Москва Ивана IV Грозного – теория III Рима XVI в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 11:59, реферат

Описание

Первое в нашей истории царствование государя Иоанна IV составляет примечательную эпоху в истории Москвы. Тринадцать лет (с 1533 года) шло регентство сперва матери государя, великой княгини Елены, а затем боярской думы, пока наконец юный Иоанн не принял в свои руки бразды правления. В 1547 году, когда Иоанну было 17 лет, он объявил митрополиту Макарию о намерении своем жениться. По этому случаю был отслужен торжественный молебен в Успенском соборе.

Содержание

Введение………………………………………………..………………………….3
Москва Ивана IV Грозного……………………………………………………….4
Теория Третьего Рима
Духовная сторона проблемы…………………………………………….……….6
Политическая сторона проблемы…………………………………...……………9
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………14

Работа состоит из  1 файл

Москва Ивана IV Грозного – теория третьего Рима XVI .doc

— 254.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по истории Москвы

на тему :

«Москва Ивана IV Грозного – теория III Рима XVI в.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Проверил:

Преподаватель

 

 

 

 

 

 

Москва 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………..………………………….3

Москва Ивана IV Грозного……………………………………………………….4

Теория Третьего Рима

Духовная сторона проблемы…………………………………………….……….6

Политическая сторона  проблемы…………………………………...……………9

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первое в нашей истории  царствование государя Иоанна IV составляет примечательную эпоху в истории  Москвы.      Тринадцать лет (с 1533 года) шло регентство сперва матери государя, великой княгини Елены, а затем боярской думы, пока наконец юный Иоанн не принял в свои руки бразды правления.       В 1547 году, когда Иоанну было 17 лет, он объявил митрополиту Макарию о намерении своем жениться. По этому случаю был отслужен торжественный молебен в Успенском соборе. После этого молодой государь, созвав своих бояр, объявил и им о своем намерении, причем сказал, что хотел искать невесту в ином царстве, но оставил эту мысль и хочет жениться в своем государстве. При этом государь сказал боярам и другое важное решение - венчаться на царство, по примеру своих прародителей, начиная от Владимира Мономаха.           Это священное коронование было совершено 16 января в Успенском соборе митрополитом Макарием. Важным же отличием этого священнодействия было то, что теперь к прежнему титулу великого князя государь присоединил новый, высший прежнего, титул царя. Таким образом Московское государство всея Руси стало царством.       С коронации Иоанна Васильевича употребление царского титула сделалось постоянным, и государь именовался царем во всех государственных актах.          Русские люди того времени придавали важное значение этой перемене. По понятиям книжных людей, русский царь является прямым преемником православных царей греческих, от которых он происходил и по бабке своей Софье Фоминишне, и по прародительнице Анне, супруге Равноапостольного Владимира. Русские современники писали, что теперь царство Российское есть третий Рим, оно является преемником двух прежних: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати».

 

Москва Ивана IV Грозного

Кроме этих двух событий - царского венчания и свадьбы государя, в этом году в истории Москвы приобрели особое, чрезвычайное значение пожары. Весной 12 апреля выгорела часть Китай-города, примыкавшая к Москве-реке, с некоторыми церквами, гостиным двором и другими лавками. Одна крепостная башня, служившая пороховым складом, взлетела на воздух с немалой частью китайской стены.        Кстати сказать, по мнению И. Е. Забелина, прозвание Китай значит, по всей вероятности, плетеничный: ибо китай - веревка, сплетенная или свитая из травы, соломы или прутьев, коими вяжут одонья. То обстоятельство, что для постройки земляных стен исплетаху тонкий лес, подтверждает такое предположение.             Покорение Казани отразилось в Москве особыми памятниками. С великим торжеством после взятия Казани государь возвратился в Москву. Прежде всего покорение Казани дало Москве собор Покрова Богородицы, или храм Василия Блаженного, построенный молодым царем в память присоединения к России царства Казанского.       К царствованию Иоанна IV относится и введение в Москве книгопечатания. Юный царь еще в 1548 году велел Иоанну Шлитте привезти в Москву из-за границы вместе с другими техниками типографщиков. Но немцы, завистливо опасаясь подъема образованности в России, не пропустили их к нам. Только с помощью датчан, в 1553 году, у нас была устроена типография. Царь дал из собственной казны средства на устройство книгопечатной палаты. Немедленно нашлись русские люди, способные к типографскому искусству, и стали нашими первопечатниками. Спустя 10 лет, в 1664 году, в Москве появилась первая печатная книга "Апостол", довольно красивая по своей бумаге и печати, а в следующем году "Часослов".   Живопись также продолжала развиваться. Во время большого пожара 1547 года погибли, между прочим, и произведения кисти знаменитого Андрея Рублева, и пришлось много работать по восстановлению живописи в кремлевских соборах. На время работ привезли в кремлевские соборы иконы из разных городов: Новгорода, Звенигорода, Смоленска и других. Выписанные иконники рисовали по образцам монастырей Троицкого и Симонова, славившихся произведениями старой московской школы.    Претерпел изменения и наш государственный герб. Изменения эти представляют нам его новую геральдическую фазу и заключаются в следующем: на большой государственной печати "Царства Всероссийского" московский всадник, поражающий дракона помещается теперь на груди императорского орла. Вокруг него, ниже восьмиконечного креста с надписью: "Древо дарует древнее достояние", размещаются гербы объединенных под властью Москвы княжеств и царств. Выбитый круговой надписью титул своими размерами уже превосходит титул отца и деда государя. Он начинается словами: "Бога в Троице славимаго милостию, великий государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, и Владимирский, и Московский государь и великий князь Новаго-города, Низовския земли и проч.". 

