Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 17:23, доклад
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н.э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в
работе «Об обязанностях»), а также
в его многочисленных
Теоретические воззрения Цицерона в области государства и права находятся под заметным влиянием древнегреческой мысли, и прежде всего учений Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное» влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился соединить и согласовать с собственно римскими традициями в области государственно- правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной историей римского государства и права, с реальной обстановкой и актуальными задачами современной ему социальной и политической действительности. В целом творческое использование идей предшественников в политико-правовом учении
Цицерона сочетается
с развитием им ряда оригинальных
и новых положений в области
теории государства и права.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа
(res populi). При этом
он подчеркивает, что «народ не
любое соединение людей,
Аристотеля, Цицерон
отвергал широко распространенные в
его время представления о
договорном характере возникновения
государства.
Влияние Аристотеля
заметно и в трактовке - Цицероном
роли семьи как первоначальной ячейки
общества, из которой постепенно и
естественным путем возникает государство.
Он отмечал изначальную связь
государства и собственности
и разделял положение стоика Панетия
о том, что причиной образования государства
является охрана собственности. Нарушение
неприкосновенности частной и государственной
собственности Цицерон характеризует
как осквернение и нарушение справедливости
и права.
Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим миром правит разум». Данное положение, сформулированное еще древнегреческим философом
Анаксагором, используется Цицероном для обоснования своего понимания
«природы» как
обусловленного и пронизанного божественной
волей всеобщего источника
Разум — высшая
и лучшая часть души, «царский империй»,
обуздывающий все низменные чувства и
страсти в человеке (алчность, жажду власти
и славы и т. д.), «мятеж души». Поэтому,
писал Цицерон, «при господстве мудрости
нет места ни для страстей, ни для гнева,
ни для необдуманных поступков».
В русле традиций
древнегреческой мысли Цицерон уделял
большое внимание анализу различных форм
государственного устройства, возникновению
одних форм из других, «круговороту» этих
форм, поискам «наилучшей» формы и т. д.
Критерии различения форм государственного устройства Цицерон усматривал в «характере и воле» тех, кто правит государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). «И вот, когда верховная власть находится в руках у одного человека, мы называем этого одного царем, а такое государственное устройство — царской властью.
Когда она находится
в руках у выборных, то говорят,
что эта гражданская община управляется
волей оптиматов. Народной же (ведь
ее так и называют) является такая
община, в которой все находится в руках
народа».
Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе — и правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится демократия.
«Благоволением
своим,— пишет Цицерон, — нас
привлекают к себе цари, мудростью
— оптиматы, свободой — народы».
Перечисленные достоинства
Основной порок
простых форм государства состоит,
согласно Цицерону, в том, что все
они неизбежно, в силу присущей им
односторонности и
Хотя такая
власть и продолжает ошибочно именоваться
правлением оптиматов, но на деле, замечает
Цицерон, «нет более уродливой формы правления,
чем та, при которой богатейшие люди считаются
наилучшими». Соответственно и полновластие
народа, по оценке Цицерона, приводит к
пагубным последствиям, к «безумию и произволу
толпы», к ее тиранической власти.
Эти уродливые
виды властвования (тирания единоличного
владыки или толпы, господство клики)
уже не являются, согласно Цицерону,
формами государства, поскольку
в таких случаях вовсе отсутствует
само государство, понимаемое как общее
дело и достояние народа, отсутствуют
общие интересы и общеобязательное для
всех право.
Предотвратить подобное вырождение государственности, по мнению
Цицерона, можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида государственного устройства, образуемого путем равномерного смешения положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал он,
— желательно, чтобы
в государстве было нечто выдающееся
и царственное, чтобы одна часть
власти была уделена и вручена авторитету
первенствующих людей, а некоторые дела
были предоставлены суждению и воле народа».
В качестве важнейших достоинств такого
государственного строя Цицерон отмечал
прочность государства и правовое равенство
его граждан.
Как путь к смешанной
форме правления Цицерон (вслед за Полибием)
трактовал эволюцию римской государственности
от первоначальной царской власти к сенатской
республике. При этом аналогию царской
власти он видел в полномочиях магистратов
(и, прежде всего, консулов), власти оптиматов
— в полномочиях сената, народной власти
— в полномочиях народных собраний и народных
трибунов. В этой связи Цицерон восхищался
дальновидностью и мудростью «предков»,
создавших такую разумную форму государства,
и призывал твердо придерживаться их политических
заветов. Подчеркивая опасность крена
в сторону того или иного начала смешанной
государственности и выступая за их взаимное
равновесие, он подчеркивал необходимость
«равномерного распределения прав, обязанностей
и полномочий — с тем, чтобы достаточно
власти было у магистратов, достаточно
влияния у совета первенствующих людей
и достаточно свободы у народа».
