Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 18:16, реферат
Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. цветное стекло (около 2400 г. до н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство.
Месопотамская цивилизация – одна из древнейших в мире. Именно в Шумере в конце 4 тыс. до н. э. человечество выходит из стадии первобытности и вступает в эпоху древности, т.е. от "варварства" к цивилизации, создавая свой тип культуры. Шумеры изобрели колесо к повозке, гончарный круг и бронзу, создали клинописную письменность. цветное стекло (около 2400 г. до н.э.), на высоком уровне находилось ювелирное искусство. Влияние шумеров благодаря торговым контактам распространилось на Малую Азию и Египет. Шумеры создали правовые кодексы; в литературе особенное значение имели эпосы мифологического содержания (поэма о Гильгамеше). Около 2300 г. до н.э. Саргон 1 сформировал первую постоянную профессиональную армию, примерно в 2000 г. до н.э. была создана арифметика, в основе которой лежала 60-ричная система исчисления (для сравнения: древнеегипетский «Московский математический папирус» датируется 1900 г. до н.э.), что оказалось важным изобретением в истории человечества.
Культуру шумеров
невозможно представить себе без искусства. Прежде всего, она
положила начало строительству укрепленных
городов, окруженных стенами, многоэтажных
домов и зиккуратов - святынь-алтарей.
Последние составляли часть комплекса
священных зданий, окруженных стеной и
недоступных людям. Зиккураты возводили
на холмах из кирпичей, облицовывали глазурованными
плитками. Классическим образцом является
зиккурат в Уруке, одном из важнейших центров
религиозной и художественной культуры;
его фасад был покрыт мозаикой из красных,
голубых и черных плиток в соответствии
с геометрическим орнаментом. Святыня
в Уре, прообраз вавилонской башни, построен
в 1000 г. до н.э. Каждая ее архитектоническая
линия тщательно рассчитана, уменьшена
или увеличена, что исправляет иллюзию
перспективы. Принципы такой архитектуры
были восприняты ассирийцами из Северной
Месопотамии в конце II тысячелетия до
н.э. Аналогичными были зиккураты в Эриду
(3500 г. до н.э.) и в Уруке, посвященные богу
неба Ану. Эти зиккураты стали местами
культа, типичными для всей Месопотамии.
Они были также центрами ученых-жрецов,
занимающихся в первую очередь математикой
и астрономией. Глина была одним из важнейших
видов сырья. Согласно шумерской легенде,
боги сделали из глины человека. Строительная
деятельность в Двуречье началась очень
рано. Первые строения, были из тростника.
Каркас выполнялся из пучков тростниковых
стеблей и покрывался циновками. Позже
при строительстве стали использовать
глину, смешанную с соломой. Так возникли
первые, лепившиеся сначала в ручную кирпичи.
Уже во II тысячелетии для облицовки зданий
использовали глазурованный кирпич, цветной
или украшенный рельефамиГлина широко
использовалась и в гончарном деле. Керамика
получает развитие со времени оседлости.
Сосуды разных форм украшались геометрическими
мотивами: волнистыми линиями, штрихами,
точками, прямоугольниками. Тематика глиняных
изделий была широка: от шумерских фигурок
богов до ассирийских крылатых гениев-покровителей
с головами коршунов, бородатых воинов,
мужчин-рабов и т.п.
Сравнительно рано было известно производство
стекла. Наставления о способе его изготовления
относятся уже к XVIII в. до н.э.
Дерево ценилось чрезвычайно дорого в
силу своей дефицитности.
В зодчестве Двуречья ярко отражались
классовый антагонизм и значительные
имущественные различия между отдельными
слоями господствующего класса..
Храмовые сооружения Двуречья делятся
на четыре основные типа, которым предшествовал
дошумерский храм IV тысячелетия до н.э.
Это небольшое прямоугольное святилище
с одним жертвенником.
Второй основной тип представлен храмом
с местом для очага; у его длинной стены
находился обнесенный стеною двор. К третьему
типу относится храм, центром которого
был двор. Его план представлял собой квадрат
со святилищем - целой, где на пьедестале
помещалось изваяние бога, которому был
посвящен храм. Четвертый тип храма с помещением
для очага появляется в новоассирийское
время.
Первоначально храмы возводили на искусственно
возвышенных террасах, которые позже сменились
ступенчатыми башнями - зиккуратами. Эти
зиккураты считают еще и гигантскими алтарями,
расположенными ближе к богам, на которых
приносились жертвы. Жертвоприношение
должны были оказывать магическое влияние
на присутствующих.
С именем царя Навуходоносора II связывают
одно из семи чудес света, получившее название
“висячие сады Семирамиды". Остатки
этого грандиозного сооружения были обнаружены
английским археологом Кольдвеем. Кольдвей
же обнаружил и фундамент другого, не менее
грандиозного сооружения - памятника вавилонской
культуры - знаменитой Вавилонской башни,
о которой упоминает библейская книга
БытияКроме строительства храмов, уже
с досаргоновского периода, развивалось
и строительство дворцов. Многие из них
- даже в развалинах - поражают своими размерами
и роскошью. В каждом дворце находились
тронный зал, гостевые дворцы, залы, архивы,
библиотеки, помещения для прислуги и
членов царской семьи, а иногда и школьные
помещения со скамьями, мастерские, склады,
хранилища. Дворцы Саргона II, Ашшурбанапала,
Навуходоносора II представляли собой
целые города, окруженные стенами. Внутренняя
часть дворца представляла комплекс бытовых
помещений с керамическими ваннами, уборные,
кухни, хитроумно сооруженные колодцы.
Необходимость в регулярном снабжении
водой привела к строительству водопроводов
из керамических труб, акведуков (мотов-водопроводов).
К гидросооружениям относились также
плотины, набережные и каналы.
разнообразно применение асфальта:
он зачастую даже заменял камень. На
земле Двуречья камень встречался редко.
В основном это были обсидиан, кремень,
базальт, алебастр, мрамор, гранит. Камень
использовали в скульптуре. А поделочные,
полудрагоценные и драгоценные камни
применяли и в ювелирном деле. Из самоцветов,
слоновой кости и перламутра в сочетании
с бронзой, серебром, медью и золотом древние
мастера изготавливали настоящие произведения
искусства. Шумеры развивали также пластику
в металле, впервые, очевидно, использовали
золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром,
раковинами и бронзой. В Уре, в так называемой
царской гробнице, где вместе с царем похоронено
семьдесят придворных, английский археолог
Л.Вули обнаружил драгоценности высочайшей
художественной ценности: золотой шлем
и фигурку козла, опирающегося на дерево
(из золота, ляпис-лазури, серебра). Диадема
царицы Шубад также относится к знаменитым
произведениям ювелирного искусства.
Обнаружены и оружие, музыкальные инструменты,
четырехколесные повозки. Все это свидетельствует
о высокой культуре Шумера.
Особенно это относилось
к железу, цена которого была высока.
Шумерским чеканщикам были известны
самые тончайшие приемы ювелирного
мастерства: филигрань, скань, зернь, инкрустация,
эмалирование и другие.
Широко использовалась керамическая
плитка для облицовки зданий. Но
наиболее интенсивно в Двуречье развивалась
скульптура: рельефы, монументальная скульптура,
мелкая пластика. Пластика отличается
декоративностью (инкрустация золотом,
медью, драгоценными камнями и дорогими
сортами дерева), тонкой работой, высоким
мастерством исполнения и отделки. Рельефы
отражают наиболее яркие моменты истории
и культуры страны: сцены военных походов,
религиозные и мифологические сюжеты.
Искусство глиптики - резьбы по камню,
кости, стеклу - применялось при изготовлении
цилиндрических печатей и служило гражданским
целям. Из твердых пород камня выполнялись
цилиндрики, по оси которых было сделано
отверстие, куда вставлялась палочка.
На внешней стороне цилиндрика вырезались
изображения. Печать прокатывалась по
влажной мягкой глине. Оттиск служил “удостоверением
личности” владельца и заменял его подпись.
По своей жизнестойкости культура Двуречья
превзошла все древневосточные державы
и пережила на два с лишним тысячелетия
своих собственных творцов.
На базе шумерской культуры развивалась
и росла культура семитов - вавилонян и
ассирийцев.
Двуречье - родина литературных произведений,
которые сегодня с полным правом
относят к выдающимся памятникам мировой
литературы. Характерной особенностью
литературных произведений Двуречья является
их анонимность. В библиотеках сохранились
литературные произведения различных
жанров: эпос, гимны, сказания, плачи (жалобные
песнопения), дидактические и философские
сочинения.
Из месопотамских мифов прежде всего заслуживает
внимания миф о сотворении мира, имевший
как шумерский, так и аккадский варианты.
Главную роль творца в шумерском варианте
играл бог Энлиль, в аккадском - бог Мардук.
По этому мифу можно познакомиться с древнейшими
космогоническими представлениями населения
Двуречья. В мифе также объясняется причина
создания человека и его назначение - “служить
богам". Сочинение о сотворении мира
стало прообразом библейских легенд, в
том числе легенды о всемирном потопе.
Литература Двуречья ярко отражает экономическую
среду и общественные отношения, в которых
она развивалась.Шумеры первыми в истории
искусства применили непрерывное повествование
о событиях. На это указывает тот факт,
что именно в Шумере создан самый древний
эпос о легендарном владыке Гильгаме-ше.
В этом эпосе речь идет об атрибутах света
и блеска в земном мире человека, которые
рассматриваются эстетически как формы
этической чистоты.
Искусство Месопотамии, первоначально неразрывно связанное с ритуалом, пройдя несколько этапов, приобрело ко II тысячелетию до и.э. облик, в котором современный человек уже угадывает знакомые черты. Многообразие жанров, поэтический язык с различными видами повторений, параллелизмов, хоровых рефренов, сравнений и метафор, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического выказывают ту заботу автора о форме своего высказывания, которая делает его истинным художником, а его сочинение - произведением искусства. Более того, в некоторых лирических гимнах можно встретить зачатки философских размышлений.
Стиль шумерского искусства был воспринят вавилонской, ассирийской и халдейской цивилизациями. Вместе с этим кончается независимость городов-государств Месопотамии, тиранических царств, которые все породили искусство одного стиля. Наконец, с установлением персидского господства появились новые обычаи, законы и верования. Вавилон перестал быть столицей, дворцы опустели, зиккураты постепенно превращались в руины. Вавилонская цивилизация, культура которой представляет собой последнюю фазу шумерской культуры, знаменует рождение нового социопсихического космоса - нравственно-этического, предтечу христианского - вокруг нового солнца, страждущего человека.
Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями.
Если проанализировать
все выше сказанное, то можно сделать
следующие выводов.
Культура Месопотамии сконцентрировала
в себе культуры различных этносов, составляющих
ее население. Ее достижения и ценности
легли в основу многих культур более поздних
периодов: греческой. Арабской, индийской,
а позже и культуры Византии.
Несмотря на ранний период формирования
этой культуры, она содержит в себе много
удивительных догадок, а иногда и открытий,
которые оказали существенное влияние
на дальнейшее развитие письменности,
астрономических, математических и других
знаний.