Общественно-политическая ситуация в стране во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:35, лекция

Описание

1. Демократический импульс войны. Изменение в структуре власти СССР в 1945-1953 гг
2. Репрессивная политика советского правительства в послевоенный период (вт.п. 1940-х – н. 1950-х гг.).
3. Национальная политика. Депортации 1940-50-хгг

Работа состоит из  1 файл

лекция ..docx

— 45.75 Кб (Скачать документ)

Общественно-политическая ситуация в стране во второй половине

1940-х  – начале 1950-х гг.

1. Демократический импульс войны. Изменение в структуре власти СССР в 1945-1953 гг

2. Репрессивная политика советского правительства в послевоенный период (вт.п. 1940-х – н. 1950-х гг.).

3. Национальная  политика. Депортации 1940-50-хгг

 Источники и литература:

1. «Ленинградское дело»: Сб. материалов. – Л., 1990.

2. Верт Н. «Развитой сталинизм» // Верт Н. История Советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. Изд. 2-е. – М.: ИНФРА-М, Изд-во «Весь Мир», 1999. – С.365-376.

3. Жуков Ю.Н. Борьба за власть в руководстве СССР в 1945-1952 годах // Вопросы истории. – 1995. – №1. – С.23-39.

4. Зубкова Е.Ю. Общественная атмосфера после войны (1945-1946).// Свободная мысль. – 1992. – №6. – С.4-14.

5. Зубкова Е.Ю. После войны: общество и власть (1945-1952) // История России. ХХ век. / Отв. ред. В.П.Дмитренко. – М., 2000. – С.466-509.

6. Костырченко Г.В. Компания по борьбе с космополитизмом в СССР // Вопросы истории. – 1994. – №8.

7. Медведев Ж.А. Сталин и дело «врачей». Новые материалы // Вопросы истории. – 2003. – №1,2. – С.78-104; 99-119.

8. Пихоя Р.Г. О внутриполитической борьбе в советском руководстве 1945-1958 гг. // Новая и новейшая история. – 1995. – №6. – С.3-14.

9. Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ // Вопросы истории. – 2002. – №2. – С.33-42.

10. Рейман М. Послевоенное соперничество и конфликты в советском политическом руководстве // Вопросы истории. – 2003. – №3. – С.24-40.

11. Социально-политическое развитие СССР (1945-1953 гг.) // Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945-1991. Изд.2. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – С.10-84.

12. Тайна «авиационного дела» // Военно-исторический журнал. – 1994. – №6, 8.

13. Орлов, А.С. История России: учебник / А.С. Орлов [и др.]. – М.: Проспект, 2009. – 525 с.

 

 

  1. Демократический импульс войны. Изменение в структуре власти  СССР в 1945-1953 гг

 

В политической жизни страны после войны не наметилось никаких  кардинальных перемен. Продолжал господствовать культ личности Сталина, антидемократический, тоталитарный политический режим. Задача режима состояла в том, чтобы сохранить  сформировавшуюся в довоенное время  систему политического руководства, переломить возникшие в обществе ожидания и надежды на развитие процесса демократизации, раскрепощения и  смягчения социально-политической обстановки в стране. Ее решению  способствовало то обстоятельство, что  укрепился авторитет Сталина  у населения, которому приписывалась  главная заслуга в победе над  фашизмом. Соответственно укрепился  и авторитет самого режима. Победа в войне как бы освятила, сделала  неприкосновенными административно-командные  методы управления, культ личности. Именно с ними связывалась Победа, успехи экономики в период войны. "Опьяненные победой, зазнавшиеся, - писал прозаик Ф. Абрамов, - мы решили, что наша система идеальная... и  не только не стали улучшать ее, а, наоборот, стали еще больше догматизировать  ее". Психологически это объяснимо. Общественные взгляды народа формировались  в условиях становления и развития тоталитарной системы. Большинству  населения были близки ее ценности и критерии. Поэтому большинство  продолжало верить в Сталина, его  мудрость и прозорливость, в неисчерпаемые  возможности Системы.

Но в обществе зрели  и другие настроения - ожидания перемен  и объяснялось это одним важным обстоятельством. С войны пришел другой человек. Миллионы людей побывали в странах Европы. Они столкнулись  совсем с другим, что им преподносилось официальной пропагандой - уровень жизни там был выше, свободы больше. Были и практические предложения по реформированию экономической и политической системы. В частности, в проекте новой программы партии, которую планировалось подготовить к концу 1947 г., имелись пункты, предусматривавшие ограничение пребывания на руководящих партийных должностях, соревновательность кандидатов в депутаты при выборах на всех ступенях Советов, недопустимость подмены политического руководства администрированием и другие положения, ведущие к демократизации партии и общества. Многие люди жили надеждами, что после войны жизнь будет другой - лучше, свободнее от страха, от чувства скованности, с возможностью говорить открыто. Такие настроения расценивались властями как "проникновение буржуазного влияния в сознание отдельных советских людей". Система не могла смириться ни с какими проявлениями инакомыслия. Она почувствовала опасность для себя и решила дать понять всем, что все должно остаться так, как это было.