Свою концепцию наилучшей (смешанной) формы государства, в отличие от платоновских проектов идеального государства, Цицерон считал реально осуществимой, подразумевая при этом практику римской республиканской государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).
Платоновское
же государство — это, скорее, не
реальность, а лишь желание, оно «не
такое, какое могло бы существовать,
а такое, в каком было бы возможно усмотреть
разумные основы гражданственности».
В своем творчестве
и в своей практической политической
деятельности (в качестве квестора,
сенатора, эдила, претора и консула)
Цицерон последовательно
Смысл «срединного»
характера политической позиции
Цицерона состоял в том, что он,
отстаивая республиканские
«оптиматами»
и «популярами» — приверженцами,
условно говоря, двух линий политической
ориентации соответственно на верхи и
низы общества. Сознавая различие целей
оптиматов и популяров, Цицерон вместе
с тем развивал представление о том, что
подлинные интересы тех и других вполне
могут быть соединены и учтены в рамках
«общего согласия». Себя Цицерон, после
избрания его на народном собрании консулом,
аттестовал (не без демагогии) как истинного
защитника народа, как консула-популяра.
С учетом специфики практической политики и ее особой логики следует все. же признать, что в своей деятельности Цицерон в целом оставался верен основным идеям и принципам той теоретической концепции государства, которую он развивал в своем политическом учении. Ключевая роль и там и тут отводилась представлениям об «общем благе», «согласовании интересов»,
«общем правопорядке»
и т. д.
При этом, разумеется,
имелись в виду интересы свободных
сословий и граждан римской республики,
но вовсе не рабов.
Рабство, по Цицерону, «справедливо потому, что таким людям рабское состояние полезно и это делается им на пользу, когда делается разумно; то есть, когда у бесчестных людей отнимут возможность совершать беззакония, то угнетенные окажутся в лучшем положении, между тем как они, не будучи угнетены, были в худшем». Рабство обусловлено самой природой, которая дарует лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы. Такова логика рассуждений Цицерона, которые он стремится подкрепить соображениями о соотношении различных частей души: господин так же правит рабом, как лучшая часть души (разум, мудрость) правит слабыми и порочными частями души
(страстями, гневом
и т. п.). К рабам, считал Цицерон,
следует относиться, как к наемникам:
требовать от них
Хотя характеристика раба как «наемника» выгодно отличается от распространенных в то время представлений о рабе как «говорящем орудии», однако в целом суждения Цицерона по этой проблеме заметно расходятся с его общими положениями о том, что по природе «все мы подобны и равны друг другу», что между людьми никакого различия нет, что человек — «гражданин всего мира, как бы единого града» и т. д. Много внимания в творчестве
Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. В этой связи он критиковал представления эпикурейцев и ряда стоиков о том, что мудрому человеку не следует принимать на себя бразды правления и вообще активно участвовать в общественной и политической жизни. Считая управление государством сочетанием науки и искусства, требующим не только знаний и добродетелей, но и умения практически их применять в интересах общего блага, Цицерон отмечал, что
«сама природа»
влечет лучших людей к тому, чтобы
«сделать жизнь людей более безопасной
и более богатой». Он советовал
изучать науки о государстве и праве
как «такие науки, которые могут сделать
нас полезными государству», усматривая
в этом служении государству «самую славную
задачу мудрости и величайшее проявление
доблести и ее обязанность».
Мудрый государственный
деятель, согласно Цицерону, должен видеть
и предугадывать пути и повороты в делах
государства, чтобы воспрепятствовать
неблагоприятному ходу событий (смене
форм правления в пагубную сторону, отклонению
от общего блага и справедливости) и всячески
содействовать прочности и долговечности
государства как «общего правопорядка».
Лицо, ведающее
делами государства, должно быть мудрым,
справедливым, воздержанным и красноречивым.
Оно должно, кроме того, быть сведущим
в учениях о государстве и
«владеть основами права, без знания
которых никто не может быть справедлив».
В том крайнем
случае, когда под вопрос поставлено
само благополучие государства как
общего дела народа, с согласия последнего
истинный государственный деятель,
по Цицерону, должен «как диктатор установить
в государстве порядок». Здесь политик
выступает не в своих корыстных целях,
а в общих интересах как спаситель республики.
Следуя Платону, Цицерон полагал, что истинным
правителям в награду за их дела «назначено
определенное место на небе, чтобы они
жили там вечно, испытывая блаженство».