Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:59, реферат
Россия – многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов. Для понимания особенностей исторического развития необходимо изучать не только общие закономерности, но и специфические черты как всего государства в целом, так и отдельно взятого района, области, региона.
Введение
Основная часть
2.1 История образования Ногайской Орды;
2.2 Система административного устройства, культура, традиции, хозяйство и быт Ногайской Орды;
Заключение
Список использованной литерату
План:
2.1 История образования Ногайской Орды;
2.2 Система административного устройства, культура, традиции, хозяйство и быт Ногайской Орды;
Введение
Россия – многонациональное государство, сплав культур, традиций, религиозных устоев различных этносов. Для понимания особенностей исторического развития необходимо изучать не только общие закономерности, но и специфические черты как всего государства в целом, так и отдельно взятого района, области, региона.
В данном случае к специфике
Северо-Кавказского региона
Целью семестровой работы является описание и изучение Ногайского Орды и ее этноса.
Данная цель определяет следующие задачи:
Одним из крупных государственных образований, возникших на территории Казахстана в ходе распада Золотой Орды и ослабления Ак Орды, была Ногайская Орда.
Ногайцы имеют сложное происхождение. Историки Б.-А.Б. Кочекаев, И.Х.Калмыков и другие приводят мнения известных исследователей о монголо-кыпчакском происхождении ногайцев; многие из них (С.Е.Малов, Р.Г.Кузеев и др.) связывают происхождение основного населения Ногайской Орды с племенами, в ХΙΙΙ в. входившими в состав войск Ногая, золотоордынского темника из рода Джучи.(1) Ногай в течение 40 лет был крупным государственным деятелем Золотой Орды, известным далеко за ее пределами: в Венгрии, Румынии, Польше, Прибалтике, на Северном Кавказе и в Закавказье, а также в странах Ближнего Востока. Жители улуса могущественного полководца в XIII веке стали именовать себя «людьми ногайского улуса», а государство – «старинным юртом Ногая». Во время войны с венграми в 1385 году воинов орды, участвовавших в этом походе, современники называли «ногайскими татарами». Русские источники конца XIV века фиксируют название Ногайская Орда; вероятно, с этого же времени и население улуса (в русских летописях - мангыты) русские стали называть ногайцами, но это имя появилось в источниках немного позже - лишь в 80-е годы XV в.: «И приидоша Нагай, преже реченные мангиты» («История о Казанском Царстве»). В XV - 1-й пол. XVII в. этноним «ногай» применялся по отношению ко всем группам ногайцев, расселенным по огромной территории Восточной Европы. Ногайцы относятся к южносибирской (туранской) переходной расе. В антропологическом типе ногайцев есть как монголоидные, так и европеоидные элементы. Говорят они на ногайском языке кыпчакской подгруппы, тюркской группы алтайской семьи. В формировании ногайского этноса принимали участие уйсуны, уйгуры, найманы, керейты, кыпчаки, канглы, мангиты, асы и так далее. Особенно важную роль в этногенезе ногайцев сыграли кыпчаки, являясь доминантой в этом процессе.
В ходе распада Золотой Орды в конце XIV века, при хане Едыге возникает самостоятельное государство Ногайская Орда. Биографические сведения о хане Едыге содержатся у многих восточных авторов: My`ин ад-дина Натанзи, Абд ар-Раззака Самарканди, Ибн Арабшаха Абулгази, Кадыр-Али Джалаири. Появившись в конце XIV в. на политической арене и став известным временщиком Золотой Орды, Едыге в течение 15 лет (1396-1411гг.) держал в своих руках почти всю власть в Золотой Орде(2). Возглавляемый им «Мангытский юрт» был одним из значительных независимых владений, обособившихся от Золотой Орды. По словам Клавихо, «Едыгей имел постоянно в своей Орде более двухсот тысяч всадников»(3). Управляя Золотой Ордой через подставных ханов, Едыге, носивший титул «беклар-беги», или «великий эмир» (амир аль-умара), пользовался огромной властью и оказывал большое влияние на жизнь соседних улусов.
Первоначальной и основной территорией кочевья орды был район р. Яик.
В XV в. Ногайская Орда распалась на Большую и Малую Ногайскую Орду. Большая Орда кочевала по территории, ограниченной с запада левобережьем Волжской низменности (эта область называлась Ногайской стороной или ногайской границей; правый берег Волги Большая Ногайская Орда занимала после окончательного распада Золотой Орды); с северо-востока притоками Иртыша и районом его верховьев (здесь проходила граница с Сибирским ханством); с востока течением Эмбы до Аральского моря и низовьев Сыр-Дарьи.
