Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:37, контрольная работа
История – увлекательная, интересная и необходимая наука о судьбах человечества за огромный отрезок времени с момента появления первых людей до наших дней. Историю по праву называют памятью народа и учителем жизни.
Взглянем на карту нашей страны. Многие века понадобились, чтобы заселить, освоить, защитить ее от внешних врагов. Разве можно оставаться равнодушным, если мысленно представить себе, сколько труда, пота и крови, радости и страданий выпало на долю минувших поколений? Подумав так, мы соприкоснулись с историей.
Возвышение Москвы.
Княжение Дмитрия Донского.
Литва и Русь в конце XIV – начале XVв.
Феодальная война второй четверти XVв.
Эпоха Ивана III.
Русское государство в конце XV –начале XVIв.
Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси в XIV –XV вв.
Стригольники
критиковали недостойное
В конце XVв. новгородское низшее духовенство заявило, что не признает дог-мата о троичности Бога, отрицает священность икон и саму церковную организацию. Против них выступил игумен Иосиф Волоцкий. Он заявил, что еретиков надо заключать в тюрьмы и предавать лютой каз-ни. В то же время так называемые нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что с еретиками надо полемизировать, а не расправляться, что их надо миловать. Борьба иосифлян с нестяжателями проходила не только по вопросу об отношении к церковным догмам: первые отстаивали их незыблемость и требовали жестокой расправы с еретиками, вторые допускали возможность полемики с инакомыслящими и их помилование. Борьба двух группировок в православной церкви отражала разные взгляды на великокняжескую власть. Иосифляне провозглашали великого князя наместником Бога на земле. Из этого круга церковников вышла теория «Москва — третий Рим», обосновывавшая вселенские претензии Московской митрополии. Противоположная группировка утверждала, что Божья власть выше светской. Наконец, нестяжатели в отличие от иосифлян считали, что монахи должны существовать только «от своих трудных подвигов», т. е. кормиться личным трудом, и отрицали необходимость монастырского землевладения как средства для поддержания всей обители. В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Многие были сожжены на костре.
В
XVI в. церковь все более подчиняется
княжеской светской власти. Продолжается
борьба между иосифлянами и
До нашего времени дошли сведения о деле
боярина Матвея Башкина, который отпустил
на волю своих холопов, считая, что Священное
Писание запрещает порабощать людей. Сильвестру
стало известно, что Башкин отрицает иконы,
обряды, дело дошло до царя. Башкин был
арестован, предан анафеме и казнен.
3. В XVI в. в России было много талантливых
публицистов, среди них — Федор Карпов,
Иван Пересветов, Андрей Курбский и сам
Иван Грозный. Федор Карпов, образованный
человек, сокольничий, считал, что правители
должны нести в мир правду, искоренять
зло. Замечательным русским мыслителем
XVI в. был Иван Пересветов, который в челобитных
Ивану Грозному изложил свои политические
взгляды. Он выступал сторонником сильной
царской власти, централизации управления,
призывал ограничить власть бояр и поддерживать
дворян. Сильная царская власть, по его
мнению, должна управлять на основе определенных
законов. Талантливым писателем-публицистом
был князь Андрей Курбский, который в 1564
г. бежал в Литву и обратился с тремя посланиями
к Ивану Грозному, позже написал знаменитую
«Историю о великом князе Московском».
Курбский — враг «лютости» царя, который
не только не считается с теми, кто верой
и правдой служил отечеству, но и подвергает
страшным мукам, проливает их кровь. В
ответных посланиях Грозный отстаивал
незыблемость самодержавной власти, считая
бояр своими подданными, утверждал, что
его власть Божественного происхождения
и в своих действиях он ни перед кем не
подотчетен. Послания Грозного в то же
время пронизаны юмором и сарказмом, его
литературный стиль отличается лаконичностью,
яркостью художественных образов. По указанию
царя создаются большие лето-писные своды
— Воскресенская, Никоновская летописи
со множеством документов. В них вошли
специально отобранные и интерпретированные
известия местных летописей. Один из списков
Никоновской летописи представлял собой
роскошный лицевой свод, который украсили
16 тысяч иллюстраций.
Список использованной литературы.