Местные органы управления Великого княжества Литовского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 19:13, реферат

Описание

Территория нынешней Республики Беларусь в период времени с середины XIII века и до середины XVI века находилась в составе Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. Изначально в его состав входила лишь незначительная ее часть (северо-западная часть белорусских земель), но впоследствии, в ходе присоединения к ВКЛ других, прилегавших к ней земель, постепенно в его состав входят практически вся территория нынешней Беларуси.

Содержание

Введение
1. Государственное устройство Великого княжества Литовского
2. Организация местного управления и самоуправления
3. Органы власти и управления в городах с магдебургским правом
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Местные органы управления.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

Из грамот на магдебургское право  белорусским городам такой вывод, пожалуй, сделать нельзя. Роль собрания мещан как активной силы признана в грамотах, выданных не только крупным, но и небольшим городам и даже местечкам. Активное отношение собрания мещан к выборам должностных лиц и порядку избрания самоуправления выступает в актовых записях Минска, Могилева, Полоцка, Слуцка. Активная роль общего собрания горожан в выборах и деятельности городского самоуправления, его политическая инициатива, не предусмотренные ни в одном положении магдебургского права, вряд ли могла возникнуть без накопленной в далеком прошлом традиции. Напрашивается вывод, что такая традиция существовала, что горожане Беларуси, принимая магдебургское право, продолжали опираться на прошлый опыт организации самоуправления во всех тех случаях, которые не регламентировались этим правом.

Неверно было бы считать, что организация  городского самоуправления оставалась неизменной с того момента, когда  она стала осуществляться на основе магдебургского права в ряде городов Беларуси, то есть с конца XV – начала XVI – до середины XVII века.

Подтвердительные грамоты на магдебургское  право Орше, Могилеву, Витебску, Гродно, Полоцку, Новогрудку, Мозырю в конце XVI – первой половине XVII вв., с одной стороны, полностью воспроизводят тезис об организации самоуправления на основе магдебургского права, с другой, игнорируют те моменты в текстах прошлых грамот, которые как-то отражали воздействие местной традиции. Иначе говоря, идет как бы процесс унификации всей организации городского самоуправления на магдебургских началах.

Городское самоуправление имело и  ряд звеньев исполнительной власти. К ним относились писарь, шафары, ведавшие сбором налогов, «слуги меские», составлявшие полицейскую службу, инстикгаторы, осуществлявшие контроль за деятельностью членов рады. В распоряжении рады находилась тюрьма, гостиные дворы, рынки, городские весы, которыми ведали назначенные служебные лица.

Таким образом, городское самоуправление в городах Беларуси представляло собой довольно сложное учреждение. Его главными структурными элементами являлись войт, лентвойт, лавники, бурмистры, радцы. Для осуществления своих  функций самоуправление располагало  рядом должностных лиц, действовавших по указанию и в соответствии с решениями рады, но непосредственно подчинявшихся распоряжениям войта и бурмистров.

В момент выборов нового состава  рады и отчета старой о себе как  высшем органе заявляло общее собрание горожан. Но фактическая роль городской общины носила более формальный, нежели действенный и активный, характер.

Магдебургское право служило основой, на которой строилось все здание городского самоуправления. Однако в  ряде черт его организации и проявления нормы магдебургского права отступили или были дополнены местной традицией. Магдебургский образец был реальностью, но не являлся единственным источником и базой формирования городского самоуправления на Беларуси.

Заключение

В государственном строе ВКЛ, составной частью которого являлась и Беларусь, к XVI веку произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в конечном итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства.

Централизованное государство  сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии, для которой характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые совместно решают важные вопросы политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов ВКЛ, и их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов – великих вольных сеймов и поветовых сеймов – о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.

Государственный аппарат ВКЛ в  XVI в. интенсивно развивается. В его развитии четко проявляются такие тенденции как усложнение структуры, унификация местных органов, централизация. Именно во второй половине XVI в. завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.

Вся деятельность местной администрации была под постоянным контролем высших и дворных урадников отраслевого управления, посылавших на места с целью контроля специальных должностных лиц (ревизоров, сборщиков налогов, референдария, инстигатора и др.).

Городское самоуправление в городах  Беларуси представляло собой довольно сложное учреждение. Его главными структурными элементами являлись войт, лентвойт, лавники, бурмистры, радцы. Для осуществления своих функций самоуправление располагало рядом должностных лиц, действовавших по указанию и в соответствии с решениями рады, но непосредственно подчинявшихся распоряжениям войта и бурмистров.

В момент выборов нового состава  рады и отчета старой о себе как  высшем органе заявляло общее собрание горожан. Но фактическая роль городской  общины носила более формальный, нежели действенный и активный, характер.

Магдебургское право служило основой, на которой строилось все здание городского самоуправления, но в ряде черт его организации и проявления нормы магдебургского права отступили или были дополнены местной традицией. Магдебургский образец был реальностью, но был не единственным источником и базой формирования городского самоуправления на Беларуси.

 

Список используемой литературы:

 

1. Вишневский А.Ф., Сароковик И.А.  История государства и права Беларуси. – Мн., ЗАТ «Веды», 1997.- 362с.

2. Довнар-Запольский М.В. История  Беларуси. – Мн., Беларусь, 2003. – 680с.

3. Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История  Беларуси с древнейших времен  до нашего времени. – Мн.: «Аверсэв», 1998. – 592с.

4. Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI - первой половине XVII в. - Мн.: «Наука и техника», 1975.

5. Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А.  История государства и права  Беларуси. – Мн., «Тесей»,1999.- 282с.

6. Нарысы гiсторыi Беларусi. В 2ч. Ч.1 – АН Беларуси. – Мн.: Беларусь, 1994. – 527с.

7. Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: учебное пособие. – Мн.: Академия МВД РБ. 1997. – 575с.

1 - См.: Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. пособие. – Мн.: Академия МВД, 1997. С.131.

2 - См.: Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. пособие. – Мн.: Академия МВД, 1997. С.132.

3 - См.: Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Тесей, 1999. С. 24.

4 - См.: Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Тесей, 1999. С. 22.

5 - См.: Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.: «Аверсэв», 1998. С.30.

6 - См.: Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Тесей, 1999. С. 46.

7 - См.: Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. пособие. – Мн.: Академия МВД, 1997. С.136.

8 - См.: Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. пособие. – Мн.: Академия МВД, 1997. С.137.

9 См.: Кузнецов И.Н., Шелкопляс В.А. История государства и права Республики Беларусь. Учебное пособие. – Мн.: Тесей, 1999. С. 22.

10 - См.: Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.: «Аверсэв», 1998. С.28.

11- См.: Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси с древнейших времен до нашего времени. – Мн.: «Аверсэв», 1998. С.29.

12 - См.: Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI - первой половине XVII в. Мн., «Наука и техника», 1975. С.87

13 - См.: Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. Пособие. – Мн.: Академия МВД, 1997. С.146.

14 - См.: Чигринов П.Г. Очерки истории Беларуси: уч. Пособие. – Мн.: Академия МВД, 1997. С.146

15 - См.: Копысский З.Ю. Социально-политическое развитие городов Белоруссии в XVI - первой половине XVII в. Мн., «Наука и техника», 1975г.С.100

 


Информация о работе Местные органы управления Великого княжества Литовского