Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 18:38, реферат
Интерес к историческим личностям - императорам, полководцам, политикам, - был всегда. Но в советское время историков привлекали, прежде всего, деятели революционного движения, боровшиеся с самодержавием и его правительствами. О царях, королях, императорах отзывались, в основном, лишь негативно. В последние годы этот перекос преодолевается: появились статьи, книги, подробно анализирующие воспитание, образование, взаимоотношения в семье, формирование характера, личность российских самодержцев.
Введение
1. Путь к престолу
1.1 Детство и юность
1.2 События 14 декабря 1825 года
2. Россия в годы правления Николая I
2.1 Внутренняя политика
2.2 Внешняя политика
Заключение
Список литературы
1.2 События 14 декабря 1825 года
14 декабря стало самым черным днем в жизни Николая I. С утра собрались для присяги Сенат и Синод, одновременно стали приводиться и войска. Во время церемонии в лейб-гвардии Московском полку офицеры Д.А. Щепин-Ростовский, М.А. и А.А. Бестужевы уговорили часть солдат не присягать. Пытавшиеся вмешаться полковой командир П.А. Фредерике, генерал-майор В.Н. Шеншин и полковник Хвощинский были тяжело ранены. Полк был выведен из казарм на Сенатскую площадь. Одновременно с этим поднялся ропот в лейб-гвардии Гренадерском полку, и часть солдат примкнула к восставшим. Наконец, на Сенатскую площадь вышел Гвардейский экипаж. Собравшиеся войска построились в каре. Но объявленный диктатором восстания князь С.П. Трубецкой на площадь не явился, что в значительной степени лишило восставших инициативы. Узнав, что часть столичного гарнизона вышла из повиновения, Николай I довольно быстро выработал план действий. Настроен он был решительно.
Во второй половине дня Николай Павлович бросил против восставших конную гвардию, но мятежное каре отбило несколько ее атак ружейным огнем. После этого у Николая оставалось только одно средство, "ultima ratio regis", как говорят об этом средстве на Западе ("последний довод королей"), - артиллерия.
К 4 часам дня Николай стянул на площадь 12 тыс. штыков и сабель (вчетверо больше, чем у мятежников) и 36 орудий. Но положение его оставалось критическим. Дело в том, что вокруг площади собралась многолюдная (20-30 тыс.) толпа народа, поначалу только наблюдавшая за обеими сторонами, не понимая, что происходит (многие думали: учения), потом она стала проявлять сочувствие к мятежникам. В правительственный лагерь и в его парламентеров летели из толпы камни и поленья, которых было великое множество у строившегося тогда здания Исаакиевского собора.
Голоса из толпы
просили декабристов
В начале 5-го часа он лично скомандовал: "Пальба орудиями по порядку! Правый фланг начинай! Первое!" К его удивлению и страху, выстрела не последовало. "Почему не стреляешь?" - набросился на правофлангового канонира поручик И.М. Бакунин. "Да ведь свои, ваше благородие!" - ответил солдат. Поручик выхватил у него фитиль и сам сделал первый выстрел. За ним последовал второй, третий. Ряды восставших дрогнули и побежали.
В 6 часов вечера все было кончено. Подобрали на площади трупы мятежников. По официальным данным, их было 80, но это явно уменьшенная цифра; сенатор П.Г. Дивов насчитал в тот день 200 погибших, чиновник министерства юстиции С.Н. Корсаков - 1271, из них "черни" - 903. Канн П.Я. О числе жертв 14 декабря 1825 г. // История СССР. -1970. -№ 6.-С.41.
Поздно вечером у Рылеева в последний раз собрались участники восстания. Они договорились, как вести себя на допросах, и, простившись друг с другом, разошлись - кто домой, а кто и прямо в Зимний дворец: сдаваться. Первым объявился в царском дворце с повинной тот, кто первым же пришел на Сенатскую площадь, - Александр Бестужев. Тем временем Рылеев отправил на Юг гонца с известием о том, что восстание в Петербурге подавлено.
Не успел Петербург
оправиться от шока, вызванного 14 декабря,
как узнал о восстании
Расправа с декабристами вершилась жестоко. Всего были арестованы свыше 3 тыс. мятежников (500 офицеров и более 2,5 тыс. солдат).
Солдаты были биты шпицрутенами (иные - насмерть), а потом разосланы в штрафные роты. Для расправы с главными преступниками Николай I назначил Верховный уголовный суд из 72 высших чиновников.
