Опричнина Ивана Грозного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:24, контрольная работа

Описание

Иван IV(1533-1584) – яркая личность в русской истории, однако мало кто из нас воспринимает его, как человека положительного, а ведь он способствовал развитию своей страны, в частности сделал первые шаги в создании в России сословно-представительной монархии. И что же так омрачило его репутацию? – Одна из главных причин - политика опричнины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
1Формирование личности Ивана Васильевича……………………………
2 Причины введения…………………………………………………..
3 « Отречение» Ивана IV………………………………………………..
4 Содержание опричной политики………………………………………..
5 Последствия опричнины………………………………………………..
6 Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

опричнина 001.docx

— 41.30 Кб (Скачать документ)

В опричнину брали только "лутчих", "по выбору". Особенно тщательный отбор проходили люди, имевшие  непосредственное отношение к жизни  государя. Существует опись царского архива, в которой есть следующая  запись: "Ящик 200, а в нем сыски  родства ключников, подключников, и  сытников, и поваров, и помясов, и  всяких дворовых людей". Эти люди в случае необходимости служили  в роли доверенных царских порученцев, осуществлявшие, охранные, разведывательные, следственные и карательные функции. Остальные опричники были разделены  на четыре приказа, а именно: Постельный, ведающий обслуживанием помещений  дворца и предметами обихода царской  семьи; Бронный, то есть оружейный; Конюшенный, в ведении которого находилось огромное конское хозяйство дворца и царской гвардии, и Сытный - продовольственный. С территории опричнины выселялись многие местные феодалы-землевладельцы, не зачисленные в «особный» двор, а их земли передавались дворянам-опричникам.

 Взятые в опричнину дворяне  лучше, чем другие помещики, наделялись  землёй и крестьянами, получали  щедрые льготы. Этими земельными  перераспределениями было в известной  мере подорвано экономическое  и политическое значение крупной  земельной аристократии. С опричнины  усилились опалы и казни.

Учреждение опричнины  и действия Ивана IV Грозного, , вызвали протест части дворянства и духовенства. На Земском соборе 1566 г. группа дворян подала челобитную об отмене опричнины. Челобитчики были казнены.

Среди тех, кто первыми  ощутили опричный террор, были суздальские  княжеские группировки, в том  числе Шуйские (они были выселены со своих земель, что подорвало  её экономическое и политическое могущество). Затем репрессии усиливались. На верхи московского боярства и  на многих бояр обрушились казни. В 1568г. опричники расправились с людьми боярина И.П. Фёдорова, а сам он был заколот царём (всего по делу боярина Ивана Петровича Фёдорова было уничтожено 370 человек

Репрессиям подвергались не только отдельные лица и семейные кланы, но и целые регионы, в частности  Новгород. Новгородская земля все еще не лишилась своих богатств, привлекавших царя и его опричников. Кроме того, Новгород с прилегавшими к нему территориями традиционно являлся регионом политической поддержки князей Старицких. Князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана ІV, мог претендовать на российский престол, а потому в глазах царя являлся политическим противником номер один, знаменем оппозиции. Дабы избавиться от этой опасности Иван сначала лишил Владимира Старицкого его вотчины, а затем уничтожил самого князя, его семью, а также его мать, княгиню Ефросинью Старицкую. Получив донос, в котором новгородцев обвиняли в намерении отдаться под власть Речи Посполитой, Иван в самом конце 1569 г. с 15-тысячным войском предпринимает карательную экспедицию против Новгорода, разгромив по пути Тверь, Клин, Торжок, не щадя при этом никого, подвергая разграблению даже храмы. Во время погрома Твери Малютой Скуратовым, был задушен находившийся там в ссылке бывший митрополит Филипп (1507 - 1569) – боярин Федор Степанович Колычев, с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. В 1566 г. церковным собором поставлен на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение к опричнине. Публично осуждал опричные казни и беззакония, за что был лишен сана и заточен сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Тверском Отроч-Успенском монастыре, где и был убит. В 1652 г. канонизирован церковью.

В начале января 1570 г. каратели дошли до Новгорода и здесь разразилась страшная вакханалия убийств и грабежей, продолжавшаяся несколько недель. Половина разоренного города и две новгородские пятины (области) были взяты в опричнину,во всей Новгородской земле осталась на месте и в живых всего лишь пятая часть жителей. Покидая Новгород, опричники увозили возы награбленного добра. Все, что не смогли увезти с собой, опричники сжигали.      Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александрову слободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известны летом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородской измене” попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казни подверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сын Федор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казнено свыше 100 человек .Из Новгорода кровавый след экспедиции потянулся дальше – в Нарву, Иван-город, Псков. Жители  Пскова приготовились к смерти. Неизвестно, что спасло их от гибели, а город от разорения. Может быть, царь увидел покорность псковитян, а может быть, устал от крови. В летописях рассказывается, что в городе навстречу царю вышел местный юродивый Салос, он будто бы протянул царю кусок сырого мяса. “Я христианин и не ем мяса в пост”,- сказал ему царь. На что юродивый возразил: “Ты хуже делаешь – ты ешь человеческое мясо”

         В годы массового террора Пыточный двор разросся. Его можно было бы назвать центральным приказным ведомством опричнины, если бы не одно обстоятельство: во главе приказов стояли бояре, во главе Пыточного двора – сам царь. Опричная дума стала собираться на Пыточном дворе не менее часто, чем в парадных залах Слободского дворца.

 

 

 

 

 

 

 

 Итоги и последствия опричнины

          В итоге всех устрашающих мер  Ивана Грозного военная система  страны не упрочилась, а расшаталась.  Лучшие воеводы были казнены;  другие были до того запуганы, что боялись вступить с неприятелем  в бой, опасаясь потерпеть неудачу  и быть за это казненными.

В 1572 г. опричнина была отменена, и переименована в "Государев двор". Поводом к ликвидации опричнины, по мнению многих историков, послужила небоеспособность опричного войска при набеге на Русь крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Опричники не смогли остановить хана, который сумел дойти до Москвы и поджечь город. Ставшие грабителями и убийцами опричники, не желали идти в поход на защиту Москвы. Девлет-Гирей дошел до Москвы и 24 мая сжег ее. В один день сгорел весь город за исключением Кремля. Количество погибших жителей невозможно определить, но оно доходило до нескольких сотен тысяч, так как в Москву сбежалось много народа из окрестностейВ пожаре погибло огромное количество жителей. Во время повторного похода Девлет-Гирея, предпринятого в 1572 г., на его пути встало уже объединенное земско-опричное войско под командованием некогда опального князя Михаила Воротынского (спустя год он будет казнен). В битве у села Молоди оно нанесло поражение войску хана.

Кровавая неразбериха террора  унесла множество человеческих жизней (более 20 тысяч человек). А Иван Грозный (Мучитель – называли его в те годы в народе) сам создал Синодик  на 4 тысячи человек, которые были им замучены или убиты. Люди не выдерживали податей, разорения хозяйства и уходили в бега,что послужило одной из причин принятия первых закрепостительных актов. В 1581 г. был издан указ «о заповедных летах», в которых запрещались переходы крестьян. Помещики, потеряв часть людей, пытались получить большой оброк с оставшихся. Дабы прикрепить крестьян к земле, правительство прибегает к составлению писцовых книг. В них содержалось хозяйственное описание земель для податного земельного обложения. Теперь на основании этих книг крестьяне прикреплялись к землям, на которых они обитали при введении заповедных лет. Началось юридическое закрепощение крестьян, основа которого была положена ещё в Судебнике 1497 года.             

Одним из самых важных последствий  опричнины является то, что взаимоотношения  центральной власти и церкви стали  очень сложными и напряженными. Церковь  оказалась в оппозиции к режиму Ивана Грозного. Это означало ослабление идеологической поддержки царской власти, что в то время грозило серьёзными последствиями как для царя, так и для государства в целом. В результате опричной политики, независимость церкви в российском государстве была подорвана.

