Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 23:58, реферат
Иоанн де Плано Карпини, брат ордена миноритов, легат апостольского Престола был послан к Татарам и другим народам востока Папой Римским и кардиналами. Первая глава посвящается земле Татар, ее количеству и природным условиям. Вторая глава рассказывает о людях, о внешнем виде лиц, о супружестве, одеянии, жилищах и имуществе. Третья глава повествует об обычаях, богопочитании, о гаданиях и очищениях и погребальном обряде. Четвертая глава посвящена хорошим и дурным нравам Татар и их пище. Пятая описывает зарождение державы Татар, их княз
Иоанн де Плано Карпини, брат ордена
миноритов, легат апостольского
Престола был послан к Татарам
и другим народам востока Папой
Римским и кардиналами. Первым делом
путешественники направились к
Татарам. Они сильно опасались, что
от монголов будет грозить опасность
Божьей Церкви. Они также боялись,
что эти народы могут убить
их или взять в плен, измываться
над ними и мучить. Но они не щадили
себя, их цель – выполнить поручение
Папы и принести пользу христианам,
узнав истинные намерения Татар,
чтобы те не произвели кровопролития
среди христианского народа. Автор
призывает верить каждому его
слову, ибо он видел всё собственными
глазами и пережил сам, просуществовав
в этой земле год и четыре месяца,
общался с пленными-
Первая глава посвящается земле Татар, ее количеству и природным условиям.
Земля Татар, по словам Плано Карпини,
расположена в той части
Погодные условия совершенно иные. Летом, когда у всех тепло, у Татар бывают сильные громы и молнии, которые убивают много людей. Также в это время очень много снега, сильные бури с холодными ветрами, такие, что люди с трудом ездят верхом. От ветра падают деревья, а пыль стоит столбом, поэтому людям тяжело смотреть. Зимой в этой земле никогда не бывает дождя, он идет только летом и то очень не долгое время, даже не успевает смочить корни трав. Часто там бывает крупный град. Плано Карпини приводит в пример, когда выпал столь сильный град, который снес имущество и жилища, а после того, как растаял, утонуло 160 человек. Летом может быть сильный зной, резко сменяющийся холодом. Земля монголов велика, но мало пригодна для жилья.
Вторая глава рассказывает о людях, о внешнем виде лиц, о супружестве, одеянии, жилищах и имуществе.
Лицом они сильно отличались от европейцев. Между глаз и щек они шире, чем другие люди, щеки сильно выделяются от скул, плоский и маленький нос, небольшие глаза, ресницы приподняты до бровей. Татары маленького роста с тонкой талией и небольшими ногами. Борода у всех очень короткая. Голову бреют на три пальца ширины от одного уха до другого, на маковке имеют гуменце, надо лбом бреют два пальца ширины, остальные волосы оставляют расти, делая из них две косы, завязывая каждую за ухом.
Жен у каждого столько, сколько он в состоянии содержать. Они могут сочетаться браком с любой родственницей, кроме матери, дочери, сестры от той же матери. На сестрах от другой матери и женах умершего отца или брата они могут жениться. Будущих жен покупают у родителей очень дорого .После смерти мужа женщине тяжело заново вступить в брак.
Одеяние и у мужчин, и у женщин однообразное. У них нет ни плащей, ни шуб, ни шляп, ни шапок. Носят кафтаны из букарана, пурпура и балдакина, которые сверху до низу разрезаны и запахиваются на груди ; с левого боку они застегиваются одной, а на правом – тремя пряжками, на левом также боку разрезаны до рукава. Полушубки шьются таким же образом, но верхний полушубок имеет волосы снаружи, а сзади он открыт, он с хвостиком, висящим сзади до колен. Замужние женщины носят широкий и разрезанный спереди до земли кафтан. На голове носят нечто круглое из прутьев или из коры, длиною в один локоть и заканчивающееся наверху четырехугольником. Убор увеличивается в ширину, наверху имеет один длинный и тонкий прутик из золота, серебра или дерева или даже перо, он нашит на шапочку, которая простирается до плеч и покрыта букараном или пурпуром. Без убора они никогда не появляются на людях. Молодых девушек с трудом можно отличить от мужчин, так как одеваются они во всем также.
Ставки круглые в виде палатки из прутьев. Наверху в середине круглое окно, откуда попадает свет, а также для выхода дыма потому, что в середине всегда разведен огонь. Двери из войлока, стены и крыши тоже покрыты войлоком. Некоторые быстро разбираются и переносятся на вьючных животных, другие не могут разбираться, но перевозятся на повозках. Куда бы они ни шли, на войну ли или в другое место, они всегда перевозят их с собой.
Татары очень богаты скотом: верблюдами, быками, овцами, козами и лошадьми. Вьючного скота у них такое огромное количество, какого, по мнению автора, нет и в целом мире; свиней и иных животных нет вовсе.
Третья глава повествует об обычаях, богопочитании, о том, что они признают грехами, о гаданиях и очищениях и погребальном обряде.