Малая Ногайская Орда была основана князем Казием во время правления в Ногайской Орде князя Исмаила (современник Ивана Грозного, ум. в 1563 г.) на Северном Кавказе. Еще одна орда во главе с князем Ших-Мамаем обособилась на территории к востоку от Большой Ногайской Орды; при сыновьях этого властителя она называлась Алты-улы или Алтыульским улусом.
В Ногайской Орде вся политическая власть и экономическая жизнь находились фактически в руках мангытских эмиров - потомков Едыге и наследовалась в порядке родового старшинства. Существовала традиция, по которой без согласия потомков Едыге возведение ханом кого-либо из Чингизидов на территории ряда владений, вычленившихся из Золотой Орды, считалось недействительным(4). Большую роль в политической жизни Восточного Дешт-и- Кыпчака в XV в. играли потомки Едыге - Ваккас-бий, Муса-мирза, Ямгурчи и др. Сыновья бия назывались мурзами. Мурзы подчинялись бию, который правил с помощью нурадина (младший соправитель бия, правителя).
Вся Орда делилась на улусы, во главе которых стояли мирзы. Места кочевок улусов определялись бием. При бие в Ногайской Орде существовали должности карачиев, своего рода министров, ответственных по определенным направлениям государственного механизма. При надобности они исполняли посольские обязанности, могли быть военными руководителями и т.д. Улусы под предводительством мирз круглый год вели кочевой образ жизни. Во времена войн в Ногайской Орде выдвигались в качестве руководителей отрядов должности батыров. Батырами становились люди, признанные в обществе за храбрость как умелые и смелые руководители
В Ногайской Орде в государственном отношении господствовал ислам. Ислам распространился среди ногайцев во времена Золотой Орды, когда перед мусульманским духовенством открылось широкое поле для миссионерской деятельности. Ногайцы приняли ислам суннитского толка. Главным духовным лицом считался муфтий, затем шли помощники муфтия, эффенди, мулла, ахуны, кади (духовный судья). Службу отправляли в мечетях. Духовенство играло большую роль в жизни народа. Оно активно помогало эксплуататорам и само эксплуатировало народ. Ногайцы, приняв ислам, сохранили анимистические и тотемистические представления и культ предков.
Государственным языком служил татарский литературный язык, который был менее засорен арабо-персидскими заимствованиями. В канцелярии бия и в переписке употреблялась арабская графика.
Хранителями литературных традиций обычно выступали так называемые «жырау», которые, как известно, были выходцами из городов Сарайчика, Астрахани, Азака и др. Наиболее известными жырау были Асан Кайгы Сабит угылы (XV в.), Шалкияз жырау (1465 - 1560), Досмамбет жырау (1493 -1523). Ногайскими жырау сложены прекрасные дастаны «Идегей», «Кобланды», «Ер Таргын», «Алпамыш», «Чура батыр», «Кырк кыз» и др.
Население Ногайской Орды медленными темпами развивало свое хозяйство. Его основу составляло кочевое скотоводство (лошади, овцы, крупный рогатый скот и верблюды) и транзитная торговля. В то время как население остальных татарских государств перешло к осёдлому образу жизни, экономика Ногайской Орды по-прежнему носила кочевой характер.
По словам Феррана, пригодные для посева земли «отчасти обрабатываются ногайцами и засеваются просом. Ногайцы не долго живут на одном месте. Несколько дольше остаются они только там, где засеяли поля, но по окончании жатвы всегда перекочевывают в другие места»(5). Выращиванием злаковых культур занимались только низшие сословия, которые обязаны были платить подать с урожая своим владельцам. Для ногайских мурз «возделывать землю... считается стыдом; имущество их заключается в рабах и стадах рогатого скота и лошадей»,— писал Черенков; также он отмечал, что «ногайцы почти никогда не обрабатывают два года подряд одни и те же земли»(6). Для распашки земли ногайцы применяли соху с железным лемехом.
Ведущее место в скотоводческом хозяйстве ногайцев занимало коневодство и овцеводство. «Овцеводство,— писал М. Смирнов,— было их главнейшим и преимущественным занятием. Отсюда они добывали себе все средства для жизни, и пищу и одежду и даже жилище, так как их кибитки были сделаны из кожи, сотканных или связанных из той же овечьей шерсти».
Значительную роль в экономике ногайского общества играли средства, получаемые от реализации излишков сырья и продуктов на внешнем и внутреннем рынке. Торговали ногайцы изделиями из овчин, кож и шерсти собственного производства, меньше металлическими предметами домашнего изготовления. Приведенный перечень товаров свидетельствует о взаимовыгодных торговых отношениях между народами Северного Кавказа и с населением прилегающих районов. Торговля велась в одинаковой степени скотоводческими и земледельческими продуктами. Но больше доходов население и у них получало от реализации продуктов животноводства. На территории Ногайской Орды располагался только один город — Сарайчик, который достался ему в наследство от Золотой Орды. Однако Сарайчик потерял своё прежнее значение крупного торгового центра и вскоре перестал играть какую-либо роль в экономике ханства.
