Марксизм в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 22:52, доклад

Описание

В 70-е гг. возникли первые рабочие организации — «Южно-российский союз рабочих» (1875), «Северный союз рабочих» (1878). В 80-х гг. появились первые марксистские кружки: группа Д. Благоева, П.В. Точисского. Но идеи марксизма не получили широкого распространения. В то время была широко распространена идеология народничества, утверждавшая, что Россия придет к социализму через общину, а главной силой революции будет крестьянство. Главным двигателем истории народники считали не народные массы, а героев — критически мыслящих личностей.

Работа состоит из  1 файл

философия 1.docx

— 23.58 Кб (Скачать документ)

5. Марксизм в России

В 60-90-х гг. XIX в. Россия стала  капиталистической страной, но развитие капитализма шло по прусскому  пути (то есть с охранением феодальных пережитков, а значит, мучительному для народа). [Противоположный путь — американский, фермерский]

В 70-е гг. возникли первые рабочие организации — «Южно-российский союз рабочих» (1875), «Северный союз рабочих» (1878). В 80-х гг. появились первые марксистские кружки: группа Д. Благоева, П.В. Точисского. Но идеи марксизма не получили широкого распространения. В то время была широко распространена идеология народничества, утверждавшая, что Россия придет к социализму через общину, а главной силой революции будет крестьянство. Главным двигателем истории народники считали не народные массы, а героев — критически мыслящих личностей.

Первые марксисты стремились опровергнуть воззрения народников и доказать применимость марксизма  к России. Первая российская марксистская организация была создана Г.В. Плехановым в 1883 г. в Женеве.

^ Георгий Валентинович  Плеханов (1856-1918) родился в семье  мелкопоместного дворянина. В  1875 г. (в то время студент горного  института) примкнул к народничеству.  В 1876 г. во время демонстрации  у Казанского собора призвал  к открытой борьбе с самодержавием.  После раскола «Земли и воли»  создал организацию «Черный передел» (1879). В 1882 г. перевел «Манифест  коммунистической партии» и в  1883 г. объявил о разрыве с  народничеством и создал марксистскую  организацию «Освобождение труда».

В первых марксистских работах  «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия» критиковал народничество, его идеалистические философские  и социологические воззрения. Он показал, что Россия уже идет по капиталистическому пути, крестьянская община уже разлагается  на кулачество и бедноту, в стране растет промышленный пролетариат.

Он считал, что:

Коммунистическая революция  рабочего класса не может вырасти  из крестьянского социализма, который  проповедуют народники.

Сельская община стремится  уступить место буржуазным, а не коммунистическим формам общежития.

Община не в состоянии  двинуть Россию к коммунизму. Она  может только менее сопротивляться, чем мелкотоварное землевладение.

Инициативу коммунистического  движения может взять на себя лишь рабочий класс.

Освобождение рабочего класса может быть достигнуто только им самим.

На Первом конгрессе II Интернационала в 1889 г. Плеханов в своей речи заявил: «Революционное движение в России может  восторжествовать только как революционное  движение рабочих».

Плеханов боролся против тех, кто, по его мнению, ревизировал марксизм. Он защищал диалектику, которую Бернштейн и Струве считали гегелевской ловушкой, в которую попали марксисты. Его произведение этого периода — «Materialismus militans». Он критиковал махистов (русских сторонников Э. Маха — противников материализма), выступал против ликвидаторов (сторонников только легальной деятельности и ликвидации подпольных социал-демократических организаций).

В годы I Мировой войны  Плеханов стал на путь защиты России. Он отрицательно отнесся к Октябрьской  революции, считая ее «нарушением всех исторических законов». Для Плеханова, как для материалиста, законы истории  объективны, а субъективизм большевиков  был очевиден.В трудах «Очерки по истории материализма», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории» Плеханов выступал как воинствующий материалист-диалектик. Он доказывал, что философия марксизма — самая великая революция, которую знает история человеческой мысли.

В теории познания он сторонник  «теории иероглифов», то есть утверждал, что наши восприятия вещей лишь частично сходны с самими вещами. В то время физик Гельмгольц называл их символами, то есть не имеющими с вещами никакого сходства.

В трудах «Письма без адреса»  и «Искусство и общественная жизнь» Плеханов применил марксову теорию исторического материализма к эстетике: «Искусство есть специфическая форма общественного сознания, развитие которой, в конечном счете, обусловлено трудовой деятельностью людей, зависит от экономики общества».

Другой этап в развитии марксизма в России связан с деятельностью ^ Владимира Ильича Ленина (1870-1924).

