Объединение Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание

Цель данной контрольной работы - рассмотреть основные предпосылки объединения Германии. Также раскрыть, как именно это происходило и к чему привело, то есть какова Германия сегодня. По естественным причинам люди стремятся туда, где им лучше, где более устойчивая экономика, где есть работа, стабильность, социальные гарантии. Но многие шаги, как в нашей стране, так и за рубежом, увы, предпринимаются скоропалительно, о последствиях, которых могло бы и не быть задумываются после содеянного.

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ЗАПАД (3).docx

— 38.46 Кб (Скачать документ)

Введение  

Цель  данной контрольной работы - рассмотреть основные предпосылки объединения Германии. Также раскрыть, как именно это происходило и к чему привело, то есть какова Германия сегодня. По естественным причинам люди стремятся туда, где им лучше, где более устойчивая экономика, где есть работа, стабильность, социальные гарантии. Но многие шаги, как в нашей стране, так и за рубежом, увы, предпринимаются скоропалительно, о последствиях, которых могло бы и не быть задумываются после содеянного.

 3 октября 1990 года произошло событие, об актуальности которого одни даже не задумывались, а те, кто задумывался, считали его делом далёкого будущего, - Германия стала единой. Наиболее точными эпитетами ,отражающими темпы процесса объединения, будут, пожалуй, следующие: спонтанный , молниеносный, непредсказуемый , бурный. В период с 1990г. появилось уже немало книг, посвященных проблеме объединения и подробно освящающих события осени 1989 - 1990 годов, происходившие в частях тогда еще разделенной Германии. Многие исследователи, в основном, конечно, российские, считают, что объединение Германии представляла собой аншлюс ГДР к ФРГ. Среди основных факторов, благодаря которым это присоединение стало возможно, называются факторы внутренние и внешние. Внешний фактор - это позиция СССР , будь она в данном вопросе иной , то возможность столь скоропалительного и по историческим меркам мгновенного присоединения одной Германии к другой, была бы, по мнению многих историков исключена. Внутренним фактором является кризис в самой ГДР, с фатальной неизбежностью предопределивший, по мнению других исследователей, аншлюс ГДР к ФРГ. Задачей данной работы является изучение второго, т.е. внутреннего, фактора, отражение и анализ событий, происходивших в ГДР начиная с лета 1989г. и кончая декабрем 1990г. а также передача того стремительного темпа, в котором эти события происходили.

 

1.   Предпосылки объединения Германии

Германия в 1945 году была разделена на два государства  в результате разделения территорий влияния между США, Великобританией, Францией и Советским Союзом. В  основе этой политики лежал раздел страны на три оккупационные зоны, раздел Берлина на три части и  создание совместного Контрольного совета. В 1961 году в ночь с 12 на 13 августа  подразделения Национальной народной армии и народной полиции ГДР  возвели на границе с Западным Берлином стену, ставшую на три десятилетия  символом раскола Германии и Европы. 1

В 1990 году объединению  Германии предшествовал глубокий социально-экономический  и политический кризис в ГДР, который  назревал с 1985 года около четырех  лет и привел к стремительному объединению ГДР и ФРГ в  течение одного года, с октября 1989 года по октябрь 1990 года, когда на политической карте Европы появилось государство  единой Германии с 78-миллионым населением.

Началом революционных  перемен в стране стало требование ее граждан открыть границы, которое  сопровождалось массовыми демонстрациями немцев, рвавшихся в обеспеченную Западную Германию. В мае 1989 года после  открытия венгерско-австрийской границы  началось бегство восточных немцев через Венгрию за границу, что  грозило обезлюдить страну. В результате этих событий после 18 летнего правления  был снят со своего поста председатель Государственного совета и генеральный  секретарь СЕПГ Э. Хонеккер. Самой  массовой демонстрацией из проходивших  в это время в ходе мирных революций  в Восточной Европе стала демонстрация в ГДР в ноябре 1989 года. Она  привела к удовлетворению требования об открытии границы между Восточной  и Западной Германией. В результате правительство полностью потеряло контроль над толпами «экскурсантов», что окончательно размыло экономику  ГДР, и без того ослабленную в  то время.

