Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 18:20, сочинение
Цивилизация Майя их среда обитаня. Краткий обзор.
МАЙЯ
исторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.
ДРЕВНИЕ МАЙЯ
Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.
Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.
Периодизация
истории майя. В архаический (2000-1500 до
н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000
до н. э.) доклассической эпохи в низменных
районах Гватемалы обитали небольшие
полубродячие племена охотников и собирателей,
питавшихся дикими съедобными кореньями
и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили
после себя лишь редкие каменные орудия
да несколько поселений, определенно датированных
этим временем. Средний формативный период
(1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо
документированная эпоха истории майя.
В это время появляются мелкие земледельческие
поселения, разбросанные в джунглях и
по берегам рек плато Петен и на севере
Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические
данные говорят о том, что в эту эпоху майя
не имели помпезной архитектуры, деления
на классы и централизованной власти.
Однако в последующий поздний формативный
период доклассической эпохи (400 до н.э.
- 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные
изменения. В это время строятся монументальные
сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки
для игры в мяч, наблюдается бурный рост
городов. Внушительные архитектурные
комплексы возводятся в таких городах,
как Калакмуль и Цибильчальтун на севере
полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор,
Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях
Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай
и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор).
Происходит быстрый рост возникших в тот
период поселений, таких как Кашоб на севере
Белиза. В конце позднего формативного
периода развивается меновая торговля
между удаленным друг от друга поселениями.
Больше всего ценятся изделия из нефрита
и обсидиана, морские раковины и перья
птицы кецаль. В это время впервые появляются
острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики
- изделия из камня самой причудливой формы,
иногда в виде трезубца или профиля человеческого
лица. Тогда же складывается практика
освящения зданий, устройства тайников,
куда помещались изделия из нефрита и
прочие драгоценности. В последующий ранний
классический период (250-600 н.э.) классической
эпохи майяское общество сложилось в систему
соперничающих городов-государств, каждый
со своей царской династией. Эти политические
образования обнаруживали общность как
в системе управления, так и в культуре
(язык, письменность, астрономические
знания, календарь и т.д.). Начало раннего
классического периода приблизительно
совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных
на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии
с т.н. "долгим счетом майя" выражается
цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств
классической эпохи простирались в среднем
на 2000 кв. км, а некоторые города, например
Тикаль или Калакмуль, контролировали
значительно большие территории. Политическими
и культурными центрами каждого государственного
образования являлись города с пышными
сооружениями, архитектура которых представляла
собой местные или зональные вариации
общего стиля майяского зодчества. Здания
располагались вокруг обширной прямоугольной
центральной площади. Их фасады обычно
украшали маски главных богов и мифологических
персонажей, вырезанные из камня или выполненные
в технике штукового рельефа. Стены длинных
узких помещений внутри зданий часто расписывались
фресками с изображениями ритуалов, праздников,
военных сцен. Оконные перемычки, притолоки,
лестницы дворцов, а также отдельно стоящие
стелы были покрыты иероглифическими
текстами, иногда с портретными вкраплениями,
повествующими о деяниях правителей. На
притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга
правителя Щит Ягуара, помогающая мужу
одевать военные регалии. В центре городов
майя классической эпохи возвышались
пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения
нередко служили усыпальницами почитаемых
людей, поэтому цари и жрецы практиковали
здесь ритуалы, имевшие целью установить
магическую связь с духами предков.
Обнаруженное
в "Храме надписей" захоронение
Пакаля, правителя Паленке, дало много
ценных сведений о практике почитания
царских предков. Надпись на крышке саркофага
гласит, что Пакаль родился (по нашему
летосчислению), в 603 и умер в 683. Усопшего
украшали нефритовое ожерелье, массивные
серьги (знак военной доблести), браслеты,
мозаичная маска, сложенная более чем
из 200 кусочков нефрита. Пакаль был захоронен
в каменном саркофаге, на котором были
высечены имена и портреты его прославленных
предков, таких, как его прабабушка Кан-Ик,
имевшая немалую власть. В захоронения
обычно помещали сосуды, по-видимому с
едой и напитками, предназначенные для
питания усопшего на его пути в загробный
мир. В городах майя выделяется центральная
часть, где жили правители с их родней
и свитой. Таковы дворцовый комплекс в
Паленке, акрополь Тикаля, зона Сепультурас
в Копане. Правители и их ближайшие родственники
занимались исключительно государственными
делами - организовывали и возглавляли
военные набеги против соседних городов-государств,
устраивали пышные празднества, принимали
участие в ритуалах. Члены царской семьи
становились также писцами, жрецами, прорицателями,
художниками, скульпторами и архитекторами.