Соратник Ленина по партии, но его философский оппонент А.А. Богданов утверждал, что Ленин относился  к учению Маркса, как к религии. Но на самом деле это не так. Его  философия была тесно связана  с задачами практической политической борьбы, поэтому если его не устраивало то или иное положение учения Маркса, Ленин от него отказывался. Но в начальный  период Ленин начинал, как и Плеханов, с применения марксизма к анализу  российской действительности. Первые его работы «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?», «От какого наследства мы отказываемся», «Развитие капитализма в России»  были направлены против народников. Он отвергает их идеалистическое мировоззрение, их метафизический метод, их субъективизм. Он доказывает, что марксизм — это  не фатализм, что надстройка не «пассивная рефлексия экономики», что историческая необходимость (в основе которой  лежат экономические законы) —  это лишь основа для сознательной деятельности людей, свобода же заключается  в познании ее и воздействии на нее.

В идейной борьбе с «легальным марксизмом», «экономизмом», меньшевиками Ленин создает свою теорию революции  в работах «Что делать?», «Две тактики  социал-демократии в демократической  революции». Необходимым условием победы в революции он считает создание боеспособной, дисциплинированной организации  революционеров.

После революции 1905-1907 гг. в  среде интеллигенции распространились модные идеалистические течения  — неокантианство, прагматизм, интуитивизм  и особенно эмпириокритицизм (махизм). Ленин пишет книгу «Материализм и эмпириокритицизм». Резкость и  грубость ее шокировала даже сторонников  Ленина. Читателями же работа не была замечена. Главное для Ленина было отстоять принцип партийности в философии. Этот принцип, по его мнению, состоял  в приверженности материализму.

Рассматривая основные проблемы онтологии и гносеологии, Ленин  следует за Марксом и Энгельсом.

Выясняя сущность ощущения, Ленин называет его субъективным образом объективного мира, «копией» вещей, высшей формой отражения. По его  мнению, вся материя обладает свойством  отражения, по существу родственному ощущению. При этом Ленин критикует Гельмгольца (за «теорию символов») и поправляет Плеханова (за его «теорию иероглифов»),  которые на самом деле были ближе к истине, чем Ленин.

Ленин дает определение материи, как объективной реальности данной нам в ощущении, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В годы подъема рабочего движения Ленин пишет работы: «Три источника  и три составные части марксизма», «Исторические судьбы учения Маркса», «Карл Маркс». В них он дает характеристику учения Маркса. Социологические идеи были развиты им в работах «Империализм как высшая стадия капитализма», «О лозунге соединенных штатов Европы», «Военная программа пролетарской революции», «Государство и революция». Государство  диктатуры пролетариата, по Ленину, — это Советы, они по типу Парижской  коммуны, парламентская же республика, по его мнению, есть шаг назад. Он создает свою теорию социалистической революции. Главным в этом учении является учение о революционной ситуации, о союзе рабочих и крестьян, о руководящей роли марксистской партии.

Занимаясь изучением диалектики, он конспектирует труды Гегеля, делает свои пометки. Они впоследствии получили название «Философские тетради». Анализируя в них источники развития, он отдает предпочтение самодвижению, источником которого является единство и борьба противоположностей. Этот закон Ленин  называет ядром диалектики, а диалектику называет учением о том, как могут  быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности. Он обосновывает положение о единстве диалектики, теории познания и логики. Особое место он уделяет выяснению  гносеологических корней идеализма  и религии. «Философский идеализм — это не чепуха, — пишет он, — а одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Раздвоение познания — возможность идеализма даны уже в первой элементарной абстракции».

В послеоктябрьский период Ленин  разрабатывает вопросы переходного  периода от капитализма к социализму. Он пишет работы: «О нашей революции», «Детская болезнь левизны в коммунизме». В «Великом почине» дает определение  классов, как больших групп людей, различающихся главным образом  по отношению к средствам производства, в статье «О значении воинствующего  материализма» пишет о борьбе с идеализмом и религией. Эти работы стали программой дальнейшего развития СССР. Главными задачами по мысли, Ленина были:

• создание материальной базы для перехода к коммунизму (производительные силы в марксизме — основа для  развития общества);

• формирование коммунистических отношений (это замена всего частного, личного на государственное, которое  Ленин считал общественным, коммунистическим, так как постепенно государство  должно отмереть);

• воспитание нового человека, способного жить по-коммунистически (субботники Ленин и назвал «великим почином» такого воспитания).

Коммунистическая партия после Ленина пыталась осуществить  эти идеи на практике. Жестокости по отношению к противникам объяснялись  тем, что они мешали коммунистическому  счастью всего человечества. Достижение коммунизма понималось как избавление человечества от страданий навсегда.

Ленин продолжил  тенденции марксизма, как хорошие, так и плохие. Его партийная  непримиримость и нетерпимость нанесли  вред развитию философии и трагически отразились на судьбах философов. Сначала  изгнание выдающихся русских философов, затем разгром советской философии  в результате развязанных идеологических кампаний против «механицистов» и «меньшевиствующих идеалистов». Ссылки, лагеря, физическое уничтожение в сталинский период, преследование инакомыслия в последующие годы — все это следствия той же причины.


Информация о работе Марксизм в России