Нефтегазовая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:51, реферат

Описание

Для перестройки работы нефтяной промышленности СССР на военный лад необходимо было решить две первоочередных задачи: всемерного роста добычи нефти в разработанных нефтяных районах и быстрого наращивания нефтедобывающего потенциала в районах между Волгой и Уралом и на Востоке СССР. Вместе с этим необходимо было проводить подготовку к уничтожению действующего фонда нефтяных скважин, нефтепромыслового хозяйства и нефтеперерабатывающих заводов при вынужденном отступлении.

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ РЕФЕРАТ.docx

— 37.70 Кб (Скачать документ)

Российский государственный  университет 

нефти и газа имени И.М. Губкина

 

РЕФЕРАТ

  НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ссср в годы великой отечественной войны

 

 

 

Студентка группы БЭ-11-01

дЗИОЕВА З.Э.

  

Научный руководитель:

К.И.Н., ДОЦЕНТ григорьев а.д.

 

 

 

 

 

 

Москва  – 2012

Введение 
 Прошло более шестидесяти пяти лет со времени нашей  Победы в  великой отечественной войне (1941-1945гг). В годы Великой Отечественной войны все силы были мобилизованы на достижение главной цели — отстоять свободу и независимость нашей Родины. Мы оглядываемся назад, на уже  пройденный нами путь, чтобы глубже осмыслить и по достоинству оценить то, что ныне уже стало историей, но не в коем случае не потеряло значения. 
 
 Большая заслуга в достижении Победы принадлежит нашим нефтяникам. Значение нефти по пути к победе было огромно. Без нефтепродуктов немыслимы ни армия, ни военно-воздушный, ни военно-морской флот. Не зря нефть называют «черным золотом», «кровью земли», нефть является источником существования и стала движущей силой и мира, и войны...  
 
 Победа над врагом, который имел в своем потенциале огромные промышленные комплексы, эксплуатируя захваченные производственные мощности, резервы и ресурсы почти всей Европы, не представлялась возможной без коренных изменений в экономике. Вследствие чего было принято решение о перестройке всей промышленности на военный лад, что создало прочную базу победы и оказало большое влияние на экономическую жизнь страны. 
 
 Для перестройки работы нефтяной промышленности СССР на военный лад необходимо было решить две первоочередных задачи: всемерного роста добычи нефти в разработанных нефтяных районах и быстрого наращивания нефтедобывающего потенциала в районах между Волгой и Уралом и на Востоке СССР. Вместе с этим необходимо было проводить подготовку к уничтожению действующего фонда нефтяных скважин, нефтепромыслового хозяйства и нефтеперерабатывающих заводов при вынужденном отступлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из особенностей нефтяной промышленности перед войной было ее территориальное размещение. Так, добыча и переработка нефти к началу 1941 г. на 86 % были сосредоточены в  южных районах СССР (Баку, Грозный). В районах Второго Баку добывали около 2 млн. т, что составляло 6 % общесоюзного производства.

