Несвижский дворцово-замковый ансамбль в период Радзивиллов (16-нач.19вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 15:26, реферат

Описание

История Несвижского замка от его постройки

Работа состоит из  1 файл

Несвиж известен с XIII в.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

    В «привилее» короля Михаила Вишневского от 29 октября 1669 г. говорится, что укрепления города были сооружены заново, с самого фундамента. Однако дела все равно шли плохо, Тогда князь Михаил Радзивилл, желая привести свое родовое гнездо в надлежащее состояние, начал сам «немалым коштом фортификовать Несвиж».

    Полностью восстановить городские укрепления до начал Северной войны не удалось. Это заставило магистрат и  все «поспольство», не надеявшееся  на городскую фортификацию просить  Радзивилла, чтобы он разрешил в  случае опасности укрыться за стенами замка. Судя по тому, что в марте 1706 г шведы взяли Несвиж штурмом, Радзивилл просьбу жителей не удовлетворил. Правда, как уже упоминалось, в мае того же года шведские войска после длительной осады овладели замком, разрушив его и взорвав бастионы. Однако во время осады города они так и не смогли сломить сопротивление его защитников, находившихся за стенами иезуитского коллегиума и соседних каменных построек.

    После Северной войны укрепления Несвижского  замка и города были восстановлены. Радзивиллы хорошо понимали стратегическую важность и значение Несвижа для Верхнего Понеманья и центра Беларуси. С севера и запада на подступах к городу были возведены дополнительные бастионные укрепления, которые правым краем упирались в искусственный пруд.  

    Что касается внутризамковых жилых и хозяйственных построек, то в XVII и XVIII вв. их не раз перестраивали, надстраивали и дополняли новыми архитектурными деталями. Так, главный дворцовый корпус в середине XVIII в. был переделан и надстроен. Вместе с двумя другими перестроенными корпусами они образовывали открытый двор. Усложнились украшения фасадов. Удачное архитектурно-художественное решение фронтона эффектно подчеркивают пластика пилястр, богатый рельефный декор и скульптурные вставки в стиле позднего барокко. Особенно богато были украшены щит фронтона, поля откосов с обеих сторон ризалита и межпилястровые промежутки. В XVIII в. была перестроена брама замка. С тыльной стороны главного корпуса появилась двухэтажная пристройка с террасой, ажурными балконами и двумя миниатюрными угловыми башенками. Бывший арсенал превратился в двухэтажный хозяйственный корпус. Крылья дворца соединили двухэтажной галереей. В 1740 г. архитектурный ансамбль был дополнен ещё одним зданием — часовней.

    В течение XVIII в. в восстановлении и расширении замка участвовали архитекторы: К.Жданович (с 1706г.; новая система фортификации; 1740, дворцовая часовня), М.Педетти (1748-1779), М.Флорианович (1775-1779), К.Спалепани (1778-1779), А.Лоцци (1783, проект галереи), Л.Лутницкий (1783, проект королевского зала).

    В общей планировке и построении Несвижского  замка заметна тенденция к симметричности. Был создан дворцово-замковый ансамбль с большим открытым двором, окруженным монументальными строениями. Украшенный стройными башнями и башенками, он приобрел романтическую привлекательность, а вода в прудах и яркая зелень ландшафтного парка завершили формирование дворцово-замкового комплекса, одного из лучших в Восточной Европе.

    Несвижский  замок — родовое гнездо Радзивиллов  — в свое время был богатым культурным центром, средоточием средневекового искусства. Оформленный в стиле барокко дворец просто поражал своим великолепием. Главным элементом парадного вестибюля была широкая трёхмаршевая лестница, украшенная фресками на тему воинских триумфов (среди Радзивиллов было немало славных гетманов). Из вестибюля в разные стороны расходились залы и галереи. Некоторые залы имели свои собственные имена: Королевский, Гетманский, Золотой, Мраморный, Оружейный, Охотничий, — и каждый — неповторимое художественное оформление. Несвижский замок насчитывал около 170 помещений.

    Стены и своды были оформлены лепными  стукковыми гирляндами, золочеными карнизами, резными дубовыми панелями, рамами с живописными шелковыми, кожаными и полотняными вставками, баснословно  дорогими голландскими изразцами. Пол представлял собой мозаику из наборного дубового паркета.

    В комнатах стояли камины, многоцветные кафельные или белые фаянсовые  печи.

    Коллекция портретов кисти известных и  неизвестных художников в несвижской галерее насчитывала около тысячи полотен. Со стен смотрели лица русских царей, польских и литовских королей, политических деятелей, самих Радзивиллов.

    В зале с фаянсовыми бюстами древних  философов размещалась великолепная библиотека на 20 тыс. томов, редкие рукописи и старопечатные издания, отечественные и зарубежные хроники, почти весь государственный архив Великого Княжества Литовского: исторические акты, грамоты на старобелорусском языке, письма, в том числе Петра I, Людовика XV, Людовика XVI, Карла XII, Богдана Хмельницкого. Были в библиотечном зале географические карты, земной и астрономический глобусы, навигационные приспособления.

    В Оружейном зале — целый арсенал  рыцарских доспехов, маршальских  жезлов, образцы арабского, японского, китайского и европейского оружия.

    Роскошная мебель из ценных пород дерева, восковые фигуры исторических личностей, чучела экзотических животных и рыб — как в лучших домах Европы.

    В замке хранились коллекции монет, произведений декоративно-прикладного  искусства, в том числе фарфор, стеклянная посуда и хрусталь, золототканые слуцкие пояса, гобелены — продукция не только многочисленных мануфактур, которыми владели Радзивиллы, но и лучших фабрик Европы и Востока. Ну и конечно фамильные драгоценности.

    Наибольшая  концентрация богатств в замке наблюдалась в конце 18 века.

    В середине 18 века при знатных дворах Западной Европы распространяются загородные дворцово-парковые резиденции. Стиль рококо вместо пышной парадности и торжественности требовал забавного окружения. Эта мода не обошла стороной и радзивиловского гнезда в Несвиже, владелец которого следил за модными европейскими новшествами. Кароль Радзивил – Пане Каханку приказал неподалеку от замка высечь огромный – в 300 га лес и на его месте создать дворцово-парковый ансамбль. На окраине того же леса еще в 1585г. Князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка имел летнюю усадьбу Альба.

    Реализация  задуманного Радзивиллом осуществляется с 1740-ых по 1780-ые гг. Была создана своеобразная деревня, окруженная пейзажно-регулярным парком с геометрической сеткой аллей, древних шпалер, открытых ландшафтов. Парк насчитывал ряд летних парковых строений для отдыха, оранжерею и даже фабрику по производству персидских поясов. На основе реки Уши формируется сложная система мест для отдыха и каналов с белокаменными набережными, шлюзами.

    Вдоль каналов строится 180 однотипных деревянных, крытых соломой «домиков» - имитация крестьянских усадеб со всем набором  придворных строений. Каждый «домик»  являлся гостиницей, так как две  из четырех комнат были предназначены  для гостей, которые приезжали к князю. На дворе находились хлев, баня и другие строения. Напротив каждой усадьбы ставилась голубятня и вальер для экзотических птиц. С тыла имелся огород. Огромный дом в центре ансамбля занимал сам Пане Каханку. С пушек, которые находились на его дворе, делали салют в праздничные дни. Напротив дома войта возвышался деревянный Троицкий костел, сияющий медной крышей и тремя позолоченными куполами.

    Особый  интерес представляет большое летнее здание для отдыха за главным каналом. Оно была предназначена для приема особых гостей. Это почти первое в истории архитектуры Беларуси эклектическое строение. Когда с трех сторон проводился фейерверк и гас над зданием, оно светилась всеми своими огнями, приобретая потрясающий вид. Во время фейерверка войт Альбы приглашал всех гостей прокатиться на лодках – именно на воде иллюминации воспринимались наиболее эффектно и красочно.

    Чудеса  в магнатской резиденции доходили до абсурда: по преданию, в Альбу от замка летом ехали на санях  по насыпанной сахаром дороге. По водоемам и каналам маневрировала своеобразная портативная флотилия, которую обслуживали курсанты местной мореходной школы. С их участием проходили импровизированные военные баталии и морские бои, которые сопровождались эффектными выстрелами.

    Парковое окружение требовало и театрализации. На природе разыгрывались пьесы, написанные женой владельца замка Уршуляй Франтишкай Радзивилл. Премьера пьесы «Дасціпнае каханне» произошла 13 июня 1746 г. Под открытым небом ставились декорации, для знатных гостей и духовенства выносили кушетки. Мелкая шляхта и офицеры гарнизона смотрели постановку стоя. Уже в 1748 году архитектором К.Ждановичем были закончены работы по переустройству княжеского манежа в Несвиже в театральный зал, который вмещал около 100 человек. Первыми актерами являлись придворные и дети княжеской семьи, крепостные музыканты и некоторая «Панна Катажына» - негритянка. После спектакля знатные гости приглашались на ужин в «желтый» зал альбинского дворца.

    Набор дворянских развлечений того времени обязательно включал княжескую охоту. С этой целью в парке был создан огромный зверинец, масштабы которого удивляют и сегодня: 65 пар оленей, 48 пар зубров, 70 пар серн, 32 пары венгерских коз, 60 пар лосей. Имелись даже носороги! Птицы держались в специальной журавельне.

    Во  время разделов Речи Посполтой Несвиж был присоединён к России и с 1796 г. считался заштатным городом Минской губерни. Утратила военно-стратегическое значение Несвижская крепость. Однако дворец оставался домом для рода Радзивиллов.

    Последний представитель несвижской линии рода Доминик в войне 1812 года выступил на стороне Наполеона, после поражения которого вынужден был бежать во Францию. Указом Александра I Несвижский замок был передан новым владельцам — тоже Радзивиллам, только по другой линии. 

Информация о работе Несвижский дворцово-замковый ансамбль в период Радзивиллов (16-нач.19вв)