Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:01, реферат
Одной из дискуссионных проблем российской истории является деятельность Ивана Грозного и опричнина.
С.М. Соловьев считал, что при всех жестокостях царя Ивана его деятельность была шагом вперед к победе «государственных начал». В то же время он резко и недвусмысленно осуждал казни невинных людей в эпоху Ивана Грозного. Соловьев писал, что «не произнесет историк слово оправдания такому человеку».
ИСТОРИКИ ОБ ОПРИЧНИНЕ
Одной из дискуссионных
проблем российской истории является
деятельность Ивана Грозного и опричнина.
С.М. Соловьев считал,
что при всех жестокостях царя
Ивана его деятельность была шагом
вперед к победе «государственных начал».
В то же время он резко и недвусмысленно
осуждал казни невинных людей
в эпоху Ивана Грозного. Соловьев
писал, что «не произнесет историк
слово оправдания такому человеку».
На схожих позициях
в целом стоял В.О. Ключевский.
Общий результат опричнины он
формулирует так: «Современники
поняли, что опричнина, выводя крамолу,
вводила анархию, оберегая государя,
колебала самые основы государства.
Направленная против воображаемой крамолы,
она подготовляла действительную».
Точка зрения современного
исследователя В.Б. Кобрина: «...Не только
разорение страны, даже не только жестокое
крепостничество, но и в не меньшей степени
развращающее влияние на общественное
сознание обусловливают отрицательную
оценку роли опричнины и в целом деятельности
Ивана Грозного в истории России».
С.Ф. Платонов рассматривал
опричнину как форму борьбы с
княжеско-боярской аристократией —
главным противником
Однако исследования
С.Б. Веселовского, А.А. Зимина, В.Б. Кобрина
и других историков показали, что опричнина
не изменила структуру феодального землевладения
в России. Ее роль ограничилась лишь ликвидацией
незначительных остатков удельной системы.
Не выдерживает критики и противопоставление
«реакционного» боярства «прогрессивному»
дворянству.
Русское боярство принципиально
отличалось от западноевропейской аристократии.
С последней сопоставимы скорее удельные
князья. Термин «боярин» обозначал княжеского
слугу высокого ранга. Не случайно на Руси
мало было боярских замков, которые на
Западе создавали основу военной и политической
автономии его владельца. Бояре, в отличие
от западноевропейских баронов, как правило,
не обороняли свои села. При появлении
вражеских войск они съезжались под стены
княжеского града и вместе защищали все
княжество целиком. Экономически бояре
также не были заинтересованы в сепаратизме,
поскольку их владения располагались
не компактно, в одном месте, а в четырех-шести
уездах. Возврат к удельному сепаратизму
поэтому прямо угрожал их владениям.
Опричнина не была антибоярской
политикой. Среди опричников было много
представителей аристократических родов.
К тому же, на одного казенного боярина
приходилось 3-4 рядовых землевладельца,
а на одного представителя привилегированных
служилых землевладельцев — десяток лиц
из низших слоев.
Разорение и террор,
сопровождавшие опричнину, в сочетании
с последствиями неудачной
Разруха ускорила закрепощение
крестьян. Опричнина способствовала
утверждению наиболее жестких форм
крепостничества. Становление в
результате опричного террора
Экономическая разруха,
закрепощение крестьян, да и противоречия
в среде господствующего
Споры ведутся о
смысле и цели опричнины. Наиболее авторитетным
представляется мнение Р.Г. Скрынникова,
который отстаивает мысль о том,
что опричнина и ее террор не были
подчинены единой цели. Начавшись как
борьба с прежней правящей элитой — княжатами,
опричнина переросла в конфликт между
государственной властью и господствующим
сословием в целом. Посредством опричнины
царь разделил дворянство и натравил одну
группу на другую. Итогом этого явилось
утверждение неограниченной личной власти,
но была утрачена стабильность монархии.
Опричнина привела не только к физическому
уничтожению людей, но и к тяжелым экономическим
последствиям, к разрушению моральных
ценностей и устоев общества.
Какие цели преследовала
опричнина? Зачем Ивану Васильевичу
понадобились массовые убийства и казни?
Ответы на эти вопросы пыталось дать
не одно поколение исследователей.
Историки XVIII—XIX вв., объясняя внутреннюю
политику Ивана IV, часто выдвигали
на первый план личные качества царя. Н.М.
Карамзин писал о психическом
расстройстве Ивана IV. Но еще С.М. Соловьев
понял, что опричнина не объясняется
одной лишь царской жестокостью.
В действиях Грозного он увидел борьбу
за утверждение новых
Историк А.А. Зимин
усмотрел в действиях царя противоречия:
борясь с пережитками удельной старины,
он создал в своем государстве
новый удел — опричнину. По мнению
А.А. Зимина, опричный террор был направлен
не только против удельной системы, но
и против самостоятельности церкви
и некогда независимого Новгорода,
против остатков свобод крестьянского
населения России.
Другой современный
историк, Р.Г. Скрынников, считает,
что опричнина была призвана
ликвидировать экономическое
Современный исследователь
А.Л. Хорошкевич полагает, что опричнина
была средством для подавления недовольства
затянувшейся и непопулярной Ливонской
войной. Очень интересную, хотя и нуждающуюся
в доказательствах, гипотезу высказывал
недавно А.Л. Юрганов. Историк предполагает,
что главными в политике Ивана Грозного
были не политические или социальные,
а религиозные мотивы. Опричный террор
был для религиозного фанатика прообразом
«страшного суда» на земле.
Опричнина имела
далеко идущие политические