Германия  не располагала значительными запасами нефти на своей территории. В 1941 г. было добыто 1,562 млн. т непосредственно в Германии. Интенсивно строились заводы по производству синтетического бензина из каменного угля. В 1941 г. Действовали 22 таких завода общей мощностью 6,110 млн. т синтетического топлива. 
 К июню 1941 г. на оккупированной территории фашистская Германия имела в своем распоряжении 93 завода по переработке нефти общей мощностью 26,532 млн. т. Более 8 млн. т нефтепродуктов было захвачено Германией в результате оккупации европейских стран. Германия вместе с оккупированными и зависимыми странами добывала около 8 млн. т нефти, натурального газолина и сланцевой смолы. Учитывая, что общая добыча в это время в СССР составляла более 31 млн. т, можно отметить, что превосходство СССР над фашистской Германией было значительным. Основной базой снабжения нефтепродуктами в военное время являлся Азербайджан. 
 Так, только в первом военном году было выработано 1,140 млн. т 
бензина различных сортов. За период войны нефтеперерабатывающие заводы Баку поставили на фронт более 1 млн. т только авиационного бензина Б-78. 
 Развертывание военных действий на территории СССР уже на первом этапе войны существенно сказалось на снижении нефтедобычи и нефтепереработки. Так, за 1941 г. было добыто 33,0 млн. т. В первый этап войны при продвижении фашистских армий к главным центрам нефтяной промышленности — Баку, Грозному, Майкопу — экстренно решалась задача перемещения промышленности в восточные районы. Эвакуировалась большая часть заводских установок с последующим восстановлением на востоке. В Краснодарском крае интенсивно производили консервацию промыслов. Успех такой работы несомненен, за все время оккупации немецким специалистам не удалось пробурить ни одной скважины, и только к концу своего пребывания они смогли добывать только 5-6 т нефти в сутки. Краснодарский завод вышел из строя. Из Грозного было вывезено нефтепромысловое оборудование и значительная часть оборудования нефтеперерабатывающих заводов. Уникальность этой операции заключалась в том, что по окончании оккупации все оборудование было возвращено и смонтировано за короткий промежуток времени. Нарушились транспортные коммуникации, осложнив вывоз продукции бакинских и черноморских нефтезаводов. Вывоз кавказских нефтепродуктов прямым железнодорожным путем на север через Ростов в центральные районы прекратился. Приближение военных действий к Сталинграду привело к прекращению доставки нефтепродуктов из Баку в районы боевых действий. Найдены были новые пути через Гурьев и Красноводск. Саратовский нефтезавод, ориентированный на переработку бакинского мазута прямой гонки, по существу был обречен на простой, при наличии девяти крекинг-установок использовалась лишь одна и то непостоянно. В таком состоянии оказался и Московский нефтезавод. Кроме того, пострадали от бомбардировок фашистской авиации резервуары и установки на Саратовском, Грозненском и Ярославском нефтезаводах. 
 В этот тяжелейший период наиболее остро проявилось отставание нефтяных районов Урала и Поволжья как в нефтедобыче, так и в нефтепереработке. 
 Внезапное нападение фашистской Германии на СССР позволило захватчикам временно занять значительную территорию, густо 
населенную и экономически развитую. Это привело к сокращению эксплуатационной сети железных дорог и водных путей, потери 
существенной части подвижного состава, нарушению транспортных 
связей между нефтяными и потребляющими районами страны. Учитывая все это, предполагалось, высвобождая от нефтеперевозок железнодорожный транспорт, всемерно способствовать расширению 
транспортировки нефти и нефтепродуктов по трубопроводам. 
 Во время войны были сооружены: магистральный нефтепровод 
Оха-Софийская (первая очередь нефтепровода Оха-Комсомолъск, 
