Опричнина Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2011 в 15:04, контрольная работа

Описание

Очень важное событие истории России XVI в.— опричнина. Правда, всего семь лет из 51 года, которые Иван Грозный провел на престоле. Но какие семь лет! Унесшие многие тысячи, а то и десятки тысяч человеческих жизней. Время Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали огромное влияние на ход отечественной истории. Царствование Ивана IV, составлявшее половину XVI столетия.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………….2
Введение опричнины ………………………………………….…………….….. 3
Причины и цели опричнины ……………………..……………………………. 5
Опричный принцип власти ……………………………………….…………….7
Последствия опричнины ……………………………………………………….. 9
Отмена опричнины …………………………………………………………….. 15
Заключение ………………………………………………………………………16
Литература ………………………………………………………...…………….18

Работа состоит из  1 файл

Опричнина Ивана Грозного.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение ……………………………………………………………….………….2

Введение  опричнины ………………………………………….…………….….. 3

Причины и цели опричнины ……………………..……………………………. 5

Опричный  принцип власти ……………………………………….…………….7

Последствия опричнины ……………………………………………………….. 9

Отмена  опричнины …………………………………………………………….. 15

Заключение  ………………………………………………………………………16

Литература  ………………………………………………………...…………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Очень важное событие истории России XVI в.— опричнина. Правда, всего семь лет из 51 года, которые Иван Грозный провел на престоле. Но какие семь лет! Унесшие многие тысячи, а то и десятки тысяч человеческих жизней. Время Ивана Грозного имеет огромное историческое значение. Политика царя и её последствия оказали огромное влияние на ход отечественной истории. Царствование Ивана IV, составлявшее половину XVI столетия. Содержит в себе ключевые моменты становления Российского государства: расширение территорий, подконтрольных Москве, изменения вековых укладов внутренней жизни и, наконец, опричнина – одно из самых кровавых и величайших по историческому значению деяний царя Ивана Грозного. Именно опричнина притягивает к себе взгляды многих историков. Ведь не существует точных сведений о том, зачем Иван Васильевич прибегнул к таким необычным мерам. Считается официально, что опричнина просуществовала 7 лет с 1565 по 1572 гг. Но отмена опричнины была только формальной, число казней, разумеется, уменьшилось, понятие «опричнина» было ликвидировано, его в 1575 году заменили на «государев двор», но общие принципы и порядки остались не тронутыми. Иван Грозный продолжил свою опричную политику, но уже под другим названием, и с несколько измененным руководящим составом, практически не поменяв её направления. Тем более тщательное рассмотрение всех аргументов, привлекавшихся исследователями в качестве доказательств отмены опричнины, приводит к заключению, что оснований, подтверждающих действительную отмену опричнины в 1972 году, не существует. 
 
 
 
 

Введение  опричнины 

Итак, декабрь 1564 г., последний до опричный месяц. Ситуация в стране была тревожной. Всего четыре года тому назад начались перемены в высших эшелонах власти. 7 августа 1560 г. умерла царица Анастасия Романовна, женщина, которую царь Иван, похоже, искренне любил. При жизни царицы клан ее родственников Захарьиных-Юрьевых (впоследствии за ними утвердилась фамилия Романовых) был в напряженных отношениях с реально правившим в стране неофициальным правительственным кружком, возглавлявшимся костромским вотчинником Алексеем Федоровичем Адашевым и придворным священником Сильвестром. После смерти Анастасии влияние Захарьиных на оплакивавшего любимую жену царя усилилось, а отношения Ивана IV с Избранной радой обострились.

Нелегка внешнеполитическая ситуация. Еще в  правление Избранной рады началась Ливонская война. В течение двух первых лет Ливонский орден был разгромлен. Немалую роль в победах русских войск сыграла татарская конница из покоренного в 1552 г. Казанского ханства. Но плодами победы воспользовалась не Россия: рыцари перешли под покровительство Великого княжества Литовского, которое и развернуло военные действия против России. Выступила и Швеция, не хотевшая упустить свою долю в Прибалтике. Два сильных противника вместо одного слабого оказались перед Россией в этой войне. В январе 1564 г. в битве у реки Улы, недалеко от Полоцка, русские войска потерпели жестокое поражение: множество воинов было убито, сотни служилых людей попали в плен.

