Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 14:43, контрольная работа
Смерть Мстислава в 1132 году принято считать началом периода политической раздробленности (в советской марксистской историографи — феодальной раздробленности). однако Киев оставался не только формальным центром, но и мощнейшим княжеством ещё несколько десятилетий, его влияние на периферии не исчезло, а лишь ослабло в сравнении с первой третью XII века. Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским. Переяславским и Владимиро-Волынским княжествами и иметь в каждом регионе Руси как противников, так и сторонников до середины века.
Введение......................................................................................................
1. Монгольское нашествие и русская культура. ...........................................
2. Влияние ига на политический строй Руси.........................................
Заключение.................................................................................................
Список использованной литературы:......................................................
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
На тему: Монголо - татарское нашествие на Русь в XII в. Правовое положение русских княжеств.
Выполнил:
Студент __1__ курса
_____1_____ семестр
_____________, 2013_
Содержание
Введение......................
1. Монгольское нашествие и русская
культура. ..............................
2. Влияние ига на политический строй
Руси..........................
Заключение....................
Список использованной литературы:...................
Введение
С самого своего образования Киевская русь была крупным и единым государством. Началом деления на собственно княжества принято считать раздел Руси Ярославом Мудрым между своими сыновьями в 1054 году. Следующим важным этапом было решение Любечского съезда князей «каждый да держит отчину свою» в 1097 году, но Владимир Мономах и его старший сын и наследник Мстислав Великий путём захватов и династических браков смогли вновь поставить все княжества под контроль Киева.
Смерть Мстислава в 1132 году принято считать началом периода политической раздробленности (в советской марксистской историографи — феодальной раздробленности). однако Киев оставался не только формальным центром, но и мощнейшим княжеством ещё несколько десятилетий, его влияние на периферии не исчезло, а лишь ослабло в сравнении с первой третью XII века. Киевский князь продолжал распоряжаться Туровским. Переяславским и Владимиро-Волынским княжествами и иметь в каждом регионе Руси как противников, так и сторонников до середины века. Обособились от Киева Чернигово-Северское, Смоленское, Ростово-Суздальское, Муромо-Рязанское, Перемышльское и Теребовльское княжества и Новгородская земля . Летописцы стали применять для княжеств название земли, которым ранее обозначалась только Русь в целом («Русская земля») или другие страны («Греческая земля»). Земли выступали самостоятельными субъектами международных отношений и управлялись собственными династиями Рюриковичей, за некоторыми исключениями: Киевское княжество и Новгородская земля не имели собственной династии и являлись объектами борьбы между князьями из других земель (при этом в Новгороде права князя были сильно ограничены в пользу местной боярской аристократии ), а за Галицко-Волынское княжество после гибели Романа Мстиславича на протяжении около 40 лет шла война между всеми южнорусскими князьями, закончившаяся победой Даниила Романовича Волынского . При этом сохранялись единство княжеского рода и церковное единство, а также представление о Киеве как формально самом главном русском столе и Киевской земле как общей собственности всех князей. К началу монгольского нашествия(1237) общее количество княжеств, включая удельные, достигало 50. Повсеместно продолжался процесс образования новых уделов (в XIV веке общее количество княжеств оценивается в 250), но в XIV—XV веках начал набирать силу и обратный процесс, результатом которого стало объединение русских земель вокруг двух великих княжеств : Московского и Литовского.
Монгольское нашествие и русская культура
Монголо-татарское нашествие
отбросило русскую культуру на несколько
веков назад. Достаточно прочесть фундаментальный
труд Б.А.Рыбакова о ремеслах Древней
Руси, чтобы понять, какая богатая
культура была растоптана столь любимыми
евразийцами - носителями "пассионарности"
с Востока. "После монгольского
завоевания исчез ряд технических
приемов, знакомых Киевской Руси, в
археологическом инвентаре
Многие ремесленники были убиты, и еще большее их число монголы угнали в рабство. Русские мастера существовали впроголодь, их перегоняли за татарским войском как скот. Они погибали, замерзали, умирали от голода и создавали потрясающие своим великолепием золотоордынские города. А на Руси, их родине, в первые 50 лет ордынского владычества не было построено ни одного нового города. Целое столетие после монгольского нашествия не возобновлялось каменное строительство. Даже в Великом Новгороде, до которого монголы не дошли, здания из камня не строились более полувека. То, что начало строиться позднее, строилось значительно хуже, чем в XII-начале XIII вв. Совершенно исчезла и более не возродилась уже знаменитая и великолепная резьба по белому камню.
