Образование Древней Руси. Эволюция общины, вечевая демократия, ранние политические образования (Киев, Новгород, Ростов)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:22, реферат

Описание

Существуют различные подходы к выделению временных рамок древнерусской цивилизации. Одни исследователи начинают с появления древнерусского государства в 9 веке, другие — с крещения Руси в 988 году, третьи — с первых государственных образований у восточных славян в 6 веке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………………………….3
1. Происхождение древних славян ………………………………………...……………..4
2. Истоки древнерусской государственности …………………………………………...7
4. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория ……...………..13
4.1 Роль призвания варягов на Русь в образовании государственности……….13
4.2 Первый этап в установлении государственности на Руси…………..………..14
4.3 Второй этап - княжение Владимира Святославовича…...................................16
4.4 Третий этап - княжение Ярослава Мудрого…....................................................18
4.5 Четвертый этап - триумвират Ярославичей........................................................21
4.6 Пятый этап – княжение Владимира Мономаха..................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………25
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………....27

Работа состоит из  1 файл

Образование Древней Руси.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

      В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, доказывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен - (все это) характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги (варяги), как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

      Вместе  с тем, норманнистские высказывания трудно именовать теорией. В них фактически отсутствует анализ источников, обзор известных событий. А они свидетельствуют о том, что варяги в Восточной Европе появились тогда, когда Киевское государство уже сложилось. Признать варягов создателями государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где сколько-нибудь заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык, культуру? Напротив, на Руси был только русский, а не шведский язык. И договоры 10 века с Византией посольство киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках - русском и греческом, без следов шведской терминологии. В то же время в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь - страна несметных богатств.

      Итак, с 862 года Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде, один из его братьев, Синеус, на Белом озере, другой, Трувор, в Изборске. Через два года, согласно летописным сведениям, братья умерли, и Рюрик передал в управление важнейшие города своим мужам. Двое из них, Аскольд и Дир, совершившие неудачный поход на Византию, заняли Киев и освободили киевлян от хазарской дани. 

      Первый этап в установлении государственности на Руси

      После смерти Рюрика власть в Новгороде захватил предводитель одного из варяжских отрядов Олег (879 - 911). В 882 году Олег предпринял поход на Киев, где в это время княжили Аскольд и Дир. Выдав себя за купцов, воины Олега с помощью обмана убили Аскольда и Дира и захватили город. Киев стал центром объединенного государства.

      Торговым  партнером Руси была могущественная Византийская империя. Киевские князья неоднократно совершали походы на своего южного соседа. В 907 и 911 годах Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя. В результате этих походов были заключены договоры с греками. Согласно договорам, русские купцы имели право месяц жить за счет греков в Константинополе, но обязаны были ходить по городу без оружия. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой дани и продажи ее на рынках Византии. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

      После смерти Олега в Киеве стал княжить  Игорь (912 - 945). В его княжение в 944 году был подтвержден договор с Византией на менее выгодных условиях. При Игоре произошло первое народное возмущение, описанное в летописи, - восстание древлян в 945 году. Сбор дани в покоренных землях осуществлял варяг Свенельд со своим отрядом. Их обогащение вызвало ропот в дружине Игоря. «Князь, - говорили дружинники Игоря, - воины Свенельда богато изоделись оружием и портами, а мы обеднели. Пойдем собирать дань, и ты получишь много и мы».

      Собрав  дань и отправив обозы в Киев, Игорь с небольшим отрядом  вернулся обратно, «желая больше имения». Древляне собрались на вече. Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает  все, если не убить его». Дружину  Игоря перебили, а князя казнили.

      Жена  Игоря Ольга (945 - 964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Первое посольство древлян, предлагавшее Ольге взамен Игоря своего князя Мала, было заживо закопано в землю, второе сожжено. На поминальном пиру по приказу Ольгу были перебиты подвыпившие древляне. Как сообщает летопись, Ольга предложила древлянам дать в качестве дани по три голубя и три воробья с каждого двора. К ногам голубей была привязана зажженная пакля с серой; когда те прилетели в свои старые гнезда в столице вспыхнул пожар. В результате выгорела столица древлян Искоростень. В огне пожара погибли, по летописи, около 5 тысяч человек.