протяженностью 387 км), магистральный керосинопровод Астрахань-Урбах-Саратов, протяженностью 656 км. Несмотря на все усилия в этом направлении, доля трубопроводов во время войны составляла лишь   5,6-6,4 % от общей работы транспорта нефтегрузов. При росте работы магистральных нефтепродуктопроводов по объему перекачки готовых нефтепродуктов в 1945 г. на 45 % загрузка магистральных нефтепроводов по перекачке сырой нефти составила лишь 52 % от уровня 1940 г., или    3,1 млн. т. Использование нефтепроводов постоянно снижалось и составило: в 1940 г. — 75; в 1941 г. — 65; в 1942 г. - 41; в 1943 г. - 37; в 1944 г. - 34 и в 1945 г. - 36 % от проектной загрузки. Неудовлетворительное использование магистральных нефтепроводов частично объяснялось сложившейся военной обстановкой, но было достаточно много организационных и технических причин, среди которых можно выделить недостаточную проработку комплексного плана развития нефтяных районов, а также необоснованность темпов и масштабов развития месторождений и перерабатывающих мощностей. Сюда можно отнести и недооценку использования трубопроводного транспорта, что выразилось в замедленном восстановлении отдельных разрушенных трубопроводов.Приоритетное использование железной дороги для перевозки нефтегрузов объясняется слабой технической оснащенностью и подготовленностью организации последовательной перекачки разносортных нефтей и различных нефтепродуктов по одному трубопроводу. 
 В области нефтебазового хозяйства одним из главных просчетов является недостаточное создание и развитие в предвоенный период опорных баз, расположенных в районах с большим числом потребителей, для накопления достаточных оперативных запасов. Тем самым система нефтеснабжения была лишена регулирования поставок нефтепродуктов потребителям при затруднениях в работе транспортной сети. 
 Таким образом, сложившееся до войны размещение нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности с чрезмерной концентрацией производства и огромных запасов нефтесырья и нефтепродуктов в Баку, при недостаточном развитии трубопроводного транспорта и нарушении транспортных связей в военное время предопределило огромные трудности в осуществлении нефтеперевозок от пунктов производства в районы потребления и явилось одним из важнейших факторов, вызвавших чрезвычайные осложнения в организации нефтеснабжения, в сохранении и развитии уровня нефтяного производства. 
 В связи с большой опасностью, возникшей на юге, основная 
часть предприятий нефтяной промышленности эвакуируется из южных и центральных районов страны на восток. Так, уже в августе 1941 г. трест «Азнефтеразведка» со всеми его кадрами, оборудованием и транспортом был эвакуирован в Башкирию. Сюда же в октябре-декабре 1941 г. были перебазированы механический завод по ремонту бурового оборудования из Туапсе, завод им. XI годовщины Октябрьской революции из Баку, завод нефтяного машиностроения им. Сталина. Академией наук СССР в Башкирию была направлена специальная экспедиция под руководством А. А. Блохина, А. А. Богданова, В. Е. Руженцова, в задачу которой входило ускорить научно-исследовательские работы по изучению нефтеносности в республике и соседних областях. Все делалось для ускорения развития восточных нефтяных районов СССР. За годы войны в восточных районах была подтверждена промышленная нефтеносность девонских отложений. Высокодебитные фонтаны нефти в Туймазинском районе, в Яблоневом Овраге и в районе Самарской Луки создали базу для развития мощных промыслов Второго Баку. 
 За сравнительно короткое время (1941-1945 гг.) произошли 
серьезные качественные изменения в географическом размещении отрасли. Между Волгой и Уралом была создана новая нефтяная база — 
Второе Баку. В результате широкого развития геологоразведочных работ был открыт ряд месторождений: верейской нефти в Сызрани и в Краснокамске, нефти (фонтанной) из отложений угленосного горизонта в Бугуруслане и т. д. 
 В военные годы было положено начало нефтяной промышленности Татарии. 14 августа 1943 г. была получена первая промышленная нефть в Шугуровском районе на юго-востоке Закамья. В 1944 г. в Татарии началась разведка на девонскую нефть. 
 В 1942 г. в Ишимбае был построен газолиновый завод для переработки попутного газа. Саратовский крекинг-завод им. С. М. Кирова снабжал горючим Сталинградский фронт. 
 Распределение добычи нефти по районам представлено в табл. 1.  Открыты высокодебитные месторождения нефти в Средней Азии и в Туркмении. В Фергану из Баку и Грозного было эвакуировано буровое и нефтепромысловое оборудование, что позволило значительно расширить буровые работы в Ферганской долине.

