Межнациональные конфликты в период перестройки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание

Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт. Распад СССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили множество острейших практических и теоретических вопросов.

Содержание

Введение
Причины обострения межнациональных отношений
Обострение межнациональных отношений в период перестройки и их
последствия.
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

межнац конфликты в период перестройки.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)


 

План

 

 

Введение

Причины обострения межнациональных отношений  

         Обострение межнациональных отношений в период перестройки и их            

последствия.

Заключение

Список  использованных источников и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многонациональная среда - типичная черта и условие жизни современного человека. Народы не просто соседствуют, но и активно взаимодействуют друг с другом. Почти все современные государства многонациональны. Многонациональны все столицы мира, крупные города, и даже сёла. И вот именно поэтому сегодня как никогда, нужно быть корректным и внимательным как в словах, так и в действиях. Иначе можно оказаться вовлечённым в совершенно неожиданные и необоснованные перипетии, а иногда даже в чётко образовавшийся межнациональный конфликт. Распад СССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили множество острейших практических и теоретических вопросов.

Среди таких актуальных вопросов, бесспорно, находятся проблемы национальной политики. Постсоветская ситуация позволяет более широко и реалистично осмысливать политику межнациональных отношений, проводившуюся в КПСС во времена советской власти:

·        сотрудничество и помощь друг другу;

·        совместная борьба и победа над фашизмом;

·        становление и развитие национальных культур целого ряда народов.

С распадом Союза у России в области национальных отношений остается еще много болевых, потенциально опасных зон:

·        стремление к созданию этнических государств;

·        политические амбиции национальных элит;

·        этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения из ряда регионов;

·        территориальные претензии;

·        отсутствие ясных приемлемых  формул взаимодействия центра и регионов.

Актуальность темы. Особенность XX столетия состоит в возрастающем единстве мира, взаимосвязи континентов и стран, благодаря чему оказались раздвинуты пределы восприятия окружающей действительности. В рамках единого социокультурного пространства на примере СССР осуществлялся контакт  народов разной этнокультурной и конфессиональной принадлежности.

Цель и задачи работы. Целью представленной работы является изучение отношений между народами СССР. Ставя данную цель, работа не претендует на охват всей проблематики, связанной с историей  межнациональных конфликтов в СССР.  Речь идет лишь о наиболее общих проблемах  в отношениях советских народов с учетом фактора исторической преемственности национального курса СССР второй половины 1980-х гг. и Российской Федерации 1990-х гг.

Поставленная цель и изучение имеющихся источников и литературы позволяют выделить следующие задачи исследования:

- Раскрыть причины обострения межнациональных отношений на территории СССР в конце 80-х и  в России нач .90-х. гг

- Разобрать последствия конфликтов между народами в годы перестройки.

Анализ событий общественной жизни свидетельствует о том, что увеличение межнациональных контактов не сопровождается повышением качественного уровня этих взаимоотношений, в результате чего "национальный вопрос в Советском Союзе приобрел в последнее время исключительную остроту"

Теоретическую и методологическую основу исследования составили произведения таких авторов как: Кордонский С.Г.  Нации как государственные ин­ституты; Солодухин Ю.  Грозит ли Российской Федерации участь Советского Союза. И других отечественных ученых.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список источников и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

          Прежде чем говорить о  причинах  обострения  межнациональных отношений в бывшем СССР и в самой России,  являющихся в настоящее время одним из  главных  источников  соци­альной  напряженности  в стране, закономерно поставить вопрос о том, что в действительнос­ти представляли из себя находящиеся на территории СССР этнические группы, какой характер но­сила проводимая в стране национальная политика. Оба эти вопроса теснейшим образом взаимо­связаны, ибо ошибки в национальной политике КПСС во многом предопределили ис­кусствен­ный и в значительной мере насильственный процесс формиро­вания наций и народно­стей в СССР. Отметим два наиболее существен­ных обстоятельства, обусловивших обострение нацио­нально-этнических отношений.

          1) На протяжении многих десятилетий в стране происходил про­цесс огосударствления наций, они создавались без учета реальных потребностей и интересов людей коренной нации и  национальных меньшинств. Искусственно выделялись такие административно-госу­дарст­венные единицы как союзные и автономные республики, нацио­нальные округа и области. Не существо­вало четких и ясных критериев, по мимо идеологических, которые давали бы возможность, нап­ример, провести строгое разграничение между союзными и автономны­ми республиками. Раз­личные национально-этни­ческие общности в за­висимости от политического и администра­тивно-территориального ста­туса наделялись различными правами, степенью экономической са­мостоятельности. Как отме­чает С.Кордонский, нации были превращены в "социально-учетные группы" наряду с  другими  элементами  госу­дарственной политики, а руководители националь­ных республик долж­ны были регулярно докладывать о своих достижениях в области  эко­номики, культуры, грамотности и других показателях. Реальный про­цесс развития наций подме­нялся социально-статистическими показа­телями "расцвета и сближения наций"  [1]        Искусственное вторжение  государства  в процесс национальных отношений с самыми благими намерениями,  за  которыми  скрывались идеологические догмы КПСС о создании бес­классового общества и построении коммунизма в СССР, на практике принимало форму на­силь­ственного окультуривания. Фактически такая поли­тика означала консервацию прежнего до­революционного уровня разви­тия наций и отно­шений между различными этническими группами,  хотя развивались эти отно­шения в новых ус­ловиях.