Тогда же на повестку дня встает новое, более радикальное  требование – объединение с ФРГ. Ответом на эти массовые требования, в условиях невмешательства Москвы в немецкие события, стало выступление  канцлера ФРГ Г.Коля в западногерманском  Бундестаге с программой из 10 пунктов, посвященной развитию отношений  между обоими германскими государствами. Эта программа состояла из перечня  постепенно осуществляемых мер укрепления сотрудничества двух немецких государств. Она сопровождалась обещанием немедленной  конкретной помощи ГДР в гуманитарной сфере, в частности создания валютного  фонда для финансирования поездок  восточных немцев к западным. В  подтверждение необходимости развивать  и углублять сотрудничество с  ГДР канцлером было высказано  предложение о создании договорного  немецкого сообщества с новыми совместными  институтами и расширением функций  уже имеющихся, а также намерение  создать в будущем конфедеративное  объединение Германии. Осуществление программы оговаривалось рядом условий: если в ГДР будут в обязательном порядке решены и необратимо начаты «принципиальные перемены политической и экономической системы». Это означало достижение государственным руководством ГДР с оппозиционными группами соглашения об изменении Конституции, о новом демократическом законе, о выборах с участием несоциалистических партий.

Планы «многоразового объединения» обоих государств были выдвинуты и новым премьер-министром  ГДР Г. Модровым. Одной из последних  инициатив в деле объединения  Германии стало предложение аккумулировать все лучшее, что имелось в ГДР  и ФРГ; его реализация должна была создать, с наименьшими потерями и более совершенным законодательством, действительно новое государство  Германии. Указывалось при этом на положительный опыт системы всеобщей трудовой занятости в ГДР, на достижения в сфере народного образования, беспримерные результаты в спорте и  прочее. Предполагалось, что переходный период продлится два-три года. Эти планы, находившие понимание у социал-демократов в ФРГ, под напором реальных событий не были осуществлены. 2

Состоявшийся 4 ноября 1989 года в центре Берлина  на Александрплатц митинг оказался самым  крупным за всю историю ГДР, собрав по разным оценкам от 400 тыс. до полумиллиона человек. Он же символизировал собой  высшую точку идейного романтизма, освобожденного от оков мертвой доктрины. Раздавались голоса в защиту реформ по советскому образцу, выступавшие  требовали и обновления социализма, и нового призыва в СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии). Немало было и  флагов ФРГ, символизировавших признание  успеха западной модели общественного  развития. Слово было дано всем «униженным и оскорбленным». Представителю  Политбюро ЦК СЕПГ Гюнтеру Шабовскому собравшиеся так и не дали договорить. Главное, что объединяло всех участников митинга 4 ноября в Берлине и аналогичных  собраний, проходивших во всей стране, - нежелание оставаться заключенными в собственной стране, отгороженной от Западной Германии и Западного  Берлина непреодолимой границей.

Спустя пять дней тот же Шабовский на пресс-конференции, транслировавшейся в прямом эфире, зачитал проект закона о свободном  выезде граждан ГДР за пределы  страны. На вопрос журналистов о  том, когда закон вступит в  силу, он ответил: «немедленно». Это  моментально накалило страсти, толпы  жителей Восточного Берлина стали  собираться у пограничных переходов, боясь пропустить долгожданный момент открытия границы. Телевидение ФРГ  всю ночь вело прямой репортаж от берлинской стены, мобилизую население на активные действия. Не выдержав напора толпы, пограничники ГДР около полуночи открыли шлагбаумы. С падением берлинской стены история  революционных завоеваний пополнилась  еще одним символом, не уступавшим по своему значению взятию Бастилии или  штурму Зимнего дворца. Улицы западной части города превратились в спонтанный карнавал, слезы смешивались с  шампанским, люди с общей судьбой, но разными паспортами смотрели друг на друга и не находили слов, чтобы  выразить свои чувства. За одну ночь и  следующий день, 10 ноября, в Западный Берлин «сходило» около миллиона жителей ГДР. 3

Очень интересно  мнение германского ученого Оскара Ференбаха относительно истинных предпосылок  объединения двух Германий: «Сейчас, когда пытаются разгадать тайну  «чуда объединения», редко кто  вспоминает о концепции Аденауэра, суть которой заключалась в развитии страны по «интернациональному» пути в тесном сотрудничестве с Западом. Долгое время считалось, что она  вредит делу объединения и таит в  себе, в силу своей конфликтности  большую опасность. Однако, жизнь  показала, насколько мудрым и продуманным  был данный подход.

Об этом необходимо помнить, прежде всего, потому, что в  большинстве статей и книг, посвященных  объединению, замалчиваются его  истинные предпосылки либо по причине  близорукости, либо из-за пристрастного  отношения. Многие не могут допустить, что неуступчивость, упорство и бескомпромиссность способны стать ключом к успеху. Именно это и имело место в  случае с первым бундесканцлером: безоговорочная интеграция с Западом, вхождение  в атлантическую систему безопасности, абсолютная верность союзническим обязательствам, никаких уступок Кремлю, достижение материального превосходства свободного общества, экономическое истощение СССР в ходе конкурентной борьбы – все это по прогнозам Аденауэра в долгосрочной перспективе должно было ослабить Советы и вынудить их отказаться от претензий на Восточную Германию.

В те времена  такая его позиция подвергалась уничтожающей критике, но сегодня совершенно очевидно, что она была провидческой. Это дает все основания называть Конрада Аденауэра прародителем объединения. Только его и никого другого. Такую оценку разделяют  во всех политических лагерях, в том числе и его прежние противники».4

  1. Шаги  на пути к объединению. 
    Выборы 18 марта стали первыми и последними свободными выборами в истории ГДР. В них приняли участие 24 партии и объединения. Особенностью выборов стало отсутствие % барьера, который помешал бы партиям, не набравшим определенного количества голосов, попасть в Народную палату. Прогнозы, с которыми выступили накануне выборов многие исследовательские институты и социологические службы. Институт профессора Фридриха в Лейпциге еще в ноябре 1989 года предсказывал, что ПДС ( наследница СЕПГ ) соберет 31 % голосов. Западно-Германская пресса в лице журнала "Штерн" предрекала победу левых сил в предстоящих выборах ГЕЗА-институт (Восточный Берлин) представил такой расклад : СДПГ соберет абсолютное большинство голосов- 43%; СДПГ выступит как сильнейшая партия - 71%. (5) Уже буквально в марте, накануне выборов, институт, расположенный в БАде-Годесберге (пригород Бонна) выступал с прогнозами что 2/3 восточно- германских избирателей проголосуют за СДПГ. Согласно прогнозам ПДС и ХДС должны были собрать очень незначительное число голосов. Исход выборов был более чем неожиданным "Альянс за Германию" (за которым стоял ХДС) набрал более 48% голосов, СДПГ - 21,84%, ПДС - 16,33%, "Союз свободных демократов" - 5,3% ; остальные партии и движения - менее 5% голосов. Поскольку "Альянс за Германию" получил менее половины мест в парламенте, ему пришлось пойти на коалицию не только с либералами, но и социал-демократами, что бы иметь квалифицированное большинство, необходимое для изменения конституции Поразили, если не сказать, ошарашили, результаты выборов в самых, по выражению одного из политологов, "красных" землях ГДР (т.е. наиболее преданных правящему режиму), а именно в Тюрингии, Саксонии, Саксонии-Ангальт. Именно здесь "Альянс за Германию" достиг наилучших результатов.  
    13 февраля 1990 года премьер-министр ГДР Ганс Модров и канцлер ФРГ Гельмут Коль встретились в Бонне для переговоров. Они договорились о создании совместной комиссии для подготовки экономического и валютного союза. ГДР выдвинула требование о представлении ей кредита в 15 млрд. марок, однако это требование было отклонено ФРГ. Итогом переговоров было разочарование делегатов со стороны ГДР. Один из них подчеркнул слишком резкие тона в поведении партнеров из Западной Германии. Он сказал, что Бонн пытается "сбить цену" за объединение Германии, представляя положение в ГДР в слишком темных красках. Западная Германия выступила с предложением о введении валютного союза до выборов в Народную Палату ГДР, однако это предложение было отвергнуто. Выступая 19 февраля в Восточном Берлине Ганс Модров объяснил, что в основу функционирования союза должны быть положены социальные гарантии, создание и укрепление которых возможно лишь после выборов. 18 мая в Бонне был подписан государственный договор о создании Экономического, Социального и Валютного союза с ФРГ. Канцлер ФРГ Г.