летописей А.Насонова. Об относительно поздней форме обработки свидетельствует использование названия города в форме "Псковъ", распространившейся с сер. 14 века. В других списках этой летописи читается "Плъсковъ". 

(лист 22) [о Невской битве  со шведами под 6748 годом]

(лист 22 об.) В лето 6749 Взя  князь Александръ городокъ Копорию,  а Немець изби. А на другое  лето ходилъ князь Александръ  с муж новгородцы, и бишася  на льду с Немцами. ...

В лето 6747 Избиша Литва на Комне пскович засадою, месяца сентября въ 25 день.

В лето 6748 Избиша Немци пскович  под Изборском 600 муж, месяца сеньтября  въ 16 день. И по семъ пришедше Немци  и взяша град Псковъ, и седоша Немци въ Пскове два лета.

В лето 6750 Пришед князь Александръ и изби Немець во граде Пскове, и  градъ Псковъ избави от безбожных Немець, помощию святыя Троица. И бишася с ними на леду; и пособи богъ князю Александру и мужемъ новогородцемъ и псковичамъ; овы изби и овы связавъ босы поведе по леду. Сии бои бысть месяца апреля въ 1 день; и бысть во граде Пскове радость велия. И рече князь Александръ: "О муже Псковичи, се же вам глаголю: аще кто и напоследъ моих пленникъ (племенникъ?) или прибежит кто в печали или тако приидет жити во град Псков, а вы его не приимете и не почтете его, и наречетеся вторая Жидова". 

Академический 1 список датирует битву  под Изборском косвенно: 16 числом того же месяца, в котором в предыдущей записи отмечено поражение от литовцев. Сомнительна версия Псковской 2 летописи (Синодальный и другие списки), которая  датирует сражение с литовцами 25 октября, превращает его в псковскую победу, относит битву под Изборском к 16 октября, а правление немцев в Пскове удлиняет до 3 лет. Псковская 3 летопись по Строевскому списку под 6748 и 6750 годами является кратким пересказом летописи, близкой к НПЛ младшего извода.

Новыми по сравнению с  НПЛ и Житием являются размеры  потерь псковичей под Изборском, даты сражений под Изборском и  на Чудском озере, упоминание об участии  псковичей в Ледовом побоище. Псковской датировке Ледового побоища  обычно предпочитают новгородскую, которая содержит не только число, но и день недели и привязку к церковным праздникам.

3.4. Ростово –  суздальские летописи

Ранние ростово-суздальские  известия о походе 1242 г. отражены в  Лавернтьевской и Московско-Академической  летописях . Лаврентьевская летопись – это список 1377 года с тверского летописного свода начала 14 в., использовавшего ростовские летописи 13 века. Там сообщается: 

"В лето 6750 Великыи князь  Ярославъ посла сына своего  Андрея в Новъгородъ Великыи,  в помочь Олександрови на Немци, и победиша я за Плесковом на озере, и полонъ многъ плениша, и възвратися Андреи къ отцю своему с честью."

Столь же кратка Московско-Академическая  летопись, которая представляет собой  оригинал летописного свода кон. 15 века, доведенного до 6927 (1419) года . Записи после взятия Козельска татарами под 6746 годом являются сокращением ростовского летописного свода. 

"В лето 6750 ходи Александръ  Ярославичь с Новъгородци на  Немци и бися с ними на  Чюдъском езере, оу Ворониа  камени, и победи Александръ и гони по леду 7 верстъ, секучи их." 

Упомянутые две летописи интересовались только кампанией 1242 года. Новой информации они не дают и  представляют интерес только интерпретацией событий. Изложение в Лаврентьевской летописи ведется в такой форме, что все заслуги могут быть приписаны Андрею. Другие записи о столкновениях с немцами 1-й пол. и сер. 13 века отсутствуют в этой летописи. Московско-Академическая летопись имеет более широкий кругозор, но для 1230-1260-х гг. она коротко упоминает только о битвах на Эмайыге 1234 г., Ледовом побоище 1242 г. и сражении у Раковора 1268 года. Ростово-суздальских летописцев совершенно не интересуют злоключения псковичей.

3.5. Поздние русские  источники

Вышеописанными русские  источники дают независимую друг от друга информацию. Остальные летописи и жития с 15 века обычно их повторяют, компилируют, перетолковывают или искажают . Сведения НПЛ старшего извода или близкие к ним попали в Рогожскую летопись и Летопись Авраамки. В Рогожском летописце 2-й четв. 15 в. отразилось тверское летописание. Он пишет о гибели 400 немцев, но пленных оказывается только 8. Последняя цифра может быть следствием описки, произошедшей из-за сходства рукописных букв "и" и "н", используемых для обозначения чисел 8 и 50 соответственно.