      Жестоко отомстив древлянам, Ольга вынуждена  была пойти на упорядочивание сбора  дани. Она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

      Во  времена переполненного событиями  княжения Святослава (964 - 972) Древнерусское государство было расширено и укреплено. Он вернул в состав Киевской Руси племенное княжество вятичей, которое попало под власть хазаров. В 968 году Святослав разгромил хазаров, которые постоянно зарились на восточнославянские земли, препятствуя торговле Руси. Потом киевский князь обратил свой взор на юг, ввязавшись в затяжную войну между Византией и Болгарией. Святослав провел административную реформу, перед тем как начать второй и последний поход в Болгарию. Старшего сына Ярополка он посадил наместником в Киеве, младшего Олега - в Овруче, стольном граде завоеванной его матерью Древлянской земли. А внебрачного сына - Владимира он послал править от своего имени в Новгород, бояре которого всегда хотели отделиться от Киева. Этим Святослав продолжил дело Ольги, которое касалось консолидации государства, укрепления власти киевского князя на землях племенных княжеств. Второй поход Святослава в Болгарию, который начался в 969 году, закончился подписанием мирного договора в 971 году. Святослав погиб в бою с печенегами, когда возвращался на Русь из Болгарии. Между его сыновьями разгорелась борьба за власть, которая закончилась восхождением на княжеский престол Владимира Святославовича в середине 978 года. 

      Второй этап - княжение Владимира Святославовича

      Владимир  становится верховным властителем  в стране. Историки характеризуют государство времен Владимира как раннефеодальную монархию. Это определение в значительной мере условное. Потому что первые ростки феодального способа производства на Руси появляются только во второй половине его княжения. Значение выдающейся фигуры Владимира заключается в том, что своей деятельностью он как бы объединил две вехи: позднюю родоплеменную и раннюю феодальную.

        Года княжения Владимира в  Киеве называют богатырской вехой  в истории Киевской Руси. Тогда  успешно и быстро возводилось  величественное строение государства, творилась яркая и самобытная культура его народа. Владимир взял под свою твердую руку Древнерусское государство еще не достаточно консолидированное. Власть племенных вождей и князей на местах, в отдалении от центра, была почти безграничной. Они неохотно исполняли  приказы князя и забирали много дани, которая принадлежала ему. Поэтому он начал княжение с того, что посадил наместниками своих дружинников во многих городах Русской земли. Дальше наступил черед обоснованного укрепления структуры государства. Назрела необходимость кардинальных изменений в территориальной организации государства. Около 988 года Владимир провел административную реформу. Вождей племенных княжеств заменили в разных городах государства сыновья -  наместники Владимира. Было навсегда сломано сепаратизм племенной верхушки. «Так Владимир овладел волостями братьев и затем принялся собирать под свою власть и прочие земли. Несколько лет ушло на это собирание Русского государства; в летописях сохранились известия только о некоторых походах: на вятичей, на радимичей, в теперешнюю Галицию, которую Владимир постарался теснее связать с Киевским государством, и на разные соседние племена. Только из известий о волостях, розданных Владимиром своим сыновьям, видим, какое грандиозное дело за это время было совершено Владимиром. Он собрал земли и волости, бывшие в зависимости от Киева, устранил разных «светлых и великих князей», правивших здесь и не особенно расположенных повиноваться воле киевских князей, и на место их посадил своих сыновей; «примучил» непокорные племена, возвратил земли, захваченные в последнее время соседями, и этим последним внушил должное почтение. А чтобы земли Русского государства связать теснее, он роздал их в управление своим сыновьям». С тех пор Киевская Русь становится действительно объединенным государством. В результате реформы 988 года значительно укрепилась система государственной власти на местах. С того времени в основных городах государства от имени киевского князя собирают дань, управляют и совершают правосудие его наместники - сыновья и старшие дружинники. Все это привело к концентрации государства и укреплению его рубежей.

      При Владимире в целом завершился процесс установления государственной  территории, определились его границы, которые в целом совпадали этническим границам восточнославянской этнокультурной общности. На востоке Киевская Русь пролегла до междуречья Оки и Волги, на западе – Днестра, Карпат, Западного Буга, Немана, Западной Двины, на севере – Чудского, Ладожского и Онежского озер, на юге – Дона, Роси, Сулы и Южного Буга. На протяжении конца 9 века - первой трети 12 века государственная, общественная, экономическая и культурная жизнь Древней Руси сосредоточивалась в Киеве и вокруг Киева. Поэтому Киев высоко возносился над другими городами Руси. С самого начала киевские князья особенно беспокоились о развитии и приукрашивании стольного града.

      Главной заботой Владимира первой половины его княжения на Руси были постоянные набеги степных кочевников – печенегов  с юга. Князь приложил много усилий для укрепления рубежей государства. В конце 10 века была создана большая, сложная и разветвленная система валов, крепостей, укреплений городов, которая должна была защитить Русь от печенегов.