3 декабря  1564 г.- канун опричнины. Началось стремительное развитие событий: в этот день царь с семьей и приближенными выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и увез с собой всю свою казну, а заранее отобранным многочисленным сопровождающим было приказано ехать с семьями. 3 января 1565 г. в Москву приехал гонец, который привез две грамоты. В первой, адресованной митрополиту Афанасию, сообщалось, что царь положил свой гнев на всех епископов и настоятелей монастырей, а опалу — на всех служилых людей, от бояр до рядовых дворян, поскольку служилые люди истощают его казну, плохо служат, изменяют, а церковные иерархи их покрывают. Вторая грамота была адресована всему посадскому населению Москвы; в ней царь заверял простой московский люд, «чтобы они себе никоторого сомнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет».

Это был  блестящий политический маневр талантливого демагога: царь выступал в тоге радетеля за интересы посадских низов, против ненавистных посадскому люду феодалов. Все эти гордые и знатные вельможи, по сравнению с которыми простой горожанин — человек третьего сорта, оказывается,— гнусные изменники, прогневавшие царя-батюшку, доведшие его до того, что он бросает государство. А «посадский мужик», ремесленник или купец — опора трона. Московские люди, выслушав царские грамоты, решительно потребовали, чтобы бояре упросили царя вернуться на царство.

Уже через  два дня депутация духовенства и бояр была в Александровой слободе. Царь смилостивился и согласился возвратиться, но при двух условиях: «изменников» казнить, а во-вторых, «учините ему опричнину».

Зачисленным в опричнину полагалось иметь  земли в опричных же уездах, а  у земских, царь приказал забирать вотчины и поместья в опричных уездах и давать взамен другие в земских. В опричнине действовала своя Боярская дума, были созданы свои особые войска, возглавлявшиеся воеводами. Опричная часть была выделена и в Москве.

С самого начала в число опричников вошли многие отпрыски знатных и старинных боярских и даже княжеских родов. Те же, кто не принадлежали к аристократам и в до опричные годы в основном входили в состав «дворовых детей боярских». Внезапные возвышения таких малознатных, но «честных» людей неоднократно случались и раньше. Дело было не в якобы демократическом происхождении опричников, потому будто бы вернее служивших царю, чем знать, а в том, что опричники стали личными слугами самодержца, пользовавшимися, кстати, и гарантией безнаказанности. Опричники были не только личной стражей царя, но и участниками многих боевых операций.  

Причины и цели опричнины 

В результате изучения истории опричнины удалось  выявить много существенных фактов, которые, однако, уже не уместились в рамках платоновской концепции.

Переселения. Они вовсе не были такими массовыми. В опричнину вошли главным образом заселенные рядовыми служилыми людьми уезды, а вовсе не форпосты крупного княжеско-боярского землевладения. А выселению подлежали в основном опальные и их родня, значительное же количество местных землевладельцев было, вероятно, просто принято в опричнину. А ведь именно на опричных переселениях в основном базируется представление об опричнине как об антибоярском мероприятии.

В этой связи необходимо остановиться на вопросе об отношениях боярства и дворянства, о политических позициях этих социальных групп класса феодалов. Боярство было постоянной аристократической оппозицией центральной власти. Вся правительственная политика XV—XVI вв. была направлена на централизацию страны, а воплощалась она в указах и законах, оформленных как «приговоры» Боярской думы — высшего правительственного учреждения. Аристократический состав думы известен и твердо установлен, ее подчас считают неким советом знати, ограничивающим власть монарха. Итак, именно бояре принимают меры, направленные на централизацию.

Экономически  бояре не были заинтересованы в сепаратизме, скорее наоборот. Они не владели  крупными латифундиями, расположенными компактно, «в одной меже». Крупный  землевладелец имел вотчины и поместья в нескольких — четырех-пяти, а то и в шести уездах. Границы же уездов — это рубежи бывших княжеств. Возврат к удельному сепаратизму серьезно угрожал земельным владениям знати.

В социальном составе помещиков и вотчинников  не было существенной разницы: и среди тех и других были и аристократы, и служилые люди среднего ранга, и «мелкая сошка». Нельзя противопоставлять вотчину и поместье как наследственное и ненаследственное владения: и вотчину можно было конфисковать в опале, за служебную провинность или за политическое преступление, и поместья фактически с самого начала передавались по наследству. Да и размеры вотчин и поместий не дают основания считать вотчину крупной, а поместье мелким. Наряду с крупными вотчинами было много мелких и даже мельчайших, где землевладелец наряду с эксплуатацией труда зависимых крестьян вынужден был сам пахать землю. Вместе с тем одновременно с небольшими поместьями встречались и весьма крупные, не уступающие по размерам большим вотчинам. Все это очень важно, ибо как раз противопоставление крупной «боярской вотчины» «мелкому дворянскому поместью» — главная опора концепции противоборства боярства и дворянства, борьбы боярства против централизации.