Ногайцы жили преимущественно в юртах. Причем, существовали различные типы юрт. Юртам типа термэ была разборной, а типа отав- неразборной. В отличие от калмыцкой коническая часть ногайской юрты была более пологой.
Термэ имела основание свое на складных деревянных клетях, утвержденных на ремне с обеих сторон петлями. Она делалась из шерстяных войлоков, решеток из разных видов дерева, досок и веревок. Войлок для юрты изготавливали определенной формы, размеров и расцветки. Сначала крепили решеточный остов юрты. Количество решеток зависело от размера юрты. Двенадцатирешеточная юрта встречалась «у людей очень богатых». Бедные довольствовались пяти-восьмирешеточной юртой. Снаружи каркас юрты обтягивался войлоком. Богатые закрывали юрту в несколько слоев белым войлоком, бедняки - серым войлоком. Это говорит о имущественном неравенстве кочевых слоев Ногайской Орды.
Вторым типом кочевого жилища ногайцев была юрта-отав. В отличие от термэ это была неразборная юрта диаметром 6—7 аршин, высотой 4 аршина.
Юрты устанавливались рядами. Каждый ряд образовывали юрты выходцев из одной большой семьи. Так создавался небольшой квартал родственного поселения. В центре его стояла кибитка старшего из родственников, главы всего квартала.
Особый интерес представляет история ногайской одежды. Одежду изготавливали своими руками женщины. На изготовление одежды шли различные ткани, полученные в результате меновой торговли. Классовую принадлежность человека можно было узнать по тому, что он носил. Одежда богатых людей существенно отличалась от одежды бедняков качеством ткани, ниток, различными украшениями. Импортные товары были доступны только богатым, а бедные обходились тканями домашнего производства. Для верхней одежды использовали различные виды войлока.
Почетное место главы семьи называлось «тер». На это место никто не имел права сесть даже в отсутствие главы семьи. По правую сторону рассаживали гостей по старшинству, затем мужскую половину семьи. По левую сторону от почетного места садились жены по старшинству, ближе к дверям — невестки. Между женами и невестками садились дочери главы семьи. Сначала по старшинству ели мужчины, затем — жены и дочери, а в последнюю очередь — невестки. Быт большой семьи подчинялся строгой регламентации. Все хозяйственные обязанности были строго распределены между членами семьи. Уход за скотом, основные земледельческие работы были делом мужской половины семьи, работа по дому — женской. Согласно домашнему регламенту, установленному главой семьи, сам он распределял все хозяйственные работы, а за женские работы отвечала его сестра. Мужчины пахали землю, сеяли, убирали, пасли коров, стригли овец, заготавливали сено. Женщины доили коров, готовили еду, изготовляли из шерсти изделия и т. д. Традиции рода являются наиболее устойчивыми в сознании человека - это патриархальная семья, это родовые отношения.
После смерти главы семьи его обязанности обычно переходили к старшему сыну. Если же тот имел какие-либо физические или психические недостатки, в частности, страдал слабоумием или имел плохую репутацию, то главой семьи мог стать и младший брат. При выделе из большой семьи кого-либо из сыновей, ему давали определенную часть имущества «энши»: скот, юрту, домашнюю утварь.
Брак у ногайцев был
экзогамным и сословным. В высшем
сословии они служили укреплению
династических связей. В. М. Жирмунский
писал, что «семейно-дипломатические
связи ногайские властители старались
завести и с другими
Половцы, появившиеся в начале XI века на Северном Кавказе, поглотили в своем составе ослабевшие племена печенегов (канглы) и более древних жителей этих степей хазар. Даже появление монгол в XIII веке и подчинение Чингизидами половцев не дало желаемого результата по очень простой причине: количество монголов во вновь созданном государстве – Золотая Орда – было незначительно по сравнению с коренными жителями, половцами. По меткому выражению академика В.Жирмунского: «Земля одержала верх над поработителями, и все они стали говорить на половецком языке». В 1391 г. на обломках Золотой орды возникла наравне с другими Ногайская орда, просуществовавшая, видоизменяясь, до середины XVΙв. От того периода на Северном Кавказе осталось огромное множество исторических источников: ногайские кладбища в Пригородном районе Северной Осетии, на р. Лабе, Урупе и многих других местах. Но наиболее ярким свидетельством того, что ногайцы являются древнейшими жителями, является сохранившаяся топонимика.
В XVI в. постепенно устанавливаются торгово-экономические и политические связи Ногайской Орды с Русским государством. Во второй половине XVI в., после присоединения Казанского и Астраханского ханств к России, Ногайская Орда распалась на несколько самостоятельных владений, в процессе ее распада часть населения вошла в состав Младшего жуза.