      Владимира смело можно назвать первым реформатором Руси. Кроме административной реформы он провел еще и судебную реформу, сделав этим взнос в развитие древнерусского законодательства. Первой по времени реформой Владимира была религиозная. Владимир решил ввести на Руси христианство как государственную религию. «Крестившись сам, Владимир все усилия приложил к тому, чтобы распространить христианство в землях своего государства. Задумав сблизить свое государство с Византией, украсить его блеском византийской культуры и образованности, он, естественно, должен был стремиться приблизить по возможности местный быт к формам византийской жизни. С другой стороны, как выдающийся политик, он мог сообразить, каким тесным узлом свяжет его земли распространение новой религии с ее блестящей обрядностью, законченными формами, прочно организованным духовенством и тесно связанная с церковью книжность, просвещение и искусство». Введение христианства в Киевской Руси имело положительное следствие. Оно укрепило авторитет и власть князя, оказывало содействие развитию государства. Значительный толчок  дала новая идеология развитию древнерусской культуры. В Киеве, а дальше везде на Руси начали создаваться школы и мастерские по написанию книг, и вскоре восточнославянская страна стала одной из самых культурных в средневековой Европе. Введение христианского вероисповедания ввело Древнерусское государство в круг христианских стран мира, сделав возможными равноправные и плодные взаимоотношения между ним и Византией, Германией и прочими государствами. 

      Третий этап - княжение Ярослава Мудрого

      Во  времена княжения Владимира Святославовича завершается второй этап в установлении государственности на Руси. Третий, заключительный, припадает на годы правления в Киеве его сына Ярослава (1019 - 1054).

      Развитое  при Владимире Святославовиче Древнерусское  государство в конце его жизни оказалось не таким уже объединенным, а его власть - совсем не безграничной. В 1012 году задумал не подчиниться ему пасынок Святополк Ярополчич, который был наместником в Турове. Владимир бросил его вместе с женой, дочкой польского князя Болеслава Храброго, в тюрьму в Киеве. Между его сыновьями Ярославом, Борисом, Глебом, Святославом и Мстиславом, а также пасынком Святополком разгорелась кровавая борьба за киевский престол. В ней погибли Борис, Глеб и Святослав. А Ярослав в 1015 году стал князем в Киеве. Во время первого княжения (1015  - 1018) ему пришлось отбивать нападение на Киев численного войска степняков. В 1018 году Святополк, который в 1015 году убежал в Польшу, при содействии тестя Болеслава занял Киев. Но зимой 1018 - 1019 годов Ярослав освободил город, и тот убежал к печенегам. Весной 1019 года Святополк с печенежской ордой напал на Русь.  Решающая битва состоялась на реке Альте на Переяславщине и принесла победу Ярославу.

      Наверное, Ярослав понял губительные для  Руси раздоры между князьями. Поэтому он договорился с братом Мстиславом, который княжил в Чернигове, о разделении сфер влияния в Южной Руси, а племянника Брячеслава силой принудил к покорности, но оставил ему Полоцкое княжество. Ярослав приложил немало усилий для восстановления централизованного государства, которое ослабилось во время междоусобной войны потомков Владимира и вторжений печенегов. Он не остановился перед тем, чтобы бросить в тюрьму родного брата Судислава - псковского князя, который, вероятно, стремился к самостоятельности. Ярослав также лишил власти своего брата в Новгороде.

      Первоочередным  заданием Ярослава так же, как и  его отца Владимира, была защита родной земли от страшных врагов - печенегов  причерноморских степей. Он продолжил  деятельность отца по фортификации южных границ государства. Но и эта защитная линия ему не помогла. В 1036 году большая орда печенегов прорвала ее и окружила Киев. С большими усилиями печенеги были разгромлены и навсегда отогнаны  от рубежей Русской земли. Ярославу Владимировичу пришлось на протяжении длительного времени  заботиться и о западных границах Киевского государства, отвоевывать у польских феодалов земли. Они были захвачены Болеславом Храбрым в 1018 году, когда тот возвращался с похода на Киев. В 1030 году Ярослав освободил от поляков волынский город Белз, а в следующем году вместе с братом Мстиславом отвоевал у них и присоединил к Древнерусскому государству всю Красную Русь. Продолжая укреплять западные рубежи государства, он провел несколько успешных походов против агрессивных ятвяжских  (1038 год) и литовских (1040 год) племен. Улучшению обороны западных границ оказывало содействие и основание города Ярослава на реке Сян. В 30 - 40 годах войско Ярослава Владимировича успешно воевало против племени чуди на севере Руси и в Прибалтике, где построено в честь князя город Юрьев.

Информация о работе Образование Древней Руси. Эволюция общины, вечевая демократия, ранние политические образования (Киев, Новгород, Ростов)