Народы и государства на территории нашей страны в древности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

На территории Северного Причерноморья жили многочисленные кочевые племена, переживавшие стадию разложения первобытно-общинного строя. Наиболее быстро этот процесс шел у ираноязычных скифов, где складывалось классовое общество. Геродот (Vв до н.э.) называет скифами все население, проживавшее к северу от Черного и Азовского морей. Возможно, что в число скифов включали и часть славян, проживавших в Среднем Приднестровье (борисфеняне, от древнего названия Днепра - Борисфен).

Работа состоит из  1 файл

истроия.rtf

— 1.53 Мб (Скачать документ)

      Самовластие князя было ограничено традиционными органами управления и нормами права. Сохранялась боярская Дума, которая выполняла совещательные функции. В ее состав входили представители старых московских родов, с середины XVв она стала пополняться за счет великих князей присоединенных земель, позже - князьями, переходившими из Литвы на службу к московскому князю. Огромную роль в управлении страной играла Казна - главное государево хранилище, а кроме того, государственная канцелярия, занимавшаяся помимо прочего и внешнеполитическими вопросами. В Казне начал формироваться штат дьяков - государственных чиновников. В административно-территориальном отношении страна делилась на уезда (обычно в границах бывших княжений). Уезды управлялись боярами-наместниками, получавшими их в награду за прежнюю военную службу. Они кормились с подвластной территории, т.к. получали часть налогов, и назывались кормленщиками. Их деятельность практически не контролировалась из центра. Уделы делились на волости, во главе которых стояли волостели со схожими правами и функциями.

      Основной военной силой становилось войско, состоявшее из служилых людей. За выполнение своих служебных обязанностей они получали земельное владение, т.е. "испомещались" на земле - отсюда и термин "помещик".

      В 1497г был принят Судебник (68 статей) - первый свод законов единого государства. Он разграничивал компетенцию великокняжеского и боярского судов, определял нормы наказания. Кроме того, вводил общее для всех земель правило, регулирующее выход крестьян от своего феодала (ст 57). В Юрьев день осенний (26 ноября - день святого Георгия), а точнее, за неделю до и неделю после него, крестьянин мог перейти на другие земли, выплатив своему прежнему хозяину "пожилое" - плату за прожитые годы.

      [Полный титул Ивана III был таков: "Божьей милостию государь Всея Руси великий князь Владимирский и Московский, Новгородский и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных земель"]

      [В XVв в Новгороде возникла секта стригольников. На голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Это символизировало, что вера станет крепче, если будет опираться на разум.

      В конце XVв в Новгороде, а затем в Москве распространилась ересь жидовствующая (ее зачинателем считали еврейского купца). Еретики отрицали власть священников и требовали равенства всех людей, говорили, что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.

      Иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, основателя Успенского монастыря - резко выступали против еретиков.

      Нестяжатели (сориане) - последователи отшельника Нила Сорского - возражали против накопления богатств и земельных владений церковью.

      Иван III на церковном соборе 1502г поддержал иосифлян. Еретики были казнены.]

 

       XVII. Социально-экономическое развитие России в XV-первой половине XVIвв. 

      Россия представляла собой аграрную страну со значительным преобладание сельского населения (к середине XVIв из примерно 6 млн жителей городское население составляло не более 5%). Главным занятием оставалось земледелие. Все более распространялась трехпольная система. Главным орудиям была соха, которая несколько усовершенствовалась. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, огородные культуры. В силу низкого плодородия почв и неблагоприятного климата (с/х сезон - всего 5,5 месяцев) урожайность оставалась невысокой. В результате земледелие сохраняло экстенсивный характер, что порождало колонизацию как новых территорий (на Севере, а Приуралье, за Окой), так и освоение леса под пашню во внутренних районах. В среднем крестьянское хозяйство отдавало государству и своему феодалу до 30% всего произведенного продукта.

