Национальный менталитет Белорусов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 23:35, реферат

Описание

Менталитет представляет собой сильный, в значительной степени неосознанный, эмоционально насыщенный, идущий от поколения к поколению своеобразный «зов предков». Рассматривая структуру общества, следует отметить три базовых уровня: политический, экономический и социокультурный, ментальный. Верхнюю часть социальной пирамиды образуют политические институты, посредством которых реализуется политическая модель общественного обустройства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
1. Предпосылки национального менталитета белорусов………………...4
2. Белорусский национальный менталитет………………………………..9
3.Менталитетный автопортрет современных белорусов………………..15
Заключение…………………………………………………………………17
Список использованных источников……………………………………..18

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 44.49 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ«УО»

     БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 

     Кафедра политологии 
 
 

     РЕФЕРАТ

по дисциплине: Основы идеологии белорусского государства

на тему: «Национальный менталитет  белорусов» 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка

ФФБД,1-й курс, ДФН-1                                                      Ю.А.Шумак 
 
 

Проверила                                                                                                                            

ассистент                                                                                 А.А.Манкевич 
 
 

Минск 2011 
 

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….2

1. Предпосылки национального менталитета белорусов………………...4

2. Белорусский национальный менталитет………………………………..9

3.Менталитетный автопортрет современных белорусов………………..15

Заключение…………………………………………………………………17

Список использованных источников……………………………………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Менталитет  представляет собой сильный, в значительной степени неосознанный, эмоционально насыщенный, идущий от поколения к  поколению своеобразный «зов предков». Рассматривая структуру общества, следует  отметить три базовых уровня: политический, экономический и социокультурный, ментальный. Верхнюю часть социальной пирамиды образуют политические институты, посредством которых реализуется  политическая модель общественного  обустройства.

       Нижнюю же, базовую составляющую, на которую опираются политические  и экономические институты, организуют  социокультурные, ментальные структуры.  Отличительной чертой социокультурной  составляющей является ее изначальнаяэтнонациональность. Менталитет является «скрепом», удерживающим этнос от распада в сложных, в том числе и кризисныхусловиях, обеспечивает его внутреннюю целостность в пространстве и во времени. Поэтому поведение не только отдельного человека, но и нации в целом, наряду с экономическими интересами и политическими пристрастиями, в значительной степени определяется сформированными на ментальном уровне социокультурными нормами, традициями, обычаями, предрассудками. Известная миру практика подтверждает, что народ может какое-то время существовать, не имея собственной государственности и даже собственной территории, но, лишившись собственной культуры, утратив свои ментальные характеристики, народ растворяется, погибает.

     Актуальность  исследования истоков, настоящего и  перспектив развития белорусского менталитета  определяется тем, что системная  трансформация белорусского общества, построение собственной

     государственности, корректировка векторов внешнеполитической и 

     2

     внешнеэкономической деятельности потребовало определить как общечеловеческие, так и отличительные  особенности менталитета белорусского народа. Процесс этногенеза, формирование белорусской нации и менталитета белорусов протекали в географическом, геополитическом и социокультурном центре Европы, на стыках «Востока» и «Запада», в условиях интенсивного взаимодействия со славянскими этносами – великорусским, малороссийским и  польским, балтийскими – литовским и латышским, а также с евреями, татарами, цыганами. Белорусский этнос, будучи родственным как восточнославянским – русскому и украинскому, так и западнославянскому – польскому этносам, является самостоятельным, обладающим собственными оригинальными восточно-западными культурой и менталитетом.

     Принципиальным  в исследовании менталитета современных  белорусов является то, что, начиная со второй трети XX столетия важнейшие этнообразующие факторы подвергались качественному изменению. К таковым изменениям в первую очередь относятся:

- приобретение  белорусским народом собственной  государственности;

- принципиальное  изменение социально-профессиональной  структуры населения;

- урбанизация белорусского населения;

- белорусизация городов;

     Вследствие  качественного изменения природно-климатических, геополитических, социокультурных, этноконфессиональных условий в течение ХХ столетия произошло формирование этносоциогенотипа современных белорусов, в пределах которого осуществлялся и осуществляется перманентный процесс взаимопроникновения, «переплавления» культур и ментальных характеристик взаимодействующих между собой славянских народов.   

     3

 

     

1. ПРЕДПОСЫЛКИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА БЕЛОРУСОВ

     Ментальность  белорусов формировалась длительное время. Основополагающие черты белорусского менталитета начали формироваться  еще в древности, когда в Беларуси господствовали многочисленные оригинальные культы, обычаи и обряды.

     До  принятия христианства наши предки придерживались языческих верований, поклонялись  разным богам, воздавали почести  природным стихиям, небесным светилам, а также священным деревьям, камням, холмам и т.д. Ментальность  в то время определялась политеизмом, обожествлением, одухотворением всей природы, подсознательным  предчувствием тесной взаимосвязи  между человеком и землей, всей окружающей средой и Космосом.

     На  первоначальных этапах своего развития далекие предки белорусов в значительной степени подвергались влиянию таких  естественных факторов, как климатические  условия, рельеф местности, флора и  фауна. Суровый климат заставлял  людей объединяться в большие  патриархальные общины, роды, племена  для совместного возделывания земли, защиты от природных катаклизмов. Незащищенность человека перед природной стихией  вызывало страх и преклонение  перед силами природы, возникновение  и укоренение язычества, которое  в последствие было ассимилировано, но не вытеснено христианством. 

