Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 00:42, контрольная работа

Описание

К концу гражданской войны в результате многочисленных попыток самоопределения и объединения отдельных республик на территории бывшей Российской империи возникает сложный конгломерат государственных образований, в той или иной мере связанных с советской Россией. Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония, отвоевав себе независимость, фактически прекращают связи с РСФСР. Иные формы и иные результаты имели процессы самоопределения на Украине и в Белоруссии. На большей части Украины (за исключением западноукраинских земель Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья) в результате вооруженной борьбы установилась советская власть.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………….3
1.Первый этап Федеративных отношений………………………………....6
2. Планы дальнейшего объединения Советских республик ……...8
3.Создание СССР ………………………………………………………………………11
4. Конституция СССР ………………………………………………………….........13
Заключение ……………………………………………………………………………….15
Библиографический список……………………………………………………....16

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по истории.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

 

Но зрели и другие варианты. Украина, как наиболее развитая республика, вынашивала предложение о создании конфедерации, т.е. такого типа договорных отношений, при которых сохранялась вся полнота управления внутренними делами в республике. Белоруссия, хотя и менее последовательно, тоже выступала за сохранение сложившихся договорных отношений независтимых республик. Отличалась позиция закавказских республик. Они уже имели опыт объединения в федеративный союз ( в марте 1922 г.), а затем в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую республику. Мотивы такого объединения были понятны – для сглаживания острых межнациональных конфликтов, экономического возрождения, расширения внешних связей. Однако начавшиеся сложные процессы координации усилий трех республик вызывали разную реакцию в республиках, особенно в Грузии, тяготившейся федерацией. За годы независимости усилились позиции националистических партий и течений, церкви, национальной интеллигенции. Этим объяснялась сдержанность руководства ЗСФСР. В ответ на предложения о вхождении ее в состав РСФСР. Особенно непримиримую позицию занимали партийные и государственные органы власти в Грузии.

 

Для выработки планов сближения советских республик  ЦК РКП (б) в августе 1922 г. Создал специальную  комиссию под председательством  Сталина. В ее состав были включены представители всех республик. Предложение Сталина о вхождении в состав РСФСР всех остальных советских республик (так называемый план автономизации) было поддержано членами комиссии. Сталин отверг предложение о создании в будущем законодательного органа верхней палаты с представительством от национальностей как якобы «несовместимого» с советским строительством.

 

Более сдержанную позицию  занимал Ленин. Он учитывал ряд факторов, заставляющих не только не форсировать  этот процесс, но и делать максимум уступок со стороны РСФСР другим республикам. Амбициозность быстро сложившихся национальных политических элит, вспышка национального самосознания в новых республиках, остатки великодержавного шовинизма в деятельности управленческого аппарата наводили его на мысль о необходимости поиска более компромиссной формы союза. В письме в Политбюро от 26 сентября 1922 г. Он предложил создать «новый союз, новую федерацию», «новый этаж, федерацию равноправных республик».[5,С.106] Центральные союзные органы находились бы в равном отношении ко всем республикам, в том числе и к РСФСР. Новый союз не покушался на суверенитет отдельных советских республик, а укреплял его за счет коллективной поддержки. Комиссия ЦК РКП(б), затем Пленум ЦК партии (6 октября 1922 г.) прислушались к этим рекомендациям, вынеся решение о создании Союза Социалистических Советских Республик. Однако уже запущенный механизм «автономизации» продолжал набирать обороты.

 

Ленин с тревогой отмечал  скоропалительность и администрирование  в начавшемся процессе объединения, его огромные издержки. 30 декабря он продиктовал: «Я, кажется, сильно виноват перед рабочими России за то, что не вмешался достаточно энергично и достаточно резко в пресловутый вопрос об автономизации, официально называемый, кажется, вопросом о союзе советских социалистических республик». Его вывод сводился к тому, что «видимо, вся эта затея «автономизации» в корне была не верна и несвоевременна». Указывалось на слабость аргументов в пользу скорейшего создания Союза, отсутствие прочных прав объединяемых республик (в том числе права на выход из союза), опасность наступающего великодержавного шовинизма. Ленин приходил к выводу, что следовало бы подождать с этой мерой». (Ту же рекомендацию – не проявлять излишнюю торопливость – Ленин давал и при образовании ЗСФСР год назад, в ноябре 1921 г.). Он предлагал в рамках СССР объединить лишь минимум ведомств, оставив руководство всеми остальными отраслями в республиках. Подсказывалась возможность, в свете будущего опыта, вернуться назад, к прежней форме соглашения, т.е. объединению лишь военного и дипломатического ведомств. Говоря о влиянии опыта Советской России на другие страны, на Восток, Ленин делал вывод: «Было бы непростительным оппортунизмом, если бы мы накануне этого выступления Востока и в начале его пробуждения подрывали свой авторитет среди него малейшей хотя бы грубостью и несправедливостью по отношению к нашим собственным инородцам».Ленин еще раз вернулся к личным качествам Сталина как политического деятеля, отметив его торопливость, администраторское увлечение, озлобление против тех, кто придерживался иных взглядов. Это могло грозить в будущем тяжелейшими последствиями.