Добыча нефти  по СССР в 1940-1945 гг. 
Таблица 1.

Годы

СССР

РСФСР

Второе Баку

Другие республики

млн. т

%

млн. т

%

млн. т

%

млн. т

%

1940

31,1

100,0

7,0

100,0

1,7

100,0

24,1

100,0

1941

33,0

106,0

7,5

107,0

1,7

100,0

25,5

118,3

1945

19,4

62,4

5,7

81,4

2,6

152,9

13,7

56,8


  В 1941 г. в Туркмении было сдано в эксплуатацию 20 скважин. В Небит-Даге была восстановлена высокодебитная скважина, простаивавшаяся после аварии с 1933 г. Ее производительность составила около 100 т нефти в сутки. В 1941 г. добыча нефти в Туркменской ССР достигла       624 тыс. т. Значительным успехом нефтяников явилось и увеличение за годы войны выхода светлых нефтепродуктов. С 1941 по 1943 гг. выход светлых продуктов увеличился на 11, а бензинов на 12 %. 
 В грозное военное время движение рационализаторов изобретателей широко развернулось на всех нефтяных комбинатах СССР, увеличилось количество принятых к разработке и находящихся в стадии разработки и испытаний рационализаторских и изобретательских предложений. Об этом наглядно свидетельствуют данные, например,  по нефтекомбинатам Урало-Поволжья, представленные в таблице 3..  

Рационализаторские  и изобретательские предложения  по нефтекомбинатам Урало-Поволжья 
Таблица 2

 

 
Пермьнефтекомбинат

 
Куйбышевнефтекомбинат

 
Башнефтекомбинат

 
Основные показатели работ

 
1943

 
1944

 
1943

 
1944

 
1943

 
1944

 
Поступило предложений

 
711

 
949

 
101

 
276

 
245

 
335

 
Внедрено

 
268

 
485

 
81

 
173

 
133

 
178

 
Принято к разработке и в стадии разработки 

 
309

 
325

 
29

 
55

 
120

 
169


 
    Вот как описывает свою  научную деятельность в 1942—1944 гг. в ГрозНИИ Щелкачев В.Н.: «Коллектив сотрудников НИИ под моим(В.Щ.) руководством проводил многообразные исследовательские работы в особых условиях: фашистские войска перерезали железную дорогу по линии Грозный — Ростов, поэтому вывоз нефти был затруднен; план по добыче невозможно было выполнять. 
 
В таких условиях, при резко сниженном уровне добычи нефти на промыслах открылись широкие возможности для проведения исследования скважин. Без ущерба для суммарного уровня добычи можно было выборочно останавливать отдельные скважины не только на несколько часов, но и на несколько суток, а затем вновь пускать их в эксплуатацию. Остановки-пуски скважин давали возможность проследить за перераспределением пластового давления, за эффектом взаимодействия скважин, изменениями в их дебитах и забойных давлениях. Конечно, в условиях мирного времени, при наличии жесткого плана по добыче нефти, такие исследования (связанные с остановками скважин) проводить было бы невозможно. Итак, в определенном смысле военная обстановка способствовала исследованиям, хотя и была, конечно, очень тяжелой для коллектива исследователей. Ведь все, даже подсобные промысловые исследования научным работникам приходилось проводить самим, собственными руками.»[1]  
 
В 1940 г.была  организованна  группа специалистов для проведения особых работ на нефтепромыслах Северного Кавказа. В эту группу, руководить которой был назначен Н.К. Байбаков, вошли опытные инженеры-нефтяники (Н.Тимофеев, Ю. Боксерман и др.), а также специалисты взрывного дела из Наркомата внутренних дел. [6]  
 
Байбаков предложил организовать работу группы следующим образом: при возможном приближении врага к нефтяным промыслам, произвести демонтаж ценного оборудования и вывоз его на восток страны, вывести из строя малодебитные скважины, особо богатые скважины уничтожать при самых крайних обстоятельствах, используя до последней, критической минуты. 
 
Вот что он пишет в своих воспоминаниях: «Все работы по подготовке промыслов к уничтожению предписывалось вести только с ведома штаба Южного фронта, которому мы непосредственно подчинялись. Мне сообщили, что штаб и командующий фронтом С.М. Буденный после того, как был оставлен Ростов-на-Дону, находятся в Армавире, и мы поспешили вылететь туда на У-2.С высоты развернулась страшная картина всеобщего отступления. По телефону из штаба фронта на свой страх и риск я отдал нефтяникам приказ — приступить к немедленному уничтожению скважин, сам сел в машину и поспешил на промыслы.  
 
