Месопотамская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:51, доклад

Описание

Месопотамия – слово древнегреческое, в переводе означающее «земля между реками, Междуречье или Двуречье». Одна из древних цивилизаций. Самоназвание этой области – Сеннаар.

Работа состоит из  1 файл

цивилизация Месопотамии.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)

     Месопотамия – слово древнегреческое, в переводе означающее «земля между реками, Междуречье или Двуречье». Одна из древних цивилизаций. Самоназвание  этой области – Сеннаар.

     Особенности развития цивилизации Месопотамии во многом были обусловлены его географическим положением.

     Территория древней Месопотамии располагалась от гор Армении на севере до Персидского залива на юге; с запада она примыкала к Сирийским степям, а с восточной стороны граничила с Иранским нагорьем. Это область на открытом пространстве в центре Ближнего Востока, что обеспечивало Месопотамии ведущую роль в международной торговле, т.к. многие торговые дороги проходили через нее, но так же вследствие своего открытого положения Месопотамия постоянно подвергалась набегам соседних племён (касситы, халдеи, хетты, Ассирия). Сейчас это территория современного Ирака.

     Основы цивилизации в южной Месопотамии заложили шумеры, первые поселения которых возникли на юге Месопотамии в IV тыс. до н.э. Откуда они пришли неизвестно. Они говорили на языке, родство которого с другими языками до сих пор не установлено. Но с III тыс. до н.э. на территорию шумеров стали проникать семитские племена, жившие на севере Месопотамии и говорившие на аккадском языке. Постепенно к кон. III тыс. до н.э., вследствие смешения народов, аккадский язык вытеснил шумерский, но он продолжал существовать как научные и религиозный.

     Если Египетское государство располагалось вдоль берегов Нила, то Месопотамия напротив, располагалась в долине между двух рек. Но её схожесть с Египтом состояла в протяжённости страны по вертикали, вследствие чего климатические условия на севере и юге Месопотамии были различны.

     На  севере Месопотамии зимой выпадал снег, а в межсезонье шли дожди, блягодаря которым произрастал подножный корм для скота, что способствовало развитию скотоводства. На юге же напротив, был сухой и жаркий климат. Во время разлива рек, воды несли на земли плодородный ил, который оставался на них во время половодья, вследствие чего, земли были плодородными, что способствовало развития земледелия, которое являлось основой экономики. Если на севере Месопотамии можно было рассчитывать на естественное орошение земель (таяние снегов, дожди), то на засушливом юге всё обстояло иначе. Время разлива рек обычно приходилось на март – апрель, но могли быть и отклонения, т.к. разлив рек зависел от таяния снегов Армянского нагорья. Так же на юге сильные ветра со стороны Персидского залива могли привести к сильным нежелательным наводнениям.  Всё это привело к созданию ирригационной системы для орошения земель. Шумеры строили каналы, с помощью которых осушали участки, затоплявшиеся во время разлива рек. Воду они сохраняли в водохранилищах и орошали ею поля во время засухи. О том, что земледелие занимало ведущую роль в экономике и жизни Месопотамии говорит созданный в начале 3 тыс. до н.э. шумерский литературный памятник – «Земледельческий альманах». Он написанный в форме поучения, он содержит указания и советы по сохранению плодородия почв, описывает последовательность полевых работ.

     На  территории Месопотамии в изобилии имелись природный асфальт и глина, из которой изготавливались различные предметы быта, хозяйства и главный строительный материал – кирпич-сырец, которые не обжигали, а высушивали на солнце. На севере встречались месторождения таких металлов, как олово, свинец, железо; в гористых районах – камень.

     Флора Месопотамии была довольно скудной. По берегам рек росли ивы, а на заболоченных участках юга – камыши и тростники. Лишь на севере произрастали различные виды деревьев. Особое значение в жизни Месопотамии имела финиковая пальма, которая была основным источником древесины.

     Фауна была богатой. Реки изобиловали рыбой, которую ловили на плетёных из тростника лодках, обмазанных снаружи смолой. В камышовых зарослях, на болотах, по берегам рек водилось много птиц, в окрестных степях обитало много диких животных, что способствовало развитию скотоводства.

     Во   2-я пол. IV до н.э. в Месопотамии вокруг храмов возникают первые города-государства (самоуправляющийся город с прилегающей к нему территорией). Город строился на холме и был обнесён стеной. Население города составляло примерно 40 -50 тысяч человек. В центре города был храмовый комплекс в виде высокой ступенчатой башни (зиккурат), дворец правителя и жилые постройки, стены которых строились из глиняных кирпичей, а крышу настилали тростником. В начале 3 тыс. до н.э. на территории южной Месопотамии сложилось уже несколько небольших городов-государств (Урук, Лагаш, Ур).

     Жизнь общества складывалась вокруг храма. Что  неудивительно, ведь созданию города предшествовало создание храма. Вследствие этого первоначально городом правил верховный жрец («эн»). Постепенно, с появлением в Месопотамии централизованного государства с обозначенными границами, формой правления становится деспотия, то есть неограниченная власть монарха. С развитием цивилизации развивается и система управления государством. Появляются различные административные органы, помогающие царю в правлении государством. Всё усложнявшееся система управления привела к тому, что в 1750 гг. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи, при котором активно развивалась внешняя торговля, появилась частная собственность и наёмный труд, издаёт первую в истории законодательную систему, которая получила название «Кодекс Хаммурапи» и состояла из 282 статей.

