Московское царство - сословно-представительная монархия (XV-XVII веков)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание

Сословно-представительная монархия - для этого периода характерен процесс централизации государства и усиления королевской власти. В работе описывается образование Московского государства, реформы того времени и "Смутное" время России в XVII веке

Содержание

Введение
1. Образование Московского государства. Особенности внутренней и внешней политики Ивана III
2. Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI в. и опричнина. Внешняя политика Московской Руси в XVI в.
3. «Смутное» время России в XVII веке
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

история,отечественная история.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная работа

 

по курсу : «Отечественная история»

 

тема « Московское царство  -  сословно-представительная монархия

(15-17веков)»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

Введение

Период с ХV в. до второй половины ХVII в. в истории нашей  страны отмечен расширением государственного аппарата и превращением его в  многофункциональную и разветвленную  систему. Меняется тип государства, которое из раннефеодальной монархии превращается в сословно-представительную монархию.

Сословно-представительная монархия по уровню централизации является более высокой формой феодального  государства.

Период образования единого  Российского государства был отмечен резкими столкновениями между светской и духовной властью. Конфликт был вызван не теократическими замашками  церкви, ее стремлением захватить руководящие позиции в государстве, а усилением светской власти и самодержавными поползновениями монарха, угрожавшими традиционным правам церкви.

Централизованное государство  возникает при Иване III (1462-1505). При  нем к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгород, Тверь, Вятка. Формируются  основы централизованного госаппарата. Центральные органы: Боярская Дума и казна (канцелярия). В уездах и волостях управляли наместники и волостели. Объединение Руси шло силовыми методами.

 

1. Образование Московского  государства. Особенности внутренней  и внешней политики Ивана III

В конце XIII в. начинается складывание централизованного государства. Этот процесс продолжался фактически до XV в. Особенностью объединительного процесса было то, что последствия монголо-татарского нашествия задержали экономическое развитие русских земель, содействовали консервации феодальной раздробленности. Политическая централизация значительно опередила начало преодоления экономической разобщенности и была ускорена борьбой за национальную независимость.

Одной из предпосылок централизации была примерная синхронность в развитии всех княжеств.

Причинами образования централизованного  государства были рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (феодалы были заинтересованы в создании централизованного аппарата власти для подавления сопротивления крестьян); подъем городов (жители городов были заинтересованы в ликвидации феодальной раздробленности, препятствовавшей свободе торговли); княжеские усобицы разоряли крестьянские земли, поэтому крестьяне тоже были заинтересованы в стабилизации власти.

Условно процесс образования централизованного  государства можно разделить  на три периода:

1) Конец XIII - первая половина XIV вв. - перемещение экономического центра на Северо-Восток; усиление Московского и Тверского княжеств, борьба между ними; рост территории Московского княжества, его победа над Тверью.

2) II половина XIV - начало XV вв. - разгром Москвой в 60-70- е гг. ее основных соперников и переход от утверждения политического главенства к государственному объединению русских земель вокруг Москвы. Организация Москвой общенародной борьбы за свержение Ордынского ига. Феодальная война второй четверти XV в., — поражение коалиции удельных князей, пытавшихся отстоять независимость своих княжеств.

3) Вторая половина XV - начало XVI вв. - подчинение Новгорода Москве; завершение объединения земель вокруг Москвы; ликвидация монголо-татарского ига; оформление государственности.

В конце XIII в. центр экономической жизни перемещается на Северо-Восток. Здесь сложилось около 14 княжеств, из которых самыми значительными были: Суздальское, Городецкое, Ростовское, Ярославское, Переяславское, Тверское и Московское. Однако большинство из них не могли долго сохранять свою политическую независимость и вынуждены были подчиняться, так или иначе, более сильному соседу.

Главными соперниками в конце XIII - начале XIV вв. становятся Москва и Тверь.

Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского Даниил (1271-1303). Тверское княжество в 1247 г. получил младший брат Александра Невского Ярослав Ярославич.

На первом этапе оба княжества  боролись за увеличение своих территорий.