          Таким образом,  есть основания полагать,  что нации  в  СССР рассматривались государ­ственно-бюрократическим аппаратом управле­ния не как подлинные этнические общности с  присущими  им  социо­культурными особенностями, различной степенью развития националь­ного самосознания,  культурной самобытностью и др., а как искусс­твенно сформированные по идеологическим критериям социальные общ­ности,  развитие которых осуществлялось и направ­лялось  идеологи­ческими  установками.  Иными словами,  национальный вопрос не был решен в СССР вопреки официально пропагандируемым лозунгам о расц­вете и сближении наций. При­чины этого кроются не только в автори­тарно-бюрократическом стиле управления страной, но еще в том, что та  модель  социализма,  которая  существовала в СССР,  не смогла удовлетвори­тельно решить социально-экономические  проблемы,  связанные с обеспечением населения на­ционально-территориальных обра­зований высоким и стабильным уровнем жизни,  устойчивым  социаль­но-экономическим ростом.  Именно устойчивый социально-экономичес­кий прогресс и сопровождающий его высокий уровень и качество жиз­ни  способствовали успешному решению национально-этнических проб­лем в капиталистических странах на протяжении второй поло­вины ХIХ в. и  в ХХ столетии,  что способствовало преобладанию интеграцио­нистских тенден­ций над сепаратистскими.

Одной из основных причин обострения межнациональных отношений и возникновения этносоциальных конфликтов у нас стал кризис всех структур власти в СССР и использование национальных интересов коррумпированны­ми группами в бывших союзных республиках, перенос социального недо­вольства в сферу межнациональных отношений. Нельзя не видеть также и роль искусственно разжигаемой религиозной нетерпимости.

Для таких конфликтов характерны определенный уровень организован­ности действий наряду с массовыми беспорядками, сепаратистскими выступ­лениями вплоть до гражданской войны. Поскольку они возникают в многона­циональных государствах, любой внутренний конфликт в них неизбежно приобретает политический характер. Поэтому порой бывает трудно провести четкую грань между социальным, политическим и межнациональным кон­фликтом. Этнический конфликт может выражаться в различных формах, начиная с нетерпимости и дискриминации на межличностном уровне и кончая массовыми выступлениями за отделение от государства, вооруженными столкновениями, войной за национальное освобождение. Так развивались со­бытия в Нагорном Карабахе, Чеченской республике, Молдавии, Грузии после распада СССР.

Конфликтная ситуация в странах, образованных на территории бывшего СССР, обусловлена многими причинами, давними и сегодняшними, политическими (централизм и унитаризм власти, репрессирование и завоевание народов), экономическими (экономический кризис, безработица, обнищание), социально-психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных вождей), территориальными и другими.

 

          «Интернационализм» как  один  из ведущих принципов марксист­ско-ленинской идеоло­гии также сыграл отрицательную роль в проведе­нии национальной политики. На практике он вел к нивелированию на­ционально-этнических различий, порождая и усиливая предрассудки, преду­беждения и недоверие одной нации по отношению к другой. Од­ним из важных свидетельств политики интернационализма и сближения наций явилось объявление русского языка в каче­стве единственного государственного языка, что автоматически вело к принижению роли на­циональных языков и культурных особенностей. Интернационализм означал вместе с тем при­оритет политических и социально-экономи­ческих отношений над национально-этническими,  тормозил процессы роста этнического самосознания,  формирование самобытной куль­туры и психологии. Хотя нельзя отрицать отдельных фактов своевременно­го оказания помощи различ­ным республикам,  как это было, например, после землетрясения в Ташкенте в 1968 г.  и в Армении в 1988 г.. В годы «перестройки»,  когда наметились признаки ослабления центра­лизо­ванной  государственно-партийной  власти  стала формироваться первая волна националисти­ческих движений в республиках Прибалти­ки, «интернационализм» стал нарицательным именем, сино­нимом «русской империи», реальным образом врага, на который сконцентри­ровались националистические страсти и эмоции.

          2) Второй большой круг проблем, повлиявших на обострение на­ционально-этнических отношений в бывшем СССР, заключается в самой природе этничности;  точнее порождаемых ею специфических  взаимо­связях личности и этни­ческой группы.  Эта проблема никогда прежде не рассматривалась всерьез ни официальной идеологией,  ни теорией марксизма-ленинизма,  считающей национальные отношения в каче­стве вторичных,  порожденных классовыми и  по­литическими  отношениями. Однако принадлежность человека к определенному классу,  или соци­альному строю и этническая принадлеж­ность – это явления  разного порядка. Принадлеж­ность к этносу связана с культурно-историче­ски­ми истоками формированиями личности, его мировоззрения, чувствами патриотизма и любви к Родине,  к окружающим его людям того же эт­носа. Поэтому этнические чувства и переживания,  связанные с ними ценностные  ориента­ции при определенных обстоятельствах могут во­зобладать над его социально-классовыми инте­ресами,  политическими установками. Подоб­ные явления чаще всего имели место в ранних пе­риодах истории,  когда «трайбализм», принад­лежность к одному роду и племени, превалировал в отношениях между различными этниче­скими группами, еще не имевшими зрелой политической организации.

