Новая экономическая политика: сущность и противоречия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:10, контрольная работа

Описание

В истории России особое место принадлежит 20-м гг. С начала 1921 г. главными в жизни страны стали задачи мирного строительства. Специфика 20-х гг. состояла в многообразии форм социально-экономического развития, в остроте политической борьбы, потребовавших отмены политики "военного коммунизма", выработки и внедрения новой экономической политики (нэп). По истории нэпа издана обширная литература. Во многих работах утверждалось, что нэп продолжался до "победы социализма", т.е. до 1935-1936 гг., хотя серьезных оснований для подобного утверждения не было. Современные же исследователи приходят к выводу, что нэп был свернут в конце 20-х гг. Начало и завершение нэпа проходило в сложных условиях внутреннего и международного положения страны.

Содержание

План.
Введение.....................................................................................................................3
Переход к новой экономической политике...................................................5
Противоречия, кризисы и итоги НЭПа.........................................................17
Заключение................................................................................................................26
Список использованной литературы.......................................................................27

Работа состоит из  1 файл

НЭП.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

На государственных предприятиях были изменены принципы организации  и оплаты труда. В период военного коммунизма фактически существовала натуральная и в значительной степени уравнительная оплата труда. На протяжении 1921 г.. Советское правительство издало ряд постановлений (об индивидуальной: премировании рабочих, о коллективном снабжении предприятий, о денежной форме оплаты труда), направленных на улучшение положения рабочих и на создание дифференцированной системы оплаты труда в зависимости от квалификации и производительности. Принятое в сентябре 1921 г. «Основное положение по тарифному вопросу» гласило, что «увеличение оплаты должно быть связано прямо и непосредственно с увеличением производительности, со степенью участия рабочего в повышении производства».

В принятых к началу 1922 г. декретах и постановлениях был зафиксирован отказ от всех характерных черт политики "военного коммунизма". Активно заработал Госбанк. Стали создаваться товарные биржи. С переходом к нэпу начала возрождаться разветвленная система самодеятельных хозяйственных организаций, деятельность промысловой, потребительской, сельскохозяйственной, кредитной и других видов кооперации.

Правящие круги империалистических держав не могли понять смысла новой  экономической политики. В 1921-1922 гг. буржуазная печать была полна пророчеств насчет близкой реставрации капитализма  в Советской стране. Французская  газета «Энформасьон» уверяла, что все согласны «относительно близости конца советского режима; можно спорить только о датах и деталях». В буржуазной прессе раздавались и трезвые голоса, выражавшие сомнение в возможности реставрации капитализма в России, однако они были редки.

В действительности нэп  экономически и политически обеспечивал  возможность построения фундамента социалистической экономики. Хотя в  первое время имело место отступление, выразившееся в довольно, значительном оживлении частнокапиталистических элементов в стране, нэп был целиком подчинен основной стратегической цели - социалистическому строительству. Характеризуя в речи на Всероссийском съезде политпросветов в октябре 1921 г. смысл новой экономической политики, В. И. Ленин говорил: «Весь вопрос — кто кого опередит? Успеют капиталисты раньше сорганизоваться,- и тогда они коммунистов прогонят... Или пролетарская государственная власть окажется способной, опираясь на крестьянство, держать господ капиталистов в надлежащей узде...»2 Ленин предвидел, что впоследствии, при условии упрочения союза рабочего класса с крестьянством, темпы движения советского народа по пути к социализму будут такими, о каких в 1921 г. нельзя было и мечтать, и вопрос «кто кого» будет решен в пользу социализма.

Враги Советской власти - остатки меньшевиков и эсеров, а также антиленинские элементы - троцкисты, бухаринцы и др.- пытались извратить сущность новой экономической  политики. Партия провела в массах большую разъяснительную работу. На протяжении 1921 г. решение о новой экономической политике обсуждалось во всех партийных организациях, на широких беспартийных рабоче-крестьянских конференциях. Партия не скрывала от народа огромные трудности, которые еще предстояло преодолеть, постоянно подчеркивала, что победа социализма будет завоевана только в острой классовой борьбе.

Центральный Комитет  партии и Советское правительство  повседневно занимались вопросами  возрождения народного хозяйства. Многие видные деятели партии были направлены на хозяйственную работу: Ф. Э. Дзержинский руководил транспортом, а затем ВСНХ, В. В. Куйбышев - деятельностью Главэлектро, Г. М. Кржижановский - Госпланом, Л. Б. Красин - внешней торговлей. Восстановлением народного хозяйства руководили С. М. Киров и Г. К. Орджоникидзе (в Закавказье), Г. И. Петровский и В. Я. Чубарь (на Украине) и другие.

В начале новая экономическая  политика рассматривалась как временная  мера, предназначенная для подготовки перехода через прямой товарообмен  к социалистическому продуктообмену. Ее необходимость объяснялась специфическими условиями России, где многомиллионная масса мелких товаропроизводителей нуждалась в рынке. Однако уже на X Всероссийской конференции 28 мая 1921 г. В.И. Ленин говорит о нэпе как о долговременной стратегии партии, подлежащей "проведению всерьез и надолго"3

В качестве стимулов в  развитии советской экономики на первый план выдвигались экономическая  заинтересованность и хозяйственный  расчет. Большое внимание уделялось кооперативным формам.

В.И. Ленин подчеркивал, что кооперация является наиболее "простым, легким и доступным для крестьян" путем  перехода к новым порядкам. "Одно дело фантазировать насчет всяких рабочих  объединений для построения социализма, другое дело научиться практически строить этот социализм так, чтобы всякий мелкий крестьянин мог участвовать в этом построении."

Сущность нэпа была понята не всеми. Неверие в нэп, в его социалистическую направленность порождало споры  о путях развития экономики страны, о возможности построения социализма. При самом различном понимании нэпа многие партийные руководители сходились в том, что в конце гражданской войны в Советской России сохранились два основных класса - рабочие и крестьяне, а в начале 20-х гг., после введения нэпа, появилась и новая буржуазия, носительница реставраторских тенденций. Широкое поле деятельности для непманской буржуазии составили отрасли, обслуживающие важнейшие потребительские интересы города и деревни. Частный сектор промышленности состоял главным образом из предприятий, работающих на местном сырье и обслуживающих потребительский рынок. В основном это были предприятия ремесленного и кустарного типа. Частные предприятия производили почти 90 % продукции всей мелкой промышленности. Только за первый год нэпа было передано в аренду около половины намеченного ВСНХ арендного фонда, т.е. более 10 тыс. промышленных предприятий, а к концу 1923 г. — уже около 3/4.

В результате осуществления новой  экономической политики в стране начался хозяйственный подъем. За период 1921-1924 гг. валовая продукция крупной государственной промышленности возросла более чем в 2 раза. На действовавших предприятиях удалось сохранить основные кадры рабочих. С 1923 г. начался быстрый рост числа рабочих, за мятых в государственной промышленности, в результате чего удалось достигнуть довоенного уровня по выпуску важнейших видов продукции в крупной и мелкой промышленности. Восстанавливался транспорт, налаживалась его работа. Особенно важное значение имело оздоровление финансовой системы. Наряду с Государственным банком в 1922 г. выли открыты отраслевые банки - Торгово - промышленнный, Российский коммерческий банк, Банк потребительской кооперации и др., а также местные коммунальные банки. Система банковских учреждений дополнялась в деревне кредитной кооперацией, руководимой местными и центральными сельскохозяйственными банками, в городе - обществами взаимного кредита, обслуживающими частные промышленные и торговые предприятия.

С осени 1921 г. в стране началось проведение денежной реформы. В октябре 1922 г. Госбанк выпустил в оборот банковский билет (червонец), имевший твердое обеспечение. К концу 1923 г. в стоимости всей денежной массы удельный вес червонцев достиг уже трех четвертей. К весне 1924 г. денежная реформа была завершена. Торговый оборот начал строиться на основе твердой советской валюты, которая была принята на валютных биржах мира как конвертируемая.

Уже к 1922 г. обозначился заметный рост сельского хозяйства. Страна была накормлена.

В целом восстановление народного хозяйства страны остро поставило вопрос об индустриализации и преодолении технико-экономической отсталости страны.

В стране, где проживало 160 млн. человек, в конце 20-х гг. производилось  ежегодно 3-4 млн. т чугуна, 4-5 млн. т  стали, 35-40 млн. т угля, 5-6 млрд. кВт.ч электроэнергии, т.е. в 2-3 раза меньше, чем в Германии, Англии, Франции (странах с населением 40-60 млн. человек), и во много раз меньше, чем в США. Уровень производства на душу населения был меньше, чем в индустриально развитых странах в 5-10 раз и более. Многие сложные промышленные изделия у нас вообще не производились. Поэтому важнейшей задачей в эти годы стала задача развития тяжелой промышленности, которая нуждалась в государственных субсидиях.

Уже в 1922-1923 гг. государство  вложило только в производство металла свыше 32 млн. золотых рублей, почти столько же было выделено на электростроительство, около 52 млн. - на развитие угольной и нефтяной промышленности. Однако по масштабам и темпам восстановления впереди шла деревня. Кустарно-ремесленное производство росло также быстрее, чем крупная промышленность.

Вопрос о развитии промышленности был обсужден на XII съезде партии, состоявшемся в апреле 1923 г. Докладчиком выступил Л.Д. Троцкий, который призывал к хозяйственному наступлению, обеспечивающему приоритет государственной промышленности над сельским хозяйством. Однако съезд отверг такую позицию, отметив в своем решении первостепенное значение сельского хозяйства в экономике страны на данном этапе ее развития.