После смерти Василия Темного великим князем становится его сын - Иван III (1462-1505). При нем утратили свою независимость Ярославское (1463-1468) и Ростовское (1474) княжества.

Но основной задачей оставалась борьба с Новгородом.

После поражения новгородцев  на реке Шелонь, нанесенного войсками Ивана III (14 июля 1471 г.), и казни Дмитрия Борецкого, идет дальнейшее сокращение самостоятельности Новгорода — великий князь приобрел контроль над судебной деятельностью новгородских властей.

Присоединение Твери означало создание единого государства. Именно с этого  момента Иван III титулует себя государем  всея Руси.

К I четверти XVI в. процесс создания централизованного государства практически завершен, хотя многие пережитки феодальной раздробленности еще будут сохраняться довольно продолжительное время

Государство образуется в форме монархии с сильной Великокняжеской властью. Великий князь уже систематически пользовался титулом «государь» (с 1485 г. Иван III стал именоваться государем всея Руси), а в его власти проявлялись черты самодержца.

Совещательным органом при Великом князе была Боярская дума. В думу входило около 24 человек (думные чины - бояре и окольничие). В XVI в. в думных бояр начнут жаловать князей (что на самом деле понижало статус князей и лишало их остатков самостоятельности).

В основе организации государственного управления лежали принципы нераздельности судебной и административной власти. Функциональные органы управления еще только начали формироваться.

До середины XVI в. сложились и действовали два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна.

Дворец, возглавлявшийся дворским (дворецким) ведал личными землями  великого князя. В его подчинении находились «слуги под дворским» (путные бояре), управлявшие «путями» — отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие и т.д.). Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов, ведали сбором налогов и т.д. По мере присоединения к Москве новых земель для управления ими создавались местные «дворцы» (Дмитровский, Нижегородский, Новгородский, Рязанский, Тверской, Углицкий).

Другое ведомство — Казна  — ведала не только финансовыми делами, но и государственным архивом и государственной печатью. С 1467 г. появляются должности казенного дьяка и подьячих, ведающих делопроизводством.

С увеличением функций государственного управления возникла необходимость  в создании специальных учреждений, которые бы руководили военными, иностранными, судебными и прочими делами. Внутри Большого Дворца и Казны начали образовываться особые ведомства - «столы», управляемые дьяками. Позже они развились в приказы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г.

Четкого разграничения функций  в государственном аппарате не было. Не было и четкого административно-территориального деления. Страна делилась на уезды, а те, в свою очередь — на станы и волости. Управляли уездами наместники, станами и волостями — волостели. Должности эти давались, как правило, за прежнюю военную службу и строгого порядка в этих назначениях не существовало.

Чтобы централизовать и унифицировать  порядок судебно-административной деятельности на территории всего государства, в 1497 г. был составлен Судебник, который устанавливал единые нормы налоговой ответственности и порядок ведения следствия и суда. Кроме того, в Судебнике в общих чертах была определена компетенция отдельных должностных лиц.

Укрепление централизованной власти также способствовало изменению социальной структуры общества.

Если в начале формирования централизованного государства существовала сложная система феодального вассалитета, и развивались иммунитетные права феодалов, то постепенно самостоятельность отдельных землевладельцев сокращается. Великий князь становится не просто главой иерархии — он считается «отца вместо». Сократилось количество удельных князей, существенно урезаются их права. Княжеские земельные владения приближаются к вотчинным. Начинается «обояривание князей»; запрещается «отъезд».

Значительно ограничивается самостоятельность  боярства. В XV в. бояре потеряли право  свободного перехода. Теперь они обязаны  были служить не удельным князьям, а  Великому князю Московскому, и присягали  ему в этом. Он, в свою очередь, имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы, лишать имущества и жизни.

В XV в. появляется также прослойка «служилых князей», которые перешли на службу к Московскому князю (от Литовского). Постепенно количество служилых людей существенно возрастает. Именно они стали той силой, на которую опирается центральная власть в борьбе с местным сепаратизмом. Получая земли на условиях несения службы в пользу великого князя, служилые люди — помещики — больше всех остальных социальных групп были заинтересованы в стабильной великокняжеской власти.