Первая редакция Жития послужила основой для ряда церковных переработок 16-го и последующих веков: владимирской редакции 1547-1552 гг., псковской редакции Василия-Варлаама сер. 16 века, редакции Степенной книги, редакции Ионы Думина и других. Ничего нового по интересующему нас вопросу они не добавляют. Зато различные версии (виды) 2-й редакции Жития попали во многие летописи. Результатом оказалось объединение ранних летописных (в первую очередь из НПЛ старшего извода) и житийных сведений об Александре Невском. Это произошло в 1-й четверти 15 в., в ходе работы над созданием общерусского летописного свода 1418-1419 гг. московского митрополита Фотия. В той или иной степени эта работа отразилась в ряде летописей 15 в.: НПЛ младшего извода, Софийской первой летописи, Новгородской 4-й летописи и других. Во всех упомянутых летописях величина немецких потерь отличается от НПЛ старшего извода: 500 вместо 400. НПЛ младшего извода по-прежнему считает убитых и пленных просто немцами НЧЛ называет всех пленных и убитых немцев ратьманами и панами. В СПЛ соответствующая фраза выглядит так: "И паде немец 500, а чуди бесчисленно множество. А руками яша немец 50 нарочитых воевод и приведеше я в Новгород, а иных вода потопи, а инии зле язвени отбегоша". Таким образом, 50 немцев превратились в 50 нарочитых воевод. Такие версии широко использовалась последующими русскими летописями, породив в свою очередь в 19-20 вв. в отечественной историографии представление о том, что все убитые и пленные немцы были рыцарями. Отметим также запись в Тверском сборнике 1534 г., в которой гибнет 531 немец, чуди – без числа, в плен попадает 50 нарочитых воевод.

Возникает вопрос, почему произошло  переопределение понятия "немцы". В русских летописях при описании военных действий 14-15 вв. словом "немцы" стали часто обозначать всех ливонцев или, по крайней мере, воинов, а страну называли "Немецкой землей". Исчезают или редко используются названия отдельных прибалтийских народов и регионов ("Чудь", "Чудская земля", "Лотыгола" и другие). Например, в НПЛ младшего извода этноним "чудь" появляется лишь в исключительном случае, при описании восстания эстонских крестьян 1343-1346 гг., в котором слились этнические и социальные противоречия. Чудины продолжают появляться только в летописях псковичей, имевших контакты с сельским населением соседней Ливонии. В такой ситуации понятие "немцы" летописцев сер. 13 в. должно было заменяться каким-нибудь термином для обозначения ливонской социальной верхушки.

Остановимся на некоторых  наиболее важных версиях поздних  летописей. Ядро НПЛ младшего извода написано в 1-й четв. 15 в., а древнейшие рукописи относятся к сер. 15 в. Летопись ошибочно утверждает, что Ледовая битва произошла на память св. мученика Феодула, и пишет о 500 погибших немцев. В остальном повествование следует НПЛ старшего извода, а дополнения из 1-го вида 2-й редакции Жития вводятся для усиления художественного эффекта. В целом схожая ситуация наблюдается в Новгородской 4-й летописи, основа которой сформировалась между 1418-19 гг. и 1428 г. (древнейшие рукописи – 1470-80-е гг.). Новгородская 4-я летопись только полагает, что Александр в Эстонии сам пошел в зажитие (набег), а в НПЛ он рассылает других. Версия Новгородской 4-й летописи использовалась в 5-й Новгородской летописи.

Остановимся подробнее на Софийской первой летописи (СПЛ). Эта московская летопись была важным этапом в развитии рассказа о войне 1240-42 гг. Ее сведения через посредство московского летописания 15 в. попадают в 3-ю редакцию Жития Александра, во многие общерусские и местные летописи, а через них и в историческую литературу 19-20 вв. Рассказы различных редакций СПЛ о войне 1240-1242 гг. использовались в Никаноровской и Вологодско-Пермской, Ермоловской, Уваровской, Прилуцкой, Львовской, Холмогоровской, Типографской летописях, Тверском сборнике. Через посредство Московских сводов кон. 15 века она оказала влияние на Симеоновскую, Воскресенскую летописи. В огромной компиляции 16 века, именуемой Никоновской летописью, сведения СПЛ были стилистически переработаны и дополнены. СПЛ сохранилась в редакциях старшего и младшего извода. СПЛ старшего извода наиболее полно отражает содержание свода Фотия. Ее две рукописи датируются 1470-ми – нач. 1480-х гг.

СПЛ исправляет дату битвы  обратно на день памяти св. Клавдия. Не очень удачная попытка полностью  объединить содержание ранних новгородских летописных записей и Жития привела к появлению некоторых "открытий" в СПЛ. Сначала идет рассказ, близкий НПЛ, от падения Изборска и Пскова до разрушения Александром немецкой крепости в Копорье. Затем появляется вставка из Жития о начале похода на немцев, причем ранний текст Жития был понят в том смысле, что немцы взяли Псков в третий год после победы новгородцев над шведами. Получается, что они захватывали город два раза. В Немецкую землю русские вторгаются дважды. Первоначально идет старый житийный рассказ об опустошении вражеской страны после возвращения Пскова и сборе немцев, собирающихся захватить Александра в плен. Их замечает сторожа князя. Александр поклонился Св.Троице (Псковской) и идет во второй раз на землю Немецкую мстить за кровь крестьянскую. Затем ход военных действий излагается в согласии с НПЛ. При этом выбрасывается летописное известие о том, что Александр узнает о немецком наступлении только после поражения Домаша и Кербета. О присоединении Андрея Ярославича к Александру пишется дважды. Сначала Александр идет на Псков. Затем, в соответствии с Житием, сообщается о присылке Ярославом Андрея перед самой Чудской битвой. Дважды пишется и о возвращении после битвы. Сначала, как в НПЛ, пленные немцы ведутся в Новгород, затем идет житийный рассказ об их приводе по льду в Псков, торжественной встрече там победителей и назидании в адрес псковичей. Короткое замечание Жития о победе над семью ратями литовцев помещается под 6750 (1242) годом, а через 3 года мы встречаем более подробное повествование о тех же событиях, восходящее к новгородскому летописанию.

Информация о работе Ливонская война