Работа моей группы развернулась полным ходом под боком у немцев, ибо они уже подошли к станице, откуда простирался на восток район нефтепромыслов Краснодарского края. Трудно передать состояние людей, разрушавших то, что строили сами, чему отдали все свои силы и считали делом и подвигом всей жизни. Когда взрывались первые (по графику) нефтеперекачивающие и компрессорные станции, люди не скрывая слез, плакали, метались в душевном смятении. Потом, как бы отупев от горя, примирились с необходимостью разрушать созданное ими. Ожесточенно и сурово думали, получая хоть какое-то облегчение: ничего, зато врагу не достанется ни капли нашей нефти!Так или иначе, главное задание Комитета Обороны было выполнено. На Кубани враг так и не получил ни одной капли горючего.  
 
Между тем фронтовая обстановка по-прежнему оставалось тяжелой и требовала максимальной рабочей сосредоточенности. Враг, выйдя к Волге в районе Сталинграда, отрезал пути снабжения фронтов горючим, ранее проходившим от Баку через Ростов-на-Дону по железной дороге, и по Волге. Положение становилось критическим. Ведь Бакинские промыслы продолжали оставаться основными источниками нефтеснабжения страны. 
Из-за постоянных перебоев с вывозом нефти и нефтепродуктов бакинские нефтехранилища оказались переполненными, нефть девать стало некуда и большое количество скважин консервировалось. Что делать в такой фактически безвыходной ситуации? Не прекращать же добычу нефти, когда потребность в ней отчаянная. Требовалось незамедлительно использовать весь огромный трудовой опыт и потенциал бакинских нефтяников, техническую смекалку и умения находить неординарные решения. 
 
И вот возникает невероятное, с точки зрения технологии, предложение: нефть добывать не сбавляя прежних темпов, и гнать ее по трубопроводам на перерабатывающие заводы в «Черный город», снимать там энергетическую верхушку, а остаток возвращать обратно и закачивать в нефтяной пласт.»[2]     
 
В то время выдвинутое предложение казалось нереальным. Но Байбаков признал этот выход единственным возможным, полностью поддержал и разрешил его реализацию. 
 
 Вскоре Н.К. Байбаков был назначен представителем ГКО по перевозу большого количества нефтяников и техники кавказских районов на Восток. С поставленной перед ним задачей он справился блестяще. Более девяти тысяч бакинских нефтяников, в большинстве своем  с семьями в течение трех месяце выехали в восточные районы.  
 
 Разработки изобретателей и рационализаторов в нефтяной промышленности СССР в военные годы обеспечило огромную экономию денег, топлива, электроэнергии, сырья и инструмента. Новаторы нефтяной промышленности эффективно использовали отходы и восстанавливали изношенный инструмент. Они добились экономии труда, экономии времени и максимального использования оборудования. 

  Вся экономическая мощь СССР в 1941-1945 гг. была направлена на достижение победы над фашизмом. В наитруднейших условиях военного времени нефтяниками было организовано снабжение нефтепродуктами вооруженных сил и военной промышленности, но нельзя недооценить и следующее: напряженнейшие условия обеспечения поставок нефтепродуктов в требуемом ассортименте и в потребных количествах для отдельных важнейших отраслей народного хозяйства, обусловленные недостатком ресурсов отечественной нефтяной промышленности, нарушениями транспортных связей и ограниченными возможностями использования различных видов транспорта, обеспечивающих вывоз нефти и нефтепродуктов с мест производства в районы потребления, поставили СССР в некоторую зависимость в области нефтеснабжения от стран антигитлеровской коалиции (США, Англия). США поставили в СССР         2,6 млн. т нефтепродуктов. 
  

