Найманы, кереи, жалаиры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:54, реферат

Описание

Местами их расселения были центральные и западные районы Монголии. Системой правления племен являлась ханская власть. Власть осуществлялась по улусной системе Ханство состояло из нескольких улусов. Ханская ставка считалась высшим органом власти. Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби, назначаемые ханом. Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тумены (десятитысячные отряды). Хан назначал командующих тысячами и туменами.

Работа состоит из  1 файл

Найманы.doc

— 180.00 Кб (Скачать документ)

Экономическое положение Казахстана в XIV-XV веках

После монгольского нашествия сельское хозяйство и городская культура начали возрождаться в конце XIII века.
На территории Казахстана развивались три типа скотоводства: оседлое. полукочевое и кочевое. В Южном Казахстане наряду с оседлым отгонным скотоводством развивалось и земледелие (Жетысу), на западе и севере Казахстана - преимущественно полукочевое скотоводство.
Земледелие развивалось на юге и юго-востоке Казахстана со времен саков и уйсунов. Регион Туркестана был центром развитого земледелия. О наличии арыков, с помощью которых орошались поля, говорится в вакуфной грамоте Тимура. Крупными очагами земледелия являлись районы Жетысу. Особенно на юго-западе этого региона под Таразом развивалось поливное земледелие. Зона бывшего города Талхир (Талгар) являлась его центром.
Монгольское нашествие повлекло катастрофические последствия для городской культуры. В письменных источниках сообщалось об опустошенных городах в Жетысу. Археологические раскопки показали, что в конце XIII - начале XIV веков городская культура в долине реки Или совершенно исчезла, а на берегах рек Талас и Чу она вновь начала возрождаться.
В 1269 году на берегах реки Талас состоялся курултай, запретивший собирать налоги с городского населения свыше установленной нормы.
Особое развитие города получили в период правления ханов Белой Орды Сасы-Бугы, Еркена. Мубарака и Чимтая. Значительную роль в оживлении городской жизни Белой Орды сыграла ее столица - город Сыгнак.
Однако городская жизнь уже не могла подняться до того высокого уровня, на котором находилась до монгольского нашествия. Наоборот, в первой половине XV века многие города остались в упадочном состоянии или прекратили свое существование.
Одной из главных отраслей ремесла было гончарное дело. Со второй половины XIII века в присырдарьинских городах стало развиваться кирпичеобжигательное ремесло. Остатки кирпичеобжигательных мастерских найдены в Отраре и Сарайчике. Одним из показателей развития городской культуры было медницкое и бронзолитейное дело. В Отраре и Туркестане найдены зеркала и светильники из бронзы.
Большой интерес представляет найденный в районе города Отраре клад серебряных вещей, эти изделия свидетельствуют о высоком развитии у кыпчаков ювелирного ремесла. Производство стекла в городах Отрар и Тараз было известно с X-XI веков, с конца XIII века вновь стало развиваться.

СЛОЖЕНИЕ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ

На территории Казахстана в эпоху бронзы (II - начало I тыс. до н.э.) жили андроновские племена европеоидного типа По мнению антрополога О. Исмагулова, черты лица саков, сарматов и уйсунов были схожими с обликом их предшественников -андроновцев, особенно уйсунов.
С вторжением гуннских племен среди населения появляются монголоидные признаки. Эти признаки усилились в раннем средневековье (VI-IX вв. н.э.). Как местное население, так и пришельцы были тюркоязычными племенами.
Монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования Казахской народности, резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского населения, переняли его язык и обычаи. Зато у местных тюркских племен усилилась монголоидность антропологического облика. На казахской земле появились новые племена конратов, жал аиров, мангытов и барласов. Сложение казахской народности было брошено на 150-200 лет. Этнополитической общностью называют население определенного региона, которое еще не сформировалось до уровня народности и состояло из отдельных объединений родов и племен.
В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды, в составе ее населения преобладали кыпчаки. На формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.
В письменных источниках население Могулистана называй и могулами. Жетысу являлось одним из регионов этнополитической общности древнего казахского народа, ос-новным ядром которого являлись уйсуны. В этнополитическую общность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы, поэтому часто вместо названия "уйсуны" письменных источниках употребляли «дулаты».
В XIV-XV веках имелись все предпосылки и условия для формирования казахской народности: племена общались на одном языке, обычаи и традиции, религиозные верования были схожими, социально-экономическое и духовно-культурное развитие тоже было аналогичным.
В состав казахской народности вошли две этнические группы двух этнических территорий: союз кыпчакских племен Центрального, Северного и Южного Казахсгана племена уйсунов на юго-востоке Казахстана. Следствием создания Казахского ханства во второй половине XV века стала этническая централизация единой казахской народности уже в начале XVI века. Появление названия «узбек» связано с именем хана Узбека, правившего в 1312-1342 гг. в Деште-и-Кыпчаке. Роды и племена, переселившиеся в Жетысу и Дешт-и-Кыпчак вместе с Кереем и Жаныбеком, называли «узбек-казахами». Постепенно название "казахи" стало этническим названием казахского народа А название «узбеки» стали носить переселившиеся в Среднюю Азию роды и племена, которые образовали узбекскую народность. В Восточном Дешт-и-Кыпчаке слово «казах» в IX-X веках означало людей, ведущих вольный образ жизни и живущих разбоем. В середине XIII века был создан «Арабо-тюркский словарь». В нем слову «казах» придаются значения «вольный», «скиталец» Так называли людей, отделившихся от своего хана, рода, племени, добывавших средства к существованию участием в войнах, набегах. Только с XIV века это слою начинает приобретать этническое значение. Историк Рузбихан свидетельствовал, что в Узбекском улусе в XV веке было три народности, из которых самые многочисленные и воинственные - казахи.
Слово «алаш», вероятно, появилось в IХ-Х веках. Оно являлось боевым кличем казахов. В районе Жезказгана обнаружена ставка Алаша хана, у реки Каракенгир - его мавзолей, построенный в X-XI веках, позднее достроен в XIV-XV веках. Считается, что разделение на три жуза произошло в Х-ХII веках.

 

 



Информация о работе Найманы, кереи, жалаиры