Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:18, контрольная работа
Римская семья характеризуется выраженной властью домовладыки (отца или деда) и патрилокальным браком, когда жена приходит в дом к мужу, имея единственное предназначение – самовоспроизводство.
Главенство старшего агната – мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства – в семейном культе, его ответственность за продолжение семейства, посредническая связь между предками и живыми фиксируются правом как власть (potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенным генеалогической идеей – familia.
1. Общие черты римской семьи
Римская семья характеризуется выраженной властью домовладыки (отца или деда) и патрилокальным браком, когда жена приходит в дом к мужу, имея единственное предназначение – самовоспроизводство.
Главенство старшего агната –
мужского родственника, считавшегося
ближайшим к предкам членом
семейства – в семейном культе,
его ответственность за
Уже в предклассическую эпоху (367-17гг до н. э.) господствующим типом семейного объединения становится малая патриархальная семья, когда со смертью домовладыки все его непосредственные нисходящие оказываются главами собственных семей. Таким образом, семья объединяет в себе не более трех поколений агнатов. Малая семья ориентирована на продолжение существования во времени отдельного мужчины и отказывается от ретроспективного мышления, однако по-прежнему строится на патриархальном принципе и агнатическом родстве. Представление о первоначальном единстве семейной группы удержалось в институте умаления правоспособности в связи с прекращение агнатической связи (capitis deminutio minima).
Смена статуса, когда лицо
Ретроспективная ориентация
Принцип счета родства у
2. Власть домовладыки (patria potestas)
Все свободные домочадцы (
Центральным полномочием
Домовладыка имел право не признать новорожденного своим ребенком: только ребенок, признанный своим отцом становился членом семьи и подпадал под власть главы семейства. В противном случае (например, при явном уродстве) дитя выбрасывалось. Эта власть первоначально ограничивалась только контролем соседей и родственников.
Домовладыка был правомочен манципировать своих домочадцев третьим лицам в возмещение ущерба или в качестве рабочей силы. Однако еще Ромулом, а позже и Таблицами продажа сына более трех раз запрещена, в противной случае, следовала утрата отцовской власти как санкция. Запрещалось также продавать женатого сына: хозяйственное использование подвластного, приступившего к деятельности по созданию рода, считалось недопустимым. От отцовской власти освобождала и однократная продажа дочери.
3. Эманципация (emancipatio)
Запрет, выраженный в законе, позволил
понтификам разработать способ
искусственного прекращения
В постклассический период (IV-V вв) древняя процедура эманципации отмирает. На Западе ее заменяет заявление домовладыки перед курией в присутствии семи свидетелей, на Востоке – рескрипт императора. Утверждается принцип, по которому освобождение из-под власти не допускалось без согласия подвластного.
Запрещается выбрасывание
4. Усыновление (arrogatio, adoptio)
Усыновление представляет
Усыновление persona sui juris - arrogatio - первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку «adoptio naturum imitatur» (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patria potestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом - народным собранием, тем самым приобретало публично-правовую окраску.
В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь объявить об этом публично. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а само усыновление оформлялось императорским рескриптом.
Усыновление persona alieni juris - adoptio - означало по сути дела смену pater familias, которому подчинялся подвластный, и, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas, под которой он находился до сих пор, а на втором -- его вступление под patria potestas усыновителя.
Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима была, как отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из-под patria potestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как «продажа» сына совершалась в третий раз, «покупатель» не отпускал его «на свободу», а в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя.
Adoptio, будучи в отличие от arrogatio частноправным актом с самого начала, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женцин, тем более что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной продажи. При Юстиниане двухстадийный процесс adoptio был заменен заявлением перед судом. Кроме того, усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.
Глава
II
. Имущественные отношения. Брак
1. Брак (nuptiae, matrimonium)
Брак как социально значимый
союз мужчины и женщины
Строго индивидуальный
Следует различать брак и
Существовало три формы
· посредством длительного пребывания в браке – usus
· посредством религиозного брачного обряда – confarreatio
· посредством торжественного либерального акта – coemptio
Жена попадала во власть мужа,
если супруги непрерывно
Во время заключения брака в религиозной форме Юпитеру приносился в жертву хлеб из полбы (farreus panis), что и дало название этому обряду. Такая форма перехода во власть мужа имела важное значение для религиозной жизни римской общины, поскольку высшими жрецами – фламинами Юпитера, Марса и Квирина – могли стать только лица, рожденные в браке, заключенном по этому обряду. Уже в I в. н. э. таких лиц найти было затруднительно, поэтому эта форма в основном отмерла.
Coemptio совершалась в манципационной форме так, что муж символически покупал жену, становившуюся таким образом членом его семейства. Обряд в этом случае отличался по форме от манципации рабов, что согласуется с тем, что положение супруги в доме уподобляется не рабскому, а позиции дочери мужа.
Заключению брака
Заключение помолвки устанавливало квазиродственные отношения между женихом и невестой – adfinitas – так, что возникали ограничения на брак между членами двух семей даже в случае срыва намечавшегося брака (например, жених уже не смог бы жениться на матери своей невесты), исключалось принуждение к даче свидетельских показаний друг против друга, убийство жениха невестой или наоборот приравнивалось к убийству родственника. Заключение двух помолвок не допускалось, как и многобрачие.
Со стороны невесты помолвка
обычно заключалась
Также для заключения брака
требовалось согласие самих
Заключение брака безумным не
допускалось. Безумный не мог
и расторгнуть брак
Важнейшим элементом