Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 00:53, доклад
В посткоммунистическом мире сложилось понятие «новых демократий», которое отличалось некоторыми отличительными чертами. Например, в парламентских республиках (Венгрия, Чехия, Словакия) массовые представления власти связаны с парламентами и партиями, в Польше – с политическими элитами сейма и с окружением президента.
Новые
демократии.
В
посткоммунистическом мире сложилось
понятие «новых демократий», которое отличалось
некоторыми отличительными чертами. Например,
в парламентских республиках (Венгрия,
Чехия, Словакия) массовые представления
власти связаны с парламентами и партиями,
в Польше – с политическими элитами сейма
и с окружением президента. Большинство
граждан в центрально-восточной Европе
готовы почти безоговорочно признать
над собой лишь власть закона, в отношении
политических институтов возникают проблемы.
Для посткоммунистических стран в начале
1990-х годов были характерны поверхностное
усвоение демократической риторики политическими
элитами и растерянность массового сознания,
противоречиво сочетавшего демократические
и авторитарные наклонности. «Скорее можно
говорить о выборочном усвоении демократических
ценностей. При этом более укорененными
оказались те ценности и установки, которые
были более органичны национальной культуре»
Неустойчивость и непредсказуемость связей между социальным положением индивидов и их электоральными предпочтениями привели некоторых аналитиков к заключению о том, что во многих новосозданных демократиях — например, в России — социальные базы выбора при голосовании не поддаются идентификации, а сам этот выбор делается исходя из соображений идеологического характера, персональных качеств кандидатов и т.д.. И действительно, в посткоммунистических странах практически не прослеживается наиболее популярный в западных электоральных исследованиях "раскол" — между собственниками и рабочими. "Расколы" по религиозному и этническому признакам, разумеется, сохраняют свое значение, однако они наблюдаются далеко не везде. Вместе с тем существует "раскол", давно уже отошедший на второй план как фактор электорального поведения в большинстве западных стран, но вполне значимый в некоторых посткоммунистических демократиях — между городским и сельским населением. Он отмечается, например, в Болгарии и — несколько менее отчетливо — в Венгрии.
В России наличие подобного
раскола было впервые
Еще более серьезные трудности возникают с применением к восточноевропейским реалиям "социально-психологического подхода" в версии "партийной идентификации". Это и понятно: при коммунистическом режиме состязательных политических партий, которые могли бы послужить объектами притяжения избирателей, просто не было. Правда, в некоторых странах были восстановлены партии, действовавшие до прихода коммунистов к власти, и иногда базы их поддержки обнаруживают связь с прошлым. Однако нище в посткоммунистическом мире — кроме, пожалуй, Румынии — такие партии не стали существенным фактором электоральной политики. В большинстве восточноевропейских стран не приходится говорить и о значимой связи между фактом членства в коммунистической партии до начала демократизации и голосованием за наследующую ей партию на свободных выборах. Что же касается новообразованных партий, то их организационная нестабильность, равно как и отмеченная во многих исследованиях крайняя неустойчивость избирательских предпочтения, делают саму мысль о применении к ним понятия "партийной идентификации" довольно парадоксальной.
Означает ли это, что "
Подобная идентификация не
Как ни странно, при анализе
поведения избирателей в
Одна из проблем, связанная с применением такого подхода, состоит в том, что первая фаза экономических реформ в Восточной Европе практически повсеместно сопровождалась ухудшением положения в экономике и падением уровня жизни населения, однако электоральный успех часто сопутствовал поборникам продолжения или даже радикализации преобразований.
Использованная литература: