Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 20:16, контрольная работа
Многовековая история Российской империи родила особую модель межнациональных отношений. Она складывалась на основе взаимопомощи в развитии хозяйства, культуры. Экономика всех регионов страны была объединена единым всероссийским рынком. В нем тесно взаимодействовали хлеб, уголь, металл Украины, продукты черной и цветной металлургии Урала, хлопок Средней Азии, изделия текстильной промышленности Москвы и Подмосковья, лесопродукты и масло Сибири, нефть Азербайджана, изделия промыслов Поволжья.
Сложились прочные традиции в защите рубежей страны, общие исторические ценности.
Введение 3
1. Первый этап Федеративных отношений4
2. Планы дальнейшего объединения Советских республик 7
3. Создание СССР 11
4. Конституция СССР 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История»
Образование СССР
Вариант № 28
Выполнила:
студент I курса
заочного отделения
группа ЗЭ-11
Сафина Диана Александровна
Проверила: преподаватель
Фаненштыль О. А.
Нижневартовск 2011
Содержание
Введение
1. Первый
этап Федеративных отношений
2. Планы дальнейшего
объединения Советских
3. Создание
СССР
4. Конституция
СССР
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Многовековая
история Российской империи родила
особую модель межнациональных отношений.
Она складывалась на основе взаимопомощи
в развитии хозяйства, культуры. Экономика
всех регионов страны была объединена
единым всероссийским рынком. В нем
тесно взаимодействовали хлеб, уголь,
металл Украины, продукты черной и цветной
металлургии Урала, хлопок Средней
Азии, изделия текстильной
Сложились прочные традиции в защите рубежей страны, общие исторические ценности. На всей территории страны шли активные миграционные процессы. Частыми были смешанные браки. Активное участие в революции всех народов бывшей империи, борьба с интервентами и носителями традиций «единой, неделимой» укрепили это исторически сложившееся «чувство локтя».
Однако
всплеск национально-
Однако
у большинства народов
В
декабре 1920 – январе 1921 г. Договоры
РСФСР с Украиной и
С Хивинской и Бухарской советскими народными республиками были заключены договоры на основе их полной самостоятельности и независимости.
Одновременно
проявлялась и другая тенденция.
Чувство обретенной свободы и
независимости рождало у
С другой стороны, партийные и государственные органы России, беря на себя функции управления от имени всех республик, часто, следуя традициям прошлого, без должного внимания относились к интересам других государств. Это проявлялось в стремлении повсеместно насаждать разверстку (со стороны Наркомпрода), наступать на частный капитал (ВСНХ), использовать лишь русский язык в делопроизводстве и суде (Наркомюст). Многое несправедливо было при сбое налогов, перераспределении финансов. Высокомерие, нетерпимое во взаимоотношениях между народами, проявилось в резолюции VII Всероссийского съезда Советов (декабрь 1919 г.) «Об угнетенных нациях», где выражалось «сочувствие» трудящимся массам бывших окраин, выделившихся из России и добившихся национальной независимости.
В памяти народов Закавказья остался поход Красной Армии на помощь местным большевистским силам. В результате были свергнуты национальные правительства, провозгласившие независимость республик в 1918 г., отменены принятые уже конституции, установлена советская власть (в Азербайджане – в апреле 1920., Армении – в ноябре 1920., в Грузии – феврале 1921 г.).
Синдром гражданской войны был еще силен. Сохранявшееся в начале 1921 г. Повстанческое движение на Северном Кавказе (Гоцинский мятеж в Дагестане), в Северной Азии (басмачество), в Якутии, живые воспоминания о еврейских погромах предупреждали, что уголья межнациональных противоречий могут вспыхнуть ярким пламенем. Страшась этого пламени, партия большевиков отбросила лозунг, с которым шла к революции, - о праве наций на самоопределение. Сам термин «самоопределение» изгонялся из пропаганды, рассматривался как оппортунистический, реакционный.
2. Планы дальнейшего объединения советских республик
Окончание
гражданской войны и переход
к мирному возрождению
22 февраля
1922 г. Всеми советскими
Единые формы государственности (Советы), единая правящая партия (большевиков), единые вооруженные силы (Красная Армия), накапливавшийся опыт управления из единого центра хозяйствования подсказывали пути укрепления союза.
Преимущества
такого пути доказывал опыт передовых
капиталистических государств, не разделенных
национальными перегородками
Автономию Сталин рассматривал как «единственно целесообразную форму союза между центром и окраинами». Он считал эту форму достаточно гибкой, готовой отразить разные уровни развития того или иного народа. Но непременно в составе «единого пролетарского государства», непременно по одному пути – советизации, диктатуры пролетариата. Он считал, что смысл национального вопроса в Советской республике сводится главным образом к тому, чтобы преодолеть разницу в развитии отдельных народов. Соответственно разные формы федерации должны были обеспечивать возможность отсталым народам догнать ушедшую вперед Центральную Россию. Выдвижение такого эталона лишало народы права выбирать иные пути движения к прогрессу. На X съезде партии (март 1921 г.) Сталин в докладе об очередных задачах партии в национальном вопросе сделал вывод, что «федерация советских республик является той искомой формой государственного союза, живым воплощением которого является РСФСР».
Но зрели
и другие варианты. Украина, как наиболее
развитая республика, вынашивала предложение
о создании конфедерации, т.е. такого
типа договорных отношений, при которых
сохранялась вся полнота
Для выработки планов сближения советских республик ЦК РКП (б) в августе 1922 г. Создал специальную комиссию под председательством Сталина. В ее состав были включены представители всех республик. Предложение Сталина о вхождении в состав РСФСР всех остальных советских республик (так называемый план автономизации) было поддержано членами комиссии. Сталин отверг предложение о создании в будущем законодательного органа верхней палаты с представительством от национальностей как якобы «несовместимого» с советским строительством.
Более сдержанную позицию занимал Ленин. Он учитывал ряд факторов, заставляющих не только не форсировать этот процесс, но и делать максимум уступок со стороны РСФСР другим республикам. Амбициозность быстро сложившихся национальных политических элит, вспышка национального самосознания в новых республиках, остатки великодержавного шовинизма в деятельности управленческого аппарата наводили его на мысль о необходимости поиска более компромиссной формы союза. В письме в Политбюро от 26 сентября 1922 г. Он предложил создать «новый союз, новую федерацию», «новый этаж, федерацию равноправных республик». Центральные союзные органы находились бы в равном отношении ко всем республикам, в том числе и к РСФСР. Новый союз не покушался на суверенитет отдельных советских республик, а укреплял его за счет коллективной поддержки. Комиссия ЦК РКП (б), затем Пленум ЦК партии (6 октября 1922 г.) прислушались к этим рекомендациям, вынеся решение о создании Союза Социалистических Советских Республик. Однако уже запущенный механизм «автономизации» продолжал набирать обороты.