 Последние теоретические работы Сталина не содержали продуманных ответов на вызов времени. Они были далеки от реальных процессов, происходивших в стране и мире. Отправной идеей работы «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованной в 1952 г., было утопическое утверждение, что в СССР построено социалистическое общество и начинается переход к коммунизму. Для Сталина капитализм по-прежнему был системой «загнивающей», обреченной. Сталинская внешняя политика строилась на ожидании скорого краха капитализма. Над ней довлела идея советского глобализма – распространения коммунизма повсюду, где только возможно. Именно поэтому у СССР не было серьезной заинтересованности в налаживании политического диалога с Западом, поиска компромисса по спорным вопросам. И во внутренней, и во внешней политике жизнь требовала новых подходов.

В первое послевоенное десятилетие  советская система обладала значительным запасом прочности. В годы войны  она обретает определенную завершенность  и самодостаточность, способность  успешно противостоять попыткам ее изменения. Десятилетия страха, чисток, репрессий, «железный занавес» создали  в стране атмосферу единомыслия, конформизма. Подавляющая часть  взрослого населения воспринимала сталинский режим как данность, продолжала доверять руководству страны, верила, что оно действует во имя народного  блага. Победа над фашизмом, распространение  советской модели на ряд стран  Восточной Европы и Азии, обретение  Советским Союзом статуса «сверхдержавы» лишь подтверждали правильность выбранного пути. В этих условиях в стране не было и не могло быть реальной организованной оппозиции режиму. У Сталина после  победоносной войны не осталось не только политических соперников, но и  оппонентов. Судя по заметкам, резолюциям последних лет жизни вождя, у  него не было серьезных сомнений в  совершенстве и прочности системы. Идеологические шоры, однопартийный  характер государственной машины, атмосфера  эйфории после победы над фашизмом не позволили Сталину и его  ближайшему окружению трезво оценить  новые глобальные и локальные  вызовы советской системе и дать на них адекватный ответ. Советская  правящая элита не смогла в полной мере осмыслить многие принципиальные изменения в послевоенном мире и  в самой стране, увидеть скрытые  симптомы нездоровья советской системы, накапливающиеся противоречия во властных структурах и иных сферах общества.

В конечном счете ошибочной оказалась ставка Сталина на сильное государство, понимаемое как совокупность чиновников, руководимых мудрым вождем.

Еще в годы войны в ЦК ВКП(б) и центральные газеты поступали довольно многочисленные предложения по реформированию экономической и политической сферы советской системы. Авторы писем предлагали расширить сферу действия товарно-денежных отношений, хозрасчета, ввести акционерные предприятия, усилить самостоятельность и власть хозяйственных руководителей на местах, развивать кооперацию, поощрять конкуренцию и т. д. Простые люди жили надеждами, что после войны жизнь изменится к лучшему, и думали о том, как ее наладить, чтобы вывести народное хозяйство из разрухи. Сталинское руководство не было готово к проведению серьезных реформ. Очевидная стабильность режима позволяла партийным олигархам со спокойной душой отправлять в архив (с резолюцией «Вредные взгляды») проекты реформирования системы. Как результат – экономическая модель, заложенная Сталиным в первое послевоенное десятилетие, просуществовала с минимальными изменениями вплоть до самого краха советской системы.

После войны вновь очень  остро встал вопрос, как заставить  людей эффективно трудиться в  общественном хозяйстве.

Стремление Сталина обрести  новые рычаги воздействия на политические процессы в стране и мире заставляет его рядиться в тогу защитника  демократии и прав человека, якобы  утраченных западными режимами. В  первую очередь по этой причине ленинградская  команда в 1946–1949 гг. с подачи великого «вождя и учителя» пытается скорректировать  приоритеты хозяйственного развития СССР в сторону производства товаров  народного потребления и укрепления денежной торговли.

По существу, те же цели преследовал  Сталин, реанимируя с помощью все  той же ленинградской команды  тему коммунистического строительства. К этому времени основные цели советской системы в том виде, как они представлялись Сталину  и его ближайшему окружению в 20–30-х гг., были в основном достигнуты. В соответствии с официальной  доктриной задачи индустриализации и коллективизации были решены, социализм  «построен». Интересы укрепления сталинского  политического режима требовали  новых исторических социально значимых целей. Решением Политбюро от 15 июля 1947 г. в связи с намечавшимся созывом XIX съезда партии создается комиссия во главе с А. Ждановым для подготовки новой Программы ВКП(б). Были созданы 4 подкомиссии, каждая из которых создала свой вариант. Попытка одной из подкомиссий представить в качестве важнейшей задачи ближайшего будущего лозунг XVIII съезда ВКП(б) «догнать и перегнать в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны» была вождем решительно пресечена и поставлена задача «привести советский народ в исторически кратчайшие сроки – ближайшие 20–30 лет к победе коммунизма в СССР».

