Окрестности рязанской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:10, реферат

Описание

В первой половине XIX века продолжалась архитектурная застройка Рязани по плану 1780 года. Город продолжал постепенно расширяться, главным образом в южном направлении. Началась застройка Гостиного двора. Здесь появились основные торговые помещения, украшенные портиками – пропилеями в строго тосканском стиле, которые выходили на городскую магистраль.

Работа состоит из  1 файл

Окрестности Рязанского края в 19 веке.doc

— 59.50 Кб (Скачать документ)

  В  первой половине XIX века продолжалась архитектурная застройка Рязани по плану 1780 года. Город продолжал постепенно расширяться, главным образом в южном направлении. Началась застройка Гостиного двора. Здесь появились основные торговые помещения, украшенные портиками – пропилеями в строго тосканском стиле, которые выходили на городскую магистраль.

  На  рубеже XVIII – XIX веков началось сооружение самого значительного здания города того времени – здания Дворянского собрания. Его архитектор, как отмечают искусствоведы, был хорошо знаком с лучшими московскими постройками и создал оригинальное здание, выделив угловую часть, которая представляет ротонду, завершающуюся сферическим куполом. Главный фасад украшен торжественным восьмиколонным портиком коринфского стиля, состоящим из спаренных колонн.

     В подражание этому зданию  на средства местного купца  П. А. Мальшина в 1808 – 1809 годах  был построен инвалидный дом (тогда он назывался богадельней), расположенный на пересечении нынешних улиц Свободы и Маяковского. Его украшает ротонда, а боковые фасады – портики, состоящие из четырёх спаренных колонн тосканского стиля. Хотя это здание и отличается небольшими размерами, его верхний этаж больше нижнего, что придаёт постройке впечатляющий, почти монументальный вид.

   В 1808 – 1815 годах на Астраханской (Ленина) улице было достроено здание 1-й мужской гимназии, которое стало одним из самых больших в годе, заняв почти целый квартал. Оно напоминает некоторые постройки М. Ф. Казакова в Москве. Связь между этим архитектором и некоторыми рязанскими деятелями существовала и ранее, особенно же она усиливалась, когда в 1812 году многие архитекторы в числе других московских жителей переселись в Рязань, а М. Ф. Казаков скончался здесь в октябре 1812 года и  был похоронен на территории Троицкого монастыря.

   У Московской заставы, т.е. в  северной части города, вырос  ещё один архитектурный ансамбль: в 1816 году недалеко от Редутного  дома было выстроено здание Рязанской губернской больницы.  Его считают лучшим из построек в стиле классицизма в Рязани. Его сопоставляют со зданием московской больницы, построенной в 1834 году архитектором О. И. Бове. При этом высказывается предположение: не он ли является и его автором. Другие исследователи (Е. В. Михайловский) связывает эту постройку, имеющую общие сходные черты с больницей на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, построенной Кваренги с именем этого архитектора,        Г. К. Вагнер высказывает предположение об авторстве И. Ф. Русско.

          К этому времени относится и сооружение местным архитектором        Н. И. Воронихиным в 1838 году здания гауптвахты, т. е. караульного помещения с площадкой для построения караула. Расположенное в сквере на Советской площади, оно имеет выступающий изящный центр-лоджию с двумя колоннами, по сторонам которого расположено по одному окну. Наверху – массивный аттик (стенка, находящаяся над карнизом).

     К постройкам позднего классицизма  относится здание Духовной семинарии (автор проекта столичный зодчий А. А. Михайлов – ученик известного архитектора И. Е. Старова). История сооружения этого здания такова.  При реорганизации семинарии в начале XIX века было решено вместо прежних, теперь уже ветхих деревянных помещений, соорудить один обширный корпус, где могли бы разместиться 150 воспитанников и 6 учителей. По генеральному плану города Рязани, утвержденному ещё в 1780 году, Духовной семинарии отводилось место в кремле, но руководство епархии добилось разрешения оставить её на прежнем месте. За постройку нового корпуса взялись экономические крестьяне села Нового Владимирского уезда И. П. Масанов и А. Огурцов, которые подрядились выстроить его вчерне «с мая до октября 1812 года неотменно». В мае этого года стройка была начата, но война 1812 года сорвала планы и здание было закончено в основном в конце октября 1816 года. Видимо, его предпочтение украсить скульптурными барельефами, о чём свидетельствуют довольно глубокие прямоугольные впадины в центре здания и на его крыльях, но этот замысел не был осуществлён.

