Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 20:57, реферат
МЕСОПОТАМИЯ (Междуречье), природная и историческая область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат. Очаг многовекового орошаемого земледелия, где возник центр древней цивилизации (Вавилон, Ассирия и др.).
Многие древние города в этом районе все еще населены, например Алеппо-Халеб или Эрбиль. Руины покинутых городов (Вавилона, Сиппара и Ниппура) отпугивают своими размерами и количеством нанесенного песка даже прекрасно оснащенные экспедиции.
1. Месопотамия – природная и историческая область
2. Наличие укреплений
3. Стены городов – это весь характер городской архитектуры
4. Монументальная конструкция ворот
5. Рынки Месопотамии
6. Город цитадель
7. Храмы
8. Три черты городской планировки
9. Расположение улиц, внутренние коммуникации
10. Архитектурный рельеф месопотамского города
Содержание:
1. Месопотамия – природная и историческая область
2. Наличие укреплений
3. Стены городов – это весь характер городской архитектуры
4. Монументальная конструкция ворот
5. Рынки Месопотамии
6. Город цитадель
7. Храмы
8. Три черты городской планировки
9. Расположение улиц, внутренние коммуникации
10. Архитектурный рельеф месопотамского города
МЕСОПОТАМИЯ (Междуречье), природная и историческая область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат. Очаг многовекового орошаемого земледелия, где возник центр древней цивилизации (Вавилон, Ассирия и др.).
Многие древние города в
этом районе все еще населены,
например Алеппо-Халеб или
С III тысячелетия до н. э. отличительной особенностью ближневосточного города становится наличие укреплений. В обязанности царя входило поддержание городских стен в хорошем состоянии и соответственно их разрушение в завоевываемых городах. Возникает вопрос: являлся ли укрепленный город, отличающийся от крепости, возведенной по военным соображениям, характерной особенностью этого района и цивилизации или это было результатом заимствования? Обширные укрепления отнюдь не обязательная принадлежность городов. Греческий полис подозрительно мало полагался на укрепления в противоположность впечатляющим циклопическим стенам и замкам микенского периода. Минойские города на Крите, по-видимому, были лишены стен и башен в период расцвета этой цивилизации. В тех случаях, когда незнакомые с городской жизнью племена завоевывали городскую цивилизацию, существовало явное предубеждение против укрепленных городов; мы видим, например, что царь, изображаемый на египетских шиферных плитках периода объединения страны в виде быка или сокола, рушит укрепленные города в дельте Нила. Подобным же примером может служить уничтожение городов долины Инда ведийскими индийцами под предводительством бога Индры, которому они дали эпитет puram-dara – разрушитель крепостей», термин, соответствующий греческому poUorketes. Ничего подобного мы не встречаем в древних месопотамских источниках. Так как членение шумерского города на собственно город, пригород и лежащую вне его гавань или торговый порт отражает существование четкой пограничной линии между самим городом и тем, что находится за его пределами, можно предположить, что окружение шумерских городов стенами было типичным явлением. Однако были и нетипичные города, такие, как Сиппар или на юге - Лагаш, которые представляли собой скопление поселений, где ядро города включало понемногу окружающие поселения.
Стены городов были не только демаркационной
линией между городом и открытым
пространством или заранее
Монументальная конструкция
ворот была связана также с
тем, что возле них находился
как бы ''гражданский центр''. Здесь,
вероятно на примыкавшей к
воротам изнутри города
Нелегко решить важный вопрос о том, как обитатели таких городов снабжались продуктами питания и другими предметами потребления. Упоминания о рынках встречаются редко, но можно установить определенную закономерность, показывающую, в какие периоды и в каких местах они были. Так, мы узнаем, что существовали ''Рыночные ворота'' в анатолийском Канише в начале II тысячелетия до н. э.; упоминаются ''Рыночные ворота'' и гораздо позже, в нововавилонских табличках, но скорее как простое обозначение места. Столь же редко встречаются упоминания о рынке вроде того, что содержится в древней надписи из Суз, где указывается, что там был выставлен тариф цен. Конкретное свидетельство о том, что возле ''Рыночных ворот'' производилась купля и продажа. Из Сиппара старовавилонского периода до нас дошел термин bit mahirirn, обозначающий, по-видимому, маленькую лавку для продажи предметом роскоши. Возникает впечатление, что рынок, как таковой, был распространен скорее за пределами Месопотамии, в Эламе и в Анатолии. Характерно, что хеттское слово happira (''город'') этимологически связано со словом, означающим ''рынок''. В Месопотамии рынок, по-видимому, представляет собой позднее явление, вызванное большими размерами городов, сделавшими необходимым как-то наладить торговлю продуктами питания. Таким образом, рынки, которые должны были связать сельских жителей с горожанами для обмена продуктами питания, сырьем и ремесленными товарами, имели лишь ограниченное значение. Вот еще одна особенность Месопотамии с ее большим числом городов, корни которой следует искать в генезисе самого города. Это в некоторой степени подтверждает то, о чем уже говорилось выше, - городские жители были тесно связаны с пахотной землей вокруг города.
В определенные периоды и в некоторых районах Месопотамии административный центр государства, дворец царя и храмы являлись частью оборонительной линии. Можно сказать, что в Месопотамии мы не сталкиваемся с тем, чтобы центру города придавалось особое значение. Какую бы геометрическую форму ни получали окружающие укрепления, никакого городского центра, образованного дворцом, храмом или рыночной площадью, обычно не наблюдается.
В древних городах, выросших
на аллювиальной равнине, за
исключением Вавилона
В становлении
месопотамской цивилизации
Первоначально
амбар-святилище мало чем
В период
Убайд, с появлением городов,
скромные сельские храмики-
Сложное храмовое хозяйство, в которое было вовлечено множество людей, требовало создания системы учета. Поначалу пользовались специальными учетными фишками, глиняными шариками, конусами, дисками, обозначавшими корзины с зерном, кувшины с маслом и пивом, животных. Позднее эта система вытесняется сложившимся на ее основе письмом. Самые ранние глиняные таблички с оттиснутыми или процарапанными знаками археологи находят в руинах древнейших храмов Шумера. При храмах возникают и первые школы для обучения будущих чиновников. Любопытно, что сами жрецы долгое время оставались неграмотными, получая и передавая свои знания изустно. Священные тексты, гимны и молитвы стали записываться со второй половины III тыс. до н. э., когда "ребусное" письмо превратилось наконец в подлинную письменность, с помощью которой можно было точно передать звучащую речь.
При
раскопках Урука на священном
участке Эанна археологи
Внешний
облик месопотамских храмов, как
и их долговечность, во многом
определялся строительным
Непрочный
и тяжелый материал
Некоторые
храмы в Эреду и Уруке
Классической
формой месопотамских храмов
стала ступенчатая башня - зиккурат.
На высоком основании,
Но самым
известным в истории
Информация о работе Месопотамия – природная и историческая область