Резкий упадок пережила торговля,
"зарождавшиеся в XII-XIII вв. связи
города с деревней, широкая торговля
некоторых крупных городов с
далекой переферией, а следовательно,
и организация массового
Во время нашествия
татар погибли многие драгоценные
памятники русской литературы. Уцелевшее
дошло до нас в не всегда удачных
копиях и списках. В одном списке
дошло до нас даже "Слово о
полку Игореве" - произведение, имевшее
широкое распространение в
Влияние ига на политический строй Руси
Нашествие Батыя изменило
все. Пришел конец участию народа
в политической жизни. Уничтожение
городов с их богатыми традициями
самоуправления, массовые убийства их
жителей, которые могли помнить
эти традиции, привели к полному
отмиранию традиций вече как формы
волеизъявления народа, как в Юго-Западной,
так и в Северо-Восточной Руси.
Города восстанавливали князья, и
именно князья устанавливали теперь
в них правила. Изгнание князя, получившего
ярлык от хана на владение городом,
стало просто немыслимо. Это грозило
карательным походом татар. В
ходе татарского нашествия было уничтожено
большинство русских
Изменились междукняжеские
отношения, так как каждый из князей
был занят восстановлением
К.Маркс тонко подметил, что татарское иго "не только подавляло, но оскорбляло и иссушало самую душу народа, ставшую его жертвой"12. Татары старались всеми силами деморализовать, запугать подчиненные им народы. Армянский автор Смбат Спарапет, побывавший в 1247 г. в районе Самарканда записал:
"Я видел несколько
городов, разрушенных татарами. Я
видел некоторые из них за
три дня пути и несколько
удивительных гор, состоящих
Этот животный ужас, это подавленное состояние духа, эта потеря гордости может быть встречена и в Китае, и в Средней Азии, и в Иране, и на Кавказе, и в Восточной Европе. Русь не исключение в этом списке. Неслыханные зверства восточных завоевателей породили у средневековых христианских историков и богословов убеждение в том, что эти завоеватели являются сыновьями дьявола и вышли из преисподней. Преисподняя по-гречески называлась "тартарос". Это название было созвучно тому названию монголов, которое давали им их соседи - татары. На Руси многие верили, что пережили Конец Света. То, что произошло в 1237-1242 гг., действительно напоминало Апокалипсис. Где тут было развиваться бодрости, о которой пишет Л.Н.Гумилев. Само радостное и светлое русское православие после нашествия монголов стало сухим и аскетичным. Была заложена благодатная основа для проникновения на Русь исихазма.
Великий страх перед монголами
оказывал влияние на развитие идеологии.
Некоторые летописцы, особенно конца
XIII-начала XIV вв., старались угодить
татарам, дают искаженную картину Батыева
погрома, преуменьшая зверства захватчиков.
Так, в Лаврентьевской летописи ничего
не говорится о героической
Страх и рабская угодливость
проникли во все слои общества. Чувство
собственного достоинства потеряли
не только простые люди, но и князья.
По подсчетам исследователей, только
в Северо-Восточной Руси во время
нашествия монголов погибло: в Рязанской
земле - 9 князей из 12, из 3 ростовских князей
- 2, из тех 9 суздальских князей, которые
были в это время взрослыми
и находились в своих землях, было
убито 5. Монголо-татары всюду старались
привлекать на свою сторону воевавших
против них полководцев, давали им армии
и направляли воевать с собственным
народом. Случаи предательства часто
встречались во время войны татар
с китайцами и в Средней
Азии. Русские князья, сражавшиеся
с монголами в 1237-1241 гг., не желали
с ними сотрудничать. Во многие летописи
вошел рассказ о му чительной
смерти ростовского князя Василия
Константиновича, который был захвачен
монголами в плен в 1238 г. и отверг
предложение сражаться под