Суду был предан
121 декабрист: 61 член Северного общества
и 60 - Южного. В числе их были звезды
российского титулованного
Все подсудимые были разделены по мерам наказания на 11 разрядов: 1-й (31 подсудимый) - к "отсечению головы", 2-й - к вечной каторге и т.д.; 10-й и 11-й - к разжалованию в солдаты. Пятерых суд поставил вне разрядов и приговорил к четвертованию (замененному повешением) - это П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, СИ. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и убийца Милорадовича П.Г. Каховский.
Более 100 декабристов после замены "отсечения головы" каторгой сослали в Сибирь и - с разжалованием в рядовые - на Кавказ воевать против горцев.
Амнистировал
декабристов уже новый царь Александр
II в 1856 г. К тому времени в Сибири
из 100 осужденных выжили только 40. Остальные
погибли на каторге и в ссылке.
2. Россия в годы правления Николая I
2.1 Внутренняя политика
Вырабатывая свой
внутриполитический курс, Николай I не
мог не видеть углубляющегося экономического
и социально-политического
При Николае I роль Государственного совета
как законосовещательного органа значительно
уменьшилась. Система министерств, созданная
при Александре I, была подменена разросшейся
Собственной Его Императорского Величества
канцелярией. Она разделялась на несколько
отделений, вмешивавшихся в политическую,
общественную и духовную жизнь страны.
Особое место занимало III-е Отделение С.Е.И.В.
(собственной его императорского величества)
канцелярии и приданный ему корпус жандармов,
осуществлявшие политический сыск в России
и за ее пределами. В 70-тысячной армии чиновников
половину составляли военные. Все высшие
бюрократические посты занимали любимцы
царя, лично ему преданные свитские генерал
и флигель-адъютанты. Практиковалось создание
секретных комитетов для разработки различных
законопроектов. Эти комитеты подчинялись
лично царю.
Бюрократизация
имела двоякий результат. С одной
стороны, она действительно на какое-то
время могла обеспечить больший
порядок в стране. С другой стороны,
она привела к волоките, коррупции, казнокрадству
и взяточничеству.
Кодификация законов. Николай I твердо
верил, что неукоснительное следование
всех граждан букве закона обеспечит порядок
в стране. Поэтому в его царствование было
проведено упорядочение архаичного и
запутанного российского законодательства.
Эта работа была поручена возвращенному
из ссылки М.М. Сперанскому. Он намеревался
собрать и классифицировать все имевшиеся
законы, создать на этой основе принципиально
новую систему законодательства. Однако
консервативные тенденции во внутренней
политике вынудили его ограничиться более
скромной задачей. Под его руководством
были обобщены законы, принятые после
Соборного Уложения 1649 г. Их опубликовали
в "Полном собрании законов Российской
империи" (45 томов). В отдельный "Свод
законов" (15 томов) были помещены действующие
законы, соответствовавшие правовому
положению в стране. Все это также было
направлено на усиление бюрократизации
управления.
В целом высшее государственное управление
России перестраивалось в первой половине
XIX в. по линии укрепления личной власти
царя и усиления централизации. Проведенные
преобразования не затронули основ самодержавного
строя. Созданная в первой половине XIX
в. система государственного управления
просуществовала с небольшими изменениями
вплоть до начала XX столетия.
Крестьянский
вопрос. При Николае I крестьянский вопрос
обострился. Крестьяне и передовые общественные
деятели требовали его немедленного решения.
Создаваемые правительством Секретные
комитеты для изыскания средств к улучшению
состояния крестьян сводили свою деятельность
к бесплодным дискуссиям. Общее направление
политики на консервацию старых порядков
мешало освобождению крестьян. Как и в
первой четверти XIX в., так и во второй правительство
предпринимало меры, направленные на,
смягчение крепостного права. Было запрещено
отдавать крепостных на заводы и ограничено
право помещиков ссыпать крестьян в Сибирь.
В 1841 г. принят закон, запрещавший продавать
крестьян поодиночке и без земли. В 1843
г. безземельных дворян лишили права приобретать
крестьян. Так было покончено с самыми
уродливыми формами крепостничества,
когда разрушались крестьянские семьи,
а их члены использовались как домашние
рабы. В 1842 г. был издан указ "Об обязанных
крестьянах". Он продолжил линию, намеченную
указом 1803 г. о свободных хлебопашцах.