Поместное землевладение давалось служилым людям на определенных условиях (административного управления или несения военной службы) на определенный срок. Главным отличием было то, что поместья запрещено было продавать и дарить, они не передавались по наследству и формально принадлежали Великому князю.

Еще одна крупная категория феодалов — церковные. Крупное церковное  землевладение привлекает все большее внимание великокняжеской власти, стремящейся найти способ отнять у церкви ее земли. Назревает конфронтация между церковью и государством. Она выражается в поддержке светскими властями «ересей» и активном вмешательстве в борьбу нестяжателей и иосифлян.

Что касается феодально-зависимого населения, то положение различных его категорий постепенно сближается — в XIV в. для всех появился единый термин — «крестьяне».

По степени вовлечения в феодальную зависимость можно разделить  крестьян на черносошных (феодалом по отношению к ним, по мнению большинства  историков, выступало государство) и частновладельческих:

а) проживающих в вотчине князя  или боярина или на церковных  и монастырских землях;

б) принадлежащих лично великому князю.

Социальная структура городского населения была обусловлена и  существующим способом производства в целом, и специфическим родом занятий горожан. В структуре городов начинают формироваться «белые» слободы, население которых находилось в личной феодальной зависимости от светских или духовных феодалов и не платило городского тягла. Лично свободное население, платившее тягло, проживало на черных землях (черные сотни).

Верхушку городского населения  составляли купцы и городские  феодалы.

2. Иван IV. Реформы 50-х гг. XVI в. и опричнина. Внешняя политика Московской Руси в XVI в.

В 1538 г. Елена Глинская умерла. После ее смерти власть переходила от Шуйских к Вельским, и снова к Шуйским. Большую роль играли на всем протяжении периода боярского правления родственники Ивана IV по матери — Глинские.

В марте 1542 г. архиепископ Макарий  стал митрополитом. Он оказал большое влияние на Ивана IV, и, до известной степени, предопределил его дальнейшие поступки.

В декабре 1543 г. Иван IV впервые вынес смертный приговор — Андрею Шуйскому. Но, хотя молодой царь и отстранил от власти Шуйских, пока еще ему не удалось стать реально правителем государства.

Лишь после венчания на царство (16 января 1547 г. в Успенском соборе митрополитом Макарием) и женитьбы (3 февраля 1547 г. на Анастасии Романовне Захарьиной) он стал более или менее самостоятельным.

Народные выступления, после вспыхнувшего пожара 21 июня 1547 г. в Москве, были жестоко подавлены, но они со всей очевидностью показали, что страна нуждается в преобразованиях.

Началом их считают событие, показавшееся странным и непонятным многим очевидцам: в феврале 1549 г. в Москве на Красной площади возле Кремля были собраны жители Москвы. Царь обратился к собравшимся с речью, в которой просил у народа прощения, бояр называл причинами всех казней и бедствий и обещал, что отныне все будет иначе. Этот собор, называемый иногда «Собор примирения», стал первым Земским собором, и положил начало сословно-представительной монархии в России.

Сословно-представительная монархия — это закономерный этап развития феодального государства. Она устанавливалась, как правило, в период преодоления феодальной раздробленности и формирования централизованного государства. Власть монарха опиралась на орган сословного представительства, имевший довольно широкие полномочия (в большинстве стран органы сословного представительства в этот период были высшими законодательными органами власти) и включавший представителей господствующего класса. Вхождение сословий в Земский собор происходило постепенно - сначала формируется Боярская дума, которая станет непременным и постоянным участником всех Земских соборов. Без ее одобрения ни одно решение Земского собора не приобретало силы. Вторым бессменным участником Земского собора становится Освященный собор — собрание архиепископов и епископов. Во главе Освященного собора стоял митрополит, а с 1589 г. — патриарх. Несмотря на довольно сложные отношения между государством и церковью в этот период, светская власть нуждалась в поддержке церкви во всех своих начинаниях.

Информация о работе Московское царство - сословно-представительная монархия (XV-XVII веков)