     По  мнению исследователей, формирование белорусского этноса началось  в VII-VIII веках, в период славянской колонизации  Восточной Европы и завершилось  примерно в XIII-XIV вв. Начинается это  формирование с процесса совместного  проживания славян с балтами, когда происходит самозарождение белорусского народа и его  

     4

     саморазвитие. 

     К XIII-XIV вв. белорусский этнос окончательно  складывается, и внутри данного процесса идет становление этнического самосознания белорусов. Этническое самосознание есть понимание людьми своей принадлежности к определенной общности, самобытности данной общности и ее отличий от других общностей. Как правило, это  происходит на основе осознания своего общего происхождения, ощущения природно-генетической связанности с родной землей, на основе самобытной культуры, языка, этнического  характера, менталитета. Этническое самосознание возникает и развивается постепенно, в процессе этногенеза и является одной из ключевых характеристик  каждого этноса.

     В эпоху первобытного строя элементы этнического самосознания сообществ  Беларуси отражались прежде всего в эмоционально-чувственном осознании людьми своего общего происхождения от одного мифического предка, а также в близости традиций, обрядов, языка. Как правило, самоназвания членов отдельных родов, племен в те времена или совсем отсутствовали, или существовали в невырожденной форме, обычно соответствующей месту проживания.

     В дохристианский период передкам белорусов  было присуща вера в мистическое,  сверхприродное родство между своим родом и так называемым тотемом, прежде всего в образе животных, растений, мифических полулюдей-полуживотных.

     На  протяжении многих последующих веков  ментальность белорусов во многом оставалась дохристианской, языческой. Обусловлено  это было относительно медленным  распространением  христианства на белорусских землях. 

     5

     С принятием же христианства начинается новая культурно-историческая эпоха. Именно на мировоззренческом фундаменте христианства окончательно сложились  этнический менталитет, древняя белорусская  культура, литература и искусство.

     К IV столетию – веку образования ВКЛ  белорусский этнос в основном уже сложился в народность, хотя полностью этот процесс не завершился, продолжался и далее. Практически  с момента возникновения Великого Княжества Литовского жители белорусских  земель отличали себя от других народов  – немцев, поляков, литовцев.

     С развитием коммуникационной структуры, появлением национальной государственности  и соответствующих институтов, этнический менталитет приобретает новые формы. Опережающими темпами происходит развитие языка и письменности, создаются  документы, характеризующие уровень  политической и правовой ментальности белорусов. Надо отметить, что осознание  белорусами самобытности новой  общности и своей принадлежности к ней  поначалу происходило в среде  наиболее образованной части. Это получило свое отражение в белорусских  летописях, произведениях литературы и сочинениях общественно-политического  характера.

     Идеи  патриотизма, достоинства своего народа, гордости за свою Родину стали доминирующими  в творчестве Николая Гусовского, Франциска Скорины, СымонаБудного, Василия Тяпинского и других отечественных мыслителей. В это время произошла окончательная самоидентификация белорусской общности.

     Нельзя  еще раз не подчеркнуть роль религии  в развитии этнического самосознания, менталитета белорусов. Православие  определило основу средневековой культуры Беларуси, тем самым, связав ее с культурным

     6

     миром всего славянства и других христианских народов Востока и Запада. Нет  ни одного вида искусства или направления  культуры, которые бы не были  одушевлены Православием. Школа, книга и просвещение  на протяжении многих столетий оставались церковными.

     Новый период в развитии белорусской общности и формировании ее самосознания связан с вхождением территории, на которой  она проживала, в состав Российского  государства. Это произошло в  результате трех разделов Речи Посполитой  1772, 1793 и 1795гг. На территории Беларуси было введено общероссийское административное деление, органы и структура. Стали действовать наместнические, провинциальные, а затем губернские уездные учреждения. Возникает новое явление в исторической жизни Беларуси – российский чиновник.

     Это явление становится исключительно  важным фактором в национальной, социальной, культурной жизни региона, накладывает  свой отпечаток на менталитет нации.

     XIX век стал и периодом становления  белорусов как особого народа, и периодом формирования белорусской  национальной идеи. На рубеже XIX –  XX вв. на повестку для политической  жизни общества был поставлен  вопрос о самоопределении белорусов  в качестве нации-государства.  В 1884г. отечественные народовольцы  в журнале «Гомон» выступили  с обоснованным выводом о том,  что белорусы составляют особый  народ, или особую нацию. Они  подняли вопрос о создании  белорусами собственной автономии  в составе будущего федеративного  демократического государства.

     Можно считать, что фактически 1884 год –  фиксированная в письменном источнике  в новейшее время дата рождения белорусской  
 

     7

     национальной  идеи в ее первоначальном значении.

     Таким образом, анализируя истоки, предпосылки, факторы национального менталитета  белорусов, можно выделить следующие  основные моменты:

     - Во-первых, на формирование национального  менталитета белорусов огромное  влияние оказала природно-географическая  среда, особенно на первоначальном  этапе процесса.

     - Во-вторых, на формирование рассматриваемого  явления большое воздействие  оказала религия.

     - В-третьих, на формирование менталитета  белорусов оказало влияние коллективно-родовое  начало, основу которого составляет  неконфронтационнная социальная установка и замещение понятия свободы понятием общей воли, которая блокировала активность отдельно взятого человека. Стереотип белорусов «быть как все» кардинально отличается от западноевропейского «быть не хуже», под которым понимается «не хуже, а лучше».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Национальный менталитет Белорусов