Образование Древнерусского государства и деятельность первых князей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:58, контрольная работа

Описание

До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 4
2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВЫХ КНЯЗЕЙ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 15

Работа состоит из  1 файл

контрольная по истории.docx

— 33.63 Кб (Скачать документ)

Первой  известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические  повинности были регламентированы и  сама дань стала свозиться в специально определенные места.

     Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это  в 957 г. в Константинополе. Русская  православная церковь причислила Ольгу  к лику святых.

     Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав  разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе  с болгарами. После битвы при  Доростоле войска Святослава были вынуждены  покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

     После гибели Святослава Игоревича между  его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел  Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют  святых, послуживших распространению  христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В  исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как  Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское  государство: окончательно покорил  радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые  крепости – города (Переяславль, Белгород и др.). 

     В 980 г. Владимир осуществил языческую  реформу. Был создан пантеон языческих  богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала  ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего  Средневековья. К тому времени большинство  европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в  христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и  православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

     К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой  веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное  положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре  и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий  рассказ о свержении языческих  идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая  религия сталкивалась с пережитками  языческих верований.

     Принятие  христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению  единства страны и народа. Вырос  и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям  как к равным себе владыкам.

     Особое  значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам  пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское  летописание. 

     После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское  государство достигло наивысшего могущества.

     Ярослав соединил под своей властью почти  все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время  обезопасила себя от вторжения кочевников.

     Ярослав принял первый кодекс законов –  Русскую Правду, отстроил Киев, который  в эту эпоху стал одним из красивейших  городов Европы. Князь Ярослав  поставил в русские митрополиты  киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость  от Византии. При Ярославе значительно  расширились политические связи  Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих  детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Древнерусское государство явилось важнейшей  эпохой в истории народов нашей  страны и его соседей в Европе и Азии. Древняя Русь стала крупнейшим для своего времени европейским  государством. Ее площадь составляла более 1 млн. кв. км, а население - 4,5 млн. человек. Естественно, что она оказала  сильнейшее влияние на судьбы мировой  истории.

     Древняя Русь с самого начала была полиэтническим государством. Народы, в нее вошедшие, продолжали потом свое развитие в  составе других славянских государств, ставших ее преемниками. Одни из них  ассимилировались, добровольно утратили свою этническую самостоятельность, другие же сохранились до наших дней.

      Каждая  историческая эпоха рождает выдающихся деятелей своего времени, прогрессивных  и реакционных. Достижения их оцениваются  в соответствии с его веком  и условиями, а не с позиции  сегодняшнего дня. Таким образом, первые русские князья действовали во имя  интересов Руси, они смогли организовать полюдье, военно-торговые экспедиции с  целью сбыта полученного в  ходе полюдья добра, они боролись с кочевниками, расширяли территорию государства, захватывая и объединяя  различные племена и народы.

     Олег  представлялся нам не столько  храбрым воителем, сколько вещим  князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним  понятиям, значило одно и то же: хитростью  Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается  от своего народа вещим. В предании он является также и князем –  нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые  почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем  единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход.

     Политика  Игоря отличалась от Олега. Игорь  недеятельным, вождем неотважным. Он не ходит за данью к прежде подчиненным  уже племенам, не покоряет новых, дружина  его бедна и робка подобно  ему: с большими силами без боя  возвращаются они назад из греческого похода, потому что не уверены в  своем мужестве и боятся бури. Но к этим чертам Игорева характера  прибавлена еще другая – корыстолюбие, недостойное по тогдашним понятиям хорошего вождя дружины, который  делил все с нею, а Игорь, отпустив дружину, домой, остался почти один у древлян, чтоб взятою еще данью  не делиться с дружиною – здесь  также объяснение, почему и первый поход на греков был предпринят с  малым войском, да и во втором не все племена участвовали.

     При Ольге Русь не воевала ни с одним  из соседних государств. Ольга установила нормы повинностей – дым. Сроки  и места сбора дани: уроки и  погосты. Ольга первой из членов княжеской  фамилии приняла христианство. Ольга  была рачительная, дальновидная, мудрая устроительница Русской земли.

     Сын Ольги и Игоря Святослав больше внимания уделял делам внешней политики. С 964 года по 972 он ведет почти непрерывные  войны с Волжской Болгарией и  Хазарией. Основал Тмутараканское княжество  на Таманском полуострове. Святослав  – витязь, спартанец, привыкший к  суровому походному быту, пренебрегавший жизненным удобствам ради быстроты движения войска и военных побед.

     Так росло Древнерусское государство. Объективные исторические процессы развития феодализма повлекли за собой отмирание Древнерусского государства. Развитие феодальных отношений, породившее Древнюю Русь, привело, в конце концов, к ее распаду, неизбежному процессу установления феодальной раздробленности в XII века. 
 
 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

   
  1. Вернадский  Г.В.,«История России. Древняя Русь»,Тверь-Москва «Леан – Аграф»,1996г.
  2. Дегтяревой Р.В.,Полторака С.Н., «Отечественная история»,2005г.
  3. Киреев П.Р.,«Отечественная история государства»,Москва,2001г.
  4. Клеандрова В.М.,Мулукаев Р.С.,«История отечественного государства и права России»,Москва,2006г.
  5. Соловьев С.М.,«История России с древнейших времен»,Москва,1962г.
  6. Тот Ю.В.,«История России IX-XX вв.»,Санкт-Петербург,1996г.
  7. Фортунатов В.В.,«Российская история в лицах»,Москва,2009г.

Информация о работе Образование Древнерусского государства и деятельность первых князей