Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:02, доклад
Географические названия являются свидетельством и летописью исторических событий минувших эпох. Топонимы показывают не только специфические стороны деятельности людей, но в ряде случаев, указывают и на определенные промежутки времени, когда происходили те или иные изменения в жизни населения обитающего на данной территории. К таким изменениям можно отнести миссионерскую политику царизма на казахской земле. Миссионерство – способ распространения религии среди населения с иным вероисповеданием. Христианское миссионерство использовалось для порабощения народов других стран, способствовало созданию системы колониализма.
МИССИОНЕРСТВО ЦАРИЗМА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ТОПОНИМИКИ
Географические названия являются свидетельством и летописью исторических событий минувших эпох. Топонимы показывают не только специфические стороны деятельности людей, но в ряде случаев, указывают и на определенные промежутки времени, когда происходили те или иные изменения в жизни населения обитающего на данной территории. К таким изменениям можно отнести миссионерскую политику царизма на казахской земле.
Миссионерство – способ распространения религии среди населения с иным вероисповеданием. Христианское миссионерство использовалось для порабощения народов других стран, способствовало созданию системы колониализма [1].
Одним из ключевых моментов истории казахского народа является ХVII-ХVIII вв. Общеизвестно, что этот период вошел в нашу историю как период казахско-джунгарского противостояния и начала колонизации Казахстана.
В ХVIII в. Российская империя придает большое значение Казахской степи. Путем приобретения новых земель царизм пытался «смягчить внутренние противоречия, приглушить борьбу крепостного крестьянства против своих угнетателей» [2, с.107]. По словам П.Г. Галузо, курс центрального правительства состоял в том, чтобы выселить как можно большее количество крестьянских семей из районов земельной тесноты, чтобы ослабить революционный напор крестьянства на помещичью землю, и поселять их на отнятых у киргизов землях [3, с.31]. Кроме того, на расширение сферы влияния на юго-восток толкали Россию и условия экономического развития. Русское правительство, испытывавшее значительные затруднения в связи с длительными войнами, содержанием огромной армии и административных органов, требовавшими крупных затрат, интересовалось джунгарскими делами, т.к. имело сведения о «золотых россыпях» в районе города Эркета.
В 1713 г., сибирский губернатор М. П. Гагарин доложил Петру I о возможности строительства ряда крепостей по Иртышу и проведения укрепленной линии через Джунгарию до Эркета [4, с.473-474]. Он предложил «построить русские крепости» на пути от Тобольска до Яркенда: первую на Иртыше, близ озера Ямышева и далее, другие же там, где «потребуются по ходу дела», тем самым, он предлагал императору план строительства целой цепи укрепленных линий. 22 мая 1714 г. Петр I собственноручно подписал указ «О снаряжении экспедиции под начальством подполковника Ивана Дмитриевича Бухгольца для завладения тех мест, где имелось песочное золото». [5, с.151]
В специальном указе Петра I Бухгольцу предписывалось: «… для того ехать в Тобольск и взять там у помянутого губернатора 1500 военных людей и с ними идти в Ямыш озеро …делать город и пришед к такому месту, помянутых людей в той новостроенной крепости и около нее, где возможно, так расставить на зимовке для того, чтобы на будущую весну, собравшись с теми людьми, пойдете на Ямышев, к Еркетю …также в некоторых местах, а именно при реках …делать редужы юююи проведайте подлинно, каким образом, и в которых местах по Дарье-реке тамошние жители золото промышляют …сыскать несколько человек из шведов, которые в минералах разумеют». Таков был первоначальный, основной вариант текста царского указа, которым, по сути, и было положено начало создания Прииртышских линий, строительство которых продолжалось с 1714 по 1720г. [5, с. 151].
1 октября 1715 г. экспедиция И.
Д. Бухгольца, достигнув
До строительства названной крепости местные жители называли данную территорию Қалатұз, т.е. Сольгород или же Емшін. Это название населенный пункт получил вследствие того, что рядом распологалось соленое озеро. В древности люди использовали соль и леченую грязь для профилактики различных заболеваний. Поэтому это место, отличавшееся лечебными качествами, называлось казахами «емші» [6, с.30].
В конце ХVIII в. возникает ряд проектов, предусматривавших меры по закреплению власти России в регионе. Согласно проекту Я. Боувера, разработанному в середине 90-х годов ХVIII в., предусматривался целый комплекс преобразований политического, экономического и идеологического характера по закреплению русского господства в Степи. Во-первых, предполагалось создать при хане Совет старшин, для того чтобы судебная система казахов находилась бы под контролем пограничных властей. Во-вторых, предполагалось открыть школы для казахских детей и мечети в казахских волостях с назначением туда мулл из российских подданных. Этими мерами российская администрация планировала поставить под контроль духовную жизнь казахов.
Политика духовного порабощения или миссионерства имела глубокие корни, давнюю традицию, проводилась тонко и умело, с учетом особенностей каждого народа. Речь идет о политике русификации не только через крещение в православие и замене традиционного алфавита кириллицей, но и лишение памяти народа, замена вековых топонимов на русские названия. Поэтому крепость, построенная в местности Емшін, стала называться на русский лад «Ямышевской».
Не останавливаясь на достигнутом, М. Гагарин для возведения новых укреплений по Иртышу отправил воеводу Павла Северского и Василия Чередова. Отряд П. Северского летом 1717 г. построил Железинскую, а отряд В.Чередова – Колбасинскую крепости [5, с. 155].
По утверждению профессора Ж.О. Артыкбаева, топоним «Железен» является одним из древних понятий, уходящим своими корнями в эпоху кимаков. Первая часть слова (жел) переводится как «ветер», «дух», «дуть» (о ветре) со всех тюркских языков. Вторая же часть «езен» связано с тунгусо-маньчжурскими языками («эдин») и означает холодный, прохладный. Тогда, топоним «железен» означает «прохладный, холодный ветер» [7, с. 103].
Согласно сведениям П. С. Палласа крепость Железинская получила свое название по роднику, впадающему в Иртыш. Вода в этом роднике была цвета ржавчины и отдавала вкусом железа, поэтому новую крепость назвали Железинской [6, с.31]. Т.о., вместо «прохладного ветра» получилась Железинская крепость.
С топонимом «Қалабалғасын» получилось совсем иначе. Название Қалабалғасынской крепости, по мнению профессора Ж.О. Артыкбаева, можно разделить на два слова «балык» и «сагун». Первое слово переводится с древнетюркского языка как город, а второе есть титул властной структуры древнетюркского общества. Но для русскоязычного слуха более ближе слово «колбаса», хотя и не имеет никакого смыла к названию местности. Вот и получилась «Колбасинская крепость» [7, с. 104].
Таким образом, казачья, вольная, а затем и правительственная колонизация казахской степи зафиксирована в топонимических названиях, отражающих данные процессы в истории казахского народа. Отрыв народа от прошлого, лишение его исторической памяти, языка, религии, графики, топонимики, обычаев и традиций – это самый страшный вид войны. А, как отмечалось выше, «миссионерство есть своего рода духовная война, воюющие стороны никогда не разглашают своих планов». Поэтому, видимо, колониальная администрация делала все возможное, чтобы помочь миссионерским центрам.
Список использованной литературы: