О личных преимуществах дворян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:52, реферат

Описание

Естественным следствием благородства должно быть снятие с дворянства всего того, что равняло его с другими. Екатерина II поняла это и потому развила в Грамоте (гл. «А») целую систему норм о личных правах и привилегиях.
В статье 1 заслуги предков перед государством в древности рассматриваются в качестве важнейшего критерия принадлежности к дворянству: «Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное».

Работа состоит из  1 файл

Готовая КОНТРОЛЬНАЯ ПО ОТ,ИСТОРИИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 35.16 Кб (Скачать документ)

  Десять  заседателей (верхнего земского суда и  заседатели совестного суда, уездного суда и нижнего земского суда) выбираются чрез каждые три года дворянством  тех уездов, «кои составляют подсудное  ведомство…» того суда, из дворян на месте живущих, или на тех, кои  в дворянском списке той губернии написаны.

  Уездный или окружной судья и земский  исправник или капитан выбираются дворянством через три года и  представляются от него правителю; «… и буде за ними нет явного порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор».     Заседатели уездного суда и дворянские заседатели нижнего земского суда выбираются дворянством через три года и представляются правителю; «…и буде за ними нет явного порока, то губернатор подтверждает дворянской выбор».

  Собранию  дворянства дозволялось представить генерал-губернатору или губернатору о своих общественных нуждах и пользах, делать представления и жалобы чрез депутатов их как Сенату, так и императорскому величеству на основании узаконений.

  Собранию  дворянства в каждом наместничестве разрешалось в губернском городе иметь дом для собраний, а также свои архив, печать, казну, собственного секретаря и стряпчего.

  Провозглашалось: «Да не взыщется на дворянстве вообще личное преступление дворянина».

  В Статье 57 содержится важная гарантия, которую не могли иметь собрания других сословий: «Собрание дворянства, ни в каком случае не подлежит страже». В конце XVIII в. самодержавие доверяло дворянству, считая его своей прочной опорой.

  В статьях 58—61 устанавливается порядок  рассмотрения в верхних земских  судах апелляций на уездные суды, дворянские опеки, нижние земские суды. Предусматривается порядок организации  и деятельности опек для дворянских вдов и малолетних. В формировании этих учреждений также принимали  участие дворянские собрания.

  Статьи 62—64 содержат явное ограничение  прав малоимущего дворянства, а также  дворян, которые никогда не служили  либо служба которых не была достаточно успешной: «Собранию дворянства запрещается избирать для тех должностей, кои по силе учреждений выбором наполняются, дворянина, которого доход с деревень ниже ста рублей составляет, и которой моложе двадцати пяти лет» который сам не владеет деревней (ему разрешалось присутствовать, но голоса не давали).

  Из  статьи 65 не совсем ясно, необходимо ли для исключения из дворянского собрания привлечение дворянина к суду. Возможно, что достаточно дурной славы  среди соседей.

  Статьи 66—71 регламентируют порядок составления  дворянских родословных книг. Законодатель связывает с этим приобретение дворянских привилегий.

  В статьях 72—92 подробно регламентируется порядок оформления дворянских родословных  книг на местах. Для включения в  эти книги, записи в которых являлись юридическим основанием признания  действительности дворянского звания, требовались доказательства — примерный  перечень их приводится в соответствующих  статьях. В ст. 92 цитируется предшествующее законодательство о служилых людях, в частности Указ об отмене местничества 1682 года.

  Таким образом, можно заключить, что в  Грамоте (гл. «Б») дворянство каждой губернии окончательно признано юридическим лицом – «местным обществом» (ст.37). В качестве такового оно формирует органы управления, создает «складочный» капитал, имеет свою печать, представительство в суде и другие необходимые права. Более того, оно является «закрытым» в отношении членства в нем, так в главах «В» и «Г» законодателем установлены жесткие ограничения на вступление в корпорацию благородных. Появление данного документа обусловлено временем. Эпоха дворцовых переворотов принесла Екатерине II достаточно шаткую власть, дворяне требовали закрепления своих прав и привилегий. Так как дворяне были поддержкой Екатерины, она вынуждена была пойти на подписание данного документа. Однако, многие историки считают, что данный шаг Екатерине II дался нелегко. Страна была истощена, народ был недоволен своим бесправным положением, а подписание Жалованной Грамоты еще больше бы ухудшило их жизнь, так как по Грамоте крестьяне становились абсолютно бесправными, дворяне имели полную власть над ними. 

  Таким образом, Жалованная грамота дворянству делало дворян главным сословием в стране

   Принятие христианства.

  До середины X в. господствующей религией оставалось язычество. Так, в договоре Олега  с Византией 911 г. говорится, что он заключен "межи христианы и Русью". И далее "Русь" - язычники противопоставляются грекам "христианам". Но очень скоро ситуация изменилась. Договор Игоря уже не случайно заключен "межю Греки и Русью", ибо в нем упоминаются не только живущие в Византии "хрестеяне Руси, но и среди послов названы те, кто "крещен или некрещен". Христианство приняла, по-видимому, и княгиня Ольга, мать Святослава. Но это был хотя и симптоматичный, но все же личный выбор княгини. Ее внуку Владимиру пришлось решать задачу масштабнее государственного религиозного выбора.

  Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому пантеон богов прямо  или косвенно был связан с выполняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением общественной жизни и социальной структуры  общества, с образованием этнически  неоднородного государства язычество  как религиозная система оказалось  неспособным идеологически обосновать происходящие перемены, объединить общество. Власть и общество приобретали раннефеодальный  характер, тогда как духовные и  нравственные отношения выстраивались  в соответствии с родоплеменными.

  Первоначально Владимир пытался преодолеть это  противоречие в рамках старой религии. Так называемая церковная реформа  Владимира 980 г. имела задачу реорганизации  язычества с целью придания ей более широкого общественно-политического  звучания. Утверждение общерусского культа "дружинного бога" Перуна, первого среди сохраненных по реформе "идолов", должно было упрочить идеи единодержавия, целостности государства, которые противопоставлялись традициям  племенного сепаратизма. Однако киевский князь очень скоро отказался  от реформы, признав несовместимость  старой религии с поставленными  целями: простое выдвижение на первый план тех языческих богов, которые выполняли "приоритетные" социальные функции, не могло повлечь за собой пересмотр всей системы политеистических верований и обрядов. Подобное реформирование не превращало язычество в социальный интегратор и регулятор общественных отношений, в чем сильно нуждалось общество. Язычество было лишено универсализма, который присущ христианству.

  "Повесть  временных лет" содержит обширный  рассказ, посвященный истории  принятия христианства. Сообщается  о прибытии в Киев христианских, мусульманских и иудейских миссионеров,  о посылке Владимиром бояр  для выбора лучшей веры и  о решении князя и его окружения  принять христианство византийского  обряда. Вряд ли это повествование  достоверно. Раннее проникновение  на Русь в качестве альтернативы  язычеству именно христианства  достаточно жестко обусловило  выбор новой религии. Другой  вопрос, что исследователи далеко  не единодушны в том, насколько  было велико византийское влияние.  Высказываются мнения о теснейших  связях с болгарской церковью, которой была свойственна широкая  веротерпимость. Разнообразные версии  принятия христианства, по всей  видимости, отражают интересы  различных христианских общин,  ранее боровшихся за доминирование  на Руси.

  Общепризнанной  датой принятия христианства стал 988 год. Однако новая религия утвердилась  далеко не сразу. Процесс христианизации затянулся. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими  верованиями. Пласты народного языческого сознания были настолько мощны, что  христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. Культ богов  сменился культом святых с прежними "языческими функциями". Сила дохристианских верований позволяет говорить о  своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой  Руси.

  Утверждение христианства на Руси в качестве государственной  религии событие большого исторического  значения. Древнерусское государство  упрочило свои экономические, политические, династические и культурные связи  с Византией и Западной Европой, преодолело изоляционизм, вызванный  вероисповедальными различиями. Киевская Русь стала христианской державой, интегрирующийся в семью христианских народов и государств.

  Еще большее  значение христианство имело для  утверждения новой общественной системы. Ускорилось изживание местных, племенных различий, что способствовало этнической консолидации. Православные институты оказались в тесной связи с раннефеодальным государством и монархией, придав им характер богоустановленности, сакральности. Страна оказалась приобщена к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Вместе с тем христианство было принято в его византийском, будущем православном варианте, что впоследствии привело к возникновению и противоположных тенденций - политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития.

  С принятием  христианства начали выстраиваться  церковь и церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском  обществе. Начальная история церкви плохо известна. Высшей властью, объединяющей всю христианскую Русь, был митрополит Киевский и всея Руси, который, в  свою очередь, назначался и подчинялся константинопольскому патриарху. Вскоре его митрополия стала делиться на епархии, число которых постепенно увеличивалось. Среди них были Новгородская, Ростовская, Черниговская, Переяславская, Полоцкая и др. Митрополиты и епископы с древнейших времен получали от князей различные подарки и земельные владения. Наряду с белым духовенством появляется и черное, монахи, обживающие пустыни и монастыри. Число последних XI - XIII вв., по летописным, достаточно спорным известиям, достигает 70. Характерно, что расположены они главным образом в городах или близ городов, - затянувшийся процесс христианизации побуждал монашество жаться к городским "православным" центрам. Возникает и монастырское землевладение, значительно уступающее еще земельным владениям кафедр епископов. Последние до XIV в. включительно были главными представителями несветских землевладельцев.                                               

  Тесты.

  1. в)

  2. г)

  3. в)

  4. а)  

  Список  литературы.

  1. Белявский  М.Т. Дворянская империя XVIII в.  Основные законодательные акты. Сборник документов. М.,1960.

  2. Хавский П.В. Собрание законодательства о российских дворянах или Жалованная грамота благородному дворянству с включением законов предшествующих и последующих с 1762 по 1823. СПб.,1996

  3. 20. Чистяков О.И., Мартысевич И.Д. История государства и права СССР. Ч.I.,М.,1985.

  4. http://wordweb.ru/andreev/index.htm 

  5. http://etelien.ru/Collection/9/9_00186.htm

  6. Яблочков М. История дворянского сословия в России. СПб.,2005. 

Информация о работе О личных преимуществах дворян