Но, при всех этих успехах, Москва при Иоанне IV мало обстраивалась  новыми постройками. Кроме упомянутого  выше Покровского собора, при нем  в 1543 году, говорит летопись, доделали церковь Воскресения на площади. В 1547 году близ Тайницких ворот был построен собор Черниговских Чудотворцев, где были положены принесенные тогда в Москву мощи св. князя Михаила и его боярина Феодора.     Из дворцовых построек этого времени известны следующие: в 1560 году, около упомянутого Сретенского собора, царь "повелел делати двор особный детем своим". При учреждении опричнины, в которую были отобраны улицы: Чертолье (Пречистенка), Арбатская с Сивцевым врагом, Сенчинское (Остоженка) и половина Никитской, с разными слободами до всполья Дорогомиловского, царь велел выстроить для себя новый дворец на Неглинной (на нынешней Воздвиженке) и обнести его высокой стеной.  Столь небольшая сравнительно строительная деятельность Грозного объясняется тем, что Москва в его время двукратно была опустошена громаднейшими пожарами: в 1547 и 1571 годах. Иоанну было слишком много дела по одному только восстановлению сгоревших зданий.   Около 1571г. в Москве был сильный голод. Четверть ржи стоила 60 алтын, по тому времени цена неслыханная; затем открылся сильный мор, продолжавшийся до 1572 года. Вследствие всех этих бедствий население Москвы сильно уменьшилось в своем числе.

 