Коль сказал в своей речи, произнесенный по поводу подписания договора, что создание союза означает первый решительный шаг на пути к единству. Экономический, Социальный и Валютный союз вступил в силу 1 июля 1990 года. Почему союз называется Валютным. Восточная марка на территории ГДР обменивалась на DM, которая становилась отныне единственным платежным средством. Deutsche Bundesbank стал единственным центральным банком. Обмен валюты производился в следующем соотношении : заработная плата, стипендии, оклады, пенсии обмениваются по курсу 1:1. Остальные поступления обменивались по курсу 2:1. Почему союз называется Экономическим. С созданием союза в ГДР должны были возникнуть предпосылки необходимые для развития социальной рыночной экономики. Их образуют частная собственность, появление которой не только не возбраняется, но, наоборот; принцип свободного ценообразования, конкуренция, свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы, свобода частного предпринимательства. Перед ГДР ставилась задача создания функционирующих при рыночной экономике системы налогообложения, финансовой и бюджетной системы. Кроме того одной из задач было прилаживание аграрного сектору к сельхозсектору стран - участников Европейского Союза. Почему союз называется социальным. ГДР перенимала принятую в ФРГ систему страхования: пенсионного, по болезни, в случае безработицы или от несчастного случая, а также развитую в ФРГ систему социальной помощи. ГДР по примеру ФРГ была обязана предоставлять право забастовок, право участия в рабочем самоуправления, а также право обеспечит условия для появления юридически закрепленных уставов предприятий. Для финансирования системы социального страхования ФРГ гарантировала выделение средств из федерального бюджета, а для выравнивания бюджета ГДР дополнительную сумму из так называемого "Спецфонда Единство Германии" в размере 115 млрд. DM. Сразу же после вступления договора в силу, уже 1 июля, у банков, сберегательных касс, а также почтовых отделений выстроились огромные, бесконечные очереди: люди стремились поменять деньги. Всего было открыто 15 тысяч пунктов по обмену денежных средств. Филиал же Deutsche Bank в Восточном Берлине начал работу уже в полночь, и даже в полночь его открытия ждали уже тысячи и тысячи человек. Hа улицах царило по-настоящему праздничное настроение: люди отмечали обмен денег шампанским и вином, а водители автотранспорта отметили это знаменательное событие единым дружным гудком.  
    Договор об установлении единства Германии был подписан 31 августа 1990 года в Берлине, во дворце "Унтер ден Линден". Договор представляет собой объемный и очень основательный документ, регулирующий все правовые аспекты создания единого Германского государства, а также дает толкования отдельных статей и положений в протоколе и многочисленных приложениях. Преамбула договора выражает мотивы объединения, а сущность договора определяется в 1-ой статье : " С осуществлением вступления Германской Демократической Республики в Федеративную согласно статье 23 Основного закона 3 октября 1990 года земли Брандербург, Мекленбург, Передняя Померания
    , Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия становятся землями Федеративной республики Германии". В этой же статье установлено, что 23 района Берлина образуют "землю" Берлин, который является главным городом (столицей) Германии. Вопрос о пребывании правительства и парламента должен был решаться в особом порядке. Узловыми проблемами процесса присоединения ГДР к ФРГ были вопросы сохранения сложившихся за 40 лет существования ГДР социальных институтов, справедливое решение вопросов собственности, применения пресловутого "запрета на профессии" к гражданам ГДР и др. Дата вступления ГДР к ФРГ и то, каким образом должно это произойти, очень долго и, нельзя не заметить мучительно дискутировалась в Hародной палате ГДР. 23 августа она объявила, что это произойдет 3 октября 1990 года. Назывались необходимые для этого предпосылки, а именно подписание договора об установлении единства Германии, достижении того уровня переговоров по формуле "2+4" (с одной стороны ФРГ и ГДР, с другой стороны - США, СССР, Франция и Великобритания), на котором обсуждаются внешнеполитические аспекты безопасности установления объединения. Хотя договор и затрачивает практически все сферы деятельности (помимо экономической) общества и регулирует положения Конституции, административного права, уголовного права и т.д., все же некоторые моменты были упущены при его разработке. Так, например, обделены вниманием были общины, что имело крайне плачевные последствия, так как к началу 1991 года большинство из них в новых землях оказались перед фактом банкротства. Договор об установлении единства не поднимает вопросы быстрой реконструкции и реанимации органов административного управления. И дело здесь не только в отсутствии финансов, но и в нехватке квалифицированного персонала. До сих пор административный аппарат состоит в основном из старых кадров, наблюдение за которыми осуществляют их западные "наставники". Подготовка новых кадров займет, несомненно, немало времени.
  1. Германия, двадцать лет спустя

