Образование Сената и его роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 08:46, курсовая работа

Описание

Цель моей работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа рассмотреть какие реформы претерпел Сенат XVIII века. То есть я должна буду рассказать о высшем правительственном учреждении – Сенате и его последующей реорганизации, о том, какие документы того времени регламентировали деятельность Сената, каким образом менялись полномочия Сената и о другом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Создание Сената в России XVIII века
1.1 Предпосылки создания Сената………………………………………….4
1.2 Учреждение сената…………………………………………………………7
1.3 Состав сената……………………………………………………...................10
2.Реформы Сената в России XVIII века
2.1 Структурные изменения Сената XVIII века…………………………..11
2.2 Изменение полномочий Сената XVIII века…………………………16
2.3 Влияние указа 1722 года на реформирование Сената………………20
2.4 Реформирование Сената XVIII века указом 1726 года………………23
3. Различия указа 1722 г. и указа 1726 г………………………………………27
4. Особенности реформ Сената в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета…………………………………………………………………………30
5. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III…………………………………33
6. Сенат при Екатерине II и Павле I…………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………………39
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ИОГП.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)


Санкт-Петербургский Гуманитарный Университет Профсоюзов

Юридический факультет

Кафедра теории права и правоохранительной деятельности

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Образование Сената и его роль

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

Студентка: Прибыльская Дарья Александровна

31 группа, I курс, юридический факультет

Проверил Доцент кафедры

Теории и права правоохранительной деятельности

Каландаришвили Зураб Нодарович

 

 

 

Оценка___________________

Дата 21.11.2011

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Создание Сената в России XVIII века

1.1 Предпосылки создания Сената………………………………………….4

1.2 Учреждение сената…………………………………………………………7

1.3 Состав сената……………………………………………………...................10

2.Реформы Сената в России XVIII века

       2.1 Структурные изменения Сената XVIII века…………………………..11

       2.2 Изменение полномочий Сената XVIII века…………………………16

       2.3 Влияние указа 1722 года на реформирование Сената………………20

       2.4 Реформирование Сената XVIII века указом 1726 года………………23

3. Различия указа 1722 г. и указа 1726 г………………………………………27

4. Особенности реформ Сената в эпоху Верховного тайного совета и Кабинета…………………………………………………………………………30

5. Сенат при Елизавете Петровне и Петре III…………………………………33

6. Сенат при Екатерине II и Павле I…………………………………………….35

Заключение………………………………………………………………………39

Список литературы………………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

С момента возникновения российского государства прошло более тысячи лет, и все это время государственное и местное управление развивалось. Становлением и модернизацией государственного управления занимались в разное время древнерусские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко), Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Огромную роль в реформировании государственной и местной власти и управления сыграли Петр I и следующие за ним монархи.

Государственная служба в России сформировалась в результате реформ Петра I. Реформаторской деятельности Великого Петра можно посвятить отдельную работу. Нам же предстоит всецело рассмотреть реформирование высшего органа власти в России – Сената во временном отрезке – XVIII веке.

Цель моей работы состоит в том, чтобы на основе историко-правового анализа рассмотреть какие реформы претерпел Сенат XVIII века. То есть я должна буду рассказать о высшем правительственном учреждении – Сенате и его последующей реорганизации, о том, какие документы того времени регламентировали деятельность Сената, каким образом менялись полномочия Сената и о другом.

 

 

 

 

 

 

1.Создание Сената в России XVIII века

1.1 Предпосылки создания Сената

В начале XVIII века Боярская дума, как высший орган власти, начала претерпевать изменения в составе и характере своей деятельности. Она перестала быть сословным органом дворянской аристократии. Был заметен рост числа ее членов, что привело Боярскую Думу к становлению парадным собранием. Далее, При Петре I она постепенно превратилась в консилию министров.

«Последнее достоверное известие о существовании Боярской думы относится к 18 февраля 1700 года, а 4 марта 1704 года уже действовала консилия министров в Ближней канцелярии.»[1]

 

Консилия министров являлась высшим органом центральной администрации, и ей были подчинены все прочие учреждения – приказы и канцелярии.

Состав консилии не был строго установлен и определялся от случая к случаю. Так же консилия не имела постоянного председателя. Такая неопределенность в организации деятельности высшего органа власти не могла положительно влиять на решение важных центральных и местных задач.

В компитенции консилии министров  была одна из важнейших функций, которой являлась разработка законопроектов по особому поручению царя. Так, именным указом в 1708 году было предписано разделить государство на восемь губерний и между ними распределить города, что и сделала консилия министров.

Губернская реформа 1708-1710 гг. изолировала консилию от местного самоуправления, теперь губернии не были подчинены каким-либо приказам, а сама консилия не могла наладить с ними контакт. В виду этого, возникает потребность в объединении центрального и местного управлений в одну государственную систему, которая впоследствии была решена созданием Сената.

Так, с тех пор, как образовался Сенат, прекратились все транформации Боярской Думы. Принципы формирования и деятельности Сената – выслуга лет, назначение на должность, специализация, следование инструкциям и регламентам, существенно отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы, где применялись такие принципы как традиция и спонтанность.

Старая форма управления: - царь с Боярской думой- приказ- местная администрация в уездах, не отвечала ни одной поставленной задаче, такой как обеспечение военных потребностей материальными ресурсами, ни в сборе денежных податей с населения. Уезды имели разные размеры: от уездов-карликов, до уездов-великанов, что делала почти невозможным использовать их администрацию для взимания налогов. Боярская дума, всегда неспешно обсуждающая свои дела, состоящая из представителей родовой знати, не всегда была компетентна в государственных делах, уже не отвечала требованиям того времени.

«В конце XVII – в начале XVIII веков государственный аппарат был очень плохо слаженным, громоздким, неэффективным. За исключением внешних сношений, которыми ведал Посольский приказ, все остальные важнейшие сферы жизни государства не имели единого органа управления. Отсутствие единого органа управления тормозило процесс европеизации России, к которой так сильно стремился Петр»[2].

 

1.Петровский С. О Сенате в царствование Петра Великого, М., 1875 г., с. 27-28.

2. Ибрагимов А. К. - аспирант кафедры «Теории и истории государства и права» Российской Правовой академии Министерства Юстиции Российской Федерации.

 

Одной из главных причин того, что власть решила усовершенствовать государственный аппарат, являлось то обстоятельство, что сложившаяся система, а именно Боярская дума и руководящая аристократия, оказались не способны решить проблемы, представшие перед страной.

Второй причиной, по которой Петр I учредил Сенат, на мой взгляд, является попытка укрепления вертикали власти. Сенат, имея широкие полномочия, полностью подчинялся монарху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Учреждение Сената

В 1711 году Петр I отправляясь в Прутский поход издал указ об учреждении нового высшего государственного органа – Сената.

Учреждение Сената было важным шагом в складывании бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат стал в то время послушным орудием самодержавия. Все назначения и отставки в Сенате происходили только по приказу царя. Принцип ответственности перед царем, заимствованный от консилии министров укрепился. 2 марта 1711 года сенаторы были приведены к присяге в верном исполнении своей должности.

Петр I неоднократно говорил сенаторам о том, что в случае нарушения присяги, их ждет жестокое наказание, такое как смертная казнь, отрешение от должности, денежный штраф– «…и ежели оной Сенат чрез свое ныне пред богом произнесенное обещание, неправедно что поступят в каком партикулярном деле… то будет пред нами суждено и виноватый жестоко будет наказан.»[3]

Существует несколько точек зрения, которые объясняют статус Сената в то время. Так, одни говорят, что он был создан временным органом, но в последствии приобрел характер постоянного учреждения.

Такая оценка Сената не соответствует его действительному положению, что справедливо отмечалось в свое время А.Н. Филипповым.[4] Хотя сам Петр I в указе 22 февраля 1711 года говорит об определении Сената «для отлучек наших», но эти слова указывали лишь на мотив, заставивший монарха прибегнуть к созданию нового учреждения. К.А. Неволин усматривал здесь сохранившуюся древнюю традицию «российских государей на время

3 Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра I. М.-Л., т. I, с. 201.

4 Филиппов А.Н. Правительствующий Сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках. СПб., 1911,с. 799.

отлучки… поручать столицу в ведение бояр, для того каждый раз назначаемых»[5]. Но это было лишь чисто внешнее обращение к традиции, имевшее целью в привычной форме объяснить подданным создание нового учреждения, которое принципиально не имело ничего общего с боярскими комиссиями XVII века.

В подтверждение того, что изначально Сенат учреждался Петром I как постоянно действующий орган, свидетельствует следующий факт – с момента учреждения Сената до начала Прутского похода было издано четыре указа (регулирующих деятельность Сената), в том числе: «Об учреждении Правительствующего Сената», «О поручении правительствующему Сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства», «О власти и ответственности Сената», «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате»[6].

Сенат не прерывал своей деятельности и во время нахождения царя в столице. Из этого можно сделать вывод, что возложенная на Сенат компетенция была не временной, а постоянной. Сенат был постоянно действующим высшим государственным органом.

Сенат учреждался коллегиальным органом, по образцу такого же учреждения, существовавшего в Швеции. «Изучая государственные учреждения в Швеции, Петр Великий остановился именно на сенате; это учреждение с некоторыми изменениями, приноровленными к быту русской жизни, должно было, по его мнению, найти удобную почву и в системе нашего управления. Посредством такого учреждение, основанного на чисто коллегиальном начале, он думал достичь: во первых – единства во всем

5 Неволин К.А. Полное собрание сочинений, т. 6. СПб., 1889, с. 214.э

6 Воскресенский Н.А. Законодательные акты  Петра I. М.-Л., 1945, с. 197-200.

управлении и во вторых – положить конец всем злоупотреблением должностных лиц.»[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 Ивановский В. Государственное право. Известия и ученые записки Казанского университета. По изданию №5, 1895 г. – №11, 1896 г.

1.3 Состав Сената

В первый состав сената входили политические деятели того времени.

Сенат состоял из девяти сенаторов и одного секретаря, назначенных государем:

·           «Господин граф Мусин Пушкин,

·           Господин Стрешнев,

·           Господин князь Петр Голицын,

·           Господин К. Михайла Долгорукий,

·           Господин Племянников,

·           Господин К. Григорей Волконской,

·           Господин Самарин,

·           Господин Василей Апухтин,

·           Господин Мелницкой,

·           Обор-Секретарь сего Сената Анисим Щукин.»[8]

При назначении сенаторов, Петр I не руководствовался происхождением, званием и чинами. Другими словами, можно сказать, что в состав Сенат входила не знать, а люди, которые заслужили своими выслугами или были  близки к царю.

Следует отметить, что первоначально внутренняя организация Сената включала в себя только присутствие, куда входил весь личный состав, и канцелярия.

Информация о работе Образование Сената и его роль