Так, в Доме Бакабов в Копане проживали
писцы высшего ранга. За чертой городов
население было рассредоточено в небольших
деревнях, окруженных садами и полями.
Люди жили большими семьями в деревянных
домах, крытых тростником или соломой.
Одна из таких деревень классической эпохи
сохранилась в Серене (Сальвадор), где
предположительно летом 590 произошло извержение
вулкана Лагуна-Кальдера. Горячий пепел
засыпал близлежащие дома, кухонный очаг
и стенную нишу с расписными тарелками
и бутылями из тыквы, растения, деревья,
поля, в том числе поле с ростками кукурузы.
Во многих древних поселениях постройки
группируются вокруг центрального двора,
где производились совместные работы.
Землевладение носило общинный характер.
В поздний классический период (650-950) население
низинных областей Гватемалы достигало
3 млн. человек. Возросшие потребности
в сельскохозяйственной продукции заставляли
земледельцев осушать болота и применять
террасное земледелие в холмистой местности,
например по берегам Рио-Бек. В поздний
классический период из состава сложившихся
городов-государств начали выделяться
новые города. Так, город Химбаль вышел
из-под контроля Тикаля, что языком иероглифов
возвещено на архитектурных сооружениях.
В рассматриваемый период пика своего
развития достигает майяская эпиграфика,
однако содержание надписей на монументах
меняется. Если раньше преобладали сообщения
о жизненном пути правителей с датами
рождения, женитьбы, восшествия на престол,
смерти, то теперь основное внимание уделяется
войнам, завоеваниям, захватам пленников
для жертвоприношений. К 850 многие города
на юге низинной зоны были покинуты. Полностью
прекращается строительство в Паленке,
Тикале, Копане. Причины случившегося
до сих пор не ясны. Упадок этих городов
мог быть вызван восстаниями, вражеским
нашествием, эпидемией или экологическим
кризисом. Центр развития майяской цивилизации
перемещается на север полуострова Юкатан
и западное нагорье - области, воспринявшие
несколько волн мексиканских культурных
влияний. Здесь на короткий срок расцветают
города Ушмаль, Сайиль, Кабах, Лабна и Чичен-Ица.
Эти пышные города превзошли прежние высотой
зданий, многокомнатными дворцами, более
высокими и широкими ступенчатыми сводами,
изощренной резьбой по камню и мозаичными
фризами, огромными площадками для игры
в мяч.
Майяская игра в мяч. Прототип этой игры с каучуковым мячом, требующей большой ловкости, возник в Месоамерике еще за две тысячи лет до н.э. Майяская игра в мяч, как и сходные игры других народов Месоамерики, заключала в себе элементы насилия и жестокости - она завершалась человеческим жертвоприношением, ради которого и затевалась, а игровые площадки были обрамлены кольями с человеческими черепами. Участвовали в игре только мужчины, разделенные на две команды, которые включали от одного до четырех человек. Задача игроков состояла в том, чтобы не дать мячу коснуться земли и довести его до цели, удерживая всеми частями тела, за исключением кистей рук и ступней. Игроки облачались в специальные защитные одежды. Мяч чаще бывал полым; иногда за каучуковой оболочкой скрывался человеческий череп. Площадки для игры в мяч состояли из двух параллельных ступенчатых трибун, между которыми располагалось игровое поле, подобное широкой мощеной аллее. Такие стадионы сооружались в каждом городе, а в Эль-Тахине их насчитывалось одиннадцать. По-видимому, здесь находился спортивный и церемониальный центр, где проводились широкомасштабные состязания. Игра в мяч отчасти напоминала гладиаторские бои, когда пленники, подчас представители знати из других городов, боролись за жизнь, чтобы не оказаться принесенными в жертву. Проигравших, связанных вместе, скатывали по лестницам пирамид, и они разбивались насмерть.
