Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 11:23, контрольная работа
Первым в России специализированным контрольным ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная указом от 2 марта 1711 г. фискальная служба. За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии, а модель такой должности была заимствована в Швеции. Назначение ее состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего".
Введение 3
§ 1 Надзор за законностью 5
§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I 10
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 14
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА
ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ижевский юридический институт (филиал)
Заочное отделение
кафедра государственно-правовых дисциплин
Дисциплина: История органов и учреждений юстиции в России
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: «Надзор за законностью в царствование Петра I»
Выполнил
студент 104 зс учебной группы
ВОРОБЬЁВ ЕВГЕНИЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Проверил
Старший преподаватель кафедры
государственно правовых дисциплин
БУЛЬЕННОВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА
Оценка ___________________________
______________________________
(подпись преподавателя)
Ижевск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
§ 1 Надзор за законностью
§ 2 Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Основателем органов прокуратуры и прокурорского надзора в России считается Петр I. Общая централизация и бюрократизация системы власти, характерная для становления абсолютной монархии в период его правления, привела, во-первых, к потребности в создании органа по контролю и надзору за состоянием законности, а во-вторых, к необходимости пресечения и предупреждения возросшей преступности среди должностных лиц.
Первым в России специализированным контрольным ведомством с отдельными надзорными полномочиями была учрежденная указом от 2 марта 1711 г. фискальная служба. За образец этой службы Петр I взял государственные органы Германии, а модель такой должности была заимствована в Швеции. Назначение ее состояло в том, чтобы "... над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего". При Сенате учреждается должность обер-фискала, назначаемого государем, получавшего возможность осуществлять надзор за деятельностью государственного аппарата, используя систему фискалов. В их основную обязанность входило «тайно проведывать, доносить и обличать» о всех нарушениях закона, злоупотреблениях и воровстве и всем прочем, что «во вред государственному интересу может быть». С этой целью они принимали «доносы» от частных лиц, имели право входить в присутственные места, требовать для просмотра дела и документы, и объяснения чиновников. Должности фискалов учреждались при всех центральных и местных органах: коллегиях, канцеляриях, судах и др., при губернских правлениях, провинциях, городах. Фискальная служба являлась секретной, к фискалам предъявлялись высокие моральные требования.
Довольно скоро оказалось, что в деятельности самой фискальной службы множество недостатков. Пользуясь весьма широкими полномочиями и не чувствуя должной ответственности, многие фискалы не прочь были поживиться за счет тех мест, при которых они состояли, погрязнув в лихоимстве и злоупотреблениях. Они не получали материального обеспечения от казны, что провоцировало взяточничество. Их стали почти открыто ненавидеть, так что само слово «фискал» люди относили к таким же бранным, как, например, «шпион», «доноситель». Сам император вынужден был признать, что чин фискала «тяжел и ненавидим».
Кроме того, оставался без контроля и присмотра высшей государственный орган — Правительствующий сенат. Предпринятые в 1715—1721 гг. усилия по организации действенного контроля за высшей властью оказались неудачными. В то же время такой контроль был особенно актуален в условиях невиданной прежде интенсификации законодательного процесса. Правда, иногда император поручал контролировать сенатскую деятельность своим наиболее доверенным лицам, таким, как генерал-ревизор Зотов и обер-секретарь Сената Щукин, и даже отдельным офицерам гвардии. Но эти функции они выполняли временно, эпизодически, что не удовлетворяло Петра I. Император понимал, что нужно создать новое учреждение, стоящее как бы над Сенатом и над всеми другими государственными учреждениями. Из сочетания названных потребностей в январе 1722 г. и возникла российская прокуратура.
Основной целью работы является исследование темы «Надзор за законностью в царствование Петра I», задачами контрольной работы является изучение и раскрытие следующих вопросов:
– Возникновение и становление прокуратуры в правление Петра I;
– Надзор за законностью.