Теория Третьего Рима

Духовная сторона проблемы

Теория «Москва –  Третий Рим» – это теория не светская, это богословское учение Вселенской Православной Церкви и одно из основополагающих начал Русской Церкви. В чем суть теории Третьего Рима? Ветхозаветный пророк Даниил повествует об истории трех царств: Вавилонского, Персидского и Греко-Македонского. Эти три царства в ветхозаветный период сохраняют народ богоизбранный, народ иудейский, который является ковчегом завета для всего человечества. Именно в этом народе ожидается пришествие в мир мессии, спасителя всего человеческого рода. Эти три ветхозаветных царства сохраняли порядок во всем мире. Были сильный народ, сильное царство, вокруг которого формировалось все языческое человечество. Именно это царство обеспечивало сохранность богоизбранного народа.          Надо сказать, что Первый Рим, который изначально был языческим, а затем стал Великой Византийской империей, созидался как христианское царство и выстраивался на крови мучеников. Победа христианства пришла на Землю не с копьем и не с мечом; именно языческий мир попирал первых христиан, именно он гнал их, и языческие императоры уничтожали христиан сотнями и тысячами. И тем не менее, проливая мученическую кровь, христианское царство распространилось по всему лику Земли.    Византия, как Рим Второй, чьей миссией было воспитание такого народа, который будет на конец веков исполнять роль удерживающего от пришествия в мир антихриста, свою миссию выполнила, поскольку такой народ был воспитан. Это были славяне, и прежде всего русский народ – восточные славяне. Надо сказать, что весь мир накануне падения Константинополя испытывал так называемые эсхатологические переживания, охватившие весь мир, то есть переживания о конце мира. Было пророчество Андрея, Христа ради юродивого во Влахернском храме, что с падением Константинополя наступит конец мира. Это пророчество, по сути дела, парализовало деятельность всей планеты, коснулось и языческих народов, а не только христианских.        Как формировалось государство Третьего Рима? После крещения, которое было принято добровольно, под водительством князя Владимира, Россия подверглась очень тяжкому испытанию – монголо-татарскому игу. Если вдуматься в суть этого испытания и в причины, которые постигли Россию, то совершенно очевидно, что причиной такого тяжкого испытания для народа была княжеская междоусобица. Князь Владимир Красное Солнышко в своем языческом бытии имел много жен, и после его кончины мучениками стали его первые законнорожденные сыновья от византийской принцессы Анны – это мученики Борис и Глеб. Они были убиты своими единокровными братьями. И от этого разделения в княжеской династии пошло разделение по всему лицу русской земли. Грех правителя сказался на судьбе всего народа. Чтобы залечить эту рану разделения, понадобилось трехсотлетнее монголо-татарское иго, которое объединило русский народ в этой скорби. Но кто явился выразителем этого воссоединения для России? Прежде всего, эту миссию исполнил преподобный Сергий Радонежский. Именно он своими молитвами, своими трудами, своими воздыханиями примирял князей и устроил централизованное государство Российское вокруг Московского царства. Что интересно для русской государственности – что ее формирование протекало именно благодаря молитве и участию иночества. Именно преподобный Сергий понял ход истории, именно он явился для России той связующей нитью, которая соединила воедино всю Русь.             Что же такое Третий Рим? Третий Рим – это есть, по сути дела, проекция Царствия Небесного на Земле, на какой-то географической территории. И мы с вами действительно счастливы тем, что эта территория есть территория России. И тот самый сильный народ, удерживающий весь мир от прихода антихриста и наступления царства антихриста – это есть русский народ. И ослабление царства Российского и народа русского грозит гибелью всему человечеству. Осознание именно этой важной и ответственной миссии и своего служения перед Богом и человечеством должно коснуться сердца каждого русского человека, а особенно тех, которые наследуют в России власть, потому что грехи правителей, грехи власти грозят скорбью для всего народа. Если власть неблагочестива – значит, страдания постигнут весь народ. Грехи правителя ложатся на головы всего народа. Мы с вами сейчас живем уже не в монархическом государстве, разрушена теория властей. По сути дела, Третий Рим – это как бы однокрылый орел: духовная власть сохранена, монархическая власть уничтожена. Но даже и в этой ситуации Рим еще сохраняется, как именно то царство, в котором царствует Господь Иисус Христос. И поэтому все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы то царство, которое есть государство Третий Рим, все-таки выполнило свою роль и как можно дольше отодвинуло приход царства антихриста в мир. А это зависит от каждого из нас с вами: от уровня нашего благочестия, от уровня нашего покаяния, от уровня нашего подвига, который каждый должен принять на себя в такое непростое время. И дай Господи, чтобы Господь укрепил наш народ и дал ему сознание того, что он – не фашист, не шовинист, не националист, а что на нем лежит величайшая ответственность – быть народом крепким, народом сильным, народом, который будет отвечать перед Господом за судьбу всего человечества. И дай Господи всей нашей правящей власти понимать всю меру и всю силу ответственности за то, что будет совершаться в мире в последующие годы. Потому что власть, если она не приемлет на себя этой ответственности – то она и не имеет права наследовать власть в России.