  Выдающимся  произведением церковного зодчества явилось соборная колокольня, законченная постройкой лишь в 1840 году. Её сооружение началось ещё в 1789 году, когда по проекту костромского архитектора         С. А. Воротилова, земляка руководителя Рязанской епархии Симона, был заложен её фундамент на месте старой Глебовской башни, но денег не хватило и строительство прекратилось до 1797 года, лишь с помощью Симона их достали и первый ярус колокольни был завершён. Второй ярус по проекту И. Ф. Русско был построен с помощью Г. В. Рюмина, который на это отпустил 10 тыс. рублей. Этот ярус был закончен в 1816 году и отсюда повесили колокола. Но строительство колокольни опять затянулось до 1832 года. Когда Рязань посетил Николай I, ему рассказали о недостроенной колокольне и он отпустил на неё деньги. Завершил строительство колокольни губернский архитектор Н. И. Воронихин при участии архитектора К. А. Тона. Колокольня Успенского собора, как отмечают искусствоведы – «замечательное произведение искусства. В ней удивительно то, что хотя она строилась в течение жизни нескольких поколений, её общая композиция сохранила единство и цельность выражения. Исключительно велико её градостроительное значение, которое сравнимо со значением колокольни Ивана Великого для Москвы или построек Коробова и Захарова для Петербурга».

   Её расположение на значительном  удалении от собора и на  виду всего города с учётом  новой, только что утверждённой планировки с перспективой Соборной улицы, ориентированной на кремль, подчеркивает важность этого сооружения.

    Среди жилых зданий того времени особое внимание привлекает дом Рюмина. Большое каменное здание было расположено в парке, и лишь его торец выходит на городскую улицу. Фасад здания украшает величественный коринфский портик с шестью колоннами.

  Начало XIX века – новый значительный этап в развитии русского искусства. Рост национального самосознания после войны 1812 года, влияние идей декабристов способствовали обращению художников к русской деятельности, и это привело к дальнейшему развитию реализма. Искусство этого периода приближается к жизни, становится разнообразнее и демократичнее.

  В  портретной живописи отмечается  более глубокий интерес художников  к индивидуальному внутреннему  миру человека. Этот новый подход  ярко выражен в творчестве  В. А. Тропинина (1776-1857) , создавшего галерею портретов людей разных сословий. Гордостью музейного собрания являются 5 полотен кисти этого художника, охватывающего период его творчества  1825 по  1840-е годы.

   Один из них – портрет С. Д. Нечаева (конец 1820-х – начало 1830-х годов), он долгое время считался изображением неизвестного. Писатель и поэт-лирик Степан  Дмитриевич Нечаев с молодости был в дружеских отношениях  с К. Ф. Рылеевым, А. С. Грибоедовым, С. А. Соболевским.

  Нечаев  изображен сидящим в непринуждённой  позе вполоборота к зрителю. Красивое холёное лицо, губы, слегка тронутые улыбкой, изучают благодушие, но взгляд его голубых глаз твёрд и холоден – как бы воздвигнута преграда между знатным барином и зрителем.

  Картина  В. А. Тропинина «Живописец» (1825 г.) носит жанровый характер. Художник изобразил человека незнатного по происхождению, но наделённого способностью чувствовать прекрасное, творить его, и этим вызвал к модели глубокое уважение. Неброская цветовая гамма, фон, предметы, окружающие молодого человека, помогают раскрыть его душевное состояние. Картина написана с большим живописным мастерством, присущим В. А. Тропинину. В музее ещё представлены картины В. А. Тропинина: портрет Д. М. Протасьева (1843), портрет Н. И. Бера (1842).

К выдающимся представителям русского искусства  первой половины прошлого столетия относится А. Г. Венецианов (1780-1847) – художник, педагог, общественный деятель, утвердивший своим творчеством бытовой жанр. Призывая учиться только у природы, он обратился к натуре и впервые стал изображать крестьянскую жизнь, показывая физическую и нравственную красоту простого человека. Но образы крестьян в картинах А. Г. Венецианова нередко наделены чертами идеального, возвышенного.

  В  музее представлена картина  «Крестьянка с бабочками», относящаяся к 1820-м годам. Она содержит черты идеализации, правильное лицо молодой крестьянки заставляет вспомнить классицистические образцы. Композиция картины уравновешенна, ритм движений замедлен. Колорит полотна строится на сочетании ярких, горячих красок. Художник не изображает процесс труда, в центре его внимания образ жницы 0 поэтическое олицетворение лета.

  новый  этап в развитии русского демократического  искусства  связан с деятельностью  Товарищества передвижных художественных  выставок. художники 70 – 80-х годов XIX  века считали своей основной задачей всестороннее и глубоко отражение современной жизни. искренняя любовь к народу и стремление облегчить его судьбу сообщили их искусству идейность, гуманность, боевой характер.

   крестьянская тема была главой в творчестве передвижников. Художник    В. М. Максимов в своих полотнах с большим значением изображал крестьянскую жизнь. Картина «Кто там?» (1879 года) не имеет характерной для творчества  В. М. Максимова социальной остроты, сюжет её не лишён юмора. Всё в картине изображено с большим мастерством и любовью: тепло натопленная изба с потрескавшейся печью и чисто вымытым полом, статная фигура крестьянки в пёстром ситцевом сарафане, освещённая чадным пламенем светильника.

