Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 16:07, реферат
Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основывается на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку получаемая ими помощь состоит исключительно из образцов западной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.
Процессы дифференциации, протекающие во всех подсистемах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, получивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономическим ростом, чем промышленно развитые страны, и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.
Внешняя
задолженность
Острейшей
проблемой развивающихся стран
на рубеже XX и XXI вв. остается внешняя
задолженность.Утечка национального дохода
в виде процентов по внешней задолженности
приводит к снижению темпов экономического
роста, развитию инфляционных процессов
и, следовательно, к усугублению долгового
бремени, снижению уровня жизни значительной
части населения и нарастанию социальной
и политической нестабильности. Большинство
развивающихся стран в 80-е и 90-е годы оказались
неспособными обслуживать свои внешние
долги. Падение цен на нефть, продолжавшееся
вплоть до второй половины 1999 г., и на другие
сырьевые ресурсы, а также отсутствие
внутреннего механизма модернизации наиболее
отсталых экономик сводили на нет усилия
по преодолению долгового кризиса развивающихся
стран. Проблема внешней задолженности
усугубляется ошибками во внутренней
политике развивающихся государств.
Политическая нестабильность в ряде стран приводит к бегству из них национального капитала, в результате значительная часть внешних долгов уходит на замещение национального капитала, покидающего эти страны, и на осуществление амбициозных проектов правящих режимов. Так, в 1970-1988 гг. африканские страны получили более 300 млрд долл. в виде иностранной помощи, но большая часть этих средств пошла на строительство аэропортов, новых столиц, офисных здании и на покупку вооружения. А ведь размер этой помощи для некоторых стран, например, Танзании, составляет от 3 до 5 размеров их ВНП. В связи с нерациональным использованием значительной доли финансовых ресурсов развивающимися странами отношение развитых стран к предоставлению финансовой помощи третьему миру стало меняться. В последние годы размеры этой помощи уменьшаются.
Экономимеские
проблемы развивающихся
стран
Значительную
остроту на рубеже тысячелетий в
развивающихся странах
Демографический
взрыв в развивающихся странах,
обусловленный преодолением массового
голода и улучшением питания в результате
приобретения национальной независимости
привели к резкому росту населения в этих
странах. В итоге их доля в общей численности
жителей Земли выросла за последние полвека
с 2/3 до 4/5 . В результате роста населения
сокращается площадь сельскохозяйственных
угодий на душу и интенсивность обработки
земли, а это приводит к истощению плодородия
почвы, сокращению продуктивности и выведению
земель из сельскохозяйственною оборота,
превращению их в пустыни и полупустыни.
Перемещение
экологически опасных производств из
развитых в развивающиеся страны сопровождается
загрязнением почвы, воды и атмосферы.
Использование угля и других низкоэффективных
источников энергии приводит к повышенному
содержанию углекислоты в атмосфере планеты,
что является одной из важнейших причин
глобального потепления климата.
Многие
развивающиеся страны участвуют
в производстве веществ, способствующих
разрушению озонового слоя в атмосфере
Земли.
Наименее
развитые страны в
системе мирового
хозяйства
Особую
тревогу вызывает социально-экономическое
положение наименее развитых стран (НРС)
мирового сообщества. Средневзвешенный
подушевой доход в этих странах не превышает
950 долл., ожидаемая продолжительность
жизни - 50,6 года В группу НРС попали также
страны, оказавшиеся вовлеченными в непрекращающиеся
внутренние и внешние вооруженные конфликты.
В 90-е годы войнами и гражданскими беспорядками
были охвачены 15 наименее развитых стран,
в результате чего оказалась разрушенной
и без того хилая экономическая инфраструктура,
нередко заброшено даже сельское хозяйство
-основной источник жизни.
Учитывая
отсутствие возможностей у этих стран
самостоятельно интегрироваться в
мировую экономику, МВФ, Всемирный
банк, различные институты ООН, региональные
банки развития, Европейский Союз,
Комитет содействия развитию, объединяющий
20 индустриальных стран, и ОПЕК разработали
программы финансовой стабилизации и
структурной перестройки экономик африканских
стран, обязывающие страны-заемщики проводить
курс на развитие рыночных отношений путем
либерализации экономики, сокращения
госсектора и государственного вмешательства
в хозяйственную деятельность, приватизации
государственных предприятий и стимулирования
экспортного производства при ограничении
импортозамещения.
Низкое
качество человеческого капитала, быстрый
прирост населения, примитивная техника
(особенно в сельском хозяйстве), очень
слабый частный сектор не способствуют
рациональному использованию иностранных
вливаний в НРС. Все это усугубляется непродуманной
экономической политикой и вооруженными
конфликтами. Тяжелым бременем для североафриканских
стран стала внешняя задолженность (223
млрд долл.). Ее удельный вес в объеме ВВП
достигает 70%.
Сокращение
государственных расходов в соответствии
со Структурными программами международных
финансовых организаций усугубило и без
того бедственное состояние социальной
сферы. Около 50% населения - беднота, доходы
которой обеспечивают лишь физическое
выживание. Даже в городах за чертой бедности
приживает 42% населения (против 28% во всех
развивающихся странах). Страшным бичом
для африканцев является СПИД.
Высокие
темпы роста ВВП демонстрируют
в последние годы Эфиопия и
Мозамбик, достигнутые во многом благодаря
активной поддержке МВФ и МБРР.
Однако чрезвычайно низкий стартовый
уровень экономическою
И все же в последние 15 лет около десятка НРС сумели избежать серьезных внутренних конфликтов, разумно ориентировать торговые связи с другими государствами, определить ассортимент своего экспорта. Не допуская высоких темпов инфляции, они начали создавать условия для притока финансовых ресурсов не только за счет официальной помощи, но и за счет переводов своих граждан, работающих за границей, и даже прямых иностранных инвестиций. Таким образом, даже самые отсталые регионы мирового сообщества постепенно начинают преодолевать, казалось бы, безнадежную отсталость.
Информация о работе Новые индустриальные страны мировой экономики