Таким образом, нэповская экономика представляла собой сложную и малоустойчивую рыночно-административную конструкцию. Причем введение в нее рыночных элементов носило вынужденный и тактический характер, а сохранение административно-командных - принципиальный и стратегический. Не отказываясь от конечной цели (создания нерыночной экономики), большевики прибегли к использованию товарно-денежных отношений при одновременном сохранении в руках государства «командных высот»: национализированной земли и недр, крупной и большей части средней промышленности, транспорта, банковского дела, монополии внешней торговли. Предполагалось относительно длительное сосуществование социалистического и несоциалистических (государственно-капиталистического, частнокапиталистического, мелкотоварного, патриархального) укладов с постепенным вытеснением последних из хозяйственной жизни страны при опоре на «командные высоты» и с использованием рычагов экономического и административного воздействия на крупных и мелких собственников (налоги, кредиты, ценовая политика, законодательство).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Противоречия, кризисы и итоги НЭПа.

В.И. Ленин понимал неизбежные противоречия, опасности развития на пути нэпа. Он считал необходимым укрепление Советского государства для обеспечения победы над капитализмом, сохранение в руках пролетарского государства "командных высот" в экономике. Перед частным капиталом были поставлены жесткие рамки в виде монополии внешней торговли, сохранения оптовой торговли в руках государства, права заготовки и реализации ряда важнейших продуктов - хлеба, металла, текстиля и др.

Социально-экономическое  развитие СССР в 20-е гг. определялось следующими основными параметрами: а) стартовой площадкой нэпа: разрушенным  в предшествующий период народным хозяйством, что создавало эффект «восстановительного» периода — быстрого «дешевого» экономического роста преимущественно на основе загрузки уже имеющегося морально устаревшего, физически изношенного, но еще функционирующего основного капитала; б) отсутствием нормальных экономических отношений с мировой экономикой: крайне незначительным притоком предпринимательского капитала, сокращением внешнеторгового товарооборота; в) резким разрывом между городом и деревней в технологическом, организационно-производственном, воспроизводственном, политико-экономическом отношениях.

Введение твердой валюты укрепило «смычку» индустрии с сельским хозяйством в сфере оборота, но не могло устранить структурного противоречия между крупной, централизованной промышленностью и крайне раздробленным в результате аграрной революции сельским хозяйством. Решениями XIV партконференции (апрель 1925 г.) и XIV съезда ВКП(б) (декабрь 1925 г.) был снят ряд препятствий на пути укрупнения производства в аграрном секторе; облегчен найм рабочей силы в деревне, разрешена аренда земли.

Рост крупного индустриального товарного крестьянского хозяйства сдерживала налоговая политика советской власти в деревне. Были освобождены от сельхозналога беднейшие крестьянские хозяйства. Зажиточные же крестьяне и кулаки, составившие в 1923—1924 гг. 9,5% крестьянских дворов, выплатили 29,2% суммы налога. В дальнейшем удельный вес этой группы в налогообложении еще более возрос. В результате темпы дробления крестьянских хозяйств были в 20-е гг. в два раза выше, чем до революции. Разделяя хозяйства, зажиточные слои деревни пытались ускользнуть из-под налогового пресса.

Завершение восстановления народного хозяйства обусловило необходимость увеличения капиталовложений с длительным сроком оборота. Но внешние  источники накопления были скудны, а внутренние частично блокировались «антикапиталистической» политикой правительства. В условиях острой нехватки капиталов усиливается тенденция к их централизованному перераспределению и административному вмешательству в экономику. 29 июня 1927 г. ЦИК и СНК СССР приняли новое Положение о государственных промышленных трестах. В определение треста было введено указание на подчинение деятельности треста плановым заданиям органа, в ведении которого он находится (ВСНХ), и исключено положение об извлечении прибыли как цели деятельности треста. Чуть позже усиливается экспансия административных методов в аграрном секторе.

В 1923 г. страна столкнулась с серьезным  кризисом, связанным с расхождением цен на промышленные и сельскохозяйственные товары ("ножницы" цен), с недовольством крестьян, складывавшимися экономическими отношениями с промышленностью. Возникновение "ножниц" цен было связано с тем, что сельское хозяйство восстанавливалось быстрее промышленности. К середине 1923 г. сельское хозяйство был восстановлено по отношению к довоенному уровню на 70 %, а крупная промышленность — всего лишь на 39 %. Столь большое несоответствие в темпах восстановления вело, с одной стороны, к удорожанию изделий фабрично-заводского производства, а с другой — к удешевлению сельскохозяйственной продукции. Покупательная способность крестьян снизилась. Достаточно привести только один пример. Если в 1913 г. крестьянин мог за один пуд ржи приобрести около 6 аршин ситца, то в 1923 г. — только 1,5 аршина, т.е почти в 4 раза меньше. Примерно втрое меньше крестьянин мог приобрести и сахара.

Информация о работе Новая экономическая политика: сущность и противоречия