Последние города
майя. Большинство северных городов,
построенных в постклассическую
эпоху (950-1500), просуществовали менее
300 лет, за исключением Чичен-Ицы, дожившей
до 13 в. Этот город обнаруживает архитектурное
сходство с Тулой, основанной тольтеками
ок. 900, что позволяет предположить, что
Чичен-Ица служила форпостом или была
союзником воинственных тольтеков. Название
города образовано от майяских слов "чи"
("рот") и "ица" ("стена"),
но его архитектура в т.н. стиле Пуук нарушает
классические майяские каноны. Так, например,
каменные крыши зданий держатся скорее
на плоских балках, чем на ступенчатых
сводах. Некоторые рисунки, вырезанные
в камне, изображают совместно воинов
майя и тольтеков в сценах битв. Возможно,
тольтеки захватили этот город и со временем
превратили его в процветающее государство.
В постклассический период (1200-1450) Чичен-Ица
какое-то время входила в политический
союз с близлежащими Ушмалем и Майяпаном,
известный как Лига Майяпана. Однако еще
до появления испанцев Лига распалась,
и Чичен-Ица, как и города классической
эпохи, был поглощен джунглями. В постклассическую
эпоху получила развитие морская торговля,
благодаря чему на побережье Юкатана и
близлежащих островах возникли порты
- например, Тулум или поселение на острове
Косумель. В поздний постклассический
период майя торговали с ацтеками рабами,
хлопком и птичьими перьями.
Календарь древних майя. В соответствии с мифологией майя, мир создавался и уничтожался дважды, прежде чем наступила третья, современная эра, которая началась в переводе на европейское летосчисление 13 августа 3114 до н.э. От этой даты отсчитывали время в двух системах летосчисления - т.н. долгим счетом и календарным кругом. Основой долгого счета служил 360-дневный годовой цикл под названием "тун", разделенный на 18 месяцев по 20 дней в каждом. Майя пользовались скорее двадцатеричной, нежели десятеричной системой счета, и единицей летосчисления считали 20 лет (катун). Двадцать катунов (т.е. четыре века) составляли бактун. Майя применяли одновременно две системы календарного времени - 260-дневный и 365-дневный годовые циклы. Эти системы совпадали каждые 18 980 дней, или каждые 52 (365-дневных) года, обозначая важный рубеж конца одного и начала нового временного цикла. Древние майя рассчитали время вперед до 4772, когда, по их убеждению, наступит конец нынешней эпохи и Вселенная будет в очередной раз уничтожена.
Майяские обычаи и социальная организация. Обряд кровопускания.
На семьи правителей
возлагалась обязанность
Социальная организация.
Общество майя строилось по модели
патриархата: власть и главенство в
семье переходили от отца к сыну
или брату. Общество майя классической
эпохи было сильно стратифицированным.
Отчетливое разделение на социальные
слои наблюдалось в Тикале в 8 в. На самом
верху социальной лестницы находились
правитель и его ближайшие родственники,
далее шла высшая и средняя наследственная
знать, обладавшая разной степенью власти,
за ними следовали свита, ремесленники,
архитекторы разного ранга и статуса,
ниже стояли богатые, но незнатные землевладельцы,
потом - простые земледельцы-общинники,
а на последних ступеньках находились
сироты и рабы. Хотя эти группы контактировали
между собой, они жили в отдельных городских
кварталах, имели особые обязанности и
привилегии и культивировали собственные
обычаи. Древние майя не знали технологии
выплавки металлов. Орудия труда они изготавливали
преимущественно из камня, а также из дерева
и раковин. Этими орудиями земледельцы
рубили лес, пахали, сеяли, собирали урожаи.
Не знали майя и гончарного круга. При
изготовлении керамических изделий они
раскатывали глину в тонкие жгутики и
накладывали их один на другой либо слепляли
пластины из глины. Обжигалась керамика
не в печах, а на открытых кострах. Гончарным
ремеслом занимались как простолюдины,
так и аристократы. Последние расписывали
сосуды сценами из мифологии или дворцовой
жизни.