Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:15, контрольная работа
В эпоху татарского завоевания во Владимиро-Суздальской Руси развился удельный порядок княжеского владения, прекратившийся с усилением Московского княжества.
Особое Московское княжество начало существовать со второй половины XIII века. Самый же город Москва, по преданию, был основан князем Юрием Долгоруким. Летописи упоминают о Москве в первый раз в 1147 году (затем в 1156 и 1176 годах, называя ее «Московь», «Кучково» и «Москва»).
2. Первые московские князья, их деятельность, направленная на собирание русских земель 3
3. Куликовская битва и её историческое значение для освобождения русских земель. 8
4. Образование Русского централизованного государства при Иване III и Василии III. 14
Список литературы 16
Понимая, что Русь окажет ему стойкое сопротивление, Мамай собрал большую рать и, кроме того, вошел в сношения с Литвою, которая, была тогда враждебна Москве. Литовский князь (преемник Ольгерда) Ягайло обещал Мамаю соединиться с ним 1 сентября 1380 года. Узнав о приготовлениях Мамая, рязанский князь Олег также вошел » сношения с Мамаем и Ягайлом, стараясь уберечь свою украинную землю от нового неизбежного разорения татарами. Не укрылись приготовления татар к походу и от московского князя. Он собрал вокруг себя всех своих подручных князей (ростовских, ярославских, белозерских). Послал он также за помощью к прочим великим князьям и в Новгород, но ни от кого из них не успел получить значительных вспомогательных, войск и остался при одних своих силах. Силы эти, правда, были велики и современники удивлялись как количеству, так и качеству московской рати. По вестям о движении Мамая, князь Дмитрий выступил в поход в августе 1380 года. Пред началом похода был он у преподобного Сергия в его монастыре и получил его благословение на брань. Знаменитый игумен дал великому князю из братии своего монастыря двух богатырей, по имени Пересвета и Ослебя, как видимый знак своего сочувствия к подвигу князя Дмитрия (оба эти богатыря, носившие схиму монашескую на доспехах, погибли в бою с татарами и погребены в Симонове монастыре в Москве). Первоначально московское войско двинулось на Коломну, к границам Рязани, так как думали, что Мамай пойдет на Москву через Рязань. Когда же узнали, что татары идут западнее, чтобы соединиться с Литвою, то великий князь двинулся тоже на запад, к Серпухову, и решил не ждать Мамая на своих границах, а идти к нему навстречу в «дикое поле» и встретить его раньше, чем он успеет там сойтись с литовскою ратью. Не дать соединиться врагам и бить их порознь — это обычное военное правило. Дмитрий переправился через Оку на юг, пошел к верховьям Дона, перешел и Дон и на Куликовом поле, при устье речки Непрядвы (впадающей в Дон справа), встретил Мамаеву рать. Литовский князь не успел соединиться с нею и был, как говорили тогда, всего на один день пути от места встречи русских и татар. Боясь дурного исхода предстоящей битвы, великий князь поставил в скрытном месте, в дубраве у Дона, особый засадный полк под начальством своего двоюродного брата князя Владимира Андреевича и боярина Боброка, волынца родом. Опасения Дмитрия оправдались: в жесточайшей сече татары одолели и потеснили русских; пало много князей и бояр; сам великий князь пропал безвестно; сбитый с ног, он без чувств лежал под деревом. В критическую минуту засадный полк ударил на татар, смял их и погнал. Не ожидавшие удара татары бросили свой лагерь и бежали без оглядки. Сам Мамай убежал с поля битвы с малою свитою. Русские преследовали татар несколько десятков верст и забрали богатую добычу. Возвращение великого князя в Москву было торжественно, но и печально. Велика была победа, но велики и потери. Когда, спустя два года (1382), новый ордынский хан, свергший Мамая, Тохтамыш внезапно пришел с войском на Русь, у великого князя не было под руками достаточно людей, чтобы встретить врага, и он не смог их скоро собрать. Татары подошли к Москве, а Дмитрий ушел на север. Москва была взята татарами, ограблена и сожжена; разорены были и другие города. Татары удалились с большою добычею и с полоном, а Дмитрий должен был признать себя снова данником татар и дать хану заложником своего сына Василия. Таким образом, иго не было свергнуто, а северная Русь была обессилена безуспешною борьбою за освобождение.
Тем
не менее, Куликовская битва имела
громадное значение для северной Руси
и для Москвы. Современники считали ее
величайшим событием и победителю татар,
великому князю
Дмитрию, дали почетное прозвище «Донского»
за победу на Дону.
