Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 03:58, доклад
Переход к многопартийности в Беларуси начинался с почти незаметного явления — значительного увеличения числа любительских неформальных объединений и клубов по интересам. В 1986—1987 гг. в республике возникло 7 тыс. таких объединений и клубов, насчитывавших около 1 млн человек. В Мн в 1987 г. Действовало 97 обще-полит. Объединений и клубов по интересам, 9 – производственно-технических, 24 – научных, 12- коллекционерных, 157 – из обл. ис-в, 102 – физкультурно-оздоровительных, 51 – марально-бытовой направленности, 10 – клубов трезвости, 104 – многопрофильных – всего 566 объединений и клубов с более 46ю тыс. участников.
Переход к многопартийности в Беларуси начинался с почти незаметного явления — значительного увеличения числа любительских неформальных объединений и клубов по интересам. В 1986—1987 гг. в республике возникло 7 тыс. таких объединений и клубов, насчитывавших около 1 млн человек. В Мн в 1987 г. Действовало 97 обще-полит. Объединений и клубов по интересам, 9 – производственно-технических, 24 – научных, 12- коллекционерных, 157 – из обл. ис-в, 102 – физкультурно-оздоровительных, 51 – марально-бытовой направленности, 10 – клубов трезвости, 104 – многопрофильных – всего 566 объединений и клубов с более 46ю тыс. участников.
В 1987 г. в БССР насчитывалось 15 210 памятников к-ры и истории, из которых 8 тыс. требовали реставрационных работ. Это было использовано социально активными людьми для создания самодеятельных неформальных объединений. Которые занимались вопросами языка и лит-ры, памятниками истории и к-ры, окружающей среды, развития творческих способностей людей. Таких объединений насчитывалось более 20.
Активно заявили о себе такие объединения и клубы, как "Талака" — национально-культурное объединение молодежи, политические дискуссионные клубы "Современник", "Свтанак", "Тутэйшыя" в Мн, «Паходня» в Гродно, «Узгор’е» в Витебске, «Талака» в Гомеле и Могилеве, «Беларуская хатка» в Молодечно, «край» в Бресте… до 1988 года во всех обастных центрах было создано во 2-3 объединения. Создавались они и в районных центрах и даже в деревнях, где были крупные средние школы. Первенствовала минская «Талака».
Их деятельность носила в основном культурно-просветительный и экологический характер. Сначала политические вопросы в программы клубов и объединений не включались. Например, минская «Талака» в своей программе заявляла, что будет заниматься исключительно проблемами национальной самобытности, сохранением памятников истории и культуры. Однако примерно со второй половины 1987 г. в деятельности клубов и организаций все больше и больше стали проявляться централизация и политизация. В результате переговоров с властями в декабре 1987 г. было разрешено проведение под Минском вального сейма белорусских объединений. Участники его говорили о деформациях социалистического строя, необходимости построения настоящего социализма, возрождения белорусской национальной культуры. Ссылаясь на В. И. Ленина, они пытались критиковать руководство Беларуси. Это было уже, безусловно, не культурно-просветительское, а политическое движение. Шла самая обычная политическая борьба под прикрытием лозунга возрождения национальной культуры. Начиналась конфронтация молодежных объединений с ЦККПБ, партийными и комсомольскими органами.
Политическую борьбу молодежи направляла часть научной (ученой) и творческой интеллигенции. 15 декабря 1986 г. 28 представителей бел. интеллигенции направили письмо на имя М.Горбачева, в котором были представлены вопросы развития бел языка и лит-ры, возрождения национальной к-ры. реакция правительства Беларуси была отрицательной. В июне 1987 г. Горбачеву было отправлено другое письмо, подписанное 134 представителями бел интеллигенции. Комиссия ЦК КПСС, которая прибыла в БССР, не содействовала решению вопросов, поставленных частью интеллигенции республики.
В 1988 году в авангарде оппозиционных сил шла минская «талака», которая вскоре выступила с идеей создания народного фронта. Талака высказалась за отмену артикула К. СССР об партийном руководстве, за передачу собственности в пользование трудовым коллективам и отдельным людям, за проведение механизма реализации конституционных свобод в соответствии с всемирными демократическими нормами, за суверенитет республики и создание нового союза по типу Совета эк Взаимопомощи. Это был по сути, первый официальный док полит оппозиции, которая зарождалась на Б.
В 1989 г. в БССР был создан штаб политической оппозиции — Белорусский народный фронт «Возрождение». Его программа, устав и другие документы имели откровенно антисоветскую и антикоммунистическую направленность. На призывы оппозиции к уничтожению советского государственного и общественного строя адекватное правовое реагирование отсутствовало. Более того, усилилась конфронтация оппозиции с правоохранительными органами, партийными и государственными структурами. Не было соответствующего политико-организационного реагирования и на действия некоторых коммунистов и руководителей разных уровней, ставших на путь необоснованной критики советского государственного и общественного строя.
В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. – Белорусская крестьянская партия и др.
Гласность способствовала резкому становлению различных идейных, в том числе и религиозных течений.
В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа. 1 октября 1990 был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Он предусматривал социальную и благотворительную деятельность для Церкви. Началась деятельность по восстановлению храмов и монастырей в стране.
Информация о работе Любительские неформальные объединения и клубы по интересам