Они веруют в единого Бога,
которого признают творцом видимого
и невидимого, блаженства и мучений,
однако они не молятся ему и
не совершают обрядов. У них есть
человекообразные идолы из войлока,
они ставят их с обеих сторон двери
ставки и вкладывают в них нечто
из войлока, сделанное наподобие
сосцов, и признают их за охранителей
стад, дарующих им обилие молока и приплода
скота. Других идолов делают из шелка.
Некоторые ставят их на прекрасной
закрытой повозке пред входом в ставку,
а кто украдет что-нибудь из нее,
они убивают без всякого
Хотя у них нет никакого
закона о справедливых деяниях или
предостережении от греха, они имеют
некоторые предания о том, что
называют грехами. Например, вонзать
нож в огонь, касаться огня ножом,
или извлекать ножом мясо из котла,
рубить топором возле огня, ибо
они веруют, что таким образом
должна быть отнята голова у огня; же
опираться на плеть, которой погоняют
коня; касаться стрел бичом; ловить
или убивать молодых птиц, ударять
лошадь уздою; ломать кость о другую
кость проливать на землю молоко
или пищу, мочиться в ставке, но если
кто это сделает добровольно,
его убивают, если иначе, он должен заплатить
колдуну за очищение ставки, пока это
не произойдет, никто не должен входить
в нее. Если кому положат в рот
кусочек, и он не может проглотить
его и выбросить его изо
рта, то под ставкой делают отверстие,
вытаскивают его через это
отверстие и без всякого
Они любят гадать по полету птиц и внутренностям животных, интересуются чародейством и волшебством. Бога, который отвечает им ( но которого автор называет демоном) они именуют Итога, они страшно боятся и чтут его, приносят ему дары, делают все согласно его ответам. Все, что они делают нового, они начинают в начале луны или в полнолуние, именуя луну великим императором, преклоняются перед ней и молятся. Солнце называют матерью луны, потому что она получает свет от солнца. Татары верят, что огнем все очищается, поэтому когда к ним приходят послы или вельможи, то им вместе с их дарами надлежит пройти между двух огней, чтобы очиститься, дабы они не устроили какого-нибудь отравления и не принесли яду или зла. . Если кто-то смертельно заболеет, на ставке выставляют копье и обвивают вокруг черным войлоком, и чужой не смеет вступить в его ставку. Присутствующие при чьей-либо смерти не могут входить в орду князя или императора до новой луны. Знатных лиц хоронят тайно в поле вместе со ставкой, сидящими посредине, перед ними ставят стол и корыто, полное мяса, и чашу с кобыльим молоком, и вместе с ними хоронят кобылу с жеребенком и коня с уздечкой и седлом, а другого коня съедают, набивают кожу соломой и ставят ее повыше на двух или четырех деревяшках, чтобы у них была в другом мире ставка, где жить, кобыла, чтобы получать от нее молоко и даже иметь возможность умножать себе коней, и кони, на коих он мог бы ездить, а кости того коня, которого они съедают за упокой его души, они сжигают. Золото и серебро они хоронят таким же образом вместе с ним. Повозку, на которой везут его, ломают, а ставку его разрушают, и никто до третьего поколения не называет умершего его собственным именем.
В поле удаляют траву с корнем, делают большую яму и с боку этой ямы делают яму под землею и кладут под покойника раба-любимца. Раб лежит под ним долго, затем его вытаскивают, чтобы он мог вздохнуть, так происходит трижды, если он уцелеет, то становится свободным. Сверху захоронения кладут траву, чтобы нельзя было найти это место. В их земле два кладбища: императорское, княжеское и вельможеское, а другое – то, на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии. К этим кладбищам никто не подходит, кроме сторожей, а если кто подойдет, его обнажают и подвергают очень злым побоям. Автор сам случайно забрел на это кладбище, но сторожа дали им уйти, так как они были послами и не знали обычая страны. Родственников усопшего и всех, кто пребывает в его ставках, нужно очистить огнем. Устраивают два огня и рядом с огнями ставят два копья с веревкой на верхушке копий, и над этой веревкой привязывают обрезки из букарана; под этой веревкой и привязками между упомянутых двух огней проходят люди. И присутствуют две женщины, прыскающие воду и произносящие заклинания.
Четвертая глава посвящена хорошим и дурным нравам Татар и их пище.
Татары повинуются своим владыкам больше, чем остальные люди, более всех уважают их. Пререкания бывают редко, драк не бывает вовсе также как войн, ссор, ран, человекоубийства между друг другом.. Там нет разбойников и воров, поэтому их ставки и повозки не закрываются замками. Они помогают искать пропавшее имущество, например скот. Люди чтят друг друга, все дружны; делятся пищей между собою. Они выносливы, поэтому, голодая, не выражают нетерпения, а поют и играют, как будто хорошо поели. Спокойно выносят свои погодные условия. Татары не изнеженные. Взаимной зависти у них нет; они сплоченные, поддерживают насколько могут, по средствам. Женщины целомудренны, и о бесстыдстве их ничего среди них не слышно; однако некоторые из них в шутку произносят достаточно позорных и бесстыдных слов. Несмотря на пьянство, никогда не вступают в словопрения или драки.
