Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:10, реферат
В первой половине XIX века продолжалась архитектурная застройка Рязани по плану 1780 года. Город продолжал постепенно расширяться, главным образом в южном направлении. Началась застройка Гостиного двора. Здесь появились основные торговые помещения, украшенные портиками – пропилеями в строго тосканском стиле, которые выходили на городскую магистраль.
В первой половине XIX века продолжалась архитектурная застройка Рязани по плану 1780 года. Город продолжал постепенно расширяться, главным образом в южном направлении. Началась застройка Гостиного двора. Здесь появились основные торговые помещения, украшенные портиками – пропилеями в строго тосканском стиле, которые выходили на городскую магистраль.
На рубеже XVIII – XIX веков началось сооружение самого значительного здания города того времени – здания Дворянского собрания. Его архитектор, как отмечают искусствоведы, был хорошо знаком с лучшими московскими постройками и создал оригинальное здание, выделив угловую часть, которая представляет ротонду, завершающуюся сферическим куполом. Главный фасад украшен торжественным восьмиколонным портиком коринфского стиля, состоящим из спаренных колонн.
В подражание этому зданию на средства местного купца П. А. Мальшина в 1808 – 1809 годах был построен инвалидный дом (тогда он назывался богадельней), расположенный на пересечении нынешних улиц Свободы и Маяковского. Его украшает ротонда, а боковые фасады – портики, состоящие из четырёх спаренных колонн тосканского стиля. Хотя это здание и отличается небольшими размерами, его верхний этаж больше нижнего, что придаёт постройке впечатляющий, почти монументальный вид.
В 1808 – 1815 годах на Астраханской (Ленина) улице было достроено здание 1-й мужской гимназии, которое стало одним из самых больших в годе, заняв почти целый квартал. Оно напоминает некоторые постройки М. Ф. Казакова в Москве. Связь между этим архитектором и некоторыми рязанскими деятелями существовала и ранее, особенно же она усиливалась, когда в 1812 году многие архитекторы в числе других московских жителей переселись в Рязань, а М. Ф. Казаков скончался здесь в октябре 1812 года и был похоронен на территории Троицкого монастыря.
У Московской заставы, т.е. в
северной части города, вырос
ещё один архитектурный
К этому времени относится и сооружение местным архитектором Н. И. Воронихиным в 1838 году здания гауптвахты, т. е. караульного помещения с площадкой для построения караула. Расположенное в сквере на Советской площади, оно имеет выступающий изящный центр-лоджию с двумя колоннами, по сторонам которого расположено по одному окну. Наверху – массивный аттик (стенка, находящаяся над карнизом).
К постройкам позднего
Выдающимся
произведением церковного
Её расположение на
Среди жилых зданий того времени особое внимание привлекает дом Рюмина. Большое каменное здание было расположено в парке, и лишь его торец выходит на городскую улицу. Фасад здания украшает величественный коринфский портик с шестью колоннами.
Начало XIX века – новый значительный этап в развитии русского искусства. Рост национального самосознания после войны 1812 года, влияние идей декабристов способствовали обращению художников к русской деятельности, и это привело к дальнейшему развитию реализма. Искусство этого периода приближается к жизни, становится разнообразнее и демократичнее.
В
портретной живописи
Один из них – портрет С. Д. Нечаева (конец 1820-х – начало 1830-х годов), он долгое время считался изображением неизвестного. Писатель и поэт-лирик Степан Дмитриевич Нечаев с молодости был в дружеских отношениях с К. Ф. Рылеевым, А. С. Грибоедовым, С. А. Соболевским.
Нечаев
изображен сидящим в
Картина В. А. Тропинина «Живописец» (1825 г.) носит жанровый характер. Художник изобразил человека незнатного по происхождению, но наделённого способностью чувствовать прекрасное, творить его, и этим вызвал к модели глубокое уважение. Неброская цветовая гамма, фон, предметы, окружающие молодого человека, помогают раскрыть его душевное состояние. Картина написана с большим живописным мастерством, присущим В. А. Тропинину. В музее ещё представлены картины В. А. Тропинина: портрет Д. М. Протасьева (1843), портрет Н. И. Бера (1842).
К выдающимся представителям русского искусства первой половины прошлого столетия относится А. Г. Венецианов (1780-1847) – художник, педагог, общественный деятель, утвердивший своим творчеством бытовой жанр. Призывая учиться только у природы, он обратился к натуре и впервые стал изображать крестьянскую жизнь, показывая физическую и нравственную красоту простого человека. Но образы крестьян в картинах А. Г. Венецианова нередко наделены чертами идеального, возвышенного.