      Крестьянин являлся субъектом права - он мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать против него на суде. Более того, лучшие крестьяне присутствовали на суде бояр-кормленщиков в качестве "судных мужей".

      Наряду с различными формами феодального землевладения в России сохранялись и свободные крестьянские владения на так называемых "черносошных землях" (сохой называли меру площади обрабатываемой земли; "черными", в отличие от "обеленных" -тех, кто платил налоги государству). Черносошные крестьяне оставались полностью свободными и платили налоги великому князю. Постепенно государство стало передавать черносошные земли в поместья.

      Крестьяне объединялись в общину, которая воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношениях крестьян со своим феодалом и государством.

      За несение военной службы государство стало наделять землями слуг великого князя и "детей боярских" на ограниченных условиях - запрещая им продавать и дарить землю, т.к ранее многие вотчинники дарили земли церкви во искупление грехов.

      Общие черты поместья и вотчин в XVIв: - поместье, как и вотчина, передавалось по наследству, потому что государству был невыгоден выход земли из службы.

      - обычно у помещика наряду с поместьем в собственности могла быть и вотчина, а у боярина - поместье.

      - вотчинник также был обязан служить под угрозой конфискации владения, ибо великий князь считался верховным собственником всех земель.

      Многочисленные служилые люди объединялись в местные территориальные корпорации, а их верхи, наряду с боярством, постепенно включались в Государев двор. Его представители имели право на получение командных военных и административных должностей, тягловых земель и т.п.

      В начале XVIв на территории Российского государства насчитывалось около 130 поселений городского типа. Из них только Москву (130 тыс) и Новгород (32 тыс) можно отнести к достаточно крупным городам. Значительными городским центрами являлись Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород и ряд других. Общая численность городского населения не превышала 300 тыс чел.

      В конце XVв в Москве возникла государственная мануфактура по изготовлению пушек и другого огнестрельного оружия. Но полностью покрыть потребность армии в современном вооружении она не могла. Кроме того, Россия не имела разведанных месторождений цветных и благородных металлов.

      Ремесленники, мелкие торговцы, огородники объединялись по территориальному признаку в сотни и полусотни. Верхушки купечества объединялись в корпорации гостей, Суконной и Гостиной сотен, члены которых обладали большими привилегиями, и по ряду пунктов их статус сближался с положением боярства - они не платили податей, могли владеть землями и крестьянами. Из них избирались руководители городского самоуправления, ведавшего сбором налогов и организацией отбывания повинностей. Общее управление городами находилось в руках великокняжеской власти и осуществлялось через наместников. Городская земля считалась собственностью государства. В XVIв на южных и юго-восточных границах Российского государства продолжалось складывание казачества (от тюркского "казак" - вольный человек, удалец) - особой социальной группы из беглого крестьянского и посадского населения, а  также представителей различных местных народностей. основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы, торговля, а позднее - жалование от государя за военную службу. Все важнейшие дела обсуждались на общем сходе - казацком круге. Здесь же выбирались атаман и старшины. 

      XVIII. Социально-политическое развитие России в XVIв. 

      1547г - венчание Ивана IV на царство

      1550г - издание Судебника

      1556г - отмена системы кормлений

      1560г - окончание деятельности Избранной Рады

      1565г - учреждение опричнины

      1572г - отмена опричнины

      1584г - смерть Ивана IV

      Василий III долгое время не имел детей и даже запрещал в связи с этим жениться родным братьям, чтобы их более взрослые сыновья не стали соперничать его прямому наследнику. В 1525г он развелся со своей женой Соломонией Сабуровой, обвинив ее в бездетности, и заточил в монастырь. Вторым браком он женился на Елене Глинской (дочь князя Глинского из Литвы). В 1530г у них родился сын.