Политическая  сторона проблемы

Напомним, что Русь получила Православие  из Константинополя (Второго Рима), который после откола в XI веке западного христианства от Православия стал несомненным удерживающим центром мира. С крещения Руси в 988 г. Константинопольский Вселенский Патриарх был каноническим главою Русской Церкви и до падения Византии Русь была в церковном смысле ее частью с общей столицей Царьградом. Не удивительны поэтому сведения, что египетский султан называл византийского Императора, среди прочего, также и "Царем Руссов" и что византийские источники ХIV в. присваивают русскому правителю титул "стольника" византийского Императора.            Мы переняли от Византии и герб - двуглавого орла, в котором можно видеть знак «симфонии» двух властей. Некоторые авторы полагают, что он был введен Иоанном III в 1490-х гг. в соперничестве с монархами западной «Священной Римской Империи», тоже использовавшими такой герб. Но все же те и другие связывали его с Константином Великим, принявшим этот герб в 326 г., Софья Палеолог привезла его с собой в Россию на своих регалиях и поэтому в России двуглавый орел с полным правом получил именно такое государственное значение преемственности от Византийского Царства.  В известных ныне письменных источниках впервые оно  встречается в ХVI в., однако на Руси письменное изложение часто не успевало за мыслью и мироощущением. Старец псковского Елеазарова монастыря Филофей лишь историософски наиболее полно и аргументированно выразил то, что ощущалось всеми и поначалу формулировалось политически в величании русского царя «новым Константином». Филофей пишет дьяку Мисюрю Мунехину: «Яко вся христианская царства приидоша в конец и снидошася во едино царьство нашего государя, по пророчьским книгам то есть Ромеиское царство. Два убо Рима падоша, а третии стоит, а четвертому не быти» (1523-1524). То есть нам уже некому будет передавать эстафету православного Царства: не будет России – не будет и остального мира, наступит конец истории.             Даже если ученые теперь слегка расходятся в датировке посланий Филофея и в авторстве более поздних из них, - не столь важно, когда и кем был письменно сделан на Руси этот вывод, чуть раньше или позже. Неважно и то, действительно ли род Рюриковичей происходит от римского императора Августа (что утверждал Иоанн Грозный, проводя свою родословную от Пруса, брата Августа). Важна духовная суть Третьего Рима: в этих словах Русь вовсе не гордится связью с «ветхим» или католическим Римом, а осознает себя именно как Удерживающего – как переходящее «Ромейское» царство, стержневое царство истории, роль которого переходит от Византии к Москве.           Символично в этой связи и то, что на Руси двуглавый орел дополнился гербовым изображением всадника св. Георгия Победоносца, поражающего копьем (или царским скипетром) змия - носителя зла. Этот образ и почитание св. Георгия привились на Руси сразу после Крещения, в чем можно видеть один из символов России как Удерживающего, соответствующий ее самосознанию еще до падения Византии. С 1497 г. св. Георгий, поражающий змия, и двуглавый орел изображались с двух сторон государственной печати Иоанна III.

Значение Москвы как  Третьего Рима выразилось позже и  во внешнеполитическом признании русского Великого Князя Царем (венчание на Царство с таинством миропомазания Иоанна Грозного в 1547 г.; признание Константинополем в 1561 г.), и в каноническом установлении Константинопольским Патриархом русского Патриаршества (1589). Все это было важно именно с точки зрения соблюдения канонов, несмотря на несвободное положение Константинопольской кафедры под турками. В Уложенной грамоте, узаконившей русское Патриаршество, за подписью Константинопольского (Вселенского) патриарха Иеремии II, его собственными словами специально упоминается «великое Российское царствие, Третеи Рим». Это было подтверждено Собором всех Патриархов поместных Церквей, а русский Царь – единственный из всех православных властителей – стал поминаться Патриархами других поместных Церквей как покровитель вселенского Православия. Покровительство было и финансовым, что помогло выжить христианам в Османской империи.   Сам русский быт стал настолько православным, что в нем невозможно было отделить труд и отдых от богослужения и веры, все было едино. Этот быт Московской Руси, сравнимый с монастырским, отличался от западного индивидуалистического и тем, что в нем не делалось исключений даже для Царя: его распорядок церковной жизни был таким же, как у всех, и его важнейшей частью были ежедневные богослужения. Перед смертью русские правители часто принимали монашество.       Даже планировка русских городов уподобляла их устройству алтаря православного храма (который в свою очередь есть земное отражение Града Небесного) и стремилась запечатлеть на русской земле реалии Святой земли Палестины: отсюда и золотые ворота (святые ворота, через которые вошел в Иерусалим Христос), и поклонные горы (с которых путнику открывалась панорама города для крестных поклонов ему), и крещенские иордани... Патриарх Никон даже замыслил Ново-Иерусалимский монастырь под Москвой во образ одновременно и исторической Святой земли, и грядущего Нового Иерусалима (описанного в Откровении Иоанна Богослова) - тем самым создав на русской земле единственную в своем роде, не имеющую аналогов во всем мире, архитектурно-пространственную икону Царства Небесного.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Третий Рим — это  прежде всего духовный центр православного  мира, его сердцевина. Русь Московская стала им реально после гибели Византии. А православная государственность, созданная на духовном основании Русской Церкви, явилась уже ее следствием, производной. И сегодня, когда духовная жизнь в России, несмотря на все трудности и безобразия нашего страшного времени, возрождается, очевидно, что для всего православного мира истерзанная и поруганная в годы безбожия и гонений Москва по-прежнему остается реальным центром притяжения. Поэтому и возобновляется внимание к идее пятивековой давности — учению о Третьем Риме.  До последнего подъема русского сознания у нас господствовали тенденции, что вся московская допетровская Русь - это сплошной и безрассветный мрак невежества. Теперь, когда мы освободили свои глаза от чужих очков, историческое зрение лучше видит проблески русской образованности и культуры даже в такое время, каким является эпоха Грозного царя.

Информация о работе Москва Ивана IV Грозного – теория III Рима XVI в