В музее представлена картина «Крестьянка с бабочками», относящаяся к 1820-м годам. Она содержит черты идеализации, правильное лицо молодой крестьянки заставляет вспомнить классицистические образцы. Композиция картины уравновешенна, ритм движений замедлен. Колорит полотна строится на сочетании ярких, горячих красок. Художник не изображает процесс труда, в центре его внимания образ жницы 0 поэтическое олицетворение лета.
новый
этап в развитии русского
крестьянская тема была главой в творчестве передвижников. Художник В. М. Максимов в своих полотнах с большим значением изображал крестьянскую жизнь. Картина «Кто там?» (1879 года) не имеет характерной для творчества В. М. Максимова социальной остроты, сюжет её не лишён юмора. Всё в картине изображено с большим мастерством и любовью: тепло натопленная изба с потрескавшейся печью и чисто вымытым полом, статная фигура крестьянки в пёстром ситцевом сарафане, освещённая чадным пламенем светильника.
А. Е. Архипов (1862-1930) – один из талантливейших самобытных художников рубежа XIX – XX веков, творчество которого на протяжении всей жизни было тесно связано с родными местами рязанского края. А. Е. Архипов, уроженец Рязанского края, прекрасно знавший деревенский быт, создал многочисленные картины из жизни крестьян, часто вдохновляясь образами земляков и природой родных мест. «Лёд прошёл» (1895) – ранняя, поэтическая по настроению картина художника. На берегу Оки собрались ребятишки, мужики посмотреть на обновлённую после зимы реку. Тут и разморённый солнцем парнишка, и старый дед с завёрнутым в полушубок внучонком, и мирно беседующие крестьяне, и играющие дети, а кругом просторы реки, залитые щедрым весенним солнцем. Радостное чувство пробуждения природы, неразрывная связь с нею человека – главное содержание картины. С тщательностью и любовью к деталям изображены им деревенские ребятишки и крестьяне, пришедшие полюбоваться разлившейся рекой. В этой картине появляются черты нового – светлый колорит, интерес к передаче световоздушной среды.
П. М. Боклевский (1816 – 1897) являлся одним из известных мастеров школы критического реализма, блестящим иллюстратором и карикатуристом. Рязанский художественный музей располагает рядом работ П. М. Боклевского. Наивысшее развитие в показе психологических черт литературного героя встречается в серии рисунков к «Мёртвым душам», которые явились новой страницей в истории иллюстрирования гоголевских произведений. Сквозь внешнюю приятность поглядывает настороженно-хищническая натура Чичикова, из-под нависшего лба дико смотрят маленькие раскосые глаза Собакевича, неудержимым весельем пышет бесшабашная натура Ноздрёва. Каждый из этих портретов неповторим в своей характеристике. Художественные формы рисунка безупречно передают не только внешние черты героев, но и их внутреннее духовное состояние. А также представлены иллюстрации к роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» - Базаров и П. П. Кирсанов.
Искусство
П. М. Боклевского вошло в
сокровищницу русской
В Рязанском кремле представлено много различных икон XIX века: икона св. Николы Можайского; икона Архангела Михаила; Богоматерь Фёдоровская; Николай Чудотворец; Спас Нерукотворный, внизу которого расположена надписью: «ТОАГИО МАНДИЛИО»; икона Александра Невского, внизу иконы надпись следующего содержания: «Образьсей сооружень усердиемь командира 5 роты 79 тьх Зап. полка подпоручика Александра Александровича Мелить Агомалова, кадраиниж. Чинротъпополненiя, сформированныхъ при 5 ротi въпеiодъ великой Отечественной войны…» 1914-1915-1916.
Самая известная икона XIX века – икона Василия Рязанского. На иконе Василий Рязанский другой в отличие от других икон. Василий в священном облачении представлен фронтально. Очень низкая линия горизонта является одновременно границей воды и берега. На горизонте силуэт города, расположенного на холмах. В руках Василия, в отличие от боле поздних и широко распространенных на Рязанской земле изображений, икона отсутствует. Пальцы правой руки сложены в именославном жесте, в левой руке закрытая книга.
В Кремле представлена скульпту
В Рязанском кремле
Орнамент народной вышивки – своеобразная и сложная художественная система, связанная с тем или иным памятником народного искусства из текстильных волокон. Мещера – остаток некогда огромного лесного пояса, тянувшегося от Полесья до Урала. Здесь даже во второй половине XIX века ещё встречались уголки с натуральным хозяйством, патриархальным бытом, древними обычаями. В колорите вышивок первой половины XIX века преобладают тёмные тона – шёлка-сырца и шерсти домашней окраски. Пушистая шерсть – шленка, появившаяся во второй половине XIX века, внесла сочные, насыщенные цвета в убранстве костюма и оформление предметов быта: фиолетовые, сиреневые, ярко-розовые, голубые, синие, и они сильно расширили палитру, породили более нарядный колорит, иное отношение к цветному ритму.
Оригинальным решением