Опричнина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 16:05, творческая работа

Описание

Предпосылки возникновения опричнины
«Бояре не признают авторитет царя в военных вопросах»
Представители могущественного боярства начинают выступать против продолжения борьбы за выход к Балтике.
В 1564 году царю изменяет командующий западной армией князь Курбский.

Работа состоит из  1 файл

опричнина.ppt

— 3.71 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

Опричнина

Выполнила: студентка факультета истории и права

Карпова Екатерина Максимовна

32 группа

 

 

 

 

Опричнина

 

период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер.

 

Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»).

 Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана IV и непосредственно осуществлявшие репрессии.

 

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме».

 

Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове.

 

 

 

 

Предпосылки возникновения опричнины

 

  • «Бояре не признают авторитет царя в военных вопросах»
  • Представители могущественного боярства начинают выступать против продолжения борьбы за выход к Балтике.
  • В 1564 году царю изменяет командующий западной армией князь Курбский.
  • Измена Курбского укрепляет Ивана Васильевича в мысли, что против него, русского самодержца, существует страшный боярский заговор, бояре не только желают прекращения войны, но и замышляют убить его и посадить на трон послушного им князя Владимира Андреевича Старицкого, двоюродного брата Ивана Грозного.
  • Митрополит и Боярская Дума заступаются за опальных и препятствуют ему, русскому самодержцу, карать изменников, поэтому требуются совершенно чрезвычайные меры.

 

 

 

 

 

 

 

Когда в начале февраля 1565 года Иван Грозный вернулся в Москву из Александровской слободы, он объявил, что вновь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменников, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалований со стороны духовенства и учредить в государстве «опричнину».

 

 

 

 

В опричнину царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой «обиход» сделал особым: во дворцах Сытном, Кормовом и Хлебенном был назначен особый штат ключников, поваров, писарей и т. п.;

 

Были набраны особые отряды стрельцов.

 

На содержание опричнины были назначены особые города (около 20, в том числе Москва, Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг) с волостями.

 

 

 

 

  • В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.);

 

  • Прежние жители были переселены на другие улицы.

 

  • В опричнину было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как московских, так и городских.

 

  • Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины;

 

  • Прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

 

 

 

 

Все остальное государство должно было составлять «земщину»: царь поручил его земским боярам, то есть собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ивана Дмитриевича Бельского и князя Ивана Фёдоровича Мстиславского.

 

Все дела должны были решаться по старине, причём с большими делами следовало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские — то к государю.

 

 За подъем свой, то есть за поездку в Александровскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тысяч рублей.

 

 

 

 

 

 

 

Внешним отличием опричников служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменников царю.

 

 На все поступки опричников царь смотрел сквозь пальцы; при столкновении с земским человеком опричник всегда выходил правым.

 

Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для боярства; все кровавые деяния второй половины царствования Грозного совершены при непременном и непосредственном участии опричников.

 

 

 

 

Крупным событием опричнины был поход на Новгород в январе-феврале 1570, поводом к которому послужил донос 1569 года, обвинявший новгородцев в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю.

 

2 января передовые отряды во главе с В. Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях. Иван лично руководил походом.

 

Считается, что во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч-Успенском монастыре митрополита Филиппа, который критиковал жестокость  царя и опричников.

 

Поход на Новгород

 

 

 

 

Московские казни 1571 года 

 

Были обвинены в измене любимцы царя, опричники Басмановы — отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, а также несколько видных руководителей земщины - печатник Иван Висковатый, казначей Фуников и др.

 

 Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком.

 

Как рассказывали, царь лично принимал участие в казнях, а толпы опричников стояли кругом и приветствовали казни криками «гойда, гойда».

 

 

 

 

Преследованию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя.

 

Казни не раз возобновлялись, и впоследствии погибли: князь Пётр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцов и др., причём царь придумывал особые способы мучений: раскаленные сковороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п.

 

 Боярина Козаринова-Голохватова, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том основании, что схимники — ангелы, а потому должны лететь на небо.

 

Московские казни 1571 года были апогеем страшного опричного террора 

 

 

 

 

В 1572 году опричнина фактически прекратила своё существование — войско показало свою неспособность отразить нападение крымских татар на Москву, после чего царь принял решение отменить опричнину… 

 

Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но самое слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник — словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили «города и воеводы дворовые и земские».

 

 

 

 

 

 

 

          • Хозяйственный упадок

 

          • Бегство крестьян  в Поволжье; на юге беглые крестьяне становятся казаками

 

          • В 1581 году вводятся заповедные лета (запрещение переходить крестьянам в Юрьев день) формирование крепостного права

 

          • Боярско–княжеская власть стала зависимой от царя.

 

 

 

 

Установление опричнины способствовало утверждению неограниченной власти царя. Итогом царствования Ивана Грозного стал хозяйственный упадок страны и резкое ухудшение положения её населения.


Информация о работе Опричнина