В результате деятельности Ивана Грозного страна была разорена, но объединена под единой властью. Именно в Иване Грозном кроется дальнейшее развитие России в 16 и 17 веке. Именно политика Ивана Васильевича спровоцировала смуту в стране. Первой причиной стало отсутствие прямых наследников или их малый возраст. Второй причиной стала разруха 60-70-х годов, спровоцированная опричниной. Страна была в руинах, влияние на Западе было подорвано (как Иван Грозный отправлял письма английской королеве с требованием уничтожить парламент в Великобритании, а всем этим лордам порубить головы!).

       Разрушена  сословная монархия-из 43 членов Боярской  думы казнено 19, пострижено в  монахи-3.

       Разрушена  экономика страны. Разорено 40% крестьянских  дворов.

Пашенные земли в центральных  районах сократились с 15 до 4 десятин. По кадастровым земельным книгам, на Псковщине и Новгородчине 90% сельскохозяйственных земель не возделывались. Следствием сокращения посевных площадей стал голод. По свидетельству современника, люди убивали друг друга за кусок хлеба.К тому же в 1570-71 гг. в дополнение ко всем бедам на Россию обрушилась эпидемия чумы. Общие потери населения от террора, чумы и голода составили 500 тыс. человек (население России в целом составляло 7-9 млн. жителей).

         Были подорваны резервы России в целом. Еще в 1565 г. Иван Грозный взял с земщины себе «на подъем» 100 тыс. рублей. По тем временам на эти деньги можно было купить 5 млн. пудов ржи или 100 тыс. рабочих лошадей.

Опричнина ослабила Московское государство  по сравнению с другими государствами  Европы и развратила верхний слой общества, который был представлен  опричниками.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

         Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны – “поруху” 70-80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный период для России XVI-XVII вв., который современники называли “смутой

В середине XІX в. в русской  историографии ведущим направлением стала так называемая государственная  школа. Ее представители рассматривали  исторический процесс с точки  зрения становления государственности. Все, что способствовало упрочению  государства, признавалось положительным, так как в государственной  власти видели движущую силу истории. Они оправдывали опричные репрессии  как необходимые, по их мнению, для  становления великого государства. Деятельность Грозного сводилась к  замене старых «родовых, семейных начал» новыми, «государственными», и Иван ІV в этом преуспел.       

В целом, опричнину можно  рассматривать как форсированную  централизацию (но в таких формах, которые нельзя признать прогрессивными), предпринятую без достаточных экономических  и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор. Это  не была антибоярская политика. Скорее, это был конфликт внутри всего  господствующего сословия, спровоцированный Иваном ІV с целью укрепления своей  власти (разделил сословие на две части  и натравил их друг на друга).

Крупные бояре – вотчинники рассматривались как сторонники «удельной системы», то есть раздробленности. Царь, опиравшийся на мелких и средних  феодалов-помещиков – боярских детей  и дворян, олицетворял централизаторские  тенденции. Опричнина была тем шагом, который ослаблял экономические  и политические позиции боярства, укрепляя положение мелких и средних  служилых людей, царскую власть и  в итоге завершил централизацию  России.

В 30-50-е годы данная теория оставалась господствующей, так как  импонировала лично Сталину. Подчеркивая  прогрессивный характер опричнины, фигуры Ивана Грозного, Сталин тем  самым не только оправдывал свой собственный  террор, но и, определенным образом, внедрял  в массовое сознание культ мудрого, но строгого вождя, беспощадно сметающего на своем «правильном» пути многочисленных и коварных изменников.

Безусловно, на нынешнем этапе, даже спустя четыре столетия, перед  нами существует множество нерешённых вопросов, касающихся деятельности этого  царя. Но не вызывает сомнений, пожалуй  только одно: Россия после Грозного представляла собой совсем другую страну, нежели до него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. – Л., 1988.

2.Ключевский В.О. Исторические  портреты. – С.95-106.

3.Кобрин В.Б. Иван Грозный.  – М., 1989.

4.Валишевский К. Иван  грозный. – М., 1989.

5.Скрынников Р.Г. Иван  Грозный и его время. – М., 1994.

6.Скрынников Р. Г. «  Царство террора», СПб, 1992 г.

7.Карамзин «История государства российского».

8.Штаден Г. Записки немца опричника.


Информация о работе Опричнина Ивана Грозного