Татары слишком гордые по сравнению с другими людьми и презирают всех. Они очень вспыльчивы и раздражительны, лживы, льстивы, коварные обманщики, хитрые. Пьянство почетно. Они очень алчны и скупы, попрошайки, но очень скупы. Убийство других людей не считается чем-то плохим. Их пищу составляет все, что можно разжевать, они едят собак, волков, лисиц и лошадей, а в случае нужды и человеческое мясо. Они едят также очищения, выходящие из кобыл вместе с жеребятами. Плано Карпини рассказывает, что видел даже, как они ели вшей и мышей. Скатертей и салфеток у них нет. Хлеба тоже нет, как зелени и овощей, ничего, кроме мяса. Жир от мяса они вытирают о сапоги или траву. Один разрезает пищу, другой раздает кусочки. Они не моют посуду, а если иногда и моют мясной похлебкой, то снова с мясом выливают в горшок. У них считается великим грехом, если что-то погибнет из питья или пищи, поэтому они не бросают собакам кости, пока сами не высосут мозжечок. Платья свои они не моют. . Кобылье молоко пьют в огромном количестве, пьют также овечье, коровье и верблюжье молоко. У них нет вина, пива и меду, если этого им не пришлют и не подарят другие народы. Зимой, так как нет кобыльего молока, они варят просо с водою, размельчая его, чтобы пить. И каждый пьет поутру чашу или две, и днем они больше ничего не едят, а вечером каждому дается немного мяса, и они пьют мясную похлебку. Летом они редко едят мясо, если им случайно не подарят его, или они не поймают на охоте.
У Татар есть закон убивать мужчину или женщину, которых они застанут в явном прелюбодеянии. Воров убивали сразу, как и шпионов. За оскорбление старших – жестокое избиение. Между сыном от наложницы и от жены нет разницы, но отец дает каждому из них, что хочет, и если он из рода князей, то сын наложницы является князем постольку же, как и сын законной супруги. И если один Татарин имеет много жен, то каждая из них сама по себе имеет свою ставку и свое семейство; и один день он пьет, ест и спит с одной, а другой день с другою, одна из них считается старшей, и он бывает с ней чаще.
Мужчины ничего не делают, кроме упражнений в стрельбе. Все они хорошие стрелки, и дети их, с двух лет начинают ездить верхом и управляют лошадьми, скачут на них, и им дают лук по возрасту, и они учатся пускать стрелы, ибо они очень ловки, а также смелы. Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Стремена у них очень короткие, лошадей они очень берегут. Жены их все делают: шьют одежду и обувь, правят повозками и чинят их, вьючат верблюдов. Все женщины носят штаны, а некоторые и стреляют, как мужчины.
Пятая глава описывает зарождение державы Татар, их князей и власть императора.
Земля Татар именуется Монгал. Эта земля имела некогда четыре народа: один назывался Йека-Монгал, то есть великие Монгалы, второй назывался Су-Монгал, то есть водяные Монгалы, сами же себя они именовали Татарами от некоей реки, которая течет чрез их страну и называется Татар; третий народ назвался Меркит, четвертый – Мекрит. Все эти народы имели одну форму лиц и один язык, хотя между собою они разделялись по областям и государям. . В земле Йека-Монгал появился Чингис, который научил людей воровать и грабить добычу. Далее, он ходил в другие земли и не оставлял пленять и присоединять к себе кого только мог, людей своего народа он преклонил к себе, и они следовали за ним, как за вождем. После этого, вместе со всеми ними, он подчинил Меркитов, страна которых была расположена возле земли Татар. Найманы и Кара-Китаи также были побеждены Монгалами, и большая часть их была убита, а другие, которые не могли ускользнуть, были обращены в рабство. После тяжелого поражения в битве с китайцами, Чингис снова подготовился к бою и вышел на войну против земли Гуиров; эти люди – христиане несторианской ереси; их он также покорил войною, и Татары приняли их грамоту, ибо прежде не имели никаких письмен. Двинувшись отсюда против земли Сари-Гуйюр и против земли Каранитов, и против земли Войрат, и против земли Комана, Чингис покорил войною все эти земли. После долгой борьбы с китайцами, Татары покорили большую часть земли китайцев, императора их заперли в его главном городе. Они осаждали его так долго, что у войска не хватило вовсе съестных припасов, и Чингисхан приказал им, чтобы они отдавали для еды одного человека из десяти. Затем они хитростью взяли город, убили императора и взяли все богатства. . И тогда впервые, после победы над императором Китаев, Чингисхан сделался императором. На дальнейшие завоевания он отправлял своих сыновей. Чингисхан издал постановление, что всякого, кто, превознесся в гордости, пожелает быть императором собственною властью без избрания князей, должно убивать без малейшего сожаления; и, что Татары должны подчинить себе всю землю и не должны иметь мира ни с каким народом, если прежде не будут они подчинены. . Он установил также, что их войско должно быть разделено под начальством тысячников, сотников, десятников и тьмы (то есть десять тысяч). Чингисхан был убит ударом грома.
Информация о работе Нравы и быт монголов глазами европейских путешественников