 

Однако предостережениями  тяжело больного вождя были проигнорированы. Образование СССР по сталинскому  варианту шло полным ходом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Создание СССР

 

Обсуждение в республиках  вопроса о создании нового межгосударственного  союза проходило остро. Ведь решался  кардинальный вопрос о будущности народов  и их государств. Многие представители  национальной интеллигенции выступали  за сохранение завоеванного суверенитета; они признавали Союз лишь как очередной шаг на пути налаживания прочных федеративных равноправных отношений между независимыми республиками.

 

В самой Российской Федерации  идея Союза подтолкнула общественных деятелей ряда автономий, в первую очередь наиболее развитых (Татария, Башкирия), к дальнейшей суверенизации своих республик. Они выступили с предложением о свободном вступлении их в состав СССР наравне с союзными республиками. Одновременно на волне автономизации среди русских зрело настроение в пользу особого государственного объединения, с созданием соответствующих органов власти (Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а также самостоятельной коммунистической партии в составе партии большевиков.

 

Против этих предложений  Сталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме». Партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство. Съезда Советов, ВЦИК, СНК), а также самостоятельной коммунистической партии в составе партии большевиков.

 

Против этих предложений Сталин решительно восстал, обвинив их авторов в «социал-национализме». Партийно-советский аппарат навязал понимание союза как вхождение советских республик в новое государство. Съезды Советов, собравшиеся в декабре 1922 г. Во всех советских республиках, после широкого обсуждения на местах поддержали предложение о создании Союза Советских Социалистических Республик, а также подготовленных Сталиным «Основных пунктов Конституции СССР». Выступая на X Всероссийском съезде Советов (26 декабря 19922 г.), «всероссийский староста» М.И. Калинин заявил, что знамя РСФСР склоняется перед знаменем будущего союза. В интересах народов России, как и других союзных республик, преклонять национальные знамена не следовало. Важнее было поднять их еще выше, рядом со знаменем СССР. Ведь к этому сводился план Ленина. В докладе на X Всероссийском съезде Советов Сталин констатировал, что на «на Западе, в мире буржуазной демократии, мы имеем дело с постепенным упадком и разложением многонациональных государств на составные части». Противопоставив этой мировой тенденции складывающийся союз советских республик, Сталин умолчал о перспективе создания сверхцентрализованного государства, где права республик будут максимально урезаны. Маятник общемировой цивилизации, качнувшись в XX веке в сторону распада многонациональных империй, в СССР устремился к противоположной крайней точке – созданию тоталитарного государства.

 

30 декабря 1922 г. Делегации  всех советских республик собрались  в Москве на объединенный съезд,  вошедший в историю как I съезд Советов СССР. 94,1% делегатов съезда были коммунистами, 5,7% - беспартийными, 0,2% - представителями других партий. Возрастной состав съезда был необычным – 45% в возрасте от 21 до 30 лет, 43,9% - от 31 до 40 лет. Большинство коммунистов вступили в партию уже после революции. По характеру занятий делегаты до революции были рабочими (41,2%), крестьянами (10,5%), учащимся (19,4%). После революции они передвинулись в ряды служащих, партийно-профсоюзных работников, пополнив ряды правящей элиты. Промежуточным этапом была служба в Красной Армии в годы гражданской войны (для 1/3 делегатов). В момент съезда среди делегатов рабочих было всего 1,2%, крестьянин – 3,3%, учащихся – 1%. Зато работники партийных, общественных и государственных организаций оставили 91,2%. Почти половина (49,3%) делегатов имела низшее образование, лишь 18,6% - среднее. 17,9% окончили или учились в высших учебных заведениях (большей частью нового «облегченного» типа, вроде Коммунистических академий). Имелись и малограмотные, и просто неграмотные. Такой состав съезда, помня о глубоком политическом и государственном кризисе всего двухлетней давности (в конце 1920 – начале 1921 г.), охотно голосовал за решения, которые обеспечивали усиление и централизацию партийно-государственной власти во всех республиках и автономиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Конституция СССР

 

Съезд принял два конституционных  документа – Декларацию и Договор  республик об образовании СССР. На их основе, после дополнительного  рассмотрения документов в ЦИК союзных республик, была разработана первая Конституция СССР. Эту конституцию утвердил II съезд Советов СССР 31 января 1924 г. В Основном Законе провозглашалась добровольность объединения республик, их равноправность, свобода выхода из СССР, а также право других государств на вхождение в СССР. Закреплялось делегирование центральным органам широких прав в руководстве важнейшими отраслями народного хозяйства, обороны, иностранных дел, внешней торговли. За республиками сохранялись права в руководстве местным хозяйством, посвящением, земледелием, здравоохранением, социальным обеспечением, юстицией.

 

Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, а между сессиями – всесоюзный Центральный исполнительный комитет (ВЦИК). Председателями ВЦИК были избраны  председатели ЦИК союзных республик – М.И.Калинин (РСФСР), Г.И.Петровский (Украина), А.Г.Червяков (Белоруссия), Н.И.Нариманов (ЗСФСР). Специфические интересы многочисленных народов должна была представлять созданная в составе ВЦИК палата – Совет национальностей. В ее создании проявилась настойчивость республик и автономий в защите своих прав. Пленум ЦК, состоявшийся в феврале 1923 г., вынужден был признать необходимость формирования ЦИК СССР в составе двух палат. Общесоюзные вопросы решались второй палатой – Советом союза. Президиум ВЦИК провозглашался высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом. При ВЦИК создавался Верховнй суд СССР, Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ). Эта политическая конструкция противоречила общедемократическому принципу разделения властей (на законодательную, исполнительную, судебную), но вполне соответствовала принципу пролетарской диктатуры. Специалисты-правоведы сразу же указали, что Конституция СССР отразила скорее не идею верховенства права, закона, а идею революционной целесообразности, т.е. обслуживания интересов формирующейся новой власти. С этим выводом фактически согласилась и сама партия (в лице ее ЦК), заявив, что видит в образовании СССР «опыт решения национального вопроса при диктатуре пролетариата в условиях многонациональной крестьянской страны».

 

Председателем Совнаркома СССР был утвержден В.И.Ленин. Из-за болезни он к работе не приступал. С 1924 г. На этот пост назначен А.И.Рыков. Представителями республик были лишь заместители председателя СНК СССР М.Д.Орахелашвили (ЗСФСР), В,Я, Чубарь (Украина). Наркомы – Г.В.Чичерин, Л.Д.Троцкий, Л.Б.Красин, Ф.Э.Дзержинский, И.И. Смирнов, В.В. Куйбышев, В.В. Шмидт, Н.П. Брюханов, Г.Я. Сокольников – пришли из прежнего российского СНК, принеся прежние навыки работы. В составе СНК РСФСР Наркомнац под предлогом того, что он выполнил свою миссию по созданию национальных республик и областей и объединению их в СССР, был ликвидирован. Народы Российской Федерации лишились привычного аппарата, который защищал их интересы.

 

Конституция СССР установила Государственный герб, воплотивший  идею мирового братства рабочих и  крестьян (серп и молот на фоне земного  шара, обрамленного колосьями в лучах  солнца). Алый стяг стал флагом СССР. Столицей была избрана Москва.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

Территориальный распад Российской империи, в результате которого к концу 1918 года РСФСР располагалась  примерно в тех же границах, что  и средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия (большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого разрозненные территории могли снова объединиться.

 

Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР. Российская Федерация дала первый образец  национально-государственного строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе социалистической национальной автономии.

 

Для объединения республик  вокруг РСФСР имелся рад предпосылок: идеологическая общность, а также  необходимость экономической интеграции для борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

 

Отмечая выдающуюся роль В. И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не вспомнить и о его  ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип свободного выхода республик  из состава СССР, введенный в Договор по настоянию В. И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании которой самое непосредственное участие принял И. В. Сталин на посту наркома по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою историческую верность и обоснованность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

1. Дмитренко В.П., Есаков  В.Д., Шестяков В.А. История Отечества. XX век. Учеб. Пособие для общеобразоват. школ. - М.: Дрофа, 2007.

 

2. История государства и права России: учебник. Под ред. С.А.Сибиряева, М., 2005.

Информация о работе Образование СССР