Монголо - татарское нашествие на Русь в XII в. Правовое положение русских княжеств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа

Описание

Смерть Мстислава в 1132 году принято считать началом периода политической раздробленности (в советской марксистской историографи — феодальной раздробленности). однако Киев оставался не только формальным центром, но и мощнейшим княжеством ещё несколько десятилетий, его влияние на периферии не исчезло, а лишь ослабло в сравнении с первой третью XII века. Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским. Переяславским и Владимиро-Волынским княжествами и иметь в каждом регионе Руси как противников, так и сторонников до середины века.

Содержание

Введение......................................................................................................
1. Монгольское нашествие и русская культура. ...........................................
2. Влияние ига на политический строй Руси.........................................
Заключение.................................................................................................
Список использованной литературы:......................................................

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 26.79 Кб (Скачать документ)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО  «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «) »

 

 

 

 

 

 

 

К О Н  Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

По дисциплине: История

На тему: Монголо - татарское нашествие на Русь в XII в. Правовое положение русских княжеств.

 

                         Вариант № _______1_________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент __1__ курса

_____1_____ семестр

 

 

 

 

 

_____________, 2013_

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение......................................................................................................

1. Монгольское нашествие и русская культура. ...........................................     

2.  Влияние ига на политический строй Руси.........................................

Заключение.................................................................................................

Список использованной литературы:......................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С самого своего образования Киевская русь была крупным и единым государством. Началом деления на собственно княжества принято считать раздел Руси Ярославом Мудрым между своими сыновьями в 1054 году. Следующим важным этапом было решение Любечского съезда князей «каждый да держит отчину свою» в 1097 году, но Владимир Мономах и его старший сын и наследник Мстислав Великий путём захватов и династических браков смогли вновь поставить все княжества под контроль Киева.

Смерть Мстислава в 1132 году принято считать началом периода политической раздробленности  (в советской марксистской историографи — феодальной раздробленности). однако Киев оставался не только формальным центром, но и мощнейшим княжеством ещё несколько десятилетий, его влияние на периферии не исчезло, а лишь ослабло в сравнении с первой третью XII века. Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским. Переяславским и Владимиро-Волынским княжествами и иметь в каждом регионе Руси как противников, так и сторонников до середины века. Обособились от Киева Чернигово-Северское, Смоленское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Перемышльское и Теребовльское княжества и Новгородская земля . Летописцы стали применять для княжеств название земли, которым ранее обозначалась только Русь в целом («Русская земля») или другие страны («Греческая земля»). Земли выступали самостоятельными субъектами международных отношений и управлялись собственными династиями Рюриковичей, за некоторыми исключениями: Киевское княжество и Новгородская земля не имели собственной династии и являлись объектами борьбы между князьями из других земель (при этом в Новгороде права князя были сильно ограничены в пользу местной боярской аристократии ), а за  Галицко-Волынское княжество после гибели Романа Мстиславича  на протяжении около 40 лет шла война между всеми южнорусскими князьями, закончившаяся победой Даниила Романовича Волынского . При этом сохранялись единство княжеского рода и церковное единство, а также представление о Киеве как формально самом главном русском столе и Киевской земле как общей собственности всех князей. К началу монгольского нашествия(1237) общее количество княжеств, включая удельные, достигало 50. Повсеместно продолжался процесс образования новых уделов (в XIV веке общее количество княжеств оценивается в 250), но в XIV—XV веках начал набирать силу и обратный процесс, результатом которого стало объединение русских земель вокруг двух великих княжеств : Московского и Литовского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Монгольское нашествие  и русская культура

 

 

 

Монголо-татарское нашествие  отбросило русскую культуру на несколько  веков назад. Достаточно прочесть фундаментальный  труд Б.А.Рыбакова о ремеслах Древней  Руси, чтобы понять, какая богатая  культура была растоптана столь любимыми евразийцами - носителями "пассионарности" с Востока. "После монгольского завоевания исчез ряд технических  приемов, знакомых Киевской Руси, в  археологическом инвентаре исчезло  много предметов, обычных для  предшествующей эпохи. В инвентаре  деревенских курганов XIII-XIV вв. отсутствуют  шиферные пряслица, сердоликовые бусы, золотостеклянные бусы, трехбусинные височные сердоликовые бусы, зерненые бусы, привески, амулеты и некоторые  другие вещи. В жилых слоях уже  не встречаются стеклянные браслеты столь частые в до-монгольское время". Только в XVI в. появляется вновь ювелирное искусство перегородчатой эмали, но его нельзя сравнить с домонгольским. Вместе с эмалью отмирают искусство черни и зерни и даже простое искусство скани. Скань возрождается в XVI в., а зернь и чернение получат распространение лишь в XVI в. А ведь это были искусства, которыми гордились русские мастера XII в., которые были известны на всю Европу.