      В 1533г после смерти Василия III на престоле оказался трехлетний Иван (1533-1584гг). Еще при жизни Василия III при малолетнем сыне был сформирован опекунский совет из наиболее доверенных и преданных бояр (большая их часть приходилась родственниками царю). Одним из его первых шагов стал арест родного дяди Ивана - Юрия Ивановича, который скончался в заточении. Елена Глинская, используя противоречия между опекунским советом и остальной частью боярской Думы и опираясь на ее главу - И.Ф.Овчину-Телепнева-Оболенского, захватила власть. С его помощью Глинская арестовала главу опекунского совета, дядю великого князя Андрея Ивановича Старицкого, а затем расправилась со своим дядей Михаилом Глинским. Оба также умерли в тюрьме.

      Елена провела денежную реформу, которая привела к складыванию единой монетной системы (ее основой стала Новгородская копейка). Началась реформа местного управления (губная). Неожиданная смерть регентши в 1538г сопровождалась слухами о ее отравлении.

      После этого началась борьба за власть боярских группировок. Вначале ее захватили Шуйские, затем Бельские, потом снова Шуйские. К 1543г, используя свое влияние на великого князя, к власти пришли Глинские.

      В январе 1547г Иван IV принял титул царя (этот титул считался равным императорскому и подчеркивал преемственность власти от Византии). В марте того же года он женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой, представительнице старинного рода московских бояр.

      В июне 1547г в Москве на Арбате вспыхнул сильный пожар, который продолжался два дня. Город почти полностью выгорел, погибло около 4 тыс человек. Иван IV и его приближенные отсиделись в селе Воробьево. Вину за случившееся народ возложил на Глинских. В Кремле на площади около Успенского собора собралось вече. Один из Глинских был растерзан восставшим народом, дворы их сторонников и родственников были сожжены и разграблены. Выступление против властей произошли в Опочке, позже - в Пскове и Устюге.

      Своеобразным идеологом реформ был публицист и дворянин Иван Семенович Пересветов. Он обратился к царю с челобитными, в которых была изложена программа преобразований. Его предложения во многом предвосхитили действия Ивана IV. Некоторые историки, правда, считали, что никакого Пересветова не существовало, но ныне доказано обратное.

      Около 1549г вокруг Ивана сложился совет близких к нему людей, получивший неофициальное название Избранной Рады. Так назвал его на польский манер А.Курбский в одном из своих сочинений.

      Состав Рады: - Алексей Федорович Адашев. Думный дворянин, с 1553г - окольничий, выходец из незнатного, но богатого рода вотчинников. Он руководил деятельностью Челобитной избы,принимавшей жалобы и доносы.

      - Сильвестр. Священник, изрядно поспособствовавший образованию Ивана.

      - Митрополит Макарий.

      - И.Висковатый. Дьяк посольского приказа.

      - князь А.М. Курбский

      - князь М.Воротынский

      - князь Д.Курлятев

      Информация не точна и использованию на экзамене не подлежит.

      Началом реформ стал созыв в 1549г первого Земского Собора, состоявшего из Боярской Думы, придворных кругов, верхушки духовенства, дворянства и купечества. С опорой на решение Собора в 1550г был принят новый Судебник, в котором предусматривались наказания для бояр и дьяков за должностные преступления, были ограничены судебные права наместников. Сохранялся Юрьев день, хотя пожилое было увеличено. В 1551г был созван церковный Собор, получивший название Стоглавый (сборник его решений состоял из 100 глав), на котором присутствовали наряду с духовенством бояре и верхи дворянства. Было принято решение о пересмотре владельческих прав церкви на земли, полученные ею после 1533г.

      В 1550х гг завершилось складывание приказной системы. Специализированные ведомства до 1568г назывались "приказными избами". Внешней политикой занимался Посольский приказ, Поместный ведал распределением земли среди служилых людей, Разрядный - сбором дворянского ополчения и назначением воевод, Разбойный - поимкой преступников, Большой приход - финансами и т.п. Во главе приказа стоял боярин или дьяк.

      В 1552г был составлен полный список Государева двора. Лица, в него входившие (сначала около 4 тыс чел), стали называться дворянами.

Информация о работе Народы и государства на территории нашей страны в древности