Военное значение Куликовской победы
заключалось в том, что она
уничтожила прежнее убеждение в непобедимости
орды и показала,
что Русь окрепла для открытой борьбы
за независимость. Набег
Тохтамыша не уменьшил этого значения
Мамаева побоища; татары
одолели в 1382 г. только потому, что пришли
«изгоном», внезапно
и крадучись, а Москва их проглядела и
не убереглась. Все понимали,
что теперь Русь не поддастся, как прежде,
нашествиям орды и что
татарам можно действовать против Руси
только нечаянными набе
гами. Политическое же и национальное
значение Куликовской битвы
заключалось в том, что она дала толчок
к решительному народному
объединению под властью одного государя,
московского князя. В
глазах тогдашних русских людей события
1380 года имели такой
смысл: Мамаева нашествия со страхом ждала
вся северная Русь.
Рязанский князь, боясь за себя, «изменил»,
войдя в покорное сог
лашение с врагом. Другие крупные князья
(суздальско-нижего-
родские, тверской) притаились, выжидая
событий. Великий Новгород
не спешил со своею помощью. Один московский
князь, собрав свои
силы, решился дать отпор Мамаю, и притом
не на своем рубеже,
а в Диком Поле, где он заслонил собою не
один свой удел, а всю
Русь. Приняв на себя татарский натиск,
Дмитрий явился добрым
страдальцем за всю землю Русскую; а отразив
этот натиск, он явил
у себя такую мощь, которая ставила его
естественно во главе всего
народа, выше всех других князей. К нему,
как к своему единому
государю, потянулся весь народ. Москва
стала очевидным для всех
центром народного объединения, и московским
князьям оставалось
только пользоваться плодами политики
Дмитрия Донского и собирать
в одно целое шедшие в их руки удельные
земли.
Таково
значение Куликовской битвы. Она
уничтожила призрак
татарской непобедимости и превратила
московского удельного князя
в национального великого государя, ускорив
процесс народного и государственного
объединения в северной Руси.
Великий князь Иван III Васильевич; значение его деятельности. Преемником Василия Темного был его старший сын Иван Васильевич. Слепой отец сделал его своим соправителем и еще при своей жизни дал ему титул великого князя. Выросши в тяжелое время междоусобий и смут, Иван рано приобрел житейский опыт и привычку к делам. Одаренный большим умом и сильною волей, он блестяще повел свои дела и, можно сказать, закончил собирание великорусских земель под властью Москвы, образовав из своих владений единое Великорусское государство. Когда он начал княжить, его княжество было окружено почти отовсюду русскими владениями: господина Великого Новгорода, князей тверских, ростовских, ярославских, рязанских. Иван Васильевич подчинил себе вес эти земли или силою, или мирными соглашениями, В конце своего княжения он имел лишь иноверных и иноплеменных соседей: шведов, немцев, литву, татар. Одно это "обстоятельство должно было изменить его политику. Ранее, окруженный такими же, как он сам, владетелями, Иван был одним из многих удельных князей, хотя бы и самым сильным, теперь, уничтожив этих князей, он превратился в единого государя целой народности. В начале своего княжения он мечтал о примыслах, как мечтали о них его удельные предки (§ 36); в конце же он должен был думать о защите целого народа от иноверных и иноземных его врагов. Коротко говоря, сначала его политика была удельною, а затем стала национальною.
Приобретя такое значение, Иван III не мог, разумеется, делиться своею властью с другими князьями московского дома. Уничтожая чужие уделы (в Твери, Ярославле, Ростове), он не мог оставлять удельных порядков в своей собственной родне. При первой возможности он отнимал уделы у своих братьев и ограничивал их старые права. Он требовал от них повиновения себе как государю от подданных. Составляя свое завещание, он обделил своих младших сыновей в пользу старшего их брата, великого князя Василия, и лишил их всяких державных прав, подчинив великому князю как простых служебных князей. Словом везде, и во всем Иван проводил взгляд на великого князя как на единодержавного и самодержавного монарха, которому одинаково подчинены как его служилые князья, так и простые слуги. Новая мысль о народном единодержавном государе вела к переменам в дворцовой жизни, к установлению придворного этикета («чина»), к большей пышности и торжественности обычаев, к усвоению разных эмблем и знаков, выражавших понятие о высоком достоинстве великокняжеской власти. Так, вместе с объединением северной Руси совершалось превращение московского удельного князя в государя-самодержца всей Руси.
Наконец, став национальным государем, Иван III усвоил себе новое направление во внешних отношениях Руси. Он сбросил с себя последние остатки зависимости от Золотоордынского хана. Он начал наступательные действия против Литвы, от которой Москва до тех пор только оборонялась. Он даже заявил притязания на все те русские области, которыми со времен Гедимина владели литовские князья: называя себя государем «неся Руси», он под этими словами разумел не только северную, но и южную, и западную Русь. Твердую наступательную политику мел Иван и относительно Ливонского ордена. Он умело и решительно пользовался теми силами и средствами, которые накопили его предки и которые он сам создал в своем государстве.
В
этом и заключается важное историческое
значение княжения Ивана III. Объединение
северной Руси вокруг Москвы началось
давно: при Дмитрии Донском обнаружились
первые его признаки;
совершилось же оно при Иване III. Поэтому
Ивана III можно с полным правом назвать
создателем Московского государства.