Многие ремесленники были убиты, и еще большее их число  монголы угнали в рабство. Русские  мастера существовали впроголодь, их перегоняли за татарским войском  как скот. Они погибали, замерзали, умирали от голода и создавали  потрясающие своим великолепием золотоордынские города. А на Руси, их родине, в первые 50 лет ордынского владычества не было построено ни одного нового города. Целое столетие после монгольского нашествия не возобновлялось каменное строительство. Даже в Великом Новгороде, до которого монголы не дошли, здания из камня  не строились более полувека. То, что начало строиться позднее, строилось  значительно хуже, чем в XII-начале XIII вв. Совершенно исчезла и более  не возродилась уже знаменитая и  великолепная резьба по белому камню.

Резкий упадок пережила торговля, "зарождавшиеся в XII-XIII вв. связи  города с деревней, широкая торговля некоторых крупных городов с  далекой переферией, а следовательно, и организация массового производства в городе - все это было уничтожено татарами почти повсеместно. Разгромлены  были именно те области, где сильнее  всего ощущался выход городского ремесла на рынок: Киев и связанные  с ним города Приднепровья, Владимир, Рязань и ряд менее значительных городов. Начавшийся в XII в. одновременно и на западе и на востоке Европы процесс роста городов и выхода городского ремесла на более широкий  рынок со вре мени монгольского завоевания продолжается только на западе и совершенно прекращается в Киевской Руси".

Во время нашествия  татар погибли многие драгоценные  памятники русской литературы. Уцелевшее  дошло до нас в не всегда удачных  копиях и списках. В одном списке дошло до нас даже "Слово о  полку Игореве" - произведение, имевшее  широкое распространение в домонгольской  Руси. Во многих городах прекратилось ведение летописей, там же, где  эта работа продолжалась, записи стали  сухими и сжатыми, совершенно не похожими на живое изложение событий авторами XII в.

 

 

 

 

 

 

 

 

Влияние ига на политический строй Руси

 

 

 

 

 

Нашествие Батыя изменило все. Пришел конец участию народа в политической жизни. Уничтожение  городов с их богатыми традициями самоуправления, массовые убийства их жителей, которые могли помнить  эти традиции, привели к полному  отмиранию традиций вече как формы  волеизъявления народа, как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси. Города восстанавливали князья, и  именно князья устанавливали теперь в них правила. Изгнание князя, получившего  ярлык от хана на владение городом, стало просто немыслимо. Это грозило  карательным походом татар. В  ходе татарского нашествия было уничтожено большинство русских дружинников. Изучая дворянскую генеалогию, можно  заметить, что немногие дворянские роды России происходили от дружинников, служивших русским князьям до монгольского нашествия. Новые дружинники, пришедшие служить князьям на смену Ильям Муромцам, Добрыням Никитичам  и Алешам Поповичам, были уже совершенно зависимы от князей и лишены каких-либо представлений о прежних взаимоотношениях князя и дружины. Таким образом, какие-либо механизмы ограничения  власти русских князей были сломлены.

 

Изменились междукняжеские отношения, так как каждый из князей был занят восстановлением своей "отчизны", а о "братьях" и  не вспоминал. Да и какой смысл  вспоминать о былом единстве, избрании великого князя, когда бывшая столица - Киев лежит в развалинах, править  в ней никто не хочет. Какой  смысл было говорить о "распределении  уделов", когда князья получают ярлыки на княжение из рук хана. Русь окончательно распалась и единственное, что  объединяло теперь русских князей - общая зависимость от Золотой  Орды. Среди евразийцев бытует мнение, что это позволило Руси объединиться. Это неверно. Татары всеми силами препятствовали объединению Руси. Они  перекраивали политическую карту Руси, мешали усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями за ханский  ярлык на княжение. Всех объединял  только общий страх перед новым  нашествием татар.

 

К.Маркс тонко подметил, что татарское иго "не только подавляло, но оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшую его жертвой"12. Татары старались всеми силами деморализовать, запугать подчиненные им народы. Армянский  автор Смбат Спарапет, побывавший в 1247 г. в районе Самарканда записал:

 

"Я видел несколько  городов, разрушенных татарами. Я  видел некоторые из них за  три дня пути и несколько  удивительных гор, состоящих из  груды костей тех, кого умертвили". Эти горы должны были напоминать  всем о владычестве монголов. Люди, жившие на землях, через  которые прошли монголы, были  настолько запуганы, что это поражало  иностранных путешественников. Арабский  автор Ибн-ал-Асир записал ряд  примеров проявления поразительного  страха перед одним только  именем монголов: "Так, например, рассказывалось, что один человек  из них (татар) заехал в деревню  или улицу, где находилось много  людей, и, не переставая, перебил  их одного за другим, и никто  не решился поднять руку на  этого всадника. Передавали мне,  что один из них схватил  человека, и так как при татарине  не было чем убить его, то  он сказал ему: "Положи голову  свою на землю и не уходи". Тот и положил голову на  землю, а татарин ушел, принес  меч и им убил его. Рассказывал  мне человек также следующее:  был я с 17 другими людьми  в пути, подъехал к нам всадник  из татар и сказал, чтобы один  из них связал другого. Мои  товарищи начали делать, что он  им приказал. Тоща я сказал  им: он один, отчего бы нам не  убить его и не убежать. Они ответили: мы боимся, а я сказал: он ведь хочет убить вас сейчас, так мы лучше убьем его, может быть, Аллах спасет нас. Клянусь Аллахом, ни один из них не решался сделать это. Тогда я взял нож и убил его, а мы убежали и спаслись. Таких примеров много."