Среди казненных при Иване Грозном немало бояр: они стояли ближе к государю, а потому на них чаще обрушивался царский гнев. Да и казнь знатного боярина была куда заметнее, чем гибель рядового сына боярского, не говоря уже о крестьянине или «посадском мужике». В Синодике опальных, куда по приказу царя Ивана были записаны для церковного поминовения его жертвы, бояре названы по именам, а люди из низших слоев общества цифрой. И все же, по подсчетам на одного боярина или человека из государева двора «приходилось три-четыре рядовых землевладельца, а на одного представителя класса привилегированных служилых землевладельцев приходился десяток лиц из низших слоев общества». Дьяки и подьячие, незнатные государственные чиновники — основа складывающегося аппарата государственного управления, опора централизации.

Итак, острие опричного террора было направлено вовсе не только и даже не главным образом против боярства. Уничтожая аристократический строй служилого землевладения, опричнина была направлена, в сущности, против тех сторон государственного порядка, которые терпели и поддерживали такой строй. Она действовала не «против лиц», а именно против порядка, и потому была гораздо белее орудием государственной реформы, чем простым полицейским средством пресечения и предупреждения государственных преступлений. 
 

Опричный  принцип власти  
 

Следует различать опричнину в узком  смысле слова, как конкретное историческое явление, и опричнину в широком  смысле - как чрезвычайную организацию  и как принцип власти. Опричнина  в широком смысле есть чрезвычайная комиссия, ориентированная на решение легальным способом важнейших задач перераспределения власти и собственности. В своём функционировании русские опричнины воспроизводили черты организаций тайных обществ.

В то же время опричнина не превратилась в орден в связи с тем, что была чрезвычайным органом власти. Впрочем, это не означает принципиальной невозможности развития событий в таком направлении в определённой ситуации. Опричнина в общеисторическом смысле есть социальное оружие, исправляющее и направляющее в определённый момент ход истории в определённом направлении. Этот момент - точка бифуркации, когда развитие системы зависит не от силы толчка (он может быть слабым), но от направленности, и достаточно небольшого усилия, чтобы двинуть систему в некоем направлении, с которого она по инерции уже не сойдёт. Поэтому, достаточно относительно небольшой группы, чтобы изменить вектор истории. Последняя есть пространство и время опричнины, где эти измерения сжаты почти в сингулярную точку, и достаточно слегка изменить направление удара, чтобы изменить ось истории.

Опричный  принцип власти возник, как преодоление олигархического. И в свою очередь породил самодержавный, после чего все принципы зажили собственной жизнью, вступая в непростые отношения друг с другом и сформировав своеобразную триаду или, если угодно, треугольник - самую устойчивую фигуру.

Опричнина как принцип представляет собой  комплекс чрезвычайных мер и реализующих  их органов и лиц, параллельный контур управления, надстраивающийся над уже  существующим и охватывающий его, превращая в свой внутренний объект для перемалывания и переваривания, в источник своего развития.

В России причинами бытия опричного принципа, являются недостаточная степень развития и сформированности социальных сил, слабость институтов, нередко - их заточенность «на прошлое». Эти причины, в свою очередь, обусловлены медленными темпами русского развития, детерминированными незначительным объёмом прибавочного продукта.  И - в случае с грозненской опричниной - консервирующим влиянием Орды и её наследия, которое потребовало для его преодоления социальной хирургии.

В русской  истории опричнина ситуационно, на краткий миг компенсирует не только слабость институтов и организованных социальных сил, но вообще отсутствие очень важной и имеющейся у  многих, если не большинства индоевропейских народов сословия (Варны, слоя) воинов (кшатриев). Служилые люди хороши многим, но в целом ряде ситуаций они не могут заменить профессиональных военных как слой. Служилые - служат, но бывают ситуации, когда надо сражаться, что предполагает не только профессиональную выучку, но дисциплину, определённый тип мышления, поведения и субъективности. Необходимо особо подчеркнуть, что опричнина направлена на создание новых форм, которые подчиняют старые, используя их в качестве фундамента для создания новых систем.

Информация о работе Опричнина Ивана Грозного