 

 

 

 

 

Заключение 
 Опыт Великой Отечественной войны дал богатейший материал для понимания тех требований, которые может предъявить война экономике страны: производительные силы должны быть так размещены и подняты на такой высокий уровень, чтобы в зависимости от складывающейся обстановки можно было бы обеспечить полное удовлетворение возрастающей потребности в нефтепродуктах военного хозяйства, промышленности, транспорта и сельского хозяйства страны.                                            

  Главным экономическим итогом работы нефтяной промышленности в годы Великой Отечественной войны является полное обеспечение фронта и тыла страны нефтью и нефтепродуктами.  
Это была трудная и сложная задача, которая требовала одновременно:

  • поиска и подготовки новых месторождений нефти, преимущественно на Востоке страны;
  • наращивания объемов буровых работ в непривычных и тяжелых условиях; максимального увеличения добычи нефти преимущественно в новых, недоступных для врага нефтедобывающих районах;
  • поддержания высокого уровня переработки нефти и значительного роста при этом производства моторного топлива для авиации, танков и автомобильного транспорта;
  • поиска и осуществления в особых условиях военного времени технического прогресса, рационализации и изобретательства, режима экономии как единственных средств роста производительности труда и выполнения производственной программы.

     К этому  следует добавить, что вся многогранная  работа в нефтяной промышленности  происходила в условиях интенсивной  переброски десятков тысяч работников  этой отрасли с семьями, оборудования  и материалов на Восток. 
     Но наша страна успешно справилась с поставленными задачами, что сыграло большую роль в одержании победы СССР и стран союзников против фашистской Германии.

Список использованной литературы

  1. Байбаков Н.К. От Сталина до Ельцина. - М.: ГазОил пресс, 1998.
  2. Будков А.Д., Будков Л.А.  Нефтяная   промышленность   СССР  в  годы  Великой Отечественной войны/ Под ред. И.Я. Вайнера. - М,:Недра, 1985.
  3. Ветераны (воспоминания): из истории развития нефтяной и газовой промышленности. Вып. 18.-М.: ЗАО "Издательство "Нефтяное хозяйство", 2006.
  4. История и традиции отечественного  нефтяного  и газового дела (посвящается 850-летию Москвы):Сборник статей/Под ред. проф. А.И.Владимирова. - М: Нефть и газ, 1997
  5. Мальцев Н. А., Игоревский В. И., Вадецкий Ю. В.  Нефтяная   промышленность  России  в   послевоенные   годы . – М.:ВНИИОЭНГ, 1996.
  6. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 1/ Байбаков Н.К., Боксерман Ю.И. и др. - М: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. И.М.Губкина, 1995.
  7. Нефтегазовый комплекс в годы Великой Отечественной войны. Выпуск 2/ Черныш ME., Едренкин B.C. идр. - М.: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. И.М.Губкина, 1995.
  8. Нефтегазовый комплекс в  годы  Великой Отечественной войны. Выпуск 3/ Разумов В.В., Щелкачев В.Н. и др. - М.: Научно-техническое общество нефтяников и газовиков ГАНГ им. И.М.Губкина, 1995.
  9. Нефть страны Советов. Проблемы истории  нефтяной   промышленности   СССР  (1917-1991). Под редакцией Алекперова В.Ю. М: Древлехранилище, 2005
  10. Разумов В. В. Система нефтеснабжения в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. - М.: ГАО «Вторнефтепродукт», 1995
  11. Соколов А. В годину тяжких испытаний // Нефть России, 2005.- № 5.
  12. Шаммазов А. М. и др. История нефтегазового дела России. - М.: Химия, 2001
  13. Щелкачев В.Н. Важнейшие принципы нефтеразработки. 75 лет опыта. — М.: ФГУП Изд-во «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2004. — 608 с. 

 

 


Информация о работе Нефтегазовая промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны