Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:11, реферат
При этой модели угроза манипулирования агента принципалом при выполнении поручений и предписаний последнего существует вследствие ассиметричности информации и высоких издержек мониторинга за деятельностью агента. Интерпретация коррупционных действий в рамках теории «принципал-агент» приводится в различных работах, причем данное направление определяется как основное («maim stream») в исследовании вопросов коррупции согласно мнению авторов статьи «Институционализированная коррупция и клептократическое государство» .
Модель «принципал-агент».
При этой модели угроза манипулирования
агента принципалом при выполнении поручений
и предписаний последнего существует
вследствие ассиметричности информации
и высоких издержек мониторинга за деятельностью
агента. Интерпретация коррупционных
действий в рамках теории «принципал-агент»
приводится в различных работах, причем
данное направление определяется как
основное («maim stream») в исследовании вопросов
коррупции согласно мнению авторов статьи
«Институционализированная коррупция
и клептократическое государство» .
5. Оппортунистическое поведение и моральный
риск (moral hazard).
Институциональная теория и модель «принципал-агент»
предполагают ситуацию возможного оппортунистического
поведения экономического агента, частным
случаем которого являются коррупционные
действия. Моральный риск (moral hazard) как
возможный ущерб, вызванный недобросовестностью
или небрежностью контролирующих органов
рассматривается в статье «Коррупция
под моральным риском» .
6. Коррупция как провал государства
и провал рынка. Представители классического
либерализма подчеркивают, что правительственное
вмешательство в экономику неизбежно
порождает провалы государства (government
failures). Как провал государства можно рассматривать
и коррупцию, на что, в частности, указывал
еще Л. Мизес: «Коррупция является настоящим
спутником интервенционизма» . Понимание
того, что государство — это в конечном
счете чиновники, требует делать выбор
между государственным и рыночным регулированием.
Коррупцию можно рассматривать как «общественное
антиблаго» — антиблаго, порождающее
отрицательные внешние эффекты, когда
ущерб наносится всем членам общества.
Отрицательные внешние эффекты относятся
к провалам рынка (market failures). Провалы рынка
не симметричны провалам государства,
они находятся на различных уровнях экономического
регулирования, поэтому коррупцию можно
рассматривать и как провал государства,
и как провал рынка, т. е. коррупционные
отношения нельзя нейтрализовать только
государственными или только рыночными
методами. Возможный выход из этой ситуации
— выводы из теоремы Коуза о том, что наиболее
эффективными законами и социальными
институтами являются те, которые переносят
тяжесть регулирования внешних эффектов
на стороны, способные сделать это с наименьшими
затратами . В случае коррупции необходимо
определять те институты, которые могут
бороться с данной проблемой наиболее
эффективно, т. е. наиболее заинтересованные
в положительном результате от этой борьбы.
Это могут быть не обязательно государственные
институты.