Он не обязывал помещиков предоставлять
землю крестьянам, получавшим личную свободу
без выкупа. За данный в пользование надел
крестьянин обязан был отрабатывать определенные
повинности. Регламентация взаимоотношений
между помещиками и крестьянами западных
губерний выразилась во введении инвентарей,
которые определяли размеры крестьянских
наделов и повинностей, способы возможного
наказания крестьян. Однако все это были
частичные меры, не менявшие сути крепостнических
отношений в деревне.
В 1837-1841 гг. под руководством графа П.Д.
Киселева была проведена широкая система
мероприятий - реформа управления государственными
крестьянами. Они составляли более трети
сельского населения, платившего подати,
и находились в ведении Министерства финансов.
Цель реформы - поднять благосостояние
этой категории крестьян, чтобы облегчить
сбор налогов, и показать помещикам пример
отношения к крестьянам. Реформа улучшила
правовое и материальное положение государственных
крестьян, ввела принцип крестьянского
местного самоуправления. Созданное Министерство
государственных имуществ заботилось
об удовлетворении хозяйственных и бытовых
нужд подведомственных крестьян. Оно проводило
размежевание земель и увеличивало наделы
малоземельных крестьян, создавало семенной
фонд и продовольственные магазины (склады)
на случай неурожая, следило за справедливой
раскладкой налогов, открывало в деревнях
начальные школы и больницы.
В целом крестьянский вопрос в течение
первой половины XIX в. не был окончательно
решен, и крепостное право оставалось
незыблемым. Но к середине века в правительственных
кругах был накоплен некоторый опыт его
решения, на который могли опереться государственные
деятели 50-60-х годов.
Правительство
и система образования. В первой
половине XIX в. политика правительства
в области образования была противоречивой.
С одной стороны, оно, пыталось установить
жесткий контроль за системой просвещения,
сохранить замкнутую сословную систему
образования, оставить его привилегией
господствующего класса. С другой стороны,
потребность страны в чиновниках, технических
и административных кадрах требовала
совершенствования и расширения системы
образования. Все это заставило правительство
увеличить количество учебных заведений
различных уровней, издать ряд законодательных
актов, регламентирующих их деятельность,
и создать органы управления просвещением
и образованием.
При Николае I в 1826 г. был создан Комитет
по устройству учебных заведений. Его
задачи: проверить все уставы учебных
учреждений, выработать единые принципы
просвещения, определить набор учебных
дисциплин и пособий. Комитет разработал
основные принципы правительственной
политики в области образования. Законодательно
они были закреплены в Уставе низших и
средних учебных заведений 1828 г. Сословность,
замкнутость, оторванность каждой ступени
и, главное, ограничение в получении образования
представителями низших сословий составляли
сущность созданной системы образования.
Это был один из рычагов сохранения господства
дворян и удержания народа в покорности.
Реакция обрушилась и на вузы, сеть которых,
тем не менее, была расширена в связи с
потребностями в квалифицированных кадрах
чиновников, инженеров, агрономов, юристов
и других специалистов. Устав 1835 г. фактически
ликвидировал автономию университетов
и поставил их под жесткий контроль попечителей
учебных округов, полиции и местных властей.
Была повышена плата за обучение и сокращен
набор студентов. Программы преподавания
пересматривались, из них изымались философия
и другие "отвлеченные" науки, не
имевшие прикладного значения. Подавлялись
инициатива и творчество, не согласованные
с пожеланиями начальства. В вузах насаждалась
казарменная дисциплина. Георгиев
Н.Г., Георгиев В.А. История
России: учеб. Пособие.
– М.: ТК Велби, 2008. – 336
с.
2.2 Внешняя политика
Во внешней политике николаевской России доминировали, чередуясь, два направления:1) борьба с революционным движением в Европе и 2) попытки разрешить восточный вопрос. Главным из них царизм, считал первое направление. Продолжая курс Священного союза, Николай I вместе с монархами Австрии и Пруссии как младшими партнерами возглавлял европейскую реакцию. Ради сохранения единства монархов в борьбе с революцией царизм готов был жертвовать своими интересами в восточном вопросе. Зато всякий раз, когда революционный ураган в Европе временно утихал, в центре внимания царизма, как и других европейских правительств, немедленно оказывался восточный вопрос - вечное яблоко раздора между ними.
Информация о работе Николаевская Россия в работах советских историков (царствование Николая I)