Во времена правления Петра I Россия превратилась в чиновничье-дворянскую монархию с неограниченной властью императора. Изменились не только устоявшийся веками образ жизни, но и все основные государственные структуры. Петр Великий учреждал новые, необычные для Российского государства органы, положение которых с каждым днем становилось все сильнее и сильнее. Боярскую думу сменил Правительствующий Сенат; приказы уступили место коллегиям. С введением Святейшего Синода в подчинение императора перешла и церковь. Создавались регулярная армия и полиция, преобразовывалось местное управление.
Все эти преобразования Российской империи нуждались в новом законодательстве, в связи с чем в первой половине XVIII в. в год в среднем издавалось по 160 указов.
Петр I впервые в России создал орган, специально предназначенный для контроля и надзора за соблюдением законов, — фискалитет. В обязанности данного органа входило тайно следить за неправильным судопроизводством и осуществлять надзор за соблюдением законов. Позже институт фискалов был преобразован в прокуратуру.
22 февраля 1711 г. Петром I был издан указ об учреждении Сената. Данным указом Сенату было поручено «прежде всего суд иметь нелицемерный», преследовать несправедливых судей и ябедников. Указами от 2 и 5 марта 1711 г. Петр I вводит должность фискалов, с помощью которых Сенат мог наблюдать за деятельностью судов в государстве.
Глава фискалов (обер-фискал) состоял при Сенате. Но фискалы, несмотря на то, что состояли при сенате, были доверенными лицами царя. Указом от 17 марта 1714 г. была обозначена компетенция фискальных органов. В их обязанность входило: узнавать все обстоятельства, которые могут причинить вред государству; обязательно докладывать об измене или заговоре, возмущении или бунте.
С течением времени сеть фискальных органов расширялась, и постепенно выделились два принципа формирования фискальства: территориальный и ведомственный.
На основании указа от 17 марта 1714 г. в каждой губернии государства была учреждена территориальная фискальная служба, в которой состояло четыре человека, в том числе провинциал-фискал, наблюдавший за деятельностью городовых фискалов и один раз в год проводил ревизию. В духовном ведомстве во главе организации фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях — инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во всех ведомствах.
В обязанность фискалов входило тайно проведывать, доносить и обличать все злоупотребления как низших, так и высших чиновников; преследовать и пресекать казнокрадство, взяточничество и хищения чиновниками, а также другие преступления, носящие антигосударственный и антиобщественный характер. Фискалы должны были также надзирать за исполнением законов. Фискалы принимали доносы от частных лиц, имели право являться во все учреждения, заведения и другие места и требовать на просмотр все дела и документы. Они обязательно присутствовали при отобрании денег в доход государства. О проделанной работе, обо всем, что фискалам удалось узнать в процессе своей деятельности, они доносили в Сенат. Если донос оказывался верным, то половина штрафа, взимаемого с нарушителя, шла в пользу фискала. В случае неправильного доноса указом предписывалось «… в вину ему это не ставить».
Практическая вседозволенность фискальства вызывала большое недовольство в обществе, и в 1714 г. Петр I издал указ, устанавливающий ответственность фискалов за ложный донос. На основании данного указа фискал в результате ложного донесения подвергался тому же наказанию, что и человек, на которого был сделан донос, если бы он был признан виновным. Но в указе оговаривалось, что фискал освобождается от ответственности в результате неправильного доноса по ошибке и только при частом повторении ложных доносов подвергается небольшому штрафу.
Всевозможные злоупотребления фискалов своим положением привели к тому, что слово «фискал» превратилось в бранное и стало означать нечто низкое, подлое, корыстное, несмотря на то, что в некоторых случаях фискалы и приносили пользу. Но правительство считало, что фискалам лучше с доношением ошибиться, чем промолчать, хотя в то время ведение суда и следствия проходило таким образом, что неправильное и правильное доношение грозило одинаковым наказанием, на кого ложно или правдиво, по долгу или по злобе донесет фискал. Фискал даже при ложности своего доноса мог с большей уверенностью рассчитывать на успех, так как следствие добивалось признания обвиняемого через пытки или посредством допроса с пристрастием. В большинстве случаев обвиняемый не выдерживал пытки или сдавался на допросе с пристрастием, боясь возможности пытки, и признавал донос. В этом случае донос признавался доказанным. А если в дальнейшем обвиняемый отказывался от своего признания, его вновь подвергали пыткам.