          В современную эпоху этнические установки и ценности начинают преобладать в отно­шениях между различными  социальными  группами, государствами, в отношениях между лич­ностью и обществом в тех слу­чаях, когда социально-экономические и политические интересы людей по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены,  т.е. имеют место кризисные явления в общественной жизни.  Тогда феномен  эт­ничности,  имеющий глубинные корни в на­циональной культуре и тра­дициях, обычаях, образе жизни людей, становится важнейшим интег­рирующим  фактором для людей одной национальности,  сплачивает их для достижения поли­тических и социально-экономических задач. Ины­ми словами, этничность выступает инструмен­том, противостоящим со­циально признаваемым в данном обществе критериям социальной стра­тификации, такими как доход, образование, власть и другим извест­ным фактором,  влияющим на социальную позицию людей,  их права  и привилегии.  Люди  одной  этнической  группы объе­диняются на базе своих исконных этнических ценностей для того, чтобы изменить су­ществую­щую социальную структуру, сложившуюся систему социальной стратификации, социального не­равенства.

          Среди  этнографов преобладает несколько от­личная,  хотя в основных чертах совпадаю­щая с социологической трактовкой, интерпретация причин обострения межэтнических отношений. Решающую роль в национально-этнических конфликтах  отводят  феномену  национализма,  который  в наиболее краткой форме звучит так:  «Национализм – это политический  принцип, суть которого состоит в том, что политические и национальные единицы должны совпадать». Английский философ Э.Геллнер, которому принад­лежит это определение национализма,  уточняет, что националистические чувства вызываются как раз нарушением этого принципа. «Националистическое движение – это движение,  вдохнов­ляемое чувс­твами подобного рода»[2]. В отечественной обществоведческой ли­тературе феномену национализма, в котором видят своеобразный дви­жущий мотор,  раскручивающий межэтнические конфликты, также отво­дится первостепенное место.

          В данном  случае национализм может быть истолкован как прин­цип межгосударственных отношений или как инструмент борьбы за по­литическую независимость определенной этниче­ской группы. Но дос­таточно очевидно, что ссылка на национализм многое не объясняет в от­ношениях между этническими группами, особенно коренной нацио­нальностью и малой на­цио­нальностью, живущих в пределах единого государственного  образования. Борьба, например,  за свои права многих этнических  групп, представляющих из себя национальные мень­шинства, в США, европейских странах, странах третьего мира не затрагивают, или, по крайней мере, в не­значительной степени, вопросов территориально-государственного устройства. На первом месте здесь вопросы изменения существующей системы социальной стратификации,  социального неравенства: получить равные права с коренной нацией или даже добиться опре­деленных при­вилегий в доступе к ма­териальным и культурным ресурсам и ценностям. Если же перейти на межгосударственный уровень, когда в политических отношениях гром­ко звучат националисти­ческие нотки,  даже в этом случае предметом борьбы выступает не столько оформле­ние новой этнической государс­твенности,  сколько скрывающееся за этим стремление перерас­преде­лить природные, социальные и культурные ресурсы в пользу своей этнической группы. Именно та­кого рода интересы этнических групп скрываются за национальными кон­фликтами в бывшем СССР и  Российс­кой  Федерации. Отсюда и стремление к национальной независимо­сти бывших республик и автономий СССР, поскольку это напрямую откры­вает  путь  к  различ­ным ресурсам,  которые прежде находились под контролем центральной власти, пар­тийно-госу­дарственного аппарата.

       В условиях обострения социально-политического, экономического и культурного кризиса СССР этнические связи и отношения,  при­вязывавшие личность к его историческим корням, Ро­дине, отечеству, обычаям, традициям, родному языку, эмоциональные чувства «естест­венной этничности» начинают преобладать над экономическими, клас­совыми и политическими интере­сами людей. Ближайшее этническое ок­ружение  личности оказывается наиболее устойчивым и поэтому в пе­риод разгула национализма «этническое сообщество» начи­нает играть первостепен­ную роль  в жизни человека.  С одной стороны, иден­тифицируя себя с определенной этниче­ской группой,  человек  чувс­твует себя более уверенным и защищенным,  в нем обостряется чув­с­тво личной активности и заинтересованности в  проблемах  развития своей общности.  Вместе с тем, «в период разгула националистических стра­стей этническое общество может поработить личность». В свою  оче­редь это ведет в де­индивидуализации человеческой личнос­ти, открывает дорогу для проявления агрессивности, разрушительных инстинктов, которые выступают психологической основой мно­гих меж­этниче­ских  конфликтов.  Старые государственные институты, социа­листическая мораль и идеология перестают быть регулятором поведе­ния человека, который руководствуется захлестнувшими его чувствами этноцентризма (моя этническая группа самая хорошая, мужественная, трудолюбивая и т.д.).

Информация о работе Межнациональные конфликты в период перестройки