Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 16:39, реферат
В 1097 г. Русь стала свидетелем необычайного события: впервые в ее истории все наиболее крупные и известные русские князья, внуки и правнуки Ярослава Мудрого съехались в родовой замок Мономаха — Любеч для того, чтобы устроить порядок на Руси. На съезд прибыли Святополк Киевский, Владимир Мономах, князь переяславский, братья Святославичи Олег и Давыд, Давыд Игоревич из Владимира-Волынского, Василько Ростиславич, князь теребовльский, враждовавший на Волыни с Давыдом Игоревичем, другие князья, их бояре и дружинники.
Любечский съезд.
В 1097 г. Русь стала
свидетелем необычайного события: впервые
в ее истории все наиболее крупные
и известные русские князья, внуки
и правнуки Ярослава Мудрого съехались
в родовой замок Мономаха —
Любеч для того, чтобы устроить порядок
на Руси. На съезд прибыли Святополк Киевский,
Владимир Мономах, князь переяславский,
братья Святославичи Олег и Давыд, Давыд
Игоревич из Владимира-Волынского, Василько
Ростиславич, князь теребовльский, враждовавший
на Волыни с Давыдом Игоревичем, другие
князья, их бояре и дружинники. Князья
сказали на съезде: "3ачем губим Русскую
землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы
землю нашу расхищают и радуются, что нас
раздирают междоусобные войны. Да с этих
пор объединимся чистосердечно и будем
охранять Русскую землю, и пусть qкаждый
владеет отчиной своей» («каждо да держить
отчину свою»).
Князья договорились, что за каждым из
них сохраняются земли их отцов— детей
Ярослава Мудрого. За нарушение этого
порядка князьям-отступникам надлежало
держать ответ перед всей землей. Им грозило
наказание со стороны остальных князей.
На этом договоре участники Любечского
съезда целовали крест в знак верности
соглашению.
И сам съезд, и принятое на нём решение
говорили о том, что некогда единое и сильное
государство теперь распадается на отдельные
земли, хотя идея единства весьма сильно
звучала на съезде. Ныне никто, даже сам
великий киевский князь не мог «вступиться»
в чужую вотчину. Князья договорились
сообща защищать этот новый порядок. Но
защитить его было уже трудно, почти невозможно,
так как в его основе лежала независимость
каждого от каждого, опирающаяся на выросшую
хозяйственную и военную мощь отдельных
земель и городов, а моральные категории
в борьбе за власть, как известно, не имеют
обязательной и долговременной силы.
Едва князья разъехались по домам, как
из Киева пришло ошеломляющее известие:
Святополк и Давыд Игоревич в Киеве схватили,
а затем ослепили Смелого и независимого
князя Василька. Тот приехал в столицу
помолиться в храм святого Михаила. Его
зазвал к себе в гости Святополк, и Василько
был схвачен в великокняжеском дворце.
Пойти на это злодеяние уговорил Святополка
Давыд Игоревич, опасавшийся на Волыни
предприимчивого Василька. Он запугал
великого князя тем, что Василько и Мономах
замышляют против него заговор.
Давыд отвёз Василька в Белгород, там в
деревенской избе его повалили на пол,
придавили доской грудь и руки и слуга
Давыда острым концом ножа вынул из глазниц
глаза Василька. Потерявшего сознание
молодого князя завернули в ковер и повезли
на Волынь, во владения. Давыда, где заключили
в темницу. Город Теребовль и близлежащие
земли, принадлежащие Васильку, были захвачены
Давыдом.
Этот поразительный по жестокости и вероломству
случай показал, чего стоят клятвы князей
жить в мире и согласии. Там, где нет крепкой
власти, где безудержное властолюбие диктует
свои законы,— там не может быть и крепкого
мира. В период распада государств раннего
средневековья такое положение становилось
для них обычным. Буйство феодальных кланов
с X — XI вв. надолго разорвало на части
Францию, где образовалось 14 крупных феодальных
полугосударств. Такая же судьба постигла
и Германию, которая с конца X в. стала разваливаться
на самостоятельные феодальные княжества,
владетели которых на своих съездах избирали
германских императоров. На Руси эти процессы
стали набирать силу лишь с конца ХI в.
По горячим следам событий Мономах решил
наказать князей-отступников. Большое
войско, состоявшее из дружин самого Мономаха,
его сыновей, Олега и Давыда Святославичей,
которые на этот раз подчинились Любечекому
договору, двинулись на Киев. Город был
осаждён, в нем начались выступления против
Святополка, и тот был вынужден принять
ультиматум Мономаха— отправиться в совместный
поход против владимиро-волынского князя
Давыда Игоревича.
Поход начался. Но Давыд упросил князей
не наказывать его, так как сообщил, что
он освободил Василька и они договорились
миром. Это подтвердил и посол от самого
Василька.
Но долго еще гроза, разразившаяся в 1097
г., грохотала по русским просторам. Освободившись
из-под стражи, Василько вскоре начал вместе
со своим братом войну против Давыда. Братья
вернули себе все свои земли. Давыд был
осажден во Владимире-Волынском и по требованию
изнемогающих от осады горожан выдал Васильку
тех своих приспешников, кто организовал
его похищение и увечье. Все они были по
приказу Василька повешены перед городскими
стенами.