Это привело к тому, что люди стали писать правительству в официальных бумагах о необходимости подвергнуть наказанию через повешение всех фискалов. Поэтому Петр I создал еще одну должность для надзора за Сенатом, за фискалами и за всей системой управления и судом вообще.
Указом Петра I от 12 января 1722 г. изменялся прежний состав Сената и вводились новые должности, в том числе две очень важные: генерал-прокурор и обер-прокурор. При всех коллегиях также были учреждены прокуроры. Должность прокурора представлялась Петру как предупреждающая возникновение преступлений в среде слуг правительства и его чиновников. Прокуроры вошли в состав всех учреждений, действовали гласно и заботились о невозможности нарушения закона со стороны кого бы то ни было.
С первых же дней образования прокуратуры Петр I дал понять всем сенаторам, какое место он намерен отвести прокурору в государственных делах. Представляя сенаторам первого генерал-прокурора, он сказал: «Вот мое око, коим я буду все видеть. Он знает мои намерения и желания; что он заблагорассудит, то вы делайте; а хотя бы вам показалось, что он поступает противно моим и государственным выгодам, вы однако ж то выполняйте и, уведомив меня о том, ожидайте моего повеления».
Эта же мысль Петра нашла отражение и в указе от 27 апреля 1722 года «О должности генерал-прокурора». Этот указ устанавливал основные обязанности прокурора, его полномочия по надзору за Сенатом, руководству подчиненными органами прокуратуры. Указ предписывал, что «генерал-прокурор повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил и во всех делах, которые к сенатскому рассмотрению и решению подлежат, истинно, ревностно и порядочно, без потеряния времени, по регламентам и указам отправлял, разве какая законная причина ко отправлению ему помешает, что все записывать повинен в свой юрнал». Прокурору вменялось в обязанность наблюдать также за тем, чтобы в Сенате «не на столе только дела вершились, но самым действом по указам исполнялись», а также «накрепко смотреть, дабы Сенат в своем звании праведно и нелицемерно поступал». Если генерал-прокурор обнаруживал, что Сенат нарушает законы, то он обязан был предложить Сенату исправить ошибку, а если не послушает — «протестовать и оное дело остановить». В указе отмечено: «И понеже сей чин — яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет». Прокуроры имели назначение выполнять роль "взыскателей наказания" и одновременно "защитников невинности".
Положение первого генерал-прокурора было непростым. Основное внимание в своей прокурорской деятельности Ягужинский сосредоточил на контроле за повседневной работой Сената, за правильностью и законностью разрешения дел, их своевременным прохождением, порядком в Сенате и т.п. Первое время генерал-прокурор прилагал немало усилий, чтобы навести в Сенате элементарный порядок. Коллегиальные решения были еще чужды сознанию самолюбивых сановников. Сенаторы не привыкли считаться с чужим мнением и уважать его, поэтому в сенатском собрании зачастую возникали ссоры, крики и брань, а иногда и драки. В связи с этим 16 октября 1722 года Ягужинский написал особое «предложение» Сенату, в котором просил сенаторов воздержаться от ссор и споров, «ибо прежде всего это неприлично для такого учреждения, как Сенат».
Постепенно генерал-прокурор занимает ключевое положение в государственном управлении. В.О. Ключевский писал по этому поводу: «Генерал-прокурор, а не Сенат, становился маховым колесом всего управления; не входя в его состав, не имея сенаторского голоса, был, однако, настоящим его президентом, смотрел за порядком его заседаний, возбуждал в нем законодательные вопросы, судил, когда Сенат поступал право или неправо, посредством своих песочных часов руководил его рассуждениями и превращал его в политическое сооружение на песке». Генерал-прокурор оглашал в Сенате именные указы, выступал с законодательными инициативами, вносил в Правительствующий Сенат кандидатуры прокуроров и руководил нижестоящими прокурорами, осуществлял надзор за фискальной службой, отслеживал исполнение высочайших предписаний, осуществлял общенадзорную деят
Информация о работе Надзор за законностью в царствование Петра I