Но радость  объединения быстро сменилась отрезвлением. Уравнивание жизненных условий  повлекло за собой «насильственное  приобщение к господствующей идеологии» согласно Статье 23 Конституции и, следовательно, глобальные изменения в общественной системе ФРГ. Этот «прыжок в холодную воду с тонущего корабля» («Нойес Дойчланд») неизбежно вызвал напряженность  в обществе и привел к разного  рода коллизиям. Как бы там ни было, одно не подлежит сомнению: согласно правилам экономического здравого смысла объединение  было чистым безумием, политической и  финансовой авантюрой, чреватой непредсказуемыми последствиями. «Величайший экономический  и социальный эксперимент, на какой  когда-либо отважились в Западном мире» (Вернер Вайденфельд», породил целый  поток сложных проблем, как для  восточных, так и для западных немцев.

По-настоящему убедительные альтернативные варианты, в которых  бы учитывались все особенности  ситуации, предложены не были. Тот, кто  закрывает глаза на тот факт, что  граждане ГДР жаждали в первую очередь не свободы, а возможности  жить в соответствии с западными  стандартами, едва ли сможет составить  правильное представление об обстоятельствах, сопутствующих объединению. Естественно, Коль прекрасно понимал, что лишние голоса на выборах ему (и его партии) не помешают. Однако, нет никаких доказательств того, что более медленная и менее дорогостоящая процедура объединения протекала бы проще и беспрепятственнее. Никто не смог предугадать масштаб трудностей, поскольку с ними ожидали столкнуться, главным образом, в материальной, но никак не в психологической сфере. Основная их причина сводилась к различиям в образе жизни и менталитете.5

В октябре 2010 года Германия отметила 20-ю годовщину  объединения. Многие на Западе и на Востоке страны встретили эту  дату со смешанными чувствами. Надежды, которые жители бывшей ГДР связывали  с падением Берлинской стены, так  и не сбылись. Их беспокоит, что «на  протяжении последних лет несправедливые и антисоциальные реформы ведут  к ухудшению социально-экономической  ситуации и падению уровня жизни  граждан». Как свидетельствуют итоги  репрезентативного опроса 1000 жителей  восточных и западных федеральных  земель, проведенного институтом «Форза», ожидания большинства бюргеров от развития Германии после воссоединения не оправдались. После падения стены 71 процент жителей бывшей ГДР  надеялись на улучшения условий  жизни. 20 лет спустя 46 процентов заявили, что их надежды так и не сбылись. Каждый четвертый житель востока  ФРГ считает, что до 1989 года ему  жилось лучше. Лишь 39 процентов опрошенных полагают, что в результате объединения  Германии они выиграли. В своих  невзгодах жители восточных земель винят прежде всего политику федеральных  властей. В западных землях повышения  уровня жизни в результате объединения  Германии ожидали 52 процента. Но лишь 40 процентов респондентов завялили, что  их ожидания сбылись. Итоги социологического опроса свидетельствуют о том, что  почти 20 лет спустя после объединения  Германии восточные и западные немцы  демонстрируют отчужденность по отношению друг к другу. Что касается контактов на человеческом уровне, то лишь 21 процент западных немцев имеют знакомых на востоке страны. Для восточных немцев этот показатель составляет 33 процента. Но был один вопрос, в котором и западные и восточные немцы проявили завидное единство мнений. В том, что объединение Германии принесло им больше потерь, чем выгод. Западные немцы недовольны тем, что приходится платить «налог солидарности», который направляется на развитие восточных земель. А на востоке люди не в восторге от того, что уровень безработицы на территории бывшей ГДР почти вдвое выше, чем на западе. К тому же, 20 лет спустя после объединения страны должностные оклады, тарифные ставки и пенсии на востоке значительно отстают от западного уровня. А правительство ФРГ отказывается от их выравнивания на том основании, что это пока невозможно обеспечить экономически.6

Информация о работе Объединение Германии