 

Этот животный ужас, это  подавленное состояние духа, эта  потеря гордости может быть встречена  и в Китае, и в Средней Азии, и в Иране, и на Кавказе, и в  Восточной Европе. Русь не исключение в этом списке. Неслыханные зверства восточных завоевателей породили у  средневековых христианских историков  и богословов убеждение в том, что эти завоеватели являются сыновьями дьявола и вышли  из преисподней. Преисподняя по-гречески называлась "тартарос". Это название было созвучно тому названию монголов, которое давали им их соседи - татары. На Руси многие верили, что пережили Конец Света. То, что произошло  в 1237-1242 гг., действительно напоминало Апокалипсис. Где тут было развиваться  бодрости, о которой пишет Л.Н.Гумилев. Само радостное и светлое русское  православие после нашествия  монголов стало сухим и аскетичным. Была заложена благодатная основа для  проникновения на Русь исихазма.

 

Великий страх перед монголами  оказывал влияние на развитие идеологии. Некоторые летописцы, особенно конца XIII-начала XIV вв., старались угодить  татарам, дают искаженную картину Батыева  погрома, преуменьшая зверства захватчиков. Так, в Лаврентьевской летописи ничего не говорится о героической обороне  Козельска, очень скупо освещаются события обороны Киева и других южнорусских городов, в записях  второй половины XIII в. по отношению  к ордынским ханам выдерживается  вполне лояльный тон.

 

Страх и рабская угодливость  проникли во все слои общества. Чувство  собственного достоинства потеряли не только простые люди, но и князья. По подсчетам исследователей, только в Северо-Восточной Руси во время  нашествия монголов погибло: в Рязанской  земле - 9 князей из 12, из 3 ростовских князей - 2, из тех 9 суздальских князей, которые  были в это время взрослыми  и находились в своих землях, было убито 5. Монголо-татары всюду старались  привлекать на свою сторону воевавших  против них полководцев, давали им армии  и направляли воевать с собственным  народом. Случаи предательства часто  встречались во время войны татар  с китайцами и в Средней  Азии. Русские князья, сражавшиеся  с монголами в 1237-1241 гг., не желали с ними сотрудничать. Во многие летописи вошел рассказ о му чительной  смерти ростовского князя Василия  Константиновича, который был захвачен монголами в плен в 1238 г. и отверг предложение сражаться под знаменем Батыя. Но со временем многое изменилось. Вслед за великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем с 1243 г. русские  князья начали ездить в Золотую Орду и кланяться хану. Избежать этого  было нельзя. Некоторых казнили. В  ставке Батыя в 1246 г. был казнен могущественный черниговский князь Михаил Всеволодович, в конце концов был отравлен и "открывший движение" великий  князь владимирский Ярослав Всеволодович, в XIV в. на протяжении 20 лет в Орде казнили трех непокорных тверских князей и т.д. Однако тех князей, которые  охотно подчинялись монголам, последние  поддерживали, роднились с ними, давали войска, ярлыки. "Постепенно северо-восточные князья превращались в "служебников" монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон - это  воля хана"13. Героем становится Александр  Невский, написавший донос в Орду на своего брата Андрея, готовившего  восстание против татар. Результат - очередной карательный поход  татар на Русь и передача великого княжества Владимирского лояльному  Александру Ярославовичу. Другой упрямец  и борец с татарами - князь галицко-волынский  Даниил Романович в конце концов вынужден был также отправиться  на поклон к хану. Выигрывал всегда наиболее покорный, и неслучайно Русь подчинила себя наиболее ничтожным и протатарски настроенным князьям московским. Сами будучи рабами, они перенесли татарскую систему управления и на свое княжество. Это было тем более просто, потому что, как было показано выше, механизма сопротивления абсолютной власти князей у народа не осталось. Именно в татарском иге следует искать истоки русского правительственного деспотизма и рабского подчинения народа. Именно монголы уничтожили всяческие демократические тенденции в развитии Руси до 30-х годов XIII в. Еще К.Маркс отметил, что "колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства"14.

Информация о работе Монголо - татарское нашествие на Русь в XII в. Правовое положение русских княжеств