  А. Е. Архипов  (1862-1930) – один из талантливейших самобытных художников рубежа XIX – XX веков, творчество которого на протяжении всей жизни было тесно связано с родными местами рязанского края. А. Е. Архипов, уроженец Рязанского края, прекрасно знавший деревенский быт, создал многочисленные картины из жизни крестьян, часто вдохновляясь образами земляков и природой родных мест. «Лёд прошёл» (1895) – ранняя, поэтическая по настроению картина художника. На берегу Оки собрались ребятишки, мужики посмотреть на обновлённую после зимы реку. Тут и разморённый солнцем парнишка, и старый дед с завёрнутым в полушубок внучонком, и мирно беседующие крестьяне, и играющие дети, а кругом просторы реки, залитые щедрым весенним солнцем. Радостное чувство пробуждения природы, неразрывная связь с нею человека – главное содержание картины. С тщательностью и любовью к деталям изображены им деревенские ребятишки и крестьяне, пришедшие полюбоваться разлившейся рекой. В этой картине появляются черты нового – светлый колорит, интерес к передаче световоздушной среды.

   П. М. Боклевский (1816 – 1897) являлся одним из известных мастеров школы критического реализма, блестящим иллюстратором и карикатуристом. Рязанский художественный музей располагает рядом работ П. М. Боклевского. Наивысшее развитие в показе психологических черт литературного героя встречается в серии рисунков к «Мёртвым душам», которые явились новой страницей в истории иллюстрирования гоголевских произведений. Сквозь внешнюю приятность поглядывает настороженно-хищническая натура Чичикова, из-под нависшего лба дико смотрят маленькие раскосые глаза Собакевича, неудержимым весельем пышет бесшабашная натура Ноздрёва. Каждый из этих портретов неповторим в своей характеристике. Художественные формы рисунка безупречно передают не только внешние черты героев, но и их внутреннее духовное состояние. А также представлены иллюстрации к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Базаров и П. П. Кирсанов.

  Искусство  П. М. Боклевского вошло в  сокровищницу русской национальной  культуры. 

  В  Рязанском кремле представлено много различных икон XIX века: икона св. Николы Можайского; икона Архангела Михаила; Богоматерь Фёдоровская; Николай Чудотворец; Спас Нерукотворный, внизу которого расположена надписью: «ТОАГИО МАНДИЛИО»; икона Александра Невского, внизу иконы надпись следующего содержания: «Образьсей сооружень усердиемь командира 5 роты 79 тьх Зап. полка подпоручика Александра Александровича Мелить  Агомалова, кадраиниж. Чинротъпополненiя, сформированныхъ при 5 ротi въпеiодъ великой Отечественной войны…» 1914-1915-1916.

    Самая известная икона XIX века – икона Василия Рязанского. На иконе Василий Рязанский другой в отличие от других икон. Василий в священном облачении представлен фронтально. Очень низкая линия горизонта является одновременно границей воды и берега. На горизонте силуэт города, расположенного на холмах. В руках Василия, в отличие от боле поздних и широко распространенных на Рязанской земле изображений, икона отсутствует. Пальцы правой руки сложены в именославном жесте, в левой руке закрытая книга.

   В Кремле представлена скульптура «Христа в темнице». Это довольно условное решение объемов туловища, рук и ног при достаточно внимательной проработки форм головы. Тщательное выявление при помощи резца прядей волос, складок ткани. Терновые венцы сплетены крупными звеньями из двух-трех лоз с едва помеченными шипами.

   В Рязанском кремле представлены  полотенца, орнаменты, узоры различных  районов рязанского края.

 Орнамент  народной вышивки – своеобразная и сложная художественная система, связанная с тем или иным памятником народного искусства из текстильных волокон. Мещера – остаток некогда огромного лесного пояса, тянувшегося от Полесья до Урала. Здесь даже во второй половине XIX века  ещё встречались уголки с натуральным хозяйством, патриархальным бытом, древними обычаями. В колорите вышивок первой половины XIX  века преобладают тёмные тона – шёлка-сырца и шерсти домашней окраски.  Пушистая шерсть – шленка, появившаяся во второй половине XIX века, внесла сочные, насыщенные цвета в убранстве костюма и оформление предметов быта: фиолетовые, сиреневые, ярко-розовые, голубые, синие, и они сильно расширили палитру, породили более нарядный колорит, иное отношение к цветному ритму.

      Оригинальным решением отличаются  старинные вышивки на головных  уборах Заокского края. «Очелья» и «позатыльники» разнообразны по колориту и по орнаменту.  Мотивы геометрические и растительные расположены по принципу диагонального построения. К тому же, небольшая площадь, на которой помещается узор, диктует его мелкомаштабность и ювелирную точность исполнения. Мелкий крест на них нередко сочетается с росписью и мельчайшими стежками глади. Фон обычно зашивается блёстками. В расцветке заокских головных уборов «мареновый» тон не играет главной роли, как в мещерских вышивках, а даётся в сочетании с  

Информация о работе Окрестности рязанской области