В проектах нашли отражение  многие идеи, озвученные лишь в годы хрущевской «оттепели». В одном из проектов впервые была сформулирована доктрина перерастания диктатуры пролетариата в общенародное государство. Основной его функцией называлась мирная хозяйственно-организационная  и культурно-воспитательная работа. В другом говорилось о всемерном  укреплении на ближайшее пятилетие  хозрасчета, денег, кредита, цены, прибыли  и использовании «преобразованного  закона стоимости в целях развития социалистической экономики». Отличительная  черта всех четырех проектов –  социальная ориентированность. Авторы проектов много внимания уделяли  повышению жизненного уровня трудящихся, решению жилищной проблемы. Правда, в окончательном варианте, подготовленном редактором «Правды» Д. Шепиловым, основные новации были сняты. Тогда же Госпланом СССР под руководством Н. А. Вознесенского был подготовлен проект Генерального хозяйственного плана СССР на 1946–1965 гг., выполнение которого должно было стать рубежом вступления страны в коммунизм. И проекты программ партии, и проект Генплана были сданы в архив. Главная причина того, что коммунистические проекты не стали достоянием широкой общественности, – окончательный перелом в 1947 г. в отношениях между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, ставка обеих сторон на военную силу и развернувшаяся в конце 40-х гг. широкомасштабная военная гонка.

И  все же мы говорим  о появление тенденций, направленных на демократизацию внутриполитической жизни:

  • Сентябрь 1945г. отменено чрезвычайное положение
  • Сентябрь 1945г упразднен неконституционный орган власти ГКО
  • Проведены выборы Советов всех уровней
  • К началу 50 гг.  регулярно стали созываться сессии Советов, увеличилось количество постоянных комиссий.
  • В соответствии с Конституцией были впервые проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей
  • Возобновились съезды общественных и политических организаций СССР
  • В 1946 г. СНК был преобразован в Совет министров
  • В 1952 г. ВКП(б) была переименована в КПСС. Проект новой программы ВКП(б)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Репрессивная политика советского правительства в послевоенный период (вт.п. 1940-х – н. 1950-х гг.).

Неверные оценки ситуации в мире и стране стали причиной принятия неадекватных мер для решения  конкретных назревших задач в  экономической и социальных сферах, а также возврата к механизму  репрессий.

Сложной оставалась политико-идеологическая ситуация в стране. Мы уже отметили наличие в обществе «критической массы», которая стремилась к изменению системы. Однако выбора в пользу демократии не случилось. «Эйфория победы» утвердила мысль об идеальности советской системы. Элементы либерализации общества, заложенные в проектах Конституции и Программы партии (1947) не получили своего воплощения. Более того, власть развернула кампанию по ужесточению контроля за общественной жизнью. Для

борьбы с опасными общественными  умонастроениями использовались прежние  полицейско-репрессивные меры. Сотни  тысяч вернувшихся на родину военнопленных  были отправлены в лагеря.

После войны многократно  производились внутриведомственные  реформы, менялись характер и функции  планирующих органов, но существенных изменений эти меры в руководство  экономической жизнью страны не внесли. На первой сессии Верховного Совета СССР (март 1946 г.) Совет Народных Комиссаров был преобразован в Совет Министров  СССР, а Советы Народных Комиссаров союзных и автономных республик  были преобразованы в Советы Министров  данных национальных образований. Этим актом как бы особенно подчеркивалась возросшая роль государства, увы, давно не зависящего от воли собственного народа.

В послевоенном обществе зрело  понимание необходимости перемен. С войны пришел человек, который  на многое смотрел уже другими  глазами. Победители, фронтовики стали  основой "критической массы", наиболее остро реагирующей на болевые  точки действительности, и прежде всего на главнейший вопрос послепобедных дней: как жить дальше? Мыслящая часть советского общества стала всерьез задумываться над судьбами социализма в стране. Объективно это возвышение народного самосознания таило в себе угрозу тоталитаризму, режиму безграничной личной власти, приближало крах "сталинщины". Однако дальнейшее укрепление административно-командной системы, идеологический прессинг по-прежнему работали на усиление культа личности Сталина, которому официальная пропаганда, а нередко и массовое сознание приписывали практически все достижения партии и народа.

Начавшийся было поиск  путей демократизации жизни, оптимальной  модели послевоенной экономики оказался уже в который раз не ко двору  и был законсервирован. В руководстве  страны вновь восторжествовала жесткая  линия, ведущая к укреплению старой системы общественных отношений, политических и хозяйственных структур.

В руководстве страны назревали  серьезные кадровые перестановки. Прошедший  в марте 1946 г. Пленум ЦК ВКП(б) пополнил новыми силами Политбюро и Оргбюро ЦК. В отличие от Политбюро, Оргбюро было сформировано из нового поколения партийных руководителей, зарекомендовавших себя в годы прошедшей войны. На повестке дня вновь встала "кадровая революция", однако система включила защитные механизмы. С руководящих постов устранялись люди, известные своими радикальными взглядами, усилился идеологический диктат партии в сфере духовной культуры, ужесточился контроль за общественной жизнью.

Информация о работе Общественно-политическая ситуация в стране во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг.