Новгородская архитектура 12-15 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:03, реферат

Описание

В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника города.

Работа состоит из  1 файл

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 12.docx

— 19.17 Кб (Скачать документ)

НОВГОРОДСКАЯ АРХИТЕКТУРА 12-15 ВЕКОВ

 

В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярство завладевает  государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемного военачальника  города. Князья переселяются в Городище, возле которого возникает княжеский  Юрьев монастырь, а чуть позже  — Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставить потерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстислав заложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии храм представлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавый храм Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом. По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор является большим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитым противопоставлением нового княжеского храма храму Софии. 

Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году князем Всеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородском зодчестве  первое место после Софии. Новгородский князь стремился построить здание, которое могло бы если не затмить  собор Софии, то хотя бы конкурировать  с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор — “мастер  Петр”. 

 

Георгиевский собор, как и собор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К его северо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню с расположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийся русский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности, доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясность конструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитного целого. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся два последних княжеских храма — церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковь Успения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго до изгнания его из Новгорода). В основе обоих построек — упрощенный план Николо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкой щели в толще западной стены. 

 

 

 После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие  себя в городе князья не выстроили  ни одного здания. Нередко сбегавшие  с “новгородского стола”, а еще  чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупное строительство, требовавшее времени и средств. Только в обстановке вот таких  новых политических условий может  быть понят последний памятник княжеского строительства в Новгороде —  церковь Спаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичем подле новой княжеской резиденции на Городище. Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмя столбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хор в западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций – стены ее непомерно толсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему “полосатой” кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают этой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковское зодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчества ранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции. 

 

 

 Во  второй половине двенадцатого века в  Новгороде складывается новый тип  храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляются здания небольшие  и простые, но строящиеся в большом  количестве. 

 

 

 Решительно  меняется характер интерьера. Пышные открытые полати — хоры — заменяются закрытыми  со всех сторон угловыми камерами на сводах, соединенными между собой небольшим  деревянным помостом. 

Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни для  входа на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены. Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества, с конца двенадцатого века исчезает совершенно. 

 

Фасады становятся лаконичнее. Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения у  деревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратный четырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами на восточной стороне. 

 

 

 Церковь Петра и Павла  на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг., полностью совпадая с выше охарактеризованным типом, имеет одну примечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядов камня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются с рядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Эта особенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века и объясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. 

Не стоит забывать и церковь  Кирилла в Кирилловском монастыре, полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную  братьями. Константином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего — мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собой ближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы.  

 

 

 

 В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 году, появляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсиде примыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри. Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу здания примыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба, были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными для Новгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения, соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенность интересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятника смоленского зодчества этого периода — церкви Михаила Архангела (1194г.). Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска.  

 

 

 В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесанной волховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов и сводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера. Эта кладка типична для Новгорода XIII-XV веков. Подобная техника придает поверхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность. 

 

 

 Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345 г.) Она имеет еще позакомарное покрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трех лопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами. 

Церковь Успения на Волотовом поле (1352 г.) — одноглавый кубический четырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижние части столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русском зодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертой новгородского и псковского зодчества XIV-XV веков.


Информация о работе Новгородская архитектура 12-15 веков