Организационные мероприятия по обеспечению
охраны общественного порядка при
проведении массовых мероприятий
Административно-правовая охрана общественного
порядка при проведении массовых
мероприятий - это исполнительно-распорядительная,
подзаконная деятельность государственных
органов и общественных организаций,
заключающаяся в установлении и
применении комплекса особых мер
по образованию специальных органов
управления, изданию соответствующих
нормативных актов, применению мер
охраны общественного порядка в
целях создания благоприятных условий
для реализации прав и свобод граждан,
а также обстановки спокойствия
в местах проведения массовых мероприятий.
Организация надлежащего общественного
порядка и безопасности при проведении
массовых мероприятий - это комплексная
задача, решение которой во многом
зависит от четко продуманных, скоординированных
действий государственных органов,
общественных организаций, граждан, которые
в пределах своей компетенции
несут ответственность за создание
соответствующих условий для
успешного проведения массового
мероприятия. Лишь объединение и
согласование их усилий позволит рационально
распределить силы и средства, будет
способствовать успешному решению определенных
задач.
Следует отметить, что основной объем
работы и ответственность за организацию
общественного порядка и обеспечение
общественной безопасности возложены
на такие службы и подразделения
органов внутренних дел, как милиция
общественной безопасности, подразделения
Государственной автомобильной
инспекции, пожарной безопасности, внутренних
войск МВД России, отряды милиции
специального назначения и др.
Охрана общественного порядка
и безопасности при проведении массовых
мероприятий заключается в проведении
следующих организационных мероприятий:
разработка руководящих документов организационно-распределительного
характера; изучение, обобщение и распространение
передового опыта; концентрация в соответствующих
аппаратах информации, связан ной с организацией
и проведением массового мероприятия;
ее обработка, анализ и оценка; обучение
личного состава тактике действий в условиях
проведения массового мероприятия; контроль
за деятельностью служб и подразделений
органов внутренних дел, участвующих в
охране общественного порядка и сохранении
безопасности при проведении массовых
мероприятий, оказание им практической
помощи и др.
Организационные мероприятия органов
внутренних дел по обеспечению охраны
общественного порядка при проведении
массовых мероприятий в подготовительный
период включают уяснение задачи, определение
способов ее выполнения, анализ обстановки,
разработку концепции (замысла) обеспечения
охраны общественного порядка и
безопасности, принятие управленческого
решения.
Задачи и содержание деятельности
органов внутренних дел по охране
общественного порядка и безопасности
при проведении массового мероприятия
определены в его программе. Разрешение
на проведение массового мероприятия,
как правило, выдают органы власти и
управления, они же утверждают состав
комиссии (комитета) по подготовке и
проведению данного мероприятия, а
также определяют задачи участвующих
в нем государственных органов
и общественных организаций. Начальник
УВД (РОВД) определяет группировку сил,
которые будут обеспечивать организацию
общественного порядка и безопасности
в ходе массовых
Подготовка проекта решения
на охрану общественного порядка
осуществляется, как правило, сотрудниками
криминальной милиции и милиции
общественной безопасности, государственной
инспекции безопасности дородного
движения, уголовного розыска, оперативно-технического
отдела (отделения) и других соответствующих
служб.
Процесс подготовки решения начинается
с изучения программы и условий
проведения массового мероприятия.
В программе отражаются следующие данные:
информация о месте и времени проведения
мероприятия; количество участников; маршруты
их движения; места их наибольшего сосредоточения;
размещение медицинских пунктов, торговых
точек, стоянок авто транспорта; погодные
условия; противопожарное состояние объекта;
наличие общественных туалетов; причины
и условия ранее совершенных преступлений;
комиссионное обследование спортивных
и культурно-зрелищных учреждений и объектов
с целью недопущения чрезвычайных происшествий;
другие данные, имеющие значение для выработки
правильного решения и успешного проведения
массового мероприятия.
Важным элементом подготовки и
принятия управленческого решения
является проведение комиссионного
обследования технического и противопожарного
состояния объектов и сооружений,
используемых для проведения массового
(особенно спортивного) мероприятия. По
результатам комплексного обследования
составляется акт, в котором делаются
отметки о пригодности к эксплуатации
объектов и сооружений. В случае
выявления серьезных недостатков
акт с предложениями об их устранении
направляется в комиссию по контролю за
проведением массового мероприятия. Руководитель
территориального органа вносит также
предложения по изменению режима работы
общественного транспорта, предприятий
общественного питания, торговых точек,
размещению медицинских пунктов, стоянок
автотранспорта и др.
Кроме того, при подготовке управленческого
решения проводится встреча с
организаторами мероприятия, администрацией
организаций и ведомств с целью
выяснения и уточнения всех обстоятельств
предполагаемого массового мероприятия.
После уточнения всех обстоятельств
руководитель территориального органа
совместно с другими участниками,
задействованными в проведении массового
мероприятия, осуществляет рекогносцировку
местности в районе проведения массового
мероприятия. Она является важным элементом
выработки управленческого решения,
особенно в случае, когда массовое
мероприятие проводится впервые. В
процессе ее проведения изучаются особенности
объектов и сооружений; прилегающая
к ним местность; техническое
состояние проезжей части дорог,
железнодорожных переездов, мостов;
интенсивность и маршруты движения
транспорта и пешеходов; места расположения
предприятий торговли, общественного
питания, туалетов и других мест общественного
пользования; места стоянок автотранспорта;
уточняются пути движения участников
массового мероприятия и возможные
изменения направления их движения.
Кроме того, определяются границы
зон, спектров, участников оцепляемой
территории; продолжительность вводимых
ограничений; места и время выставления
нарядов, их виды, плотность; места размещения
пунктов управления, оперативного штаба,
резерва; маршруты движения автотранспорта
со специальными сигналами; порядок
проезда через контрольно-пропускные
пункты и ряд других вопросов.
После анализа и оценки полученной
информации штабом территориального ОВД
разрабатывается решение на охрану
общественного порядка и безопасности
при проведении массового мероприятия.
В нем указываются: способы выполнения
поставленных задач; зоны оцепления; виды
нарядов, их состав, особые обязанности
и время их развертывания; расчет потребности
работников органов внутренних дел, военнослужащих
внутренних войск; технических и специальных
средств; организация управления подразделениями
и нарядами, схема связи; порядок подготовки
личного состава к несению службы и проведения
инструктажей; основные варианты действий
нарядов при осложнении оперативной обстановки;
порядок использования резерва; порядок
взаимодействия с органами Федеральной
службы безопасности, командирами войсковых
частей армии и МВД России, руководителями
ведомств, обеспечивающих проведение
данного мероприятия и др.
Управленческое решение в горрайорганах
внутренних дел оформляется в
виде плана действий по охране общественного
порядка, который согласовывается с органами
власти и управления, командованием соединений
и частей внутренних войск, органами Федеральной
службы безопасности и утверждается старшим
оперативным начальником. План может оформляться
на карте или схеме с краткой пояснительной
запиской, необходимыми расчетами и обоснованиями.
В период осложнения оперативной обстановки,
обусловленной проведением массово-политических,
зрелищных мероприятий, местной
территориальной милиции могут
придаваться дополнительные силы и
средства из других регионов, которые
во взаимодействии с другими субъектами
будут обеспечивать общественный порядок,
безопасность, в том числе и охрану
особо важных объектов.