     Вследствие  социального неравенства развивается классовое общество. Общество Месопотамии делилось на царя, жречество, аристократию, свободных людей (авилум (полноправные) и мушкенум (ограниченные в правах)) и рабов.

     Одним из признаков государства является постоянное войско. Впервые такое войско было создано в середине II тыс. до н.э. аккадским царём Саргоном, который объединил Месопотамию.

     Земледелие, составляющее основу экономики, по-прежнему остаётся основным занятием. На полях  выращивали виноград, инжир, различные фруктовые деревья, ячмень, из которого пекли хлеб и варили пиво, лён, из которого производили ткани и др. шло активное развитие ремесла. Среди ремесленников было много строителей. Для изготовления глиняных предметов используется гончарный круг и впервые появляется техника глазури. Бог мудрости Эа считался покровителем ремесленников.

     Особое  место в жизни древних цивилизаций  занимала религия. Месопотамия была не исключением. Пантеон шумерских богов был большим и сложным. В древнем мире была очень тесной связь человека с природой, не случайно поэтому природные стихии были обожествлены. Старших богов у шумеров было четверо. Богом земли почитался Энлиль, бог неба Ан и бог воды Энки. Каждому божеству приписывались особые функции. Так бог земли Энлиль считался богом судьбы, изобретателем мотыги и плуга. Четвёртой была богиня Нинхурсаг – «мать всего живого». Все шумерские боги делились на две группы: «игиги», т.е. боги обитающее на небе и на земле и «ануннаки» – боги подземного мира. Шумеры верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды и вынуждены были питаться глиной и пылью. Поэтому дети покойников обязаны были приносить им жертвы. С началом строительства первых городов-государств и заканчивая объединением страны, религия принимает более государственный характер. Каждый город посвящается определённому божеству, которое покровительствует городу (г. Ниппур, культ Энлиля). В центре города возводится храм божеству в виде ступенчатой конструкции – зиккурата.   В самом начале городской храм был доступен любому жителю. Желающий принести богу-покровителю жертву подходил к алтарю, стоявшему в глубине храма, и сам выполнял обряд и возносил молитву. Но со временем жрецы храма ограничили доступ к святилищу. Постепенно с централизацией и объединением страны, появляется общение учение о сотворении человека и его месте в этом мире. Таким образом считалось, что мир боги создали для себя. Они вели такую же жизнь, как и люди. Сначала они сотворили землю, океан, животных и растения. И лишь за тем для облегчения своей жизни боги вылепили из глины людей, чтобы те трудились для их благополучия. Человек занимал ничтожное место в общей картине мира и не обладал свободой, так как вся его жизни была во власти богов, которых нужно было постоянно ублажать. Несколько иное положение в этой картине занимал царь и жрецы. Они считались представителями людей перед богами, находившиеся в непосредственном общении с ними и могущие умолить богов. Вследствие этого все действия царской власти считались осуществлением божественного предначертания. То есть, с помощью религии была создана идеология где не государство для людей, а люди для государства.

     Вследствие  такого значения храма в сознании людей именно здесь находились обширные зернохранилища и мастерские. На рубеже IV – III тыс. до н.э. храмовые хозяйства стали настолько сложными, что понадобился их учет, что в конечном итоге привело к созданию письменности. Письмо в Шумере стало возникать как пиктограмма, т.е. система рисунков, где каждый знак-рисунок обозначал либо сам изображенный предмет, либо понятие с ним связанное. Понадобилось около четырех столетий, чтобы из пиктограммы письмо превратилось в упорядоченную систему, которая получила  название клинопись. Из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. Самые ранние записи принадлежат храмовым чиновникам, считавшим храмовое хозяйство.

     В 539 г. до н.э. на территорию Месопотамии вторглись персы и она навсегда утратила свою независимость.

     Что же дала нам эта цивилизация, просуществовавшая не оно тысячилетие два с половиной тысячелетия назад?

     Одним из самых удивительных достижений месопотамской культуры было изобретение еще в конце IV тысячелетия до н. э. письма, с помощью которого стало возможным сначала производить учёт, фиксировать многочисленные факты из жизни, а довольно скоро это дало развитие литературе («Повесть о Гильгомеше»).

     Во II тыс. до н.э. было положено создание библиотек, где хранились литературные и научные тексты (библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, Ненивия). Глиняные книги были размещены в определенном порядке. Многие книги были представлены в нескольких экземплярах. На каждой табличке стоял номер «страницы», чтобы по использовании ее можно было вернуть на место.

     Шумерская школа главным образом готовила писцов для государственного и храмового управления. Основным предметом обучения являлись шумерский язык и литература. Ученики старших классов в зависимости от предполагавшейся в дальнейшем более узкой специализации получали грамматические, математические и астрономические знания. Те, кто собирался посвятить свою жизнь науке, продолжительное время изучали право, астрономию, медицину и математику.

